Тема 1.3. Основные ценности семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.3. Основные ценности семьи



Цели темы: дать учащимся представление о ценностных ориентациях личности, взаимосвязи функций семьи с семейными ценностями, раскрыть содержание основных понятий, пробудить стремление к самопознанию.

Основные понятия: нравственный климат семьи, семейное воспитание, воспитание трудом, семейный досуг, потребности и бюджет семьи, эстетика быта.

Методические рекомендации

Теоретические аспекты темы целесообразно преподнести обзорно, настраивая учащихся на более подробное ознакомление с ними на последующих занятиях. Здесь важно показать взаимосвязь основных функций семьи, которые были изучены на предыдущем занятии, с семейными ценностями. Так, согласованы воспитательная функция и семейное воспитание с нравственным климатом семьи; досуговая функция проявляется в организации и проведении совместного времени членами семьи, их увлечениями (индивидуальными и общими). Экономическая и хозяйственно-бытовая функция связана с учетом потребностей семьи и её бюджетом.

В данном случае можно познакомить учащихся со схемой учета доходов и расходов денежных средств семьи и предложить простое задание – заполнить следующую таблицу.

Таблица 1.

Дни месяца Статьи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Доходы членов семьи                                  
Муж                                  
Жена                                  
Бабушка                                  
Дедушка                                  
Ежемесячные платежи                                  
Квартплата                                  
Электричество                                  
Газ                                  
Телефон                                  
Обучение детей                                  
Стоянка                                  
Лекарства                                  
Запланированные покупки                                  
Одежда                                  
Продукты                                  
Мебель                                  
Книги                                  
Отложили                                  

Кроме того, важно подчеркнуть, что общие семейные ценности складываются из гармоничного сочетания ценностей отдельных членов семьи. В противном случае эгоистические тенденции отдельных личностей будут разрушать общие семейные ценности.

На следующем уроке следует познакомить школьников с терминальными (ценности-цели) и инструментальными (ценности-средства) ценностями, которые образуют ценностные ориентации конкретной личности. В семейной системе ценности отдельных личностей должны быть согласованы, учтены и гармонично вписаны в общую структуру семейных ценностей.

Практическое занятие

Ценностные ориентации личности

Цель – определение ценностных ориентаций учащихся (самодиагностика).

Определить ценностные ориентации конкретного человека можно с помощью МИЦО – методики исследования ценностных ориентаций личности. Необходимо ранжировать 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей. Отметим, что возможно использование как 18-ти, так и 6-ти ранговой шкалы (инструкции по применению МИЦО даны в Приложении 3).

В результате работы с МИЦО можно нарисовать своеобразный ценностно-ориентированный портрет по следующей схеме: «главное в моей жизни - 1 и 2, если, конечно будут 3 и 4. 5 и 6 украшают мою жизнь, и, конечно, очень важно 7, хотя оно и не главное. Что касается 8, 9 и 10, то это было бы очень желательно, однако, это не всем удается. 11, 12, 13, 14, 15 и 16 могут даже и не быть в моей жизни. Но в чем я совершенно уверен, так это в том, что люди, живущие ради 17 и 18, ничего не стоят. Делать из этого цель существования просто недостойно».

Особое внимание надо обратить на разность рангов ценностей «работа» и «семья».

Вопросы для размышления

1. Какой образ жизни Вы ведете? Используйте простые любительские тесты, направленные на уточнение различных слагаемых предполагаемого образа жизни:

- Есть ли у Вас чувство времени?

- Как Вы относитесь к моде?

- Тест на отношение к жизни?

- Умеете ли Вы проводить свободное время?

2. Здоровье человека - истинная ценность. Каково ваше самочувствие?

3. Сколько денег вам необходимо в месяц для нормальной жизни?

4. Кем бы вы хотели быть через 5 лет? А через 10?

5. Есть ли у вас друзья? Широк ли их круг?

Рекомендуемая литература:

1. Дружинин В.И. Психология семьи - М.: Питер, 2006

2. Бестужев - Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра - М., 1979.

3. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни - М.: Просвещение, 1991

4. Сатир В. Вы и ваша семья - М., 2000.

Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества

Требования к знаниям и умениям

Учащийся должен:

· иметь представление: о нравственных основах взаимоотношений юношей и девушек, особенностях юношеской любви, о многоаспектности готовности к вступлению в брак, о мотивах вступления в брак;

· знать: современные психологические проблемы в области семейных отношений, значение основных понятий роль семьи в воспитании и формировании гармонично развитой личности, права и обязанности мужа и жены, отца и матери;

· уметь: различать товарищеские взаимоотношения и дружеские, дружеские и любовные, осуществлять самостоятельно выбор партнера, искать способы эффективного межличностного взаимодействия;

· владеть: навыками самопознания и анализа качеств, необходимых для конструктивного общения.

