Публичная речь как диалогическая форма коммуникативной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Публичная речь как диалогическая форма коммуникативной деятельности



 

Первый вопрос для большинства начинающих ораторов заключается не

 

в наличии их способности к публичному выступлению, а в том, что сказать и как выразить свои мысли. Без способности организовать мысль посредством слова человек не мог бы рассуждать и развиваться как организованное соци-альное существо.

 

Существует полная взаимосвязь психики и речи. Не только побужде-ния, которые вызывают и направляют речь, но и ее влияние на слушателя и самого оратора столь же глубоки, как человеческий характер и мысль.

 

Для публичного выступления требуются те же данные, что и в обычном разговоре. Большинство ораторов, когда приходится обращаться к аудитории, считает необходимым вести себя так, словно успех зависит от того, насколь-ко далеки будут их язык, жесты, голос от обычных, приобретенных за годы разговорной практики.

 

На публичную речь в наше время уже не смотрят как на изящную сло-весность, она – средство к цели, а не самоцель.

Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного со-ответствия с обстановкой выступления.

 

Если пронаблюдать за непринужденной беседой двух–трех интелли-гентных людей, занятых обсуждением интересной темы, можно заметить прямолинейность, вспыхивающий взор, яркую интонацию; мимика, движе-


 

 

107


ния головы, плеч, рук подчеркивают их разговор. Закрыв глаза и прислушав-шись к звукам голоса, мы отметим диапазон их высоты, звучности, ритмиче-ский характер, то есть богатую вокальную мимику, в которой отмечены наи-более значимые места в беседе громче произносимыми словами на фоне сдержанного звучания. Слышится волнение, участие, захватывающий инте-рес обсуждаемой темы…

 

Перед аудиторией в публичном выступлении те же участники чаще те-ряют воодушевление и ощущение силы. Голос становится монотонным, сла-бым, фразы неубедительными, взгляд направлен поверх голов слушающих или в окно. Будущий оратор должен найти интерес в своем выступлении и передать его слушающим.

 

Обращенные лица слушателей с выражением ожидания, которые вна-чале нагоняют страх, впоследствии станут вызывать подъем, ощущение уве-ренности. Необходимость говорить громче вызовет чувства связанности и поднимет эмоциональный строй речи.

 

Необходимость изложения в публичной речи придает ей исчерпываю-щий характер. Кроме того, разговорный обмен мнениями только внешне от-сутствует во время публичного выступления. Если оратор действительно бу-дет обращаться к публике и говорить со слушателями, а не при них, он по-чувствует, как возникает взаимное общение.

 

Чтобы придать речи характер публичного выступления, понадобится лишь несколько простых приемов:

 

– старайтесь избегать нарочитых манер заправского говоруна;

 

– держитесь попроще, если обстановка более или менее неофициальная (например, на деловом совещании нет необходимости говорить стоя);

– язык будет проще, если Вы хорошо знакомы со слушателями (называя их по имени и отчеству);

– необходимы знания предмета выступления.

 

Принято считать, что публичная речь относится к монологической форме общения. Это имеет место, если слушателя нет в прямом контакте, то есть в радио- и телетрансляции. Если речь реализуется в непосредственном психологическом контакте, то такой контакт предусматривает психологиче-ское взаимодействие между тем, кто произносит речь и тем, кто ее слушает, воспринимает. В этом случае имеет место диалог.

 

Восприятие публичной речи – это форма коммуникативной деятельно-сти – слушание. Оно характеризуется трехфазностью:

 

1. Побудительно-мотивационная – зависит от инициатора общения.


 

108


2. Аналитико-синтетическая – процесс обработки поступающей ин-формации из публичного выступления.

3. Результирующая – продукт слушания, то есть те выводы, к которым пришел слушатель.

Публичное выступление выполняет роль своеобразной психолингви-стической программы управления мыслительными и волевыми процессами слушателей, а также средством управления их эмоциональным состоянием.

