Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4.1. Мужские и женские роли в семье
Цели темы: сформировать у школьников представление о биологических и социальных причинах гендерных различий, о женственности и мужественности, а также помочь учащимся приобрести опыт осознания собственной гендерной идентичности и связанных с этим персональных гендерных стереотипов и предубеждений. Основные понятия: социальные стереотипы, предубеждение, социальная роль, гендер, гендерные стереотипы, гендерные ожидания. Методические рекомендации Уроки по данной теме рекомендуется проводить с использованием дискуссионных методов, лекционно- информационных блоков, ролевых игр, метода рефлексивного самопознания (опрос и анализ результатов), мозгового штурма, практических занятий. Изложение материала целесообразно начать с дискуссии, в процессе которой всем учащимся предлагается ответить на вопрос: Зачем человеку семья: мужской и женский взгляд на проблему?» (10-15 мин). Важно обсудить проблему значения семьи для мужчины и женщины. По итогам дискуссии, педагог должен подвести учащихся к выводу о том, что функции супругов в семье различаются также как и представления юношей и девушек об этих функциях. Как же добиться того, чтобы для обоих супругов семья выполняла главную задачу – была их «психологическим убежищем» в современном обществе, выполняя задачи моральной поддержки, понимания, заботы? Для этого, в первую очередь необходимо понимать и учитывать биологические и психологические особенности супругов. Давая общую характеристику таких особенностей, учитель может использовать информацию, приведенную в теоретической справке (Приложение 12). Практическое занятие 1. Планета мужчин и женщин Занятие проводится в форме ролевой игры. Данная игра способствует развитию ощущения принадлежности к своему полу, осознанию своей гендерной идентичности. В процессе игры необходимо обсудить понятия «мужественность», «женственность». Игра проводится в три этапа. Первый этап. Учащиеся делятся на 2 группы: «планету мужчин» и «планету женщин». Происходит «парад» планет, то есть каждая «планета» рассказывает о своих достоинствах и ценностях. Второй этап. Затем происходит смена планет. Планету мужчин представляют девушки, а планету женщин – юноши. Проводится «антипрезентация» планет: каждая планета говорит о недостатках и слабостях противоположного пола.
Третий этап. Далее «планеты» обсуждают, что мешает их сближению, взаимодействию. В процессе игры юноши и девушки, как правило, бурно обсуждают возникшие противоречия и обнаруживающиеся стереотипы восприятия о людях противоположного пола. По окончании игры педагог должен «погасить страсти» и, подводя итоги, обратить внимание учащихся на типичные противоречия и сложности взаимоотношений, на проблему непонимания людьми одного пола психологических особенностей представителей другого пола. С целью плавного перехода к следующему практическому занятию необходимо рассмотреть вопрос о психологических различиях между мужчинами и женщинами, раскрыть биологические и социально-исторические аспекты формирования гендерных стереотипов. Это важно для более глубокого понимания и анализа учащимися искаженных и оторванных от реальности «идеализированных» представлений о «настоящих» мужчинах и женщинах, внушаемых средствами массовой информации, рекламой, поп-культурой потребления (Приложение 13). Практическое занятие 2. Гендерные стереотипы Занятие предполагает комплексное использование активных методов обучения: самодиагностику, элементы дискуссии на основе знаний из собственного опыта, мозговой штурм, анализ стереотипов. Это позволит выявить гендерные представления учащихся, снять барьеры традиционного восприятия социальных ролей мужчин и женщин. Оснащение: большие листы бумаги; маркеры разных цветов, диагностические опросники. Упражнение «Диагностическое анкетирование» (7-10 мин). Занятие начинается с заполнения каждым учащимся опросника «Что я думаю о «женском» и «мужском» воспитании (Приложение 14). Цель – выявление индивидуальных гендерных представлений о «типично мужских» и «типично женских» чертах личности и семейных ролях. Учащиеся в течение 5-7 минут письменно отвечают на вопросы, но ничего не говорят вслух. Педагог объясняет учащимся, что анкета остается у них до окончания занятия, так как полученные результаты нужны для выполнения следующего упражнения (на ее основе организуется обсуждение представлений учащихся о гендерных различиях).
