Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила проведения деловой беседыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Двойной интерес. Каждый собеседник преследует двойной интерес:а) относительно существа дела, обсуждаемого в беседе; б) относительно своего взаимодействия с партнером.
Иными словами, общаясь, люди думают не только о том, что обсуждается,
но и о том, как будут строиться и развиваться их дальнейшие отношения. Со-хранение хороших (конструктивных) отношений – цель не менее важная, чем об-мен информацией. Вот почему мы зачастую предпочитаем не обсуждать некото-рые темы с нашими близкими, боясь испортить с ними отношения.
78 Психологи рекомендуют на каждом этапе вести разговор так, чтобы он спо-собствовал развитию ваших отношений с партнерами (подчиненными), а не ме-шал им. Проблема заключается в том, что отношения обычно увязываются с предметом беседы, с темой разговора. Поэтому:
а) не делайте поспешных выводов о намерениях вашего собеседника, исхо-дя из собственных опасений. Короче говоря, не принимайте собственные страхи за его планы. Ваша проблема не вина партнера. Обвинять его – самый легкий способ, даже в том случае, если он действительно виноват. Ваши слова хотя и справедливы, но обычно непродуктивны. Ваше наступление вынуждает оппонента занимать оборонительную позицию и не соглашаться с тем, что вы сообщаете;
б) внимательно слушайте и показывайте, что вы услышали сказанное. Слушание – это активный процесс!
в) говорите о ваших интересах, о том, чего вы хотите. Собеседник может не догадываться об этом, а вы можете не знать, каковы его интересы. Если вы хо-тите, чтобы ваши интересы были приняты во внимание, следует объяснить, в чем они заключаются. При этом формулировки должны быть конкретными и яс-ными;
г) смотрите вперед, а не назад. Вы быстрее добьетесь своей цели, если будете говорить о том, чего хотите достичь, а не о том, что было. Вместо того что-бы спорить с человеком о прошлом, в котором все равно ничего нельзя изме-нить, говорите о будущем. Не просите объяснить вчерашние действия, го-раздо продуктивнее рассмотреть, кто и что должен сделать завтра.
2. Внимание к партнеру. Если вы покажетесь партнеру заинтересован-ным слушателем, это значительно облегчит и его, и вашу задачу. Для этого: а) сопровождайте речь партнера репликами типа: «Да!», «Понимаю вас...», «Это интересно...», «Приятно это слышать». Если вы будете делать это непринужденно и конструктивно, сопровождая слова соответствую-щими невербальными знаками, такая реакция создаст подсознательное желание высказываться свободно и непринужденно. Она поможет выра-зить одобрение, интерес, понимание; б) проявляйте стремление получить дополнительные факты и прояс-нить позицию собеседника, используя фразы: «Пожалуйста, уточните это...», «Повторите, будьте добры, еще раз...», «Как я вас понял...», «Вы мо-жете поправить меня, если я ошибаюсь...», «Другими словами, вы считаете,
что...» и т. д.;
в) обращайтесь к партнеру по имени (по имени-отчеству) как можно чаще и непринужденнее;
79 г) не говорите обидных слов – помните о законе эмоционального зер-
кала: нервозность одного собеседника вызывает нервозность другого,
злость порождает злость, агрессия – агрессию. Чтобы ваши слова подейст-
вовали, говорите деликатно, не оскорбляя партнера;
д) осторожно выбирайте слова, указывая на ошибки и неточности вашего партнера. Ошибаться могут все, а острая реплика типа: «Это абсо-лютно неверно!» или: «Вы заблуждаетесь!» убивает мысль, задевает чувство собственного достоинства собеседника и, следовательно, разрушает контакт. Сказать человеку, что он неправ, можно и взглядом, и жестом, и тоном, причем так же красноречиво, как и словом. Но при этом недопустимо унижать его собст-венное достоинство. Словами: «Вы не правы, и я сейчас вам это докажу», вы как бы говорите «Я умнее вас». Лучше сказать по-другому, например: «Я думаю ина-че. Но, конечно, я могу заблуждаться. Надеюсь, вы меня поправите, если я в чем-то буду неправ». Как видите, в психологии общения самый короткий путь для вы-сказывания своих мыслей – не всегда самый лучший. 3. Поиск общего. Любая деловая беседа с психологической точки зренияесть поиск общего (общей позиции, общего подхода к обсуждаемому вопросу). Для того чтобы поиск общего шел легче, следует:
а) не начинать разговор с тех вопросов, по которым вы расходитесь во мне-ниях. Необходимо, чтобы собеседник с самого начала разговора ответил на ваш вопрос утвердительно (сказал: «Да!») или согласился с вашей мыслью. Если дается отрицательный ответ, то с точки зрения психологии человек оказывается в пози-ции, которая требует, чтобы он оказался верен сказанному. Потребуется время (и иногда значительное), чтобы ваш собеседник понял, что его «Нет!» было нера-зумным.
