Типичные затруднения, возникающие при публичном выступлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типичные затруднения, возникающие при публичном выступлении



 

Начинающий оратор достаточно часто испытывает сложности как при подготовке к публичному выступлению, так и в ходе его, что неизбежно при-водит к затруднению установления психологического контакта с аудиторией и снижает качество выступления.

 

Наиболее типичными затруднениями, возникающими при публичном выступлении, являются следующие:

 

1. Нелогичность –непоследовательность в изложении сути,нечеткаяаргументированность излагаемого материала, отсутствие ясности и четкости

в достижении поставленной цели.

 

2. Проблема выражения –недостаточная эмоциональность,зажатость,монотонность выступления, несоответствие внутреннего состояния с внеш-ними признаками.


 

 

115


3. Эгоцентризм –не учитывается плюрализм мнений,неспособностьпонять иное, чужое мнение.

 

4. Некомпетентность –недостаток информации,некомпетентность вконкретных вопросах.

5. Проблема контакта –сложности установления психологическогоконтакта с аудиторией, не удается расположить к себе слушателей, неубеди-тельность речи и т.д.).

 

6. Проблема самоконтроля –трудно преодолеть волнение,неумениевести себя и т.д.

7. Проблема выхода из контакта –сумбурность и незавершенностьвыступления, плохое окончание и неудачный выход из разговора.

Из этого следует, что при подготовке к выступлению необходимо зара-нее продумывать все:

– как вы должны появиться перед публикой;

 

– ваша походка должна быть ровной, уверенной, не спешащей;

 

– любое ваше движение будет замечено, поэтому надо знать некоторые психологически значимые жесты, положения рук, особенности осанки и т.д.;

– любой слушатель должен почувствовать, что его увидели (поэтому большую аудиторию разбейте на секторы для взгляда, слушателей в них и т.д.);

 

– помните, что активное слушание составляет не более 15 минут, а от-сюда и построение выступления;

– выйдя на трибуну, не волнуйтесь (размер волнения обратно пропор-ционален времени, затраченному на выступление);

– не целесообразно «разгуливать» перед слушателями, это отвлекает от сути выступления;

– помните о выразительности и культуре речи.

 

В среднем представитель делового мира в течение дня произносит бо-лее 10 тысяч слов. Говорение – прекрасная ежеминутная реклама вам и вашей работы. Деловой человек, даже если он еще не произнес ни слова, уже своим появлением воздействует на аудиторию.

 

Литература: 14, 15, 17, 18, 20, 21, 26, 31.


 

 

116


Литература

 

 

1. Аминов И.И. Психология делового общения. – М.: Омега-Л, 2005.

 

2. Анцупов А.Я., Щипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. –

 

М.: ЮНИТИ, 1999.

 

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. 2-е изд. –

 

М.: ИНФРА-М, 2002.

 

4. Борисов А. Роскошь человеческого общения. – М., 1998.

 

5. Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Мос-ковский социально-психологический институт; Воронеж: Издательство НПО

«МОДЭК», 2001.

 

6. Власова В.... И проснешься боссом: Справочник по психологии управления: В 3 т. / Н. Власова. – М., 1994. – Т. 2.

 

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.,

 

1982.

 

8. Гришина Н. В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – Л.,

 

1990.

 

9. Диденко С.А., Диденко Л.В. Деловые бумаги и особенности делового общения. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д, 2005.

10. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. – Л., 1991.

 

11. Зигерт В. Руководить без конфликтов. – М., 1990.

 

12. Иствуд А. Я вас слушаю. – М., 1984.

 

13. Карандашев В.И. Основы психологии общения. – Челябинск, 1990.

 

14. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: ПРО-

ГРЕСС, 1989.

 

15. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2003.

 

16. Коломинский Я. Беседы о тайнах психики. – Л., 1976.

 

17. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, ритмика, этикет. Учеб. пособие для вузов. – М.: «Экономическая литература», 2002.

 

18. Ксенчук Е. В. Технология успеха. – М., 1993.

 

19. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 1997.

 

20. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена,

 

политика. – М.: Ось-89, 2002. – 512с.


 

117


21. Кузнецов И.Н. Корпоративная культура делового общения. Главные правила общения и поведения в современном обществе. – М.: АСТ; Мн: Хар-

вест, 2005.

 

22. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004.

23. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры… – М.: Экономика, 1995.

 

24. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений: Учеб. по-собие для экономистов. – М. Институт практической психологии, 1998.

25. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс…– Мн., 1986.

 

26. Макаров С. Д. Менеджер за работой. – М., 1989.

 

27. Мартынов С. Д. Профессионалы в управлении. – Л., 1991.