 

Поэтому оратор должен хорошо понимать, что публичное выступление оказывает воздействие на внимание, память, мышление слушателей, вызыва-ет определенный отклик на мысли, изложенные в речи, и тем самым побуж-дает работу воображения и создает основу для интереса и возникновения кооперативного сотрудничества в коммуникативной деятельности оратора и слушающих его выступление.

 

Принцип кооперации был сформулирован преимущественно к услови-ям устного диалогического общения и распространяется и на текстовую ком-муникацию через публичное выступление. Этот принцип регулирует количе-ство и качество информации речевого общения. Выступающий перед аудито-рией не должен скрывать нужную информацию, принципиально важную для принятия решений по обсуждаемой проблеме, ее осмысления. Качественный аспект этого принципа запрещает выдачу ложной или непроверенной инфор-мации, направляющей на выводы, не соответствующие действительному по-ложению дел и успешности деятельности.

 

Принцип коммуникативного сотрудничества состоит из правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Можно столкнуться с ситуацией, когда в диалоге со слушателями, выступающий хо-тел сказать многое, но не смог. Этому препятствовала чрезмерная речевая ак-тивность оратора, которая даже не приблизила к обозначению главных пози-ций выступления.

 

Такая ситуация может спровоцировать вторжение в публичное выступ-ление слушателей. Умением слушать отличается далеко не каждый, и неред-ко диалоги со слушателями представляют собой смену коммуникативных ро-лей, основанную на произвольном вторжении в чужую речь. Вот почему к публичному выступлению необходимо вдумчиво готовиться заранее.

 

Подготовка к публичному выступлению

 

Для того чтобы публичное выступление было максимально эффектив-ным, необходимо знать алгоритм подготовки к выступлению и его компози-ционно-технологическую структуру (таб. 3).


 

 

109


Подготовка к публичному выступлению включает следующие этапы:

 

1. Выбор темы и конкретизация ее названия.

 

2. Постановка цели.

 

3. Сбор материалов и их изучение.

 

4. Введение.

 

5. Развитие главной части речи.

 

6. Выработка собственной позиции.

 

7. Заключение.

 

8. Репетиция выступления.

 

1. Выбор темы может быть связан с задачами организации,быть ча-стью определенной программы или выбирается произвольно. Конкретизация названия будущего выступления всегда является творческим этапом, опреде-ляется особенностями подобранного материала и формулируется согласно авторскому замыслу.

 

При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:

 

– определить степень ее актуальности для будущей аудитории, то, на-сколько тема знакома и доступна для понимания слушателями;

– выбирайте тему, которая связана с вашим личным опытом и по кото-рой вы сможете в случае необходимости получить дальнейшую информацию;

– формулировка темы должна быть лаконичной, четкой, носить суть излагаемой проблемы;

– она не должна быть ни очень простой, ни очень сложной.

 

2. Постановка цели –важный фактор подготовки к публичному высту-плению, от которого зависит его эффективность. Осмысленная и четко сфор-мулированная цель общения – движущая сила выступления. Важно опреде-лить, хотите что-то объяснить, описать, рассказать или заставить слушателей изменить свое мнение, убедить их что-либо сделать? Любое устное выступ-ление побуждает к конкретным действиям, оказывает воспитательное воздей-ствие, то есть убеждает. Убеждение – основной способ воздействия, направ-ленный на изменение мнений и установок, на активное усвоение излагаемого материала.

 

Чтобы получить ясное представление, чего вы намерены добиваться, изложите в письменном виде ваше намерение в форме целого предложения.

3. Сбор материалов и их изучение –необходимое условие подготовки.Оно характеризует особенности индивидуального подхода к изучению и ана-лизу выбранной темы. Сбор материала – процесс синтетический, поскольку оратор параллельно работает над несколькими источниками. Важным являет-ся и использование личного опыта. Введение в текст наглядных примеров


 

 

110


способствует лучшему пониманию проблемы, повышает заинтересованность слушателей. Выступление делает объективным упоминание точек зрения многих авторов, сопоставление их. Нельзя игнорировать приходящие письма, если обратная связь имеет место. К источникам информации при сборе мате-риалов относят и публицистические материалы средств массовой информа-ции.

