Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о риторике, ораторском искусствеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Культура делового общения предполагает высокую коммуникативную культуру передачи информации посредством речи – самым универсальным средством, так как она позволяет точнее всего передать смысл сообщения.
Публичные выступления на совещании, собрании, отстаивание альтер-нативных позиций, заключение договоров требуют умений убедительно, в логической последовательности передавать свои мысли. Известный амери-канский ораторовед Френк Снелл писал: «Не допускайте того, чтобы через ваши речевые недостатки собеседники нарисовали ложную картину ваших способностей. Заставьте вашу речь работать на вас». Косноязычному бизнес-мену трудно сделать карьеру.
Особых знаний умений и навыков требует искусство выступать пуб-лично – ораторское искусство. Публичное выступление имеет психологиче-ское воздействие на память, внимание, создает эмоциональный настрой и от-клик на информацию слушателей, формирует первичное восприятие и воз-действие на аудиторию. Оратор, владеющий словом, обладает способностью корректировать свою речь, добиваясь положительной реакции слушателей, «читая» отклик на свои слова по выражению лица, позам, репликам. Великий римский оратор Цицерон заметил: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Эти слова актуальны и в наше время. Знание теории красноречия, изучение психологии людей, постоянная практика выступлений и упорная работа над словом – вот что дает возможность влиять на аудиторию или партнера.
Красноречие – ораторская проза – живая речь, получившая художест-венную обработку. Родиной красноречия считается Древняя Греция. Красно-речие было одним из самых важных учебных предметов, потому что полити-ку приходилось выступать на собраниях совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском. Частному лицу самому приходилось защищать
103 себя в суде, убеждать в своей невиновности судей, при этом обвинителем мог стать любой человек. В более выгодном положении оказывались те, кто, об-ладая даром слова, умел расположить к себе слушателя.
Слово «риторика» происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство». Этот термин в истории не отличался одно-значным пониманием. Риторику считали систематизацией ораторского опыта (Цицерон), наукой о способности хорошо говорить и силе убеждать (Квинти-лиан), наукой и искусством убеждать (Аристотель).
В XVIII веке понимание риторики меняется. М.В. Ломоносов в своей знаменитой книге «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) определил риторику как науку о письменной и устной речи. Им была подчеркнута важ-ность учета в процессе речевой деятельности социального контекста, указана его связь с характером речи. А.И. Галич в 1830 году выпускает книгу «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений». В одной из глав автор рассматривает особенности прозы «деловых бумаг». К числу «деловых» А.И. Галич относил государственные договоры, манифесты, указы, патенты, гра-моты, прошения, жалобы, реляции, завещания, заявления. Основными каче-ствами языка деловых бумаг он считал чистоту, правильность, ясность, крат-кость, порядок и полноту.
Отечественный теоретик и пропагандист риторики, автор ряда гимна-зических учебников К.П. Зеленицкий писал: «Предмет риторики есть речь. Речь есть устное или письменное, прозаическое или стихотворное выражение наших мыслей. Риторика показывает те условия и правила, которые прилич-ны всем родам устной и письменной речи».
Постепенно общая риторика начала распадаться на ряд самостоятель-ных дисциплин: стилистика, поэтика, теория литературы и различные формы красноречия:
– торжественная (по случаю праздников);
– судебная;
– политическая;
– дипломатическая;
– академическая;
– духовная (проповеди, поучения);
– торговая (деловая);
– военная.
«Деловая риторика – это область человеческой культуры, включающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику убедительной и эф-
104 фективной речи в разных жанрах делового общения», – пишет в своей книге «Деловая риторика» В.И. Андреев.
Ораторское искусство требует обширных знаний, образованности и воспитания. Издревле известны искусные приемы, применяемые ораторами, которые интересны и сейчас и которые применяются в публичных выступле-ниях и в наше время. Приемы ораторского искусства отличаются практиче-ской направленностью, конкретностью установок и рекомендаций, стройно-стью и логикой. Они воздействуют на психику через речь и текст.
О значении овладения мастерством публичного выступления говорят следующие слова известного американского публициста Д. Уэбстера: «Забе-рите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И я скоро обрету все, что имел».
