Тема 4.1. Мужские и женские роли в семье



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.1. Мужские и женские роли в семье



Цели темы: сформировать у школьников представление о биологических и социальных причинах гендерных различий, о женственности и мужественности, а также помочь учащимся приобрести опыт осознания собственной гендерной идентичности и связанных с этим персональных гендерных стереотипов и предубеждений.

Основные понятия: социальные стереотипы, предубеждение, социальная роль, гендер, гендерные стереотипы, гендерные ожидания.

Методические рекомендации

Уроки по данной теме рекомендуется проводить с использованием дискуссионных методов, лекционно- информационных блоков, ролевых игр, метода рефлексивного самопознания (опрос и анализ результатов), мозгового штурма, практических занятий.

Изложение материала целесообразно начать с дискуссии, в процессе которой всем учащимся предлагается ответить на вопрос: Зачем человеку семья: мужской и женский взгляд на проблему?» (10-15 мин). Важно обсудить проблему значения семьи для мужчины и женщины. По итогам дискуссии, педагог должен подвести учащихся к выводу о том, что функции супругов в семье различаются также как и представления юношей и девушек об этих функциях. Как же добиться того, чтобы для обоих супругов семья выполняла главную задачу – была их «психологическим убежищем» в современном обществе, выполняя задачи моральной поддержки, понимания, заботы? Для этого, в первую очередь необходимо понимать и учитывать биологические и психологические особенности супругов. Давая общую характеристику таких особенностей, учитель может использовать информацию, приведенную в теоретической справке (Приложение 12).

Практическое занятие 1.

Планета мужчин и женщин

Занятие проводится в форме ролевой игры. Данная игра способствует развитию ощущения принадлежности к своему полу, осознанию своей гендерной идентичности. В процессе игры необходимо обсудить понятия «мужественность», «женственность». Игра проводится в три этапа.

Первый этап. Учащиеся делятся на 2 группы: «планету мужчин» и «планету женщин». Происходит «парад» планет, то есть каждая «планета» рассказывает о своих достоинствах и ценностях.

Второй этап. Затем происходит смена планет. Планету мужчин представляют девушки, а планету женщин – юноши. Проводится «антипрезентация» планет: каждая планета говорит о недостатках и слабостях противоположного пола.

Третий этап. Далее «планеты» обсуждают, что мешает их сближению, взаимодействию.

В процессе игры юноши и девушки, как правило, бурно обсуждают возникшие противоречия и обнаруживающиеся стереотипы восприятия о людях противоположного пола. По окончании игры педагог должен «погасить страсти» и, подводя итоги, обратить внимание учащихся на типичные противоречия и сложности взаимоотношений, на проблему непонимания людьми одного пола психологических особенностей представителей другого пола.

С целью плавного перехода к следующему практическому занятию необходимо рассмотреть вопрос о психологических различиях между мужчинами и женщинами, раскрыть биологические и социально-исторические аспекты формирования гендерных стереотипов. Это важно для более глубокого понимания и анализа учащимися искаженных и оторванных от реальности «идеализированных» представлений о «настоящих» мужчинах и женщинах, внушаемых средствами массовой информации, рекламой, поп-культурой потребления (Приложение 13).

Практическое занятие 2.  

Гендерные стереотипы

Занятие предполагает комплексное использование активных методов обучения: самодиагностику, элементы дискуссии на основе знаний из собственного опыта, мозговой штурм, анализ стереотипов. Это позволит выявить гендерные представления учащихся, снять барьеры традиционного восприятия социальных ролей мужчин и женщин.

Оснащение: большие листы бумаги; маркеры разных цветов, диагностические опросники.

Упражнение «Диагностическое анкетирование»  (7-10 мин).

Занятие начинается с заполнения каждым учащимся опросника «Что я думаю о «женском» и «мужском» воспитании (Приложение 14). Цель – выявление индивидуальных гендерных представлений о «типично мужских» и «типично женских» чертах личности и семейных ролях. Учащиеся в течение 5-7 минут письменно отвечают на вопросы, но ничего не говорят вслух. Педагог объясняет учащимся, что анкета остается у них до окончания занятия, так как полученные результаты нужны для выполнения следующего упражнения (на ее основе организуется обсуждение представлений учащихся о гендерных различиях).  

Упражнение «Перевертыши» (10 мин).

Цель - анализ стереотипов, циркулирующих в однополых группах юношей и девушек.

На листе бумаги, прикрепленном на доске, яркими маркерами в две колонки надо записать «типично мужские» и «типично женские» качества, которые участники зачитывают из своих заполненных анкет. Как правило, в каждой колонке оказывается от 10 до 30 качеств. Педагог обращает внимание группы на то, что это те представления, которые получены учащимися благодаря их собственному опыту. Затем проводится обсуждение: Какие из перечисленных качеств принадлежат только девочкам и женщинам, а какие – только мальчикам и мужчинам?

Называя по порядку качества, записанные сначала в первой, а затем – во второй колонке, педагог просит всех подумать и ответить на вопросы:

· Встречались ли вам женщины или мужчины с противоположными качествами (добрая – злая, умный – глупый, сильный – слабый, заботливая – эгоистка и т.д.)?;

· Может ли этим же качеством обладать человек другого пола (может ли женщина быть мужественной, а мужчина – добрым и заботливым)?

