Социально-психологический тренинг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологический тренинг



Цель тренинга состоит: а) помощь человеку в юношеском возрасте самостоятельно определить и при необходимости изменить (пересмотреть) свою “Я”-концепцию, т.е. лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность; б) опосредованная работа с психологическими защитами через работу с самосознанием испытуемых, укрепление его структурных компонентов (одним из объективных критериев в данном случае является самооценка).

Задачи тренинга:

· развитие эмоциональности - от простого узнавания и выражения разнообразных эмоциональных состояний к осознанию и вербальному определению их у себя и другого человека;

· развитие способности к пониманию и управлению своими физическими состояниями - от ощущения своего физического состояния дискомфорта и напряжения к использованию мышечной релаксации; от осознания угрозы к пониманию необходимости защищаться;

· развитие способности к психологической защите.

Развитие последней способности осуществляется:

а) через укрепление социального “Я” (от осознания возможности психологического противостояния к осознанию неадекватности своей защитной реакции, вариативности решения проблемной ситуации с помощью способов психологической защиты, к выбору адекватного способа психологической защиты и конструктивного поведения);

б) через укрепление личностного “Я” (от дифференциации себя как личности и ощущения “Я” и не “Я” к осознанию, что “Я” -это много “Я”, к переживанию положительного отношения к себе - “Я достоин, чтобы меня любили”, к принятию себе: “Я рад, что Я есть Я”).

   Объектом воздействия является самосознание человека, включающее сложную совокупность “Я”-образов и многоуровневое строение.        

   Тренинговая работа включает два этапа: ориентировочный и развивающий.

Первый этап ориентировочный (2-4 часа). На этом этапе основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.

Второй этап развивающий (4-6 часов). Этот этап ориентирован на повышение собственной значимости, ценности, повышение и закрепление самопонимания в целях укрепления “Я”-концепции и актуализации личностных ресурсов

Содержание занятий

Занятие 1

Тема занятия: “ Здравствуйте, меня зовут...”

Оборудование: бумага, краски, кисти для рисования, ручка, блокнот (маленький), резиновый мячик.

1. “Знакомство”.

2. Правила нашей группы

3. “Мы похожи и различаемся”.

4. “Без маски”.

5. “Мой портрет в лучах солнца”.

6. “Принятие себя”.

7. “Я самый...”.

8. Игра “Крокодил”.

9. “Золотая рыбка”.

10. “Чистка луковицы”.

11. “Откровенно говоря...”.

12. Подведение итогов.

13. “Прощание - шарик”.

Занятие 2

Тема занятия:  “Ты помнишь меня?

 Я бываю и таким...”

Оборудование: ручка, блокнот (маленький), цветные маркеры (черный и красный), резиновый мячик.

1. “Приветствие”.

2 Правила нашей группы

3. “Мои сильные стороны”.

4. “Волшебный магазин”.

5. Дискуссия.

6. “Приятный цвет”.

8. “Чемодан”.

9. Игра “Скульптура”.

10. “Маленькие радости”.

11. Подведение итогов.

12. “Откровенно говоря”.

13. “Прощание - шарик”

Занятие 3

Тема занятия: “Я говорю нет неконструктивным  защитам и неадекватной агрессии”.

Оборудование: ручка, блокнот (маленький), ватман, краски, кисти для рисования, ручка, резиновый мячик, муляж дерева.

1. Приветствие.

2. Правила нашей группы.

3. “Азбука характера”.

4. “Рассказ от имени предмета”.

5. “Телефонограмма”.

6. “Секрет”.

7. “Скажи мне, кто твой друг”.

8. “Три года”.

9. Игра “Палочки”.

10. “ Картина группы”.

11. Подведение итогов.

12. Ожидания и перспективы.

13. “Дерево пожеланий”.

Сценарий тренинга

Занятие 1.

Тема занятия: “ Здравствуйте, меня зовут...”