Тема 2.1. Межличностные отношения юношей и девушек

Цели темы: показать роль и значение конструктивного межличностного взаимодействия людей, особенности межличностных отношений юношей и девушек, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения, пробуждать стремление к самопознанию.

Основные понятия: межличностные отношения, симпатия, юность.

Методические рекомендации

Учащимся необходимо показать роль и значение юношеского возраста в развитии личности. Юность – пора активного социального взросления, расширения сферы межличностных отношений. В этот период появляются мотивы, отсутствующие у подростков: самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным) и связанный с ним интерес к учению; происходят существенные изменения в самосознании. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в молчании. Юноши значительно чаще чувствуют себя одинокими и непонятыми. Основная причина - невозможность выразить в общении всю полноту чувств.

Давая общую характеристику межличностных отношений, следует показать, что у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» – со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие. 

Характеризуя межличностные отношения и общение юношества как школу подготовки к семейной жизни, целесообразно подчеркнуть значение нравственной основы взаимоотношений юношей и девушек, развития эмоциональных отношений от симпатии до любви.

Завершая изучение теоретических вопросов, можно предложить учащимся небольшую мини-дискуссию на тему «Властвовать собою». Учащимся предлагается вспомнить наставление А. С. Пушкина: «Учитесь властвовать собою… к беде неопытность ведет» и ответить на вопрос: Какой смысл вы вкладываете в слова «властвовать собою». Затем учащиеся получают задание, в котором нужно закончить предложение «Властвовать собой – это…». Завершается мини-дискуссия коллективным обсуждением полученных вариантов окончаний предложения.

Практическое занятие

Упражнение «Мой портрет»

Учащимся предлагается составить собственный словесный портрет. Дается следующая инструкция: Сначала набросайте внешние приметы, опишите самые характерные особенности лица, фигуры, походки. Затем попытайтесь оценить черты, которые вам присущи. Подумайте над вопросами: В чем и насколько проявляется ваше осмысленное и целенаправленное руководство собственным поведением? Насколько вы осознает свои права, возможности, обязанности? В какую сторону устремлены ваши интересы и желания, как они соединяются с интересами семьи, друзей, близких? Далее учащиеся получают задание составить портрет идеального юноши (девушки), сопоставить эти два портрета (свой и портрет идеального юноши или девушки), определить меру различий между ними, обменяться мнениями. Задача педагога – деликатно подвести учащихся к выводу о необходимости систематической работы по совершенствованию своей личности.

Тест «Умеете ли вы слушать?»

Изучая черты характера, способствующие полноценному общению, целесообразно предложить учащимся провести тест, определяющий умение слушать (Приложение 4).

Выполнение указанных заданий способствует развитию навыков самопознания, стремления к самосовершенствованию.

Вопросы для размышления

1. Как соотносится ваше «я» с желаниями и возможностями других членов вашей семьи?

2. Сознаете ли вы, что от вашего отношения к родителям зависит их любовь и крепость их брака?

3. Согласны ли с утверждением, что семейные отношения – по существу «полигон» для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возрастов, разного пола, разных характеров, с людьми разного уровня образования и разных специальностей.

4. Согласны ли вы с высказыванием Н. Бердяева: «Есть тоска в юности. Эта тоска от нереализованности преизбыточных жизненных сил и неуверенности, что удастся вполне реализовать эти силы. Юность более тоскует, чем обычно думает»?

Рекомендуемая литература:

1. Абалкина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М., 1990

2. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.

3. Кон И.С. Дружба. – М., 1980.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1981.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1996.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994.

8. Юсупов И.М. Психология взаимоотношения. – Казань, 1991.

Тема 2.2. Дружба в юношеском возрасте

Цели темы: раскрыть сущность товарищества и дружбы как человеческих потребностей, социальных ценностей, межличностных отношений; показать особенности юношеской дружбы, развить умение определять, анализировать качества, характеризующие человека как друга, навык самопознания.

Основные понятия: дружба, дружеские взаимоотношения, товарищество.

Методические рекомендации

Давая общую характеристику дружбы в юношеском возрасте, необходимо:

· показать, что товарищество и дружба социальные ценности и основные виды межличностных отношений;

· дать определение дружбы, показать отличие дружбы от знакомства и приятельства;

· рассмотреть дружбу как школу самовоспитания и любви. 

Рассматривая основные характеристики дружеских взаимоотношений, их цели, содержание и регулирующие правила, следует акцентировать внимание учащихся на юношеских представлениях о дружбе, идеале друга, формирующимся в юношеском возрасте, различиях в проявлении дружбы у юношей и девушек.

