Лекция 5. Имидж в деловом общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Имидж в деловом общении



 

План:

 

1. Понятие делового имиджа и его роль в профессиональной деятельности.

 

2. Имидж фирмы.

 

3. Имидж личности.

 

4. Характеристика положительного имиджа личности.

 

5. Этапы построения имиджа личности.

 

6. Правила построения имиджа личности

 

 

Понятие делового имиджа и его роль в профессиональной деятельно-

 

Сти

 

В наши дни профессиональный навык сам по себе еще не обеспечивает успешное осуществление профессиональных задач и не создает достойную ре-путацию в деловых кругах. Для этого необходимо уметь расположить к себе аудиторию, партнеров, заказчиков и клиентов, то есть создать свой непов-торимый деловой имидж.

 

Деловой имидж -это то представление,которое вы создаете сами о себекак внешнее отражение вашей личности и как показатель ваших деловых и чис-то человеческих качеств. Чем оно удачнее, тем выше ваш профессиональный ав-торитет, тем легче находить общий язык с окружающими и завоевывать у них признание и должное уважение. Опыт мирового цивилизованного сообщества со всей очевидностью свидетельствует, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на серьезный коммерческий и политический ус-пех и должный авторитет в деловых кругах.

 

Удачный деловой имидж влияет не только на восприятие вас окружаю-щими, но и на ваше восприятие самого себя. Если вы выглядите хорошо, это придает вам смелость быть самим собой и чувствовать себя более уверенным. Другими словами, ваш облик воздействует на вас в той же степени, в какой он воздействует и на окружающих вас людей.

 

В любых профессиях, требующих личного контакта, удачный имидж становится решающим фактором. Такой имидж очень важен и для служебной карьеры. Современные исследования показывают, что имидж либо повышает, либо разрушает шансы найти работу, не говоря уже о продвижении по слу-жебной лестнице.


 

59


Таким образом, все вышесказанное позволяет утверждать, что деловой имидж следует считать важной составной частью культуры делового обще-ния, а обладание им - существенной личностной и профессиональной харак-теристикой любого серьезного бизнесмена и политика.

 

Суть создания такого имиджа состоит в том, чтобы заставить других людей видеть вас таким, каким вы пожелаете, и преподнести себя так, чтобы они восприняли ваш образ положительно. Основная цель этих усилий состо-ит в том, чтобы предельно использовать все то хорошее, что в вас заложено,

 

и научиться избегать тех отрицательных проявлений, которые принижают вашу профессиональную и чисто человеческую репутацию. Чтобы реализовать на практике эту цель и научиться выражать все самое лучшее, что в вас есть, необходимо, прежде всего, уяснить основные принципы построения делового имиджа.

 

 

Имидж фирмы

 

Имидж фирмы – это совокупное восприятие компании или фирмы мно-гими людьми.

 

Различают имидж видимости и имидж сущности, то есть внешний и внутренний. Внешний имидж видимости – это отношение к организации по-требителей, клиентов. Внутренний имидж существует в среде сотрудников фирмы и является весомой составляющей организационной культуры фирмы.

 

Внутренний и внешний имидж могут сильно отличаться. Например, внешне фирмы производит впечатление стабильности, уверенности в нише своей деятельности, преуспевания. Но сотрудники знают реальные проблемы и трудности организации.

 

Различают также благоприятный и нейтральный имидж. Благоприятный имидж создается исключительно трудно, так как он

 

должен быть универсальным для всех групп потребителей, взаимодействую-щих с организацией. Поэтому фирма стремится сформировать нейтральный имидж. Человеку не навязывают отношение или установку к фирме, а стара-ются продумать и предложить потребителю самые универсальные, например, методы обслуживания, быстрое оформление документов, товаров и их дос-тавку, праздничные предложения и скидки, удобные подъезды, размещение к транспорту и т.д.

 

Поэтому можно выделить следующие составные характеристики имиджа:

 

1. Адекватность, правдоподобность тому, что есть на самом деле.


 

 

60


2. Тщательно проработанная биография фирмы или ее история. Они могут быть отражены в торговой марке, девизе фирмы, проспекте, дизайне.

3. Оригинальность – легко выделяется и запоминается среди подобных

 

фирм.

 

4. Пластичность – оперативная модифицированность, отзывчивость на изменяющиеся экономические, психологические, социальные условия, тре-бования моды.

 

5. Адресность – адресованность к определенным потребительским

 

группам.

 

6. Нейтральность – незавершенность, неопределенность, неоднознач-ность, что подходит к различным вкусам, потребностям людей.

Имидж организации включает оформление интерьера рабочих мест, мебель, оборудование, декоративные элементы, дизайн, стиль, оргтехнику.

Внутренняя составляющая имиджа:

 

1) самопрезентация – речь, голос, мимика, жесты, телодвижения, по-ходка, осанка, манеры, самоуверенность, здоровье, чувство юмора, игра, ар-тистичность, красноречие;

 

2) межличностное общение – коммуникабельность, переговоры, кон-фликты, улыбка;

3) манипуляция в деловом общении;

 

4) техники релаксации, саморегуляции, коррекции и самокоррекции;

 

5) поведение и этикет в ситуациях делового общения.

 

Имидж личности

 

Управляющие, руководители отделов кадров считают достойный имидж более важным, чем наличие ученой степени. При высокой конкурен-ции на рынке труда недостаточно быть квалифицированным специалистом – необходимо создать собственный привлекательный имидж. Важно опреде-лить, работает ли ваш имидж на вас или против вас, и найти способы усо-вершенствовать его. Особое внимание рекомендуется обратить на то, как преподносить себя в ежедневной деловой жизни: ваш вид, манеры, речь и т.д.

