Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Публичная речь как диалогическая форма коммуникативной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первый вопрос для большинства начинающих ораторов заключается не
в наличии их способности к публичному выступлению, а в том, что сказать и как выразить свои мысли. Без способности организовать мысль посредством слова человек не мог бы рассуждать и развиваться как организованное соци-альное существо.
Существует полная взаимосвязь психики и речи. Не только побужде-ния, которые вызывают и направляют речь, но и ее влияние на слушателя и самого оратора столь же глубоки, как человеческий характер и мысль.
Для публичного выступления требуются те же данные, что и в обычном разговоре. Большинство ораторов, когда приходится обращаться к аудитории, считает необходимым вести себя так, словно успех зависит от того, насколь-ко далеки будут их язык, жесты, голос от обычных, приобретенных за годы разговорной практики.
На публичную речь в наше время уже не смотрят как на изящную сло-весность, она – средство к цели, а не самоцель. Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного со-ответствия с обстановкой выступления.
Если пронаблюдать за непринужденной беседой двух–трех интелли-гентных людей, занятых обсуждением интересной темы, можно заметить прямолинейность, вспыхивающий взор, яркую интонацию; мимика, движе-
107 ния головы, плеч, рук подчеркивают их разговор. Закрыв глаза и прислушав-шись к звукам голоса, мы отметим диапазон их высоты, звучности, ритмиче-ский характер, то есть богатую вокальную мимику, в которой отмечены наи-более значимые места в беседе громче произносимыми словами на фоне сдержанного звучания. Слышится волнение, участие, захватывающий инте-рес обсуждаемой темы…
Перед аудиторией в публичном выступлении те же участники чаще те-ряют воодушевление и ощущение силы. Голос становится монотонным, сла-бым, фразы неубедительными, взгляд направлен поверх голов слушающих или в окно. Будущий оратор должен найти интерес в своем выступлении и передать его слушающим.
Обращенные лица слушателей с выражением ожидания, которые вна-чале нагоняют страх, впоследствии станут вызывать подъем, ощущение уве-ренности. Необходимость говорить громче вызовет чувства связанности и поднимет эмоциональный строй речи.
Необходимость изложения в публичной речи придает ей исчерпываю-щий характер. Кроме того, разговорный обмен мнениями только внешне от-сутствует во время публичного выступления. Если оратор действительно бу-дет обращаться к публике и говорить со слушателями, а не при них, он по-чувствует, как возникает взаимное общение.
Чтобы придать речи характер публичного выступления, понадобится лишь несколько простых приемов:
– старайтесь избегать нарочитых манер заправского говоруна;
– держитесь попроще, если обстановка более или менее неофициальная (например, на деловом совещании нет необходимости говорить стоя); – язык будет проще, если Вы хорошо знакомы со слушателями (называя их по имени и отчеству); – необходимы знания предмета выступления.
Принято считать, что публичная речь относится к монологической форме общения. Это имеет место, если слушателя нет в прямом контакте, то есть в радио- и телетрансляции. Если речь реализуется в непосредственном психологическом контакте, то такой контакт предусматривает психологиче-ское взаимодействие между тем, кто произносит речь и тем, кто ее слушает, воспринимает. В этом случае имеет место диалог.
Восприятие публичной речи – это форма коммуникативной деятельно-сти – слушание. Оно характеризуется трехфазностью:
1. Побудительно-мотивационная – зависит от инициатора общения.
108 2. Аналитико-синтетическая – процесс обработки поступающей ин-формации из публичного выступления. 3. Результирующая – продукт слушания, то есть те выводы, к которым пришел слушатель. Публичное выступление выполняет роль своеобразной психолингви-стической программы управления мыслительными и волевыми процессами слушателей, а также средством управления их эмоциональным состоянием.
Поэтому оратор должен хорошо понимать, что публичное выступление оказывает воздействие на внимание, память, мышление слушателей, вызыва-ет определенный отклик на мысли, изложенные в речи, и тем самым побуж-дает работу воображения и создает основу для интереса и возникновения кооперативного сотрудничества в коммуникативной деятельности оратора и слушающих его выступление.
Принцип кооперации был сформулирован преимущественно к услови-ям устного диалогического общения и распространяется и на текстовую ком-муникацию через публичное выступление. Этот принцип регулирует количе-ство и качество информации речевого общения. Выступающий перед аудито-рией не должен скрывать нужную информацию, принципиально важную для принятия решений по обсуждаемой проблеме, ее осмысления. Качественный аспект этого принципа запрещает выдачу ложной или непроверенной инфор-мации, направляющей на выводы, не соответствующие действительному по-ложению дел и успешности деятельности.
