Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема конфликтогенности в деловой средеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие и типы конфликтогенов
80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происхо-дит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возник-новении конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (или без-действие), могущие привести к конфликту.
Большая опасность проистекает из-за игнорирования очень важной за-кономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на кофликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликто-геном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Закономерность эскалации конфликтогенов можно объяснить следую-щим образом. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет ком-пенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтобы он впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. Игнорирование закономерности эскалации конфликтогенов – это прямая дорога к конфликту:
Схема конфликта
25 Эта схема помогает понять, почему 80% конфликтов возникает само-произвольно, без всякого желания всех, ставших участниками конфликта. Первый конфликтоген часто появляется ситуативно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов. И вот уже конфликт налицо.
Эта схема подсказывает и пути предотвращения конфликтов.
Правила бесконфликтного общения:
Правило 1. Не употребляйте конфликтогенов.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Правило З. Проявляйте эмпатию к собеседнику.
Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Типы конфликтогенов
Конфликтогены подразделяются на следующие типы: 1) стремление к превосходству; 2) проявления агрессивности; 3) проявления эгоизма.
1. Стремление к превосходcтву.
– прямые проявления превосходства:приказание,угроза,замечание илилюбая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.
– снисходительное отношение,т.е.проявление превосходства,но с от-тенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Как можно этого не знать?», «Неужели вы не понимаете?», «Вы умный человек, а посту-паете...». Одним словом забвение известной мудрости: «Если ты умнее дру-гих, то никому не говори об этом». Конфликтогеном является и снис-ходительный тон;
– хвастовство:восторженный рассказ о своих успехах,истинных илимнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна; – категоричность, безапелляционность являются проявлением излиш-
ней самоуверенности и предполагает превосходство и подчинение себе собе-седника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в част-ности такие, как «Я считаю», «Я уверен». Вместо них более безопасно упот-реблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что...»;
– навязывание своих советов. Есть правило:давай совет лишь тогда,когда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства;
– некорректное отношение к собеседнику,повышение голоса – все этодемонстрирует чувство превосходства говорящего над слушающим;
26 – утаивание информации. Информация – это необходимый элементжизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги;
– нарушения этики:намеренные или непреднамеренные;
– подшучивание:обычно его объектом становится тот,кто по каким-либо причинам не может дать достойный отпор; – обман или попытка обмана – есть средство достижения цели не-честным путем, что является сильнейшим конфликтогеном; – напоминание (возможно и непреднамеренное)о какой-то проигрыш-ной для собеседника ситуации; – перекладывание ответственности на другого человека.
2. Проявления aгpecсивноcти.
Человек с повышенной агрессивностью конфликтен, является «ходя-чим» конфликтогеном. Человек с агрессивностью ниже средней рискует до-биться в жизни намного меньше, нежели он достоин.
Ситуативная агрессивность возникает как ответ на внутренние кон-фликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть не-приятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также ответная реакция на полученный конфликтоген. В психологической науке это состояние обозначено как фрустрация. Оно возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Защитные реакции при фрустрации связаны с проявлением агрессивности. Фрустрация нередко становится причиной неврозов.
З. Проявления эгоизма.
Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», обозначающий «я». Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя, обычно за счет других, и эта несправедливость служит, конечно, почвой для конфликтов.
Понятие о конфликте
Конфликт –это столкновение противоположно направленных целей,интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей. В ос-нове любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или cpедствa их достижения, либо несовпадения интересов, желаний, влечений оппонентов
и т.д. Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим инцидент (повод), ко-гда одна из сторон начинает действовать, ущемляя, пусть даже неумышлен-но, интересы дрyгой стороны:
Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент
27 Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для кон-фликта. Он приводит к конфликту только при наличии противоречий, жду-щих своего разрешения. Инцидент может спровоцировать любое неосторож-но сказанное слово, какое-то действие. Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту,при этом конфликтные ситуации предпола-гаются независимыми, не вытекающими одна из другой.
Схема разрастания конфликта
Противеречие 1 + Инцидент1 → Конфликтная ситуация1
Конфликт: м/личностный → м/групповой → общеколлек-
тивный
Противеречие 2 + Инцидент2 → Конфликтная ситуация2
Разрастание конфликта (м/личностный → м/группповой → общекол-лективный) объясняется тем, что участник конфликта ищет поддержки у ок-ружающих, «вербует» себе сторонников. Особенно стараются привлечь на свою сторону руководителя. Исходный конфликт «обрастает» новыми, отра-жающими интересы новых участников и противоречия между ними.