1. “Знакомство”. В начале нашей работы я предлагаю каждому из вас оформить визитку, где будет указано ваше тренинговое имя. Вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого и т.п. Предоставляется полная свобода выбора. Эти визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

После того как все будут готовы, каждый по кругу представит себя. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.п.), которые действительно отличают вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

Правила нашей группы

1. Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все. Активность членов группы - эта норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом.

2. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.

3. Обсуждению подлежит только то, что происходит "здесь и сейчас".

4. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся "личных" жизненных историй каждого, не выносится за пределы круга.

5. Правило конструктивной обратной связи. Говорит о поведении, а не о личности. Анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать не дифференцированно. Например, “мне не нравится твоя манера общения”.

6. Правило персонификации высказываний. Для более открытого общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрыть собственную позицию, и тем самым уходим от ответственности за свои слова. Высказываемся типа “я считаю, что...”, “я думаю...”, “Оля не поняла меня”.

7. Правило уважения к говорящему человеку. Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку сказать то, что он хочет. И лишь после это мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним. Соблюдение этих правил необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы.

Следующие, что предстоит вам это выбрать форму общения: по имени на "ты" или по имени на "вы"

3. “Мы похожи и различаемся”. Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. И сделаем мы это следующим образом. Я буду предлагать подменятся местами всем тем, кто обладает каким-то умением или какими-то различиями. Например, когда я скажу: “Пересядьте все те, кто умеет водить машину”, все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами.

4. “Без маски”. Все члены группы по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке. Высказывание должно быть искренним, на пределе откровенности, “открытости”. Старайтесь избегать “шаблонных” высказываний.

5. “Мой портрет в лучах солнца”. Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше. На это вам 5 минут.

Теперь каждый по кругу зачитывает свой список достоинств, если считает нужным, то поясняет его, и выделяет главное достоинство.

6. “Принятие себя”. Давайте поборемся с некоторыми нашими недостатками и привычками, о которых вы хорошо знаете. Для этого на листе бумаги в колонку выпишите свои недостатки, предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На это вам 5 минут. Не жалейте себя, заполняя колонку недостатков, поскольку недостатки есть у всех и в этом нет ничего страшного.

Теперь каждый по кругу зачитывает свой список недостатков, если считает нужным, то поясняет его, и обязательно выделяет свой главный недостаток.

Домашнее задание: нарисуйте дома свои (свои) главные недостатки и на обратной стороне напиши все свои чувства, эмоции, ощущения, которые испытывали при прорисовывании.

7. “Я самый...”. Верить в свою исключительность необходимо любому человеку. И сейчас вам предлагается подумать, в чем проявляется она у вас. Итак, продолжите фразу: "Я самый...", при этом аргументируя свое утверждение, например: "Я самый сильный, так как всегда выигрываю на соревнованиях по армрестлинг " и т.п. Подумайте немного.

Затем все по мере психологической готовности выступают перед группой, доказывая свою исключительность в той области, которую избрали для себя (или сразу в нескольких областях). Участники имеют право задавать вам любые вопросы, подвергая сомнению эту исключительность, требуя аргументов в пользу того или иного утверждения.

8. Игра “Крокодил”. Сейчас вам предлагается немного отдохнуть. Для этого группа разбивается на две команды. Каждая по очереди загадывают какое-либо слово или понятие и сообщает его одному члену другой команды. Он не может сказать "своим", что это за слово, и только тогда, когда ему его группа задает вопросы, он жестами и мимикой должен изображать это слово или понятие. Время для отгадывания каждого понятия - несколько минут. Участие принимают все.

9. “Золотая рыбка”. Каждый из вас знает сказку А.С.Пушкина о старике и золотой рыбки. Вспомнили? Теперь каждый из вас перед группой делает короткое сообщение на тему: “Какие три желания я попросил бы исполнить золотую рыбку, попадись она мне в руки”.

При обсуждении ответьте на вопросы: “Легко ли было выбрать три желания? Не остались ли какие-то желания забытыми? Можете ли вы сами что-либо сделать для выполнения ваших желаний? Может ли ваши желания выполнить кто-нибудь другой, помимо золотой рыбки?”.