 

4. Введение должно вызывать интерес у слушателей,поэтому можноподготовить несколько вводных замечаний, сформулировать и пояснить ваше намерение.

 

5. Развитие главной части речи характеризуется детальной содержа-тельностью и наибольшим воздействующим эффектом на аудиторию. Логика изложения становится целью композиционного оформления выступления.

 

Убедительная логика изложения материала – основное средство влия-ния на аудиторию. Можно использовать следующие методы логической ор-ганизации материала:

 

– концентрический – изложение строится вокруг единого центра про-блемы;

– ступенчатый – последовательное раскрытие проблемы с анализом ка-ждой ее части;

– исторический – используется в выступлениях на историческую или биографическую тему.

Развитие главной части выступления включает следующие аспекты:

 

– план и вспомогательные данные должны быть ясны и интересны;

 

– выбрасывайте все, не имеющее отношение к вашей цели;

 

– дайте определения непривычных терминов;

 

– используйте как можно больше конкретных примеров;

 

– приводите в случае необходимости высказывания сведущих лиц;

 

– задавайте вопросы, чтобы подчеркнуть переход от одной мысли к другой;

– проверьте, подкрепляют ли основные тезисы ваш замысел.

 

6. Выработка собственной позиции –этап определения личного отно-

 

шения к теме выступления. При его формировании необходимо учитывать весь спектр точек зрения по данной теме. Ваша позиция только тогда эффек-тивно воздействует на аудиторию, если она подкреплена убедительными до-водами в пользу конструктивного решения проблемы.

 

7. Заключение –завершающая стадия выступления,несущая большуюлогическую и психологическую нагрузку. Оно должно кратко обобщить ос-новные идеи, закрепить и усилить общее впечатление, подвигнуть слушате-


 

 

111


лей к собственным рассуждениям и выводам. Этому служат удачно подоб-ранные цитаты, иллюстрации вашего замысла. Применяется комплекс итого-вых слов и выражений – «таким образом», «словом», «итак», «в итоге» и т.д.

 

8. Репетиция выступления необходима для преодоления скованностипри встрече с аудиторией. На репетиции продумывается и проговаривается весь текст, его отдельные фрагменты. Репетировать лучше вслух, контроли-руя время по часам. Желательно предварительно осмотреть аудиторию, про-верить освещение и микрофон, удобна ли для вас трибуна. Перед выступле-нием необходимо отдохнуть, сосредоточиться на предстоящем общении с людьми.

 

Таблица 3

 

Композиционно-технологическая структура публичной речи

 

Элемент

Назначение

Цель

Приемы и

         

средства

1 2   3   4  
     

Вступление

   
Зачин

Подготовить

Завладеть вниманием.

Рассказать что-
  аудиторию к Возбудить интерес.

нибудь удивительное

 

восприятию

Заставить слушать.

(случай, факт, исто-

  сказанного   Вызвать доверие.

рию). Сделать юмо-

     

Дисциплинирован-

ристическое замеча-
      ность  

ние, обращение и пр.

Завязка Поставить   Показать актуаль-

Вызвать сопережива-

  проблему  

ность темы. Выявить

ние, ссылаясь на па-

     

противоречие. Объ-

радоксальную ситуа-

     

яснить тезис. Заин-

цию, драмы идей и

     

триговать новым

людей и т.д.  
Изложе-

Довести план

Обеспечить понима- Затронуть интересы
ние    

ние. Наметить пер-

слушателей ссылками

      спективу. Озадачить

на социальные зада-

      слушателей  

чи, документы и пр.