 

28. Мелибурда Е.Я. Ты – мы. Психологические возможности улучше-ния общения. – М., 1986.

 

29. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.

 

30. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. –

 

М., 1990.

 

31. Панфилова А. П. Деловые беседы. – Л., 1989.

 

32. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной дея-тельности: Учеб. пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.

33. Петровская Л.А. Компетентность в общении – М, 1989.

 

34. Поваляева М.А. Деловое общение: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Фе-

 

никс, 2005.

 

35. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 326с.

36. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2004.

 

37. Руденский Е.В. Основы психологии общения менеджера: Учеб. по-собие. – М.: ИНФРА; Новосибирск: НГАЭ и У, 1998.

38. Уткин Э.А. Этика бизнеса: Учебник для вузов. – М.: Издательство

 

«Зерцало», 2000.

 

39. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн.: Амалфея, 1996.

40. Шепель В.М. Имеджелогия: секреты личного обаяния. – М.: ЮНИ-

 

ТИ, 1997. – 382с.

 

41. Щеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального профессионального образования. – М.: ПрофобрИздат, 2002.


 

118


Варианты контрольных работ

 

Вариант 1

 

1. Социально-психологическое значение общения.

 

2. Паралингвистические средства общения и их значение.

 

3. Назовите тип взаимодействия между партнерами при: а) выполнении общих задач работниками фирмы; б) Интернет-общении; в) деловых отношениях работников фирм-партнеров.

 

Вариант 2

 

1. Понятие об общении.

 

2. Понятие имиджа в деловом общении и его проявления.

 

3. Назовите тип взаимодействия при:

 

а) обращении президента к нации;

 

б) выступлении перед аудиторией слушателей;

 

в) формировании социально-психологического климата коллектива фирмы.

 

Вариант 3

 

1. Понятие о речи.

 

2. Экстралингвистические средства общения.

 

3. Назовите тип взаимодействия в деловом общении при: а) пользовании Интернет-базой данных; б) посвящении в личные дела друг друга; в) в соревновании фирм.

 

Вариант 4

 

1.Почему язык объективно существующее явление?

 

2. Обоснуйте особенности и назначение деловой беседы в деловых от-ношениях.

3. Определите взаимодействие видов общения и механизмов взаимопо-нимания, возникающих при этом в ситуации, когда:


 

 

119


а) участник круглого стола встречает единомышленника по ряду дело-вых проблем;

 

б) деловые проблемы понимаются одинаково; в) обсуждение проблем поднимается в СМИ.

 

Вариант 5

 

1. Речь как психическое явление.

 

2. Деловое совещание и его значение в деловых отношениях.

 

3. определите взаимодействие видов общения и механизмов взаимопо-нимания, возникающих при этом в ситуации, когда:

а) взаимодействие деловых партнеров на совещании протекает на осно-ве альтернатив;

б) осуществляется селекторное совещание;

 

в) проходят ярмарки-продажи выпускаемых товаров.

 

Вариант 6

 

1. Обоснуйте отличие побудительной информации от констатирующей.

 

2. Роль альтернатив в деловых отношениях.

 

3. Определите взаимодействие видов общения и механизмов взаимопо-нимания, возникающих при этом в ситуации, когда:

а) презентация продукции фирмы доверяется лучшим профессионалам; б) поддерживаются отношения между фирмами через Интернет; в) фирма управляется административно.

 

Вариант 7

 

1. Назовите знаковые системы и дайте им характеристику.

 

2. Составные культуры общения.

 

3. Определите взаимодействие видов общения и механизмов взаимопо-нимания, возникающих при этом в ситуации, когда:

а) общение между фирмами осуществляется деловой перепиской;

 

б) представители данной профессии регионов страны участвуют в праздновании официальных дат, юбилеев и т.д.;

в) проводится корпоративная вечеринка.


 

 

120


Вариант 8

 

1. Назовите виды общения, имеющие место в подготовке к публичному выступлению. Ответ обоснуйте.

2. Коммуникативные барьеры в общении.

 

3. Два правила структурирования информации.

 

Вариант 9

 

1. Назовите виды общения, проявляющиеся в публичном выступлении. Ответ обоснуйте.

2. Причины конфликтов в деловой среде.

 

3. Понятие обратной связи в общении.

 

Вариант 10

 

1. Психологическая сущность переговоров.

 

2. Зоны и дистанции в деловом общении.

 

3. Ольфакторные средства общения.

 

Вариант 11

 

1. Назовите формы делового общения и ту из них, которой должен в совершенстве владеть секретарь-референт. Ответ обоснуйте.

2. Понятие обратной связи в общении.