10. “Чистка луковицы”. Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее “Я”. Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Рассмотрите его внимательно. Запомните его. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего внутреннее “Я”. Просто наблюдайте за этим образом “Я”, до тех пор, пока не дойдете до последнего слоя. Если готовы, то открывайте глаза. Теперь зарисуйте свою луковицу.

При обсуждении обращаем внимания на то, нравится или нет полученный (нарисованный) образ.

11. “Откровенно говоря...”. Пожалуйста, расскажите о тех изменениях, которые произошли в вас и в вашем поведении с момента начала нашего тренинга. Используйте для этого следующий шаблон:

В начале тренинга я была (был)...........................

Потом я..................................................................

Теперь я..................................................................

12. Подведение итогов. По окончанию занятия тренер благодарит всех участников тренинга за проделанную работу, говорит пожелания на будущее. Дальше предлагает высказать свое мнение и особенно, если что-то в душе осталось неприятное и тревожное. Не уносите домой камень за пазухой. Выскажитесь вслух прямо сейчас. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово?

13. “Прощание - шарик”. Для того чтобы группа отдохнула и рассталась в хорошем настроении можно выполнить упражнение "Шарик". Для этого все члены группы должны встать в круг, вытянуть руки вперед ладонями вниз так, чтобы они касались друг друга и образовали небольшой круг. Тренер берет мяч и кладет его на свои руки, а затем перекатывает на руки другого участника.

И так по кругу. Главное чтобы при перекатывании с одних рук на другие мяч не упал!

Занятие 2

Тема занятия: «Ты помнишь меня?           Я бываю и таким...»

Встречу начинает тренер со слов приветствия, например: “Здравствуйте. Мне приятно вновь видеть вас на нашем тренинге. Я надеюсь, что вы пришли в хорошем настроении и настроены на дальнейшую работу. И так мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями”.

1. “Приветствие”. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращаетесь (о них мы говорили на предыдущем занятии) или, если забыли, сделайте комплимент. Разумеется, обращение начинается с имени, которое написано на визитке данного человека. Пример такого приветствия: "Здравствуй, Алеша, я рад тебя видеть! Я помню, что твоей отличительной чертой является принципиальность".

2. Сейчас давайте вспомним правила нашего тренинга:

• Правило активности.

• Правило искренности.

• Обсуждению подлежит только то, что происходит "здесь и сейчас".

• Правило конфиденциальности.

• Правило конструктивной обратной связи.

• Персонификации высказываний.

• Правило уважения к говорящему человеку.

Соблюдение этих правил необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы.

Проверка домашнего задания. Каждый из участников должен рассказать о своем рисунке и обязательно проговорить свои чувства. Хорошо, когда негативные чувства трансформируются в позитивные. В этом случае можно говорить о положительной динамике.

3. “Мои сильные стороны”. У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. Сейчас в течение 5 минут вы составите список своих сильных сторон. Вы можете также (в стороне), отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотели выработать их в себе.

Затем каждый по кругу озвучит свои записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких "но..." и т.п. Учащиеся могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть отведенного времени пройдет в молчании. Если вы не хотите объяснять, почему считаете те или иные качества своей точкой опоры, сильной стороной, вы можете отказаться. Достаточно того, что вы сами в этом уверены.

4. “Волшебный магазин”. Если вы помните, то на предыдущем занятии вы определяли свои сильные и слабые стороны личности. Вспомнили? Теперь представьте себя в волшебном магазине, где продавец волшебник и где в обмен на те качества (ум, смелость, честность, или лож, лень, занудство, равнодушие и т.п.), которые вы считаете в избытке, или те, от которых вы хотели бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нужные для себя.

Продавец. Добро пожаловать! Здесь вы можете получить все, чего вы хотите от жизни. Но есть одно условие: за выполнение каждого желания вы должны отдать что-либо или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может сказать, чего он хочет. Я задам ему только один вопрос: Что ты отдашь за это?. Он должен решить, готов ли он отдать что-либо, и что именно это будет.