     

Главная часть

   
1 вопрос

Представить

Раскрыть основное Определить понятие,
 

предмет обще-

понятие. Показать

дать трактовку, опор-

  ния   структуру (элементы

ную схему, сигнал,

      и связи)   образ  
2 вопрос

Довести сущ-

Выдвинуть тезис и

Опровергнуть доказа-

  ность до по- обосновать новое. тельства, приводя

 


 

 

112


  нимания

Дать оценку элемен-

мнения,

аргументы,

    тов.

Опровергнуть

факты и т.д.

   
   

антитезис

           
3 вопрос Дать установ- Связать

теорию с

Привести

 

данные

  ку на деятель-

жизнью (практикой).

экспериментов,

пока-
  ность

Предложить решения

зательные

примеры,

         

официальные

  уста-
          новки        
   

Заключение

         
Напо- Закрепить

Напомнить

основной

Возвратиться

к про-
минание мысль

тезис. Дать понять,

блеме. Повторить са-

   

что мысль

доказана. мый

сильный

аргу-
   

Усилить впечатление

мент, факт. Привести

         

крылатую

 

фразу,

         

мудрое изречение

Обоб- Убедиться, что

Подвести к заключе-

Подытожить

сказан-

щение цель достигну-

нию. Добиться одоб-

ное

эмоционально,

  та рения и принятия

ярким примером, ци-

    мысли     татой        
Пожела- Направить

Поставить

задачи.

Обрисовать

перспек-

ние деятельность

Мобилизовать. Сори-

тивы. Высказать при-

   

ентировать. Призвать

зыв, лозунг

   

 

5. Элементы ораторского искусства и их психологическая основа В психологическом аспекте для эффективного управления эмоциональ-

 

ным состоянием слушателей необходимо:

 

– использовать экспрессивные средства, усиливающие эмоции и при-дающие им определенную «направленность» (см. лекцию 3 «Вербальное об-щение»);

 

– соблюдать правила говорящего и слушающего, необходимые для реа-лизации диалогического принципа общения (там же);

– учитывать невербальные сигналы, несущие до 55% информации (см. лекцию 4 «Невербальное общение»).

Для того чтобы воздействие было эффективным оратору необходимо посоветовать следующие приемы:

1) сделайте вид, что рады всех видеть;

 

2) слова произносите с силой, убедительно, не меняя частоту голоса;

 

3) слова, движения и жесты должны быть ясными и определенными;


 

 

113


4) особое внимание необходимо уделить жестам рук. Основные требо-вания к ним:

 

– приблизительно 90% жестов необходимо делать выше пояса – это по-казатель уверенности; ниже пояса – сигналы неуверенности, растерянности, неудачи;

 

– локти – 3–5 сантиметров от корпуса. Меньшее расстояние символизи-рует незначительность и слабость авторитета;

– пальцы рук в положении, если бы вы держали большое яблоко;

 

– жестикулируйте не одной, а обеими руками, они дополняют сказан-ное, являются средством наглядности вашей речи. Жестами рук можно пока-зать: направление, объем, размер, чувства и их интенсивность.

 

Например, поднимающиеся руки символизируют нарастание напряже-ния; опущенные руки ниже пояса, разведенные ладони в сторону символизи-руют неудачу.

 

Перед любым выступающим стоит ряд последовательных задач:

 

1. Привлечь внимание аудитории.

 

2. Зажечь людей своей энергией и донести до них главную мысль ва-шей речи.

3. Завоевать своей идеей умы слушателей.

 

4. Развить и закрепить успех, перенести его на прозу жизни. Эти задачи можно решить, ответив на вопросы:

1. Как привлечь внимание? Заинтересуйте слушателей оригинальным вступлением, привлекательно построенной фразой, фактом.

Начать можно с использования:

 

– цитаты знаменитого человека;

 

– истории, вызывающей сочувствие;

 

– ссылки на библию, мифы, сказки и др.;

 

– ссылки на известное произведение;

 

– рассказа из собственной жизни;

 

– риторического вопроса;

 

– исