Практическое занятие «Пути согласия»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие «Пути согласия»



Данное занятие поможет учащимся осознать проблемные сферы будущей семейной жизни, понять, что любые семейные проблемы могут быть решены благодаря обоюдным усилиям супругов. Занятие проводится в несколько этапов.

Первый этап (5 мин). Педагог объясняет учащимся содержание понятия семейного договора как системы правил, которые супруги договариваются выполнять при любых обстоятельствах. Здесь важно будет подчеркнуть, что установление согласия в семье возможно только через проявление мудрости и доброжелательности хотя бы одного из супругов, а также через сотрудничество и проявление в поведении понимания и принятия чувств партнера.

Так, например, очень многое зависит от искусства общении в семье, основу которого составляет стремление сгладить назревающий семейный конфликт, а не разжигать его; умение воспринимать супруга таким, какой он есть, видеть в первую очередь положительное, а не выпячивать его недостатки, преувеличивая их значение; стремиться видеть источник своего раздражения прежде всего в себе самом, а не в партнере. Очень важно не позволить себе опускаться до употребления оскорбительных выражений. В связи с этим следует чётко разграничить понятие прав и обязанностей будущих супругов; выяснить, может ли быть так, что у одного из них будет больше обязанностей, а у другого прав. С этой целью нужно провести групповую рефлексию «Права личности».

Второй этап (10 мин). Проводится групповое упражнение «Мои права личности», способствующее осознанию необходимости достойно пользоваться правами человека – женщины или мужчины в отношениях с другими людьми. 

Оснащение: заранее заготовленные для каждого участника 2 листа бумаги. На одном из них – текст «Мои права». Учащиеся получают лист с текстом и знакомятся с ним.

Мои права

«Я выскажу свое мнение, понравится тебе это или нет:

· Я имею право на уважительное отношение к себе.

· Я имею право не брать на себя ответственность за твои проблемы и твое грубое поведение.

· Я имею право разозлиться.

· Я имею право сказать «нет».

· Я имею право делать ошибки.

· Я имею право на чувства, на собственное мнение и протест.

· Я имею право менять свое мнение или принять решение, отличающееся от того, которое ты предлагаешь.

· Я имею право обсудить с тобой все условия, касающиеся наших взаимоотношений.

· Яимею право попросить то, что я хочу.

· Я имею право протестовать против твоего несправедливого обращения или критики.

Это мои законные права и их необходимо уважать» (по: Форвард С., Торрес Дж. Люблю и ненавижу. – М., 1997, С.232).

Затем педагог задает учащимся вопрос: У всех есть права?

Когда выясняется очевидная истина, что у всех, то задается следующий вопрос: Почему же тогда люди их нарушают? Чтобы это выяснить, проводится опыт. Каждый ученик получает по листку бумаги. Все листы одинаковые. По просьбе учителя учащиеся закрывают глаза. Преподаватель предлагает выполнить ряд действий с листом бумаги: 1) сложите лист вдвое; 2) еще раз сложите лист пополам и оторвите верхний правый угол; 3) снова сложите пополам и снова оторвите верхний правый угол; 4) теперь сложите лист по диагонали и оторвите нижний угол.

Откройте глаза, разверните ваши листы. Посмотрите на листы других учеников. Вы выполняли одни и те же команды, но получили разные результаты. Чем это можно объяснить?

Предполагается свободное обсуждение учащимися вопроса, в котором, как правило, активизируются моменты, лежащие в основе гендерных предубеждений в однополых группах. Здесь важно не допустить слишком бурного столкновения мнений и подвести учащихся к выводу о том, что у обоих партнеров в браке имеются равные права, но при этом взаимная любовь и поддержка являются основой уважительного отношения друг к другу даже в ситуации конфликта. Ученики же получают очень важный опыт саморефлексии и анализа тех наблюдений, которые почерпнуты ими из их жизненного опыта, в том числе опыта жизни в родительской семье. Зачастую этот анализ сопровождается небезболезненными переживаниями учащихся, который педагог должен отслеживать и при необходимости оказать поддержку и помощь.

Третий этап (10 - 12 мин). Учащимся предлагается выполнить упражнение «Уважение».

Инструкция. На чистом листе бумаги начертите 3 окружности. Внутри первой из них напишите «Когда я уважаю другого, то…» Внутри второй: «Когда другой уважает меня, то…» Внутри третьей: «Когда я уважаю себя, то…»

Теперь надо превратить эти окружности в солнышки. Для этого от первой из них отведите лучик и продолжите фразу: «Когда я уважаю другого, то… я его внимательно слушаю». От каждой окружности отведите столько лучей, сколько раз вы сможете продолжить предложенные выше фразы. (15 минут).

По истечении времени (5 мин) группа делится на микрогруппы, в которых обязательно должны быть и юноши, и девушки. В микрогруппах идет обсуждение результатов: сначала по первому блоку, затем по второму и третьему. После этого этапа работы все участники возвращаются в общий круг и получают возможность высказаться о том, какие открытия им удалось сделать в процессе выполнения задания. Как правило, в этом задании учащиеся определяют для себя важные моменты поведения, отражающие для партнера по общению и будущего супруга уважительный стиль общения.

Задача педагога заключается в том, чтобы при подведении итогов выделить самые важные моменты группового обсуждения и озвучить правила уважительного поведения: умение слушать и слышать, отказ от употребления грубых слов, уважение к ценностям и желаниям партнера и т.д. Однако, кроме уважения, в семье должна быть любовь. Как же она влияет на стиль поведения будущих супругов? Для выяснения этого вопроса учащимся предлагается еще одно упражнение (это следующий этап занятия).

Четвертый этап.

Упражнение «Любовь»

Инструкция к данному упражнению аналогична той, которой учащиеся руководствовались, выполняя упражнение «Уважение». Только теперь предстоит продолжить фразы, заменяя уважение на любовь. Анализ индивидуальной и групповой работы проводится так же, как и в предыдущем задании. Педагог предлагает учащимся ответить на вопрос: «Как вы полагаете, есть ли различия в понятиях «уважение» и «любовь»?

Как правило, школьники приходят к выводу, что различия существуют, а именно уважение предшествует любви. Важно, завершить занятие, подведя учащихся к итоговому выводу - с уважения человека начинается соблюдение его прав:

· Мое право ограничено тем, кто рядом.

· Мое право кончается тем, где начинается право другого человека.

· Понимание этих прописных истин лежит и в основе взаимодействия между супругами и, в общем, между мужчинами и женщинами вообще.

Желательно заранее подготовить плакат с этими правилами и открыть его при проведении итогов занятия.

Кроме того, в рамках этой темы можно провести ещё одно практическое занятие, посвященное самодиагностике учащихся. Обсуждение полученных результатов дает ученикам возможность закрепить полученные на предыдущих занятиях знания, а педагог получает возможность проследить изменения, происходящие в представлениях учащихся о сути семейных отношений. Для этого можно использовать популярные «околопсихологические» опросники готовности к браку и распределения семейных ролей (Приложение 15 и 16).

Вопросы для размышления:

1. Какова, по вашему мнению, роль проявлений чувства любви и уважения в поведении членов семьи? Как это влияет на поведение в семейном конфликте?

2. Необходим ли, по вашему мнению, семейный договор о правах и обязанностях супругов? Как это может влиять на прочность семейных отношений?

Рекомендуемая литература:

1. Аватер И. Я вас слушаю М.,1998.

2. Белинская Е.П., Куликова И.В. Представления подростков о своем социальном будущем // Мир психологии. 2000. №14. С.135-147.

3. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М.,1997.

4. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1998.

5. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.-СПб, 2005.

6. Добрович А. Общение: наука и искусство. М.,1996.

7. Каган В.Е. Подготовка девушек к супружеству. М., 1992.

8. Махова Г.В. Особенности процессов рефлексии в подростковом возрасте // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 2001.№2. С.79-84.

9. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. М.,2002.

10. Шапиро Б.Ю. Психолого-педагогические аспекты подготовки молодежи



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.008 с.)