 

3. Тактильные средства общения и их место в деловых отношениях.

 

Вариант 12

 

1. Назовите формы деловой коммуникации и ту из них, которая психо-логически сближает партнеров по общению, становится началом взаимодей-ствия при любых деловых начинаниях. Ответ обоснуйте.

 

2. Понятие коммуникативной компетентности.

 

3. Выразительные качества голоса.

 

Вариант 13

 

1. Пауза как прием в общении и ее роль.


 

121


2. Эффекты восприятия людьми друг друга.

 

3. Назовите и поясните стратегию переговорного процесса между фир-мами, в котором целью является сохранение партнерских отношений на взаимовыгодных условиях.

 

Вариант 14

 

1. Ораторское искусство и составные части подготовки публичного вы-ступления.

2. Два правила структурирования информации.

 

3. Назовите стиль переговоров между партнерами в деловых отношени-ях, при котором представители одной фирмы добиваются превосходства вы-годных условий для себя.

 

Вариант 15

 

1. Культура речи делового человека.

 

2. Приемы привлечения и поддержания внимания партнера по обще-

 

нию.

 

3. Стиль переговорного процесса, в котором партнеры стремятся дого-вориться по стратегическим вопросам взаимной деятельности.

 

Вариант 16

 

1. Невербальное общение и его средства.

 

2. Имидж сотрудника и имидж фирмы.

 

3. Функции общения.


 

122


Вопросы  к итоговой аттестации

 

1. Понятие об общении, речи, языке.

 

2. Деловое общение как вид деятельности в современном мире и осно-ва деловых отношений.

 

3. Основные составляющие процесса общения: перцептивная, коммуни-кативная и интерактивная стороны общения.

 

4. Сущность механизмов взаимопонимания в общении: идентификация, рефлексия, аттракция, эмпатия.

 

5. Сущность эффектов восприятия людьми друг друга: эффект ореола, эффекты снисхождения, контраста, проекции и их использование.

 

6. Стереотипы в общении.

 

7. Обратная связь в общении.

 

8. Типы взаимодействия.

 

9. Виды общения по положению партнеров в пространстве и

 

времени.

 

10.Виды общения коммуникативной стороны делового общения.

 

11.Структура процесса общения.

 

12.Функции общения.

 

13.Понятие коммуникативной компетентности.

 

14.Причины плохой коммуникации.

 

15.Культура общения.

 

16.Коммуникативные барьеры в общении: «авторитет», «избегание», «непонимание»: фонетический, семантический, стилистический, логи-ческий; психологические барьеры: темперамент, характер, эмоцио-нально-психологические состояния.

 

17.Причины конфликтов в деловой среде.

 

18.Разрешение и предупреждение конфликтов в процессе делового обще-ния.

 

19.Приемы привлечения и поддержания внимания партнера по общению.

 

20.Два правила структурирования информации: рамки и цепи.

 

21.Зоны и дистанции в общении.

 

22.Вербальные и невербальные средства в деловом общении.

 

23.Правила успешной вербальной коммуникации.


 

123


24.Паралингвистические средства общения.

 

25.Пауза как психологический прием.

 

26.Умение слушать.

 

27.Особенности и трудности эффективного слушания.

 

28.Средства невербального общения.

 

29.Экстралингвистические средства общения.

 

30.Язык жестов, их виды и значение жестов в общении.

 

31.Имидж сотрудника и его влияние на характер делового общение.

 

32.Особенности проведения презентации фирмы.

 

33.Формы деловой коммуникации: деловая беседа, деловое совещание, деловые переговоры.

 

34.Психологические аспекты формирования и проведения переговоров.

 

35.Техника и тактика аргументирования.

 

36. Виды публичных выступлений: речь, доклад, обращение и т.д.

 

37. Подготовка к выступлению, начало и его завершение.

 

38. культура речи делового человека.


 

 

124


Оглавление

 

Пояснительная записка

3

Лекция 1. Коммуникативная компетентность специалиста

5

 

 

Лекция 2. Коммуникативные барьеры

20

 

 

Лекция 3. Вербальные средства общения

32

 

 

Лекция 4. Невербальные средства общения

45
     
Лекция 5. Имидж в деловом общении 59
     
Лекция 6. Деловая беседа как форма деловой коммуникации 74
     
Лекция 7. Совещание как форма деловой коммуникации 912
     
Лекция 8. Публичное выступление 103

 

 

Литература

117

Варианты  контрольных работ

119

  Вопросы  итоговой аттестации

123

 


 

 

125


 

Деловое общение

 

Курс лекций

 

 

Работа издается в авторской редакции


 

126



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.135 с.)