Классификация конфликтов
1. По направленности:
1) «горизонтальные» – такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу; 2) «вертикальные» – конфликты, в которых участвуют лица, нахо-дящиеся в подчинении один у другого; 3) «смешанные» – конфликты, в которых представлены и «вертикаль-ные», и «горизонтальные» составляющие.
Конфликты «вертикальные» и «смешанные» составляют в среднем 70-80%.
2. По значению для организации:
1) конструктивные (созидательные) – оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и разви-тию группы;
2) деструктивные (разрушительные) – возникают в двух случаях: а) когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не же-лает учитывать интересы другой стороны; б) когда один из оппонентов при-бегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологиче-ски подавить партнера, дискредитируя и унижая его.
3. По характеру причин:
28 1) объективные – порождены объективными причинами;
2) субъективные – порождены субъективными причинами.
4. По сфере разрешения:
1) деловой;
2) личностно-эмоциональный.
Полное разрешение конфликта заключается в устранении объективных причин,породивших конфликт,и в восстановлении нормальных личных от-ношений.
Причины конфликтов
Причинами констрyктивных конфликтoв обычно являются недостат-ки в организации и управлении, к ним относят:
– неблагоприятные условия труда;
– несовершенная система оплаты труда;
– неритмичность работы(простои, «штурмовщина»);
– сверхурочные работы;
– упущения в технологии;
– необеспеченность заданий ресурсами;
– несоответствие прав и обязанностей;
– отсутствие четкости в распределении обязанностей,в частности неэф-фективные, слишком расплывчатые или устаревшие инструкции; – низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
– конфликтогенные(способствующие возникновению конфликтов)ор-ганизационные структуры. Положительное разрешение конструктивного конфликта – это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку при-чины эти – объективные, отражающие несовершенство организации и управ-ления, то устранение их означает усовершенствование. И деловое решение конструктивных конфликтов – один из путей развития организации.
Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективнымипричинами, такими как: неправильные действия руководителя и подчинен-ных; психологическая несовместимость отдельных людей. Неправомерные действия подчиненных руководитель видит обычно лучше, чем свои оши-бочные действия (так уж устроены люди в подавляющем большинстве, что прежде всего ошибки видят у других). Кроме того, руководитель является той инстанцией, которая и должна нейтрализовать ошибки подчиненных. По-этому остановимся именно на ошибочных действиях руководителей, приво-дящих к деструктивным конфликтам.
29 Ошибочные действия руководителей можно распределить в группы:
1) нарушения служебной этики:
– всевозможные проявления грубости,высокомерия,неуважительногоотношения к подчиненным; – обман подчиненных(явный и неявный),невыполнение обещаний;
– нетерпимость к мнениям,отличным от своего личного,зажим крити-
ки;
– ущемление прав подчиненных;
– злоупотребление положением начальника(например,использование
зависимости подчиненного для навязывания ему поручений внеслужебного характера);
– поручения исполнителю«через голову»непосредственного руково-дителя (любая работа с исполнителем без ведома непосредственного руко-водителя);
– утаивание информации(в том числе неосознанное),ставящее подчи-ненного в положение неопределенности; – критика,принижающая достоинство человека.
2) несправедливая оценка руководителем подчиненных и результатов их труда: – ошибки в применении поощрений и наказаний.Они наиболее веро-ятны, когда отсутствует продуманная система поощрений и наказаний; – недостатки в распределении работ между исполнителями;
– установление оклада,нарушающего баланс«вклад-оклад»;
– приглашение работника«со стороны»,когда кандидаты на этудолжность есть в самом коллективе. Такое приглашение уменьшает у сво-их сотрудников уверенность в шансах на продвижение, поэтому оно долж-но иметь веские основания;
– руководитель болезненно относится к авторитету подчиненного.Онне только не хочет отметить хорошего работника, но и старается навре-дить ему, снизить его авторитет;
– огульная критика группы подчиненных.Такая критика неконкретна,т.е. каждый может посчитать, что уж к нему она не относится. Следователь-но, критика воспринимается как несправедливая. В то же время она проти-вопоставляет руководителя подчиненным и сплачивает группу обвиняемых против обвинителя;
– нечеткая формулировка руководителем поручаемых заданий.В итогеона может привести к несправедливой оценке работы подчиненного, так как независимо от его старания отрицательная оценка предопределена, а в ре-
30 зультате - взаимное раздражение;
– недостаток разъяснений,не информированность нередко приводят ктому, что совершенно объективная оценка руководителем подчиненного вос-принимается последним как несправедливая, субъективная.
3) нарушения трудового законодательства.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.122 (0.01 с.) |