Упражнение «Перевертыши» (10 мин). Цель - анализ стереотипов, циркулирующих в однополых группах юношей и девушек. На листе бумаги, прикрепленном на доске, яркими маркерами в две колонки надо записать «типично мужские» и «типично женские» качества, которые участники зачитывают из своих заполненных анкет. Как правило, в каждой колонке оказывается от 10 до 30 качеств. Педагог обращает внимание группы на то, что это те представления, которые получены учащимися благодаря их собственному опыту. Затем проводится обсуждение: Какие из перечисленных качеств принадлежат только девочкам и женщинам, а какие – только мальчикам и мужчинам? Называя по порядку качества, записанные сначала в первой, а затем – во второй колонке, педагог просит всех подумать и ответить на вопросы: · Встречались ли вам женщины или мужчины с противоположными качествами (добрая – злая, умный – глупый, сильный – слабый, заботливая – эгоистка и т.д.)?; · Может ли этим же качеством обладать человек другого пола (может ли женщина быть мужественной, а мужчина – добрым и заботливым)? В процессе обсуждения учащиеся подводятся к выводу о том, что явными и бесспорными являются только физиологические различия. Все остальное – относительно, различия между людьми в одной половой группе (мужчин или женщин) могут превосходить различия между полами. Задача педагога – обратить внимание школьников на относительность этих представлений и на то, что реальные противоречия и разнообразие общественного поведения мужчин и женщин в жизни хорошо понимается всеми людьми, не зависимо от пола. Общество тяготеет к мифам о биологической предопределенности поведения людей. После этого педагог даёт первое определение понятия: «Гендер – это социальный пол». Он поясняет, что, когда мы говорим о мужчине или женщине, мы имеем в виду биологический пол. Но когда мы говорим о «женском» или «мужском» (чертах личности, профессиях, стандартах поведения), то имеем в виду социальные характеристики. Сегодня их принято называть гендерными. апример, чертах личностиоворим о мужчине или женщине, мы имеем в виду биологический пол. дущий щественного поведения мужчин и Упражнение «Мозговой штурм» (10 мин). Педагог предлагает учащимся обсудить вопрос «В каких сферах общество ждет разного поведения от мужчин и женщин?». Внимательно выслушивая все ответы, он фиксирует на доске самые главные мысли о разнице в «предназначениях» мужчин и женщин. Как правило, школьники говорят о том, что подобные ожидания касаются в первую, очередь, вопросов семьи и брака: внешнего вида, выбора профессии и участия в общественной жизни (политика, зарабатывание денег, отношение к армии и войне и т.д.) Педагог должен организовать обсуждение, стараясь употреблять вопросы: «Как вам кажется, почему…?», «Какой…?», «Как..?». Его задача – обратить внимание на разницу в ожиданиях общества относительно поведения мужчин и женщин. Можно также спросить учащихся: «Справедливо ли такое разделение в настоящее время? Много ли современных людей следуют этим стереотипам? Почему так?» Необходимо стараться экономить время и не отвлекаться на обсуждение тем, не касающихся указанных моментов напрямую. Поскольку данные вопросы являются одними из самых обсуждаемых в однополых группах сверстников, то педагог не должен попасться «на удочку» горячих межполовых споров, в которых будет обнаруживаться гендерные противоречия, существующие в представлениях юношей и девушек.
Упражнение «Цена стереотипа» (15 мин). В ходе этого упражнения учитель предлагает учащимся проанализировать наиболее распространенное стереотипное представление «Мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага». Для этого учащимся предлагается обдумать и назвать те выгоды и те потери, которые мужчины и женщины получают в связи с жестким выполнением ролей «кормильца» и «домохозяйки». Высказываемые по ходу обсуждения идеи заносятся в таблицу на доске. Например: а) если женщина должна со стопроцентным качеством выполнять роль домохозяйки, то … Она обеспечивает карьерный рост мужа (+), сама не имеет возможности стать хорошим специалистом (-); в случае, если муж хорошо зарабатывает – будет хорошо обеспечена (+); в случае развода лишается, как правило, всего и должна начинать жизнь «с нуля» (-); живет преимущественно интересами семьи (+); почти не имеет своих интересов (-) и т.д. б) если мужчина должен быть основным «добытчиком и кормильцем», то… Он должен много работать - сначала за двоих, а с рождением ребенка – и за троих человек (-); будет много получать (+), но придется много тратить (-); ему придется все больше времени проводить на работе и все меньше – в кругу семьи (-); он будет сильнее уставать (-) и т.д. Это упражнение вскрывает иллюзорный характер «мужских преимуществ», учащиеся открывают для себя высокую цену гендерного мифа для жизни и здоровья мужчин, а также социальную и личностную неустойчивость, узость жизненного пространства женщин. Задача педагога – исподволь подвести учащихся к основному выводу о том, что неосознанное следование гендерным стереотипам ограничивает самореализацию и жизненное пространство человека, ухудшает качество жизни и даже сокращает ее продолжительность. При обсуждении итогов необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что проблематика гендерного равенства в современном обществе необходима как для женщин, так и для мужчин, что важным требованием жизни в семье является требование равенства прав и обязанностей, взаимопомощи при решении семейных и профессионально важных для обоих супругов задач. Вопросы для размышления 1. Каковы ваши собственные представления о женственности и мужественности, о присущих мужчинам и женщинам чертах характера и особенностях поведения? 2. Как ваши собственные гендерные стереотипы проявляются в отношениях с близкими, друзьями? Как они могут повлиять на вашу дальнейшую жизнь? Рекомендуемая литература 1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексологизация детской субкультуры или горький вкус запретного плода // Мир психологии. 2000. №1. С.143-153. 2. Ивченкова Н.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. 2001. №3, С.49-57. 3. Каган В.Е. Подготовка девушек к супружеству. М., 1992. 4. Мухина В. Денисов А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: гендерные различия // Развитие личности. 2002. №1. С.119-137. 5. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.-СПб, 2005. 6. Практикум по гендерной психологии / Под ред.И.С. Клециной. СПб., 2003.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.014 с.) |