При раскрытии этого вопроса следует подчеркнуть, что развитие дружбы предполагает следование ее неписаному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьёзные нарушения кодекса дружбы ведут либо к ее прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным приятельским отношениям.

Целесообразно обсудить такие особенности дружбы в юношеском возрасте, как идеализация друзей и самой дружбы, эмоциональность, и особо выделить одну из функций дружбы – поддержание самоуважения личности.

Важно подчеркнуть, что дружба в юности – это этап на пути развития дружеского общения, подлинная глубина которого раскрывается у взрослых людей, достигших социальной зрелости. Изложение теоретического материала желательно проиллюстрировать примерами из юношеской дружбы и в заключении предложить учащимся ответить на следующие вопросы: Чем отличается дружба взрослого человека от дружбы в юности? Часто ли встречается настоящая дружба?

Практическое занятие

Упражнение «Я как друг»

Работа проводится в два этапа. Сначала учащиеся осуществляют самодиагностику с помощью теста «Я как друг» (Приложение 5), обрабатывают полученные данные, после чего им предлагается (исключительно по желанию) обменяться впечатлениями, возникшими в связи с результатами тестирования: Какие из выявленных качеств личности знакомы? Что явилось для них неожиданным?

Затем школьники выполняют задание, в котором требуется закончить следующее предложение: «Друг – это тот, кто…». По окончании педагог организует обсуждение выполненного задания и предлагает учащимся на основе полученных ответов составить словесный портрет идеального друга.

Вопросы для размышления

1. С кем и как складывались ваши школьные привязанности? Что влекло к друзьям, что отталкивало? Пытались ли преодолеть отчуждение или покорно принимали уход друга?

2. Какие цели преследовали, вступая в компанию? Удавалось ли заявлять свою точку зрения или молча принимался общий стиль поведения «группы»?

3. Какие качества характера дружба развила, усовершенствовала, какие исказила?

Рекомендуемая литература:

1. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.

2. Кон И.С. Дружба. – М., 1980.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1982.

4. Ковалев С.В. Психология современной семьи. –М.: Просвещение, 1988

5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1996.

7. Юрчук В.В. Современная психология общения женщины с мужчиной. – Минск, 2000.

Тема 2.3. Любовь в юношеском возрасте

Цели темы: раскрыть личностную и социальную значимость любви как высшего человеческого чувства, охарактеризовать основные черты подлинной любви, зависимость характера и глубины этого чувства от уровня развития личности, охарактеризовать нравственную сущность культуры поведения влюбленных. 

Основные понятия: любовь, способность любить, самоотдача в любви.

Методические рекомендации

Раскрывая тему, условно можно выделить три основных вопроса:

· любовь как высшее человеческое чувство;

· первая любовь;

· культура поведения влюбленных.

Занятие целесообразно начать беседой, поставив перед учащимися такие вопросы: В чем, по-вашему, состоит сходство между дружбой и любовью? Почему дружбу можно назвать школой любви? В чем смысл понятии «любовь»? Тактично отметив наиболее удачные ответы учащихся, педагог предлагает поразмыслить над этими вопросами в течение всего занятия.

При рассмотрении этого вопроса следует иметь в виду, что слово дружба в юношеском возрасте является лишь завуалированным словом любовь. Потребность в дружбе с противоположным полом выражает потребность в любви: жажда эмоционального контакта, понимания, душевной близости.

Давая характеристику любви, важно подчеркнуть следующие моменты:

· любовь – сложнейшее человеческое чувство, сочетающее потребность быть любимым и способность любить;

· любовь как глубокое чувство между членами семьи, близкими людьми, как привязанность одного человека к другому, соотношение дружбы и любви;

· любовь – основа брака, супружеской гармонии.  

Особое внимание следует уделить глубине раскрытия понятия любви. Важно проанализировать любовь как чувство, искусство, способность, отношение. Дошкольникам нужно донести, что богатство любви зависит от богатства внутреннего мира личности и что развитая способность любить является выражением высшего уровня развития личности.

 Касаясь первой любви, целесообразно подчеркнуть особенности юношеской любви, важность умения различать любовь и другие чувства – симпатию, интерес, влюбленность, подчеркнуть необходимость бережного отношения к дружбе и любви.

Говоря о культуре поведения влюбленных, следует подробно остановиться на таких вопросах, как  нравственные основы взаимоотношения влюбленных, характерные черты поведения влюбленных, взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны, уважительное, бережное отношение к чувству представителя противоположного пола. Следует также подчеркнуть духовную ранимость друзей и любящих, необходимость бережного отношения к дружбе и любви.