В заключении мы обсудим, что каждый из нас пережил, поделимся своими ощущениями от упражнения, обменяемся мнениями по вопросу: Любое ли человеческое качество ценно?

5. Дискуссия. Вашему вниманию предлагается притча “Ворона и павлин” Носсрата Пезешкиана. Пожалуйста, прослушайте внимательно.

В парке дворца на ветку апельсинового дерева села ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: “Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее оперение - что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица”, ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: “Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле, я - все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравиться людям.

Каково Ваше впечатление? Кому вы больше симпатизируете павлину или вороне?

При выполнении этого задания человеку необходимо аргументировать принятую им сторону. В заключении тренеру следует отметить, что с данным поведением мы встречаемся в настоящей жизни и играем такие же роли. Обязательно нужно подчеркнуть мораль притчи (в идеале участники группы должны сами проговорить мораль).

6. “Приятный цвет”. Здесь приготовлены карточки разного цвета. Посмотрите внимательно на них и выберите цвет, который вам нравиться в данный момент. Не обязательно выбирать цвет, который вам вообще нравиться. Сконцентрируйтесь на тех переживаниях, которые приносит вам цвет здесь и сейчас. Возьмите выбранный цвет в руки и сконцентрируйтесь на нем.

Теперь по кругу расскажите, пожалуйста: Какие эмоции, ощущения вызывает у вас выбранный вами цвет? С какими образами он у вас ассоциируется?

7. Игра “Счет до десяти”. Все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу “начали” следует закрыть глаза, опустить голову вниз и сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать вы будете по очереди. Кто-то “один”, другой - “два”, третий - “три” и т.д. Однако в игре есть правило: слово должен произносить только один человек и каждый, у кого число делится на 3, должен выйти из круга. Если два человека одновременно выйдут или кто-то выйдет неправильно, счет начинается сначала. Все ясно? Начинаем?

8. “Чемодан”. Сейчас один человек выходит из комнаты, а остальные начинают “собирать ему в дальнюю дорогу чемодан”. В этот “чемодан” складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, т.е. те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке.

Но обязательно “отъезжающему” напоминают о том, что будет мешать ему в дороге, т.е. о его отрицательных качествах, с которыми ему необходимо расстаться, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной. Поэтому нам необходимо выбрать “секретаря”, который на листе бумаги будет записывать для каждого (вышедшего из комнаты) все положительные и отрицательные качества, названные группой.

Мнение того или иного участника должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается “секретарем” в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от записи, но если кто-то очень настаивает, можно вписать, но с указанием автора особого мнения. Для хорошего “чемодана” нужно не менее 5-7 характеристик, как положительных, так и отрицательных.

Затем участнику, который выходил из комнаты, зачитывается и передается составленный список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то не совсем понятно из того, что записал “секретарь”. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не получат свой “чемодан”.

9. Игра “Скульптура”. Группа делиться на две части. Одна должна “выполнить” скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая - человека без чувства собственного достоинства. Фигура “лепиться” из одного участника, остальные придают необходимую позу, “создают” ему мимику. Каждая подгруппа выбирает “экскурсовода”, который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает, остальные могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

10. “Маленькие радости”. Ученые утверждают, что секрет управления стрессом лежит в способности время от времени позволять себе приятное без чувства вины. Поэтому сейчас вам необходимо подумать и написать 3-5 (или более) своих маленьких радостей.

При обсуждении: “Как легко вам было придумать маленькие радости? Как часто вы их проделываете (применяете на практике)?”

11. Подведение итогов. См. раздел “Первое занятие”, упражнение 12.

12. “Откровенно говоря”. См. раздел “Первое занятие”, упраж. 11.

13. “Прощание - шарик” См. раздел “Первое занятие”, упражнение 13.

Занятие 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.046 с.)