Принцип коммуникативного сотрудничества состоит из правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Можно столкнуться с ситуацией, когда в диалоге со слушателями, выступающий хо-тел сказать многое, но не смог. Этому препятствовала чрезмерная речевая ак-тивность оратора, которая даже не приблизила к обозначению главных пози-ций выступления.
Такая ситуация может спровоцировать вторжение в публичное выступ-ление слушателей. Умением слушать отличается далеко не каждый, и неред-ко диалоги со слушателями представляют собой смену коммуникативных ро-лей, основанную на произвольном вторжении в чужую речь. Вот почему к публичному выступлению необходимо вдумчиво готовиться заранее.
Подготовка к публичному выступлению
Для того чтобы публичное выступление было максимально эффектив-ным, необходимо знать алгоритм подготовки к выступлению и его компози-ционно-технологическую структуру (таб. 3).
109 Подготовка к публичному выступлению включает следующие этапы:
1. Выбор темы и конкретизация ее названия.
2. Постановка цели.
3. Сбор материалов и их изучение.
4. Введение.
5. Развитие главной части речи.
6. Выработка собственной позиции.
7. Заключение.
8. Репетиция выступления.
1. Выбор темы может быть связан с задачами организации,быть ча-стью определенной программы или выбирается произвольно. Конкретизация названия будущего выступления всегда является творческим этапом, опреде-ляется особенностями подобранного материала и формулируется согласно авторскому замыслу.
При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:
– определить степень ее актуальности для будущей аудитории, то, на-сколько тема знакома и доступна для понимания слушателями; – выбирайте тему, которая связана с вашим личным опытом и по кото-рой вы сможете в случае необходимости получить дальнейшую информацию; – формулировка темы должна быть лаконичной, четкой, носить суть излагаемой проблемы; – она не должна быть ни очень простой, ни очень сложной.
2. Постановка цели –важный фактор подготовки к публичному высту-плению, от которого зависит его эффективность. Осмысленная и четко сфор-мулированная цель общения – движущая сила выступления. Важно опреде-лить, хотите что-то объяснить, описать, рассказать или заставить слушателей изменить свое мнение, убедить их что-либо сделать? Любое устное выступ-ление побуждает к конкретным действиям, оказывает воспитательное воздей-ствие, то есть убеждает. Убеждение – основной способ воздействия, направ-ленный на изменение мнений и установок, на активное усвоение излагаемого материала.
Чтобы получить ясное представление, чего вы намерены добиваться, изложите в письменном виде ваше намерение в форме целого предложения. 3. Сбор материалов и их изучение –необходимое условие подготовки.Оно характеризует особенности индивидуального подхода к изучению и ана-лизу выбранной темы. Сбор материала – процесс синтетический, поскольку оратор параллельно работает над несколькими источниками. Важным являет-ся и использование личного опыта. Введение в текст наглядных примеров
110 способствует лучшему пониманию проблемы, повышает заинтересованность слушателей. Выступление делает объективным упоминание точек зрения многих авторов, сопоставление их. Нельзя игнорировать приходящие письма, если обратная связь имеет место. К источникам информации при сборе мате-риалов относят и публицистические материалы средств массовой информа-ции.
4. Введение должно вызывать интерес у слушателей,поэтому можноподготовить несколько вводных замечаний, сформулировать и пояснить ваше намерение.
5. Развитие главной части речи характеризуется детальной содержа-тельностью и наибольшим воздействующим эффектом на аудиторию. Логика изложения становится целью композиционного оформления выступления.
Убедительная логика изложения материала – основное средство влия-ния на аудиторию. Можно использовать следующие методы логической ор-ганизации материала:
– концентрический – изложение строится вокруг единого центра про-блемы; – ступенчатый – последовательное раскрытие проблемы с анализом ка-ждой ее части; – исторический – используется в выступлениях на историческую или биографическую тему. Развитие главной части выступления включает следующие аспекты:
– план и вспомогательные данные должны быть ясны и интересны;
– выбрасывайте все, не имеющее отношение к вашей цели;
– дайте определения непривычных терминов;
– используйте как можно больше конкретных примеров;
– приводите в случае необходимости высказывания сведущих лиц;
– задавайте вопросы, чтобы подчеркнуть переход от одной мысли к другой; – проверьте, подкрепляют ли основные тезисы ваш замысел.
6. Выработка собственной позиции –этап определения личного отно-
шения к теме выступления. При его формировании необходимо учитывать весь спектр точек зрения по данной теме. Ваша позиция только тогда эффек-тивно воздействует на аудиторию, если она подкреплена убедительными до-водами в пользу конструктивного решения проблемы.