 

Имидж человека – это набор определенных качеств, которые люди ас-социируют с индивидуальностью. Наше поведение в деловом взаимодейст-вии столь же значимы для продвижения по служебной лестнице, как и опыт и способности. Не зря говорят: «Встречают по одежке…».

 

Люди в своем сознании создают наш образ, основанный на восприятии нашей внешности, манер разговаривать, двигаться, слушать. Имидж – образ, слепок, умственное представление конкретного лица, содержательная сторо-


 

 

61


на его характера. Поэтому понятие «имидж» синонимично понятию «персо-нификация». Оно включает не только собственные свойства личности, но и наработанные, созданные. Оно включает как внешний облик, так и внутрен-нее содержание человека, его психологический тип. В практическом упот-реблении понятие имиджа близко к известному греческому слову «харизма»,

 

в которое древние греки вкладывали значение одаренности, авторитетности, мудрости и святости. Люди, обладающие совокупностью таких качеств, все-гда обладали силой влияния на окружающих.

 

Проводя эксперименты, психологи не раз убеждались, что из десяти случаев в восьми судят о незнакомых людях по их внешности. Поэтому мож-но говорить о факторах прочтения внутреннего мира собеседника.

 

На основании восприятия внешности и поведения собеседника мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять и выработать собст-венное отношение к нему.

 

Психологи пришли к выводу, что первое впечатление формируется под воздействием трех факторов:

1. Фактор превосходства.

 

2. Фактор отношения к наблюдателю.

 

3. Фактор привлекательности.

 

Фактор превосходства проявляется чаще всего в условиях неравенства партнеров по общению в той или иной сфере: социальной, интеллектуальной, групповой и т.д. Суть его в том, что партнеры по общению переоценивают различные качества тех людей, которые превосходят их по какому-то суще-ственному для них параметру.

 

Если собеседник считает себя выше партнера, то он недооценивает его, то есть происходит либо недооценка, либо переоценка партнера. Мы склонны переоценивать партнера, в зависимости и от того, нравится ли он нам внешне.

 

Фактор привлекательности обеспечивает реализацию следующей схе-мы: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он для нас во всех отношениях. Если же он не привлекателен, то и остальные его каче-ства недооцениваются.

 

Фактор отношения к наблюдателю характеризуется тем, что положи-тельное отношение к нам вызывает тенденцию к приписыванию положитель-ных свойств и отбрасыванию, игнорированию отрицательных. И наоборот: явное недоброжелательное отношение вызывает устойчивую тенденцию не замечать положительного и выпячивать отрицательное.

 

Первое впечатление – не самоцель, а регулятор последующего поведе-ния. Оно необходимо, что определить главные характеристики собеседника.


 

 

62


Существует мнение, что первое впечатление всегда ошибочно. Это и так, и не так. Первое впечатление определяет возраст, социальную группу, примерный род занятий, место жительства и др. Они помогают выстроить определенную технику «общения». А остальные качества личности просто достраиваются, порой ошибочные. На первое впечатление оказывают большое влияние внешность. Модная, стильная, фирменная и дорогая одежда формирует фак-тор превосходства. Серьезное значение имеет силуэт одежды. Высоко ста-тусными считается силуэт – вытянутого прямоугольника с подчеркнутыми плечами, а низко статусным – силуэт «шара» (свитер, куртка). Очевидно, что воздействие руководителя будет действеннее, если он будет одет в строгую форму одежды, строгий деловой костюм.

 

Имеет значение и цвет одежды. Высоко статусными считаются цвета ахроматической окраски черно-белой гаммы (оттенки серого), а низко ста-тусными – яркие, насыщенные и чистые цвета.

 

На формирование фактора превосходства оказывает серьезное влияние манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

 

Превосходство проявляется:

 

– в зависимости от партнера (человек показывает, что ему неинтересен собеседник);

– независимость от обстоятельств общения (человек как бы не замечает собеседников, бестактности, различных помех и т.д.);

– независимость от неписаных норм общения (человек разваливается в кресле, не смотрит на собеседника, осматривает свои ногти, употребляет час-то терминологию и иностранные слова при общении и т.д.).

 

В деловом общении привлекательным считается тот партнер по обще-нию, который стремится приблизится к типу внешности, одобряемому соци-альной группой, к которой мы принадлежим или социально одобряемым в какой-либо группе.

 

Однако манера поведения может содержать в себе признаки превосход-ства по разным причинам:

– вследствие действительного превосходства объективного или субъек-тивного;

– вследствие превосходства ситуативного.

 

На восприятие превосходства влияет весь опыт человека и его внутрен-няя позиция.

 

Многие специалисты уверены в существовании некоего качества, кото-рое делает личность неотразимой в глазах других. К. Лебон назвал это каче-


 

 

63


ство «обаянием». По мнению В.М. Шепеля, обаяние человека складывается из следующих факторов:

 

1) хорошего вкуса;

 

2) явной одухотворенности;

 

3) видимого всем благородства.

 

Качества личного обаяния можно разделить на три блока:

 

1. Природные качества:

 

– рефлексивность – способность понять другого;

 

– красноречивость – способность воздействовать словом;

 

– эмпатичность – способность к сопереживанию;

 

– коммуникабельность – общительность.

 

Эти качества формируются путем постоянных упражнений и становят-ся личным привлекательным имиджем.

 

2. Качества, привитые образованием и воспитанием:

 

– нравственные ценности и сознание;

 

– психологическое здоровье;

 

– владение умениями поддержать беседу;

 

– обладать навыками публичной речи;

 

– избегать конфликтов и т.д.

 

3. Качества, сформированные в жизненном и профессиональном опы-

 

тах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.05 с.)