Понятие о риторике, ораторском искусстве



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о риторике, ораторском искусстве



 

Культура делового общения предполагает высокую коммуникативную культуру передачи информации посредством речи – самым универсальным средством, так как она позволяет точнее всего передать смысл сообщения.

 

Публичные выступления на совещании, собрании, отстаивание альтер-нативных позиций, заключение договоров требуют умений убедительно, в логической последовательности передавать свои мысли. Известный амери-канский ораторовед Френк Снелл писал: «Не допускайте того, чтобы через ваши речевые недостатки собеседники нарисовали ложную картину ваших способностей. Заставьте вашу речь работать на вас». Косноязычному бизнес-мену трудно сделать карьеру.

 

Особых знаний умений и навыков требует искусство выступать пуб-лично – ораторское искусство. Публичное выступление имеет психологиче-ское воздействие на память, внимание, создает эмоциональный настрой и от-клик на информацию слушателей, формирует первичное восприятие и воз-действие на аудиторию. Оратор, владеющий словом, обладает способностью корректировать свою речь, добиваясь положительной реакции слушателей, «читая» отклик на свои слова по выражению лица, позам, репликам. Великий римский оратор Цицерон заметил: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Эти слова актуальны и в наше время. Знание теории красноречия, изучение психологии людей, постоянная практика выступлений и упорная работа над словом – вот что дает возможность влиять на аудиторию или партнера.

 

Красноречие – ораторская проза – живая речь, получившая художест-венную обработку. Родиной красноречия считается Древняя Греция. Красно-речие было одним из самых важных учебных предметов, потому что полити-ку приходилось выступать на собраниях совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском. Частному лицу самому приходилось защищать


 

 

103


себя в суде, убеждать в своей невиновности судей, при этом обвинителем мог стать любой человек. В более выгодном положении оказывались те, кто, об-ладая даром слова, умел расположить к себе слушателя.

 

Слово «риторика» происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство». Этот термин в истории не отличался одно-значным пониманием. Риторику считали систематизацией ораторского опыта (Цицерон), наукой о способности хорошо говорить и силе убеждать (Квинти-лиан), наукой и искусством убеждать (Аристотель).

 

В XVIII веке понимание риторики меняется. М.В. Ломоносов в своей знаменитой книге «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) определил риторику как науку о письменной и устной речи. Им была подчеркнута важ-ность учета в процессе речевой деятельности социального контекста, указана его связь с характером речи. А.И. Галич в 1830 году выпускает книгу «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений». В одной из глав автор рассматривает особенности прозы «деловых бумаг». К числу «деловых» А.И. Галич относил государственные договоры, манифесты, указы, патенты, гра-моты, прошения, жалобы, реляции, завещания, заявления. Основными каче-ствами языка деловых бумаг он считал чистоту, правильность, ясность, крат-кость, порядок и полноту.

 

Отечественный теоретик и пропагандист риторики, автор ряда гимна-зических учебников К.П. Зеленицкий писал: «Предмет риторики есть речь. Речь есть устное или письменное, прозаическое или стихотворное выражение наших мыслей. Риторика показывает те условия и правила, которые прилич-ны всем родам устной и письменной речи».

 

Постепенно общая риторика начала распадаться на ряд самостоятель-ных дисциплин: стилистика, поэтика, теория литературы и различные формы красноречия:

 

– торжественная (по случаю праздников);

 

– судебная;

 

– политическая;

 

– дипломатическая;

 

– академическая;

 

– духовная (проповеди, поучения);

 

– торговая (деловая);

 

– военная.

 

«Деловая риторика – это область человеческой культуры, включающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику убедительной и эф-


 

 

104


фективной речи в разных жанрах делового общения», – пишет в своей книге «Деловая риторика» В.И. Андреев.

 

Ораторское искусство требует обширных знаний, образованности и воспитания. Издревле известны искусные приемы, применяемые ораторами, которые интересны и сейчас и которые применяются в публичных выступле-ниях и в наше время. Приемы ораторского искусства отличаются практиче-ской направленностью, конкретностью установок и рекомендаций, стройно-стью и логикой. Они воздействуют на психику через речь и текст.

 

О значении овладения мастерством публичного выступления говорят следующие слова известного американского публициста Д. Уэбстера: «Забе-рите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И я скоро обрету все, что имел».