Не случайно поэтому люди интуитивно начинают разговор с общей темы, например, обмениваются мнениями о погоде. Как правило, их мнения совпадают. Конечно, если каждую деловую беседу начинать с разговора о погоде, это будет выглядеть нелепо. Профессионал всегда имеет в запасе несколько заготовок – во-просов, на которые можно получить только утвердительные ответы;
б) не спешите на предложение партнера говорить «Нет!». Лучше ис-пользовать прием «Да, но...». Например, в ответ на неприемлемое предложение лучше всего сказать: «Да, но я хочу, чтобы при этом соблюдалось... (здесь вы тактично высказываете свое условие)». Этот прием заставляет собеседника искать пути для соблюдения ваших интересов и создает ощущение, что предлагаемый им подход вами принимается.
4. Не допускать споров. Всем известно утверждение,что в споре рожда-ется истина. Однако оно тоже не бесспорно. Из двух спорящих каждый ста-
80 рается победить. Так вот: самый надежный способ одержать победу в споре
– избежать его. Как это сделать?
а) в процессе беседы никогда не заявляйте прямо и категорично, что ваш собеседник неправ. Лучше, если вы покажете, что вы уважаете его мнение, каким бы оно ни было;
б) если вы неправы – быстро и недвусмысленно признайте это.
5. Безопасная критика. Критика оппонента,его позиций,точки зренияпо обсуждаемому вопросу вовсе не всегда является атрибутом деловой бе-седы. Помните – это очень опасное оружие. Опасное и обоюдоострое, оно ранит обоих участников разговора. Поэтому прибегать к критике следует лишь в крайних случаях и только при соблюдении следующих рекоменда-ций:
а) для более спокойного реагирования вашего собеседника на критику необходимо создать благоприятный психологический фон ее восприятия. Это – ваша задача. Главное правило здесь состоит в том, что всякое замеча-ние воспринимается легче, если оно следует за одобрением. Очень хорошо использовать фразы типа:
– Я благодарен вам за то, что вы с присущей вам прямотой поставили этот вопрос. Однако... – Ваши слова показывают, что вы искренне переживаете за исход дела. И все же... – В ваших словах есть рациональное зерно. Но, с другой стороны...
б) прежде чем критиковать, укажите на собственные ошибки. Ва-шему собеседнику будет психологически легче выслушать перечисление своих ошибок, если критикующий начнет с признания, что сам не безу-пречен;
в) разумнее самому признать свои недостатки, чем выслушивать осу-ждение со стороны. Это хороший способ «обезоруживания» оппонента;
г) если вы хотите, чтобы люди придерживались вашей точки зрения, дайте им понять, что идея, которую вы излагаете, принадлежит этим людям. 6. Речь. Профессионалы утверждают,что в деловой беседе убеждают нестолько аргументы, сколько форма их подачи. Убедительная речь и убеди-тельные аргументы – разные вещи. Попробуйте во время деловой беседы из-лагать самые «сильные» аргументы скороговоркой, сбивчиво, заикаясь, и вы увидите, что они потеряют убеждающую силу. Тон и темп речи, логические паузы и т. д. – очень хорошие средства, помогающие эффективно строить коммуникативное взаимодействие. Для того чтобы овладеть ими и поста-
81 вить голос, требуются, конечно, специальные занятия. Начать их можно со следующего:
а) изменяйте тон голоса, ведь монотонность «усыпляет», рассеивает внимание. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяет сло-во или фразу на общем фоне;
б) изменяйте темп речи – это придает ей выразительность; в) делайте паузу до и после важной мысли;
г) регулируйте громкость речи. Снижение громкости в «важном» месте разговора – лучший способ привлечь внимание.
7. Слова-ловушки. Опыт показывает, что использование некоторых слов резко снижает эффективность беседы. Лучшее, что можно сделать, это исключить их из своего лексикона. Что же это за слова?
а) слова-паразиты: так сказать, вот, ну, значит, как говорится, вооб-
ще-то, в общем-то, короче...
б) обидные слова;
в) слова «по случаю». Следует избегать высказываний типа:
– Я не специалист (даже если вы действительно не специалист);
– Я, конечно, не оратор (такие слова может позволить себе только профес-сиональный оратор, да и то в строго определенных случаях). Когда вы гово-рите это, у вашего собеседника может возникнуть вопрос, стоит ли вас слу-шать дальше.
Кроме того, совершенно недопустимы высказывания типа:
– Давайте быстренько обсудим с вами...
– Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам...
Если вы говорите так, то вы показываете, насколько неважен для вас разговор и обсуждение проблемы, не говоря уже о вашем собеседнике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.233 (0.009 с.) |