Теоретическое содержание необходимых современному оратору знаний предусматривает два аспекта: – знания в области психологии управления и психологии личности;
– профессиональные знания по конкретной проблеме выступления.
Виды авторских выступлений
К видам авторских выступлений относятся:
1. Социально-политическое выступление.
2. Академическое выступление.
3. Судебное выступление.
4. Социально-бытовое выступление.
5. Парламентское выступление.
6. Дипломатическое выступление.
7. Военное выступление.
8. Торговое выступление.
9. Лекционно-пропагандистское выступление.
10. Диалогическое выступление.
1. Социально-политическое выступление предполагает возможностьпоследующей дискуссии, полемики по теме выступления. Оратор должен быть готов к отстаиванию своей позиции, иметь в арсенале веские аргументы
в пользу определенной социальной концепции, влияющей на политические настроения людей. Речь должна быть выдержанной, четкой и логичной, обес-печивать действенный эффект на умонастроения людей.
Твердая определенность взглядов на проблему, уверенность и убеж-денность в правоте своей позиции, предлагаемых путях решения социальных
105 проблем, выполнение договоренностей и законодательных актов – все это обеспечивает заинтересованность людей в обсуждении темы выступления, побуждает их к определенным практическим действиям.
2. Академическое выступление носит инновационный научно-
теоретический и научно-практический характер. Оратор должен быть в курсе новейших научных разработок по излагаемой теме, иметь свое мнение или официально признанную концепцию путей развития той или иной отрасли научных знаний.
3. Судебное выступление определяется ролью каждого участника су-дебного заседания и предполагает использование заранее подготовленных материалов, основанных на достоверных фактах, анализе действий и поступ-ков обсуждаемых лиц. Необходимо четко следовать букве закона и беспри-страстно, непринужденно относиться ко всем без исключения участникам за-седания.
4. Социально-бытовое выступление характеризуется узконаправленнойсодержательностью ряда вопросов различной тематики. При этом каждая проблема имеет своего слушателя и отражает мнение определенного количе-ства людей.
5. Парламентское выступление отличается заранее заготовленной ре-чью (чаще всего в письменной форме) и отражает коллективное мнение чле-нов определенной партии, блока или коалиции.
6. Дипломатическое выступление имеет официально-представи-
тельскую основу. Содержание выступления предусматривает круг значимых
в данный момент вопросов и предложений стороны по поиску компромиссов, перечень возможных уступок и неизменных позиций по вопросам. Речь должна быть этически выверенной, четкой и доступной для понимания смыс-ла сообщения, аргументация – неопровержимой и в должном объеме. Основ-ная цель выступления – достижение согласия и стремление к дальнейшему сотрудничеству.
7. Военное выступление составляет информирование о положении дел вконкретном воинском подразделении, роде войск или армии в целом. Речь должна быть ясной и четкой, с минимумом жестов и мимики, уверенной ин-тонацией.
8. Торговое выступление требует от оратора коммерческой или неком-мерческой организации следования принципам данного учреждения, знаний в области маркетинга и менеджмента, конъюнктуры обсуждаемой продукции, знаний в области психологии бизнеса, торговли. Основная цель выступления
106 – достижение договоренности путем психологического воздействия на слу-шателей с применением аргументации в пользу предлагаемого оратором. 9. Лекционно-пропагандистское выступление основано на пропагандеидей и убеждений в определенной области человеческого знания. Оно не привязано к конкретному месту проведения, предъявляет повышенные тре-бования к пропагандистскому профессионализму, логике мысли. Чем логич-нее выступление, стройнее логика доказательства, тем лучше воспринимается содержание темы слушателями. В выступлении нельзя допускать противоре-чивых высказываний, следует принципиально отстаивать свою точку зрения, проводить вескую аргументацию в защиту своей позиции.
10. Диалогическое выступление предполагает наличие обсуждения поконкретной тематике. В нем могут участвовать и сторонники, и противники обсуждаемого вопроса. Речь имеет конструктивное значение, если проходит в форме взаимной критики альтернативных идей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.201 (0.009 с.) |