 

Теоретическое содержание необходимых современному оратору знаний предусматривает два аспекта:

– знания в области психологии управления и психологии личности;

 

– профессиональные знания по конкретной проблеме выступления.

 

Виды авторских выступлений

 

К видам авторских выступлений относятся:

 

1. Социально-политическое выступление.

 

2. Академическое выступление.

 

3. Судебное выступление.

 

4. Социально-бытовое выступление.

 

5. Парламентское выступление.

 

6. Дипломатическое выступление.

 

7. Военное выступление.

 

8. Торговое выступление.

 

9. Лекционно-пропагандистское выступление.

 

10. Диалогическое выступление.

 

1. Социально-политическое выступление предполагает возможностьпоследующей дискуссии, полемики по теме выступления. Оратор должен быть готов к отстаиванию своей позиции, иметь в арсенале веские аргументы

 

в пользу определенной социальной концепции, влияющей на политические настроения людей. Речь должна быть выдержанной, четкой и логичной, обес-печивать действенный эффект на умонастроения людей.

 

Твердая определенность взглядов на проблему, уверенность и убеж-денность в правоте своей позиции, предлагаемых путях решения социальных


 

 

105


проблем, выполнение договоренностей и законодательных актов – все это обеспечивает заинтересованность людей в обсуждении темы выступления, побуждает их к определенным практическим действиям.

 

2. Академическое выступление носит инновационный научно-

 

теоретический и научно-практический характер. Оратор должен быть в курсе новейших научных разработок по излагаемой теме, иметь свое мнение или официально признанную концепцию путей развития той или иной отрасли научных знаний.

 

3. Судебное выступление определяется ролью каждого участника су-дебного заседания и предполагает использование заранее подготовленных материалов, основанных на достоверных фактах, анализе действий и поступ-ков обсуждаемых лиц. Необходимо четко следовать букве закона и беспри-страстно, непринужденно относиться ко всем без исключения участникам за-седания.

 

4. Социально-бытовое выступление характеризуется узконаправленнойсодержательностью ряда вопросов различной тематики. При этом каждая проблема имеет своего слушателя и отражает мнение определенного количе-ства людей.

 

5. Парламентское выступление отличается заранее заготовленной ре-чью (чаще всего в письменной форме) и отражает коллективное мнение чле-нов определенной партии, блока или коалиции.

 

6. Дипломатическое выступление имеет официально-представи-

 

тельскую основу. Содержание выступления предусматривает круг значимых

 

в данный момент вопросов и предложений стороны по поиску компромиссов, перечень возможных уступок и неизменных позиций по вопросам. Речь должна быть этически выверенной, четкой и доступной для понимания смыс-ла сообщения, аргументация – неопровержимой и в должном объеме. Основ-ная цель выступления – достижение согласия и стремление к дальнейшему сотрудничеству.

 

7. Военное выступление составляет информирование о положении дел вконкретном воинском подразделении, роде войск или армии в целом. Речь должна быть ясной и четкой, с минимумом жестов и мимики, уверенной ин-тонацией.

 

8. Торговое выступление требует от оратора коммерческой или неком-мерческой организации следования принципам данного учреждения, знаний в области маркетинга и менеджмента, конъюнктуры обсуждаемой продукции, знаний в области психологии бизнеса, торговли. Основная цель выступления


 

 

106


– достижение договоренности путем психологического воздействия на слу-шателей с применением аргументации в пользу предлагаемого оратором.

9. Лекционно-пропагандистское выступление основано на пропагандеидей и убеждений в определенной области человеческого знания. Оно не привязано к конкретному месту проведения, предъявляет повышенные тре-бования к пропагандистскому профессионализму, логике мысли. Чем логич-нее выступление, стройнее логика доказательства, тем лучше воспринимается содержание темы слушателями. В выступлении нельзя допускать противоре-чивых высказываний, следует принципиально отстаивать свою точку зрения, проводить вескую аргументацию в защиту своей позиции.

 

10. Диалогическое выступление предполагает наличие обсуждения поконкретной тематике. В нем могут участвовать и сторонники, и противники обсуждаемого вопроса. Речь имеет конструктивное значение, если проходит в форме взаимной критики альтернативных идей.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.185.78 (0.038 с.)