7. Заключение –завершающая стадия выступления,несущая большуюлогическую и психологическую нагрузку. Оно должно кратко обобщить ос-новные идеи, закрепить и усилить общее впечатление, подвигнуть слушате-
111 лей к собственным рассуждениям и выводам. Этому служат удачно подоб-ранные цитаты, иллюстрации вашего замысла. Применяется комплекс итого-вых слов и выражений – «таким образом», «словом», «итак», «в итоге» и т.д.
8. Репетиция выступления необходима для преодоления скованностипри встрече с аудиторией. На репетиции продумывается и проговаривается весь текст, его отдельные фрагменты. Репетировать лучше вслух, контроли-руя время по часам. Желательно предварительно осмотреть аудиторию, про-верить освещение и микрофон, удобна ли для вас трибуна. Перед выступле-нием необходимо отдохнуть, сосредоточиться на предстоящем общении с людьми.
Таблица 3
Композиционно-технологическая структура публичной речи
112
5. Элементы ораторского искусства и их психологическая основа В психологическом аспекте для эффективного управления эмоциональ-
ным состоянием слушателей необходимо:
– использовать экспрессивные средства, усиливающие эмоции и при-дающие им определенную «направленность» (см. лекцию 3 «Вербальное об-щение»);
– соблюдать правила говорящего и слушающего, необходимые для реа-лизации диалогического принципа общения (там же); – учитывать невербальные сигналы, несущие до 55% информации (см. лекцию 4 «Невербальное общение»). Для того чтобы воздействие было эффективным оратору необходимо посоветовать следующие приемы: 1) сделайте вид, что рады всех видеть;
2) слова произносите с силой, убедительно, не меняя частоту голоса;
3) слова, движения и жесты должны быть ясными и определенными;
113 4) особое внимание необходимо уделить жестам рук. Основные требо-вания к ним:
– приблизительно 90% жестов необходимо делать выше пояса – это по-казатель уверенности; ниже пояса – сигналы неуверенности, растерянности, неудачи;
– локти – 3–5 сантиметров от корпуса. Меньшее расстояние символизи-рует незначительность и слабость авторитета; – пальцы рук в положении, если бы вы держали большое яблоко;
– жестикулируйте не одной, а обеими руками, они дополняют сказан-ное, являются средством наглядности вашей речи. Жестами рук можно пока-зать: направление, объем, размер, чувства и их интенсивность.
Например, поднимающиеся руки символизируют нарастание напряже-ния; опущенные руки ниже пояса, разведенные ладони в сторону символизи-руют неудачу.
Перед любым выступающим стоит ряд последовательных задач:
1. Привлечь внимание аудитории.
2. Зажечь людей своей энергией и донести до них главную мысль ва-шей речи. 3. Завоевать своей идеей умы слушателей.
4. Развить и закрепить успех, перенести его на прозу жизни. Эти задачи можно решить, ответив на вопросы: 1. Как привлечь внимание? Заинтересуйте слушателей оригинальным вступлением, привлекательно построенной фразой, фактом. Начать можно с использования:
– цитаты знаменитого человека;
– истории, вызывающей сочувствие;
– ссылки на библию, мифы, сказки и др.;
– ссылки на известное произведение;
– рассказа из собственной жизни;
– риторического вопроса;
– исторического эпизода;
– знаменитого приключения из прошлого или настоящего;
– разумного комплимента.
2. Как зажечь слушателей своей энергией и донести до них свою глав-
ную мысль? Надо поступить так:
а) обозначить цель выступления, показать важность проблемы, вовлечь каждого в разговор, чтобы проблема стала проблемой каждого слушателя; б) донести главную мысль до слушателя можно, если:
114 – выступление четко спланировано и логично;
– весь материал разложен на элементы;
– хорошо уяснена ключевая мысль, лежащая в основе вашей речи, ос-тальное – факты, доказательства, примеры и т.д.; – не считаете, что аудитории хорошо известна ваша главная мысль, по-этому раскройте ее; – не путаете основную мысль с доказательствами и иллюстрациями;
– подчеркиваете модуляцией голоса основную мысль.
3. Как завоевать умы слушателей своей идеей? Сделать ее наглядной:
а) доказательствами будут:
– факты (иллюстрации, примеры, сравнения, логические выводы, на-
глядные материалы, статистические данные);
– смешные истории;
– сравнения и противопоставления;
– цифры;
– цитаты.
4. Как развить и закрепить успех, перенести его на прозу жизни? Для
этого:
– обязательно в заключение объяснить, зачем нужна слушателю полу-ченная информация; – объяснить подробно, как пользоваться полученной информацией;
– если информация познавательна, то вкратце напомнить, о чем шла
речь.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.188 (0.012 с.) |