В процессе обсуждения учащиеся подводятся к выводу о том, что явными и бесспорными являются только физиологические различия. Все остальное – относительно, различия между людьми в одной половой группе (мужчин или женщин) могут превосходить различия между полами.

Задача педагога – обратить внимание школьников на относительность этих представлений и на то, что реальные противоречия и разнообразие общественного поведения мужчин и женщин в жизни хорошо понимается всеми людьми, не зависимо от пола. Общество тяготеет к мифам о биологической предопределенности поведения людей. После этого педагог даёт первое определение понятия: «Гендер – это социальный пол». Он поясняет, что, когда мы говорим о мужчине или женщине, мы имеем в виду биологический пол. Но когда мы говорим о «женском» или «мужском» (чертах личности, профессиях, стандартах поведения), то имеем в виду социальные характеристики. Сегодня их принято называть гендерными.апример, чертах личностиоворим о мужчине или женщине, мы имеем в виду биологический пол. дущий щественного поведения мужчин и

 Упражнение «Мозговой штурм» (10 мин).

Педагог предлагает учащимся обсудить вопрос «В каких сферах общество ждет разного поведения от мужчин и женщин?». Внимательно выслушивая все ответы, он фиксирует на доске самые главные мысли о разнице в «предназначениях» мужчин и женщин. Как правило, школьники говорят о том, что подобные ожидания касаются в первую, очередь, вопросов семьи и брака: внешнего вида, выбора профессии и участия в общественной жизни (политика, зарабатывание денег, отношение к армии и войне и т.д.)

Педагог должен организовать обсуждение, стараясь употреблять вопросы: «Как вам кажется, почему…?», «Какой…?», «Как..?». Его задача – обратить внимание на разницу в ожиданиях общества относительно поведения мужчин и женщин. Можно также спросить учащихся: «Справедливо ли такое разделение в настоящее время? Много ли современных людей следуют этим стереотипам? Почему так?»

Необходимо стараться экономить время и не отвлекаться на обсуждение тем, не касающихся указанных моментов напрямую. Поскольку данные вопросы являются одними из самых обсуждаемых в однополых группах сверстников, то педагог не должен попасться «на удочку» горячих межполовых споров, в которых будет обнаруживаться гендерные противоречия, существующие в представлениях юношей и девушек.

Упражнение «Цена стереотипа» (15 мин).

В ходе этого упражнения учитель предлагает учащимся проанализировать наиболее распространенное стереотипное представление «Мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага». Для этого учащимся предлагается обдумать и назвать те выгоды и те потери, которые мужчины и женщины получают в связи с жестким выполнением ролей «кормильца» и «домохозяйки». Высказываемые по ходу обсуждения идеи заносятся в таблицу на доске.

Например: а) если женщина должна со стопроцентным качеством выполнять роль домохозяйки, то … Она обеспечивает карьерный рост мужа (+), сама не имеет возможности стать хорошим специалистом (-); в случае, если муж хорошо зарабатывает – будет хорошо обеспечена (+); в случае развода лишается, как правило, всего и должна начинать жизнь «с нуля» (-); живет преимущественно интересами семьи (+); почти не имеет своих интересов (-) и т.д.

б) если мужчина должен быть основным «добытчиком и кормильцем», то… Он должен много работать - сначала за двоих, а с рождением ребенка – и за троих человек (-); будет много получать (+), но придется много тратить (-); ему придется все больше времени проводить на работе и все меньше – в кругу семьи (-); он будет сильнее уставать (-) и т.д.

Это упражнение вскрывает иллюзорный характер «мужских преимуществ», учащиеся открывают для себя высокую цену гендерного мифа для жизни и здоровья мужчин, а также социальную и личностную неустойчивость, узость жизненного пространства женщин. Задача педагога – исподволь подвести учащихся к основному выводу о том, что неосознанное следование гендерным стереотипам ограничивает самореализацию и жизненное пространство человека, ухудшает качество жизни и даже сокращает ее продолжительность.

При обсуждении итогов необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что проблематика гендерного равенства в современном обществе необходима как для женщин, так и для мужчин, что важным требованием жизни в семье является требование равенства прав и обязанностей, взаимопомощи при решении семейных и профессионально важных для обоих супругов задач.

Вопросы для размышления

1. Каковы ваши собственные представления о женственности и мужественности, о присущих мужчинам и женщинам чертах характера и особенностях поведения?

2. Как ваши собственные гендерные стереотипы проявляются в отношениях с близкими, друзьями? Как они могут повлиять на вашу дальнейшую жизнь?

Рекомендуемая литература

1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексологизация детской субкультуры или горький вкус запретного плода // Мир психологии. 2000. №1. С.143-153.

2. Ивченкова Н.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. 2001. №3, С.49-57.

3. Каган В.Е. Подготовка девушек к супружеству. М., 1992.

4. Мухина В. Денисов А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: гендерные различия // Развитие личности. 2002. №1. С.119-137.

5. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.-СПб, 2005.

6. Практикум по гендерной психологии / Под ред.И.С. Клециной. СПб., 2003.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.022 с.)