Печатается по решению редакционно-издательского совета ИИПКРО. Рекомендовано к печати УМК ИИПКРО



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Печатается по решению редакционно-издательского совета ИИПКРО. Рекомендовано к печати УМК ИИПКРО



ББК 88.56

УДК 371.01

О 75

Авторский коллектив: Бабич О.И., кандидат психологических наук, доцент; Ковалева Е.Б., кандидат психологических наук, доцент; Ямщикова О.А., кандидат психологических наук, доцент, использованы материалы кандидатов психологических наук Барановой О.В., Ивановой М.В., Харченко В.Д.

Научный редактор: зав. кафедрой психологии, кандидат психологических наук, доцент Ковалева Е.Б.

Рецензенты: Боллигер Лариса Васильевна – кандидат психологических наук, доцент ИрГТУ, Удова Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент ВСГАО

Основы психологии семейной жизни: Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. - Иркутск: Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 2014. – 274 с.

Пособие предназначено для психологов, учителей, работников системы ДО и НПО, содержит необходимую информацию и методические материалы для подготовки и проведения уроков, практических и тренинговых занятий с обучающимися. Представленная редакция пособия является второй: переработанной и дополненной в соответствии с опытом преподавания данного курса педагогов Иркутской области. Пособие учитывает требования ФГОС нового поколения к развитию и воспитанию школьников. Данное пособие также может быть интересно студентам, обучающимся по психологическим и педагогическим специальностям.

ISBN 978-5-85827-726-2

© ИПКРО, 2014

© Авторский коллектив, 2014

ПРОГРАММА КУРСА

«Основы психологии семейной жизни»

Пояснительная записка

Семья единственная категория, которая не изменяла своего значения в жизни общества на протяжении многих веков. В условиях семьи человек формировался физически, психологически, интеллектуально, удовлетворял свои потребности, осуществлял присущие ему на том или ином этапе функции.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования второго поколения «направлен на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности». Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («Портрет выпускника основной школы»): осознающей и принимающей ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; уважающей других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.  Данные положения ФГОС могут быть реализованы в процессе преподавания основ психологии семейной жизни.

Характер семьи, ее духовное и нравственное здоровье во многом определяет характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие общества.

Необходимость введения образовательного курса «Основы психологии семейной жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего, это кризисные явления в жизни современной российской семьи: разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию. Наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия.

Аморфность системы ценностей, формирующейся в настоящее время в обществе, приводит к серьезным изменениям в целях и ценностях современной семьи. Традиционные семейные ценности теряют характер первостепенных нравственных ценностей. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения. Большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений. В этих условиях системе образования отводится особая роль по подготовке молодежи к семейной жизни.

Курс «Основы психологии семейной жизни» рассчитан на 72 часа, по 36 часов в 10 и в 11 классах.

Цель курса – формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей на основе развития у них адекватных брачно-семейных представлений.

 Программа курса составлена по принципу спиралевидного построения учебного материала, т.е. к одному и тому же содержанию педагог возвращается неоднократно, углубляя и расширяя представления учащихся о предмете изучения.

Программа включает следующие разделы: «Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества», «Психология межличностных отношений юношества», «Искусство быть супругами», «Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности», «Взаимоотношения поколений в семье».

В первом разделе курса «Семья в свете духовно-нравственных традиций общества» раскрывается зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества, рассматриваются основные функции семьи, нравственные нормы брака и их влияние на прочность семьи.

Во втором разделе «Психология межличностных отношений юношества» рассматриваются психологические особенности межличностных отношений юношества, нравственные основы взаимоотношений, особенности дружбы и любви в юношеском возрасте, многоаспектность понятия «готовность к браку».

Содержание последующего раздела «Искусство быть супругами» раскрывает психологические особенности молодой семьи; возможные трудности, характерные для периода адаптации молодых супругов; причины и пути профилактики семейных конфликтов.

Четвертый раздел «Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности» включает комплексные знания по гендерной проблематике: особенности психосоциального развития мужчин и женщин, биологическая и социально-психологическая обусловленность различий в поведении и реализации жизненных планов мужчины и женщины, стереотипы поведения в семье и ее морально-психологический климат, проблема психологической совместимости супругов.

Заключительный раздел «Взаимоотношения поколений в семье» посвящен изучению проблем семейного воспитания, вопросов, связанных с профилактикой нарушений детско-родительских отношений, формированием навыков конструктивного поведения и общения в семье.

В помощь педагогу, преподающему курс, подготовлен учебно-методический комплекс, который содержит:

· требования к знаниям и умениям учащихся по разделам;

· цели по темам;

· основные понятия по темам;

· рекомендации по проведению теоретических и практических занятий, материалы к ним;

· вопросы для самостоятельного размышления учащихся;

· рекомендуемая литература по темам;

· глоссарий;

· приложения.

Методика проведения занятий имеет свои особенности. В освоении учащимися содержания данного курса наряду с лекциями, диалогами, дискуссиями важная роль принадлежит практическим занятиям, проводимым с использованием активных методов обучения – это ролевые игры, «мозговой штурм», АКС (анализ конкретных ситуаций), тренинговые упражнения, тестирование с целью самопознания и др. Рекомендуется широкое применение технических средств, компьютерных технологий. Педагогу необходимо на каждом занятии стимулировать активное обсуждение рассматриваемой проблемы.

Предлагаемые в  методических рекомендациях материалы, их разнообразие и количество обеспечивают педагогу возможность выбора и вариативности обучения при проведении практических занятий.

С учётом того, что по отдельным проблемам курса теоретическая научная информация недостаточно разработана или неоднородна и противоречива, в учебно-методический комплекс включены приложения с теоретическими справками к темам «Мужские и женские роли в семье», «Незаменимость семьи в воспитании детей». В приложения также вынесены тексты бесед, опросников, тестов, практических упражнений, сценарии ролевой игры и тренинговых занятий.


Учебно-тематический план

Разделы и темы Кол-во часов

Год обучения

Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества 9
Тема 1.1. Исторические изменения семьи и брака 3
Тема 1.2. Функционально-ролевая структура семейных отношений 3
Тема 1.3. Основные ценности семьи 3
Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества 14
Тема 2.1. Межличностные отношения юношей и девушек 2
Тема 2.2. Дружба в юношестве 2
Тема 2.3. Любовь в юношеском возрасте 5
Тема 2.4. Готовность к браку 5
Раздел 3. Искусство быть супругами 12
Тема 3.1. Жизненный цикл семьи 3
Тема 3.2. Молодая семья 3
Тема 3.3. Психологически благополучная и неблагополучная семья 2
Тема 3.4. Семейные конфликты: причины и профилактика 4
Итоговый контроль 1
Всего за 1 год обучения: 36

Год обучения

Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности. 15
Тема 4.1. Мужские и женские роли в семье 5
Тема 4.2. Ожидания в семье и браке 5
Тема 4.3. Жизненные сценарии семьи и личности 5
Раздел 5. Взаимоотношения поколений в семье 20
Тема 5.1 Незаменимость семьи в воспитании детей 3
Тема 5.2. Проблема отцов и детей 4
Тема 5.3. Общение и взаимопонимание в семье. 6
Тема 5.4. Профилактика нарушений детско-родительских отношений 7
Итоговый контроль 1
Всего за 2 год обучения: 36
Всего по программе 72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (36 часов)



Читайте также:





Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.012 с.)