Педагогу нужно помнить, что тема «Любовь в юношеском возрасте» является значимой и интимной, ее рассмотрение с применением активных методов обучения должно осуществляться трепетно и бережно, с максимальным педагогическим тактом. Поэтому набор методов оказывается сравнительно ограниченным. Одним из методов можно предложить групповую дискуссию на темы любви, взаимоотношений двоих, будущего, которое ожидает влюбленных и т. д.

После дискуссии можно предложить учащимся следующее задание: 

Вспомните все длительные и мимолетные отношения, осветившие вас светом поэтического увлечения. Попробуйте определить, что это было: прелюдия любви или – ваша Первая любовь? Не важно, было ли это увлечение реальным человеком или героем произведения искусства. Что оно изменило в вашем характере, взгляде на окружающий мир, на людей, сверстников? Что вы сами сделали, чтобы подольше сохранить след этой любви, ее тепло в душе?

Работа над заданием завершается обменом мнениями учащихся.

Практическое занятие

Упражнение «Любовь к себе»

Учащимся предлагается выполнить тест (Приложение 6), согласно следующей инструкции: Все мы хотим любить и быть любимыми, но при этом часто забываем об одной простой вещи – все начинается с себя. И поэтому тот, кто не умеет любить себя, а это значит – уметь принимать себя таким, какой есть, обращать внимание на свои положительные стороны, а не наоборот, как это мы часто делаем, никогда не сможет по-настоящему полюбить другого.

После того, как задание будет выполнено, целесообразно провести по результатам тестирования обмен мнениями (по желанию учащихся).

Упражнение направлено на развитие навыка самопознания, умения оценивать самоотношения.

Вопросы для размышления

Согласны ли вы со следующими утверждениями:

1. Давание побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь. В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь. (Э. Фромм).

2. В любви, как в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и смелость, и даже гнев и ненависть. (К.Д. Ушинский).

3. Счастье душа познает лишь любя. (Гете).

Рекомендуемая литература:

1. Абалкина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М., 1990.

2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Навстречу друг другу. Минск. 1992.

3. Безруких М.М. Я и другие, или правила поведения для всех. М., 1991.

4. Кофта К. Как мужчину завоевать, удержать и расстаться. М., 1993.

5. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность. – Л., 1984.

6. Сатир В. Вы и ваша семья. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.

7. Скинтер Р., Клинз Дж. Семья и как уцелеть. – М., 1995.

8. Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. – М., 1990.

Тема 2.4. Готовность к браку

Цели темы: дать учащимся представление о браке, нравственно-этических основах вступления в брак, многоаспектности готовности вступления в брак, содействовать формированию умения анализировать черты характера, свойства личности необходимые для счастливой семейной жизни.

Основные понятия: брак, брачный возраст,готовность к браку, мотивы вступления в брак.

Методические рекомендации

Раскрывая тему, следует показать учащимся многоаспектность готовности к вступлению в брак (физическую, социальную, этико-психологическую готовность), значение взаимного чувства любви, уважения и доверия избраннику – как неотъемлемого признака совместимости будущих супругов, а также значение общности их взглядов на предназначение семьи. При этом важно подчеркнуть, что наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое определяет основные гражданские права и обязанности членов семьи друг перед другом.

Задача педагога донести до учащихся мысль о том, что представление о личностных характеристиках будущего спутника жизни у молодых людей зачастую расходится с качествами, которые традиционно ценятся у партнеров по общению.

Одним из ключевых вопросов темы является вопрос о возможных мотивах вступления в брак. Ему необходимо уделить достаточно времени и внимания.

Учёные выделяют следующие мотивы вступления в брак:

· брак по любви;

· брак по стереотипу: подражание и конформизм (быть как все);

· боязнь одиночества;

· брак из «мести»: брак с любимым человеком по определенным причинам невозможен, и супружеский союз создается с другим претендентом на руку и сердце, чтобы, во-первых, избежать одиночества, а во- вторых, доказать свою объективную привлекательность;

· брак по легкомыслию;

· брак, связанный с удовлетворением потребности молодых людей в самоутверждении путем повышения своего социального статуса, а также освобождение из-за опеки родителей;

· «вынужденный брак», спровоцирован дбрачной беременностью невесты.

В ходе проработки теоретического материала педагог должен подвести учащихся к выводу о важности психологической готовности молодёжи к браку, предполагающей наличие у будущих супругов глубокого, проверенного чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности; общность взглядов на содержание семейной жизни и идеал семейного счастья.

Практическое занятие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.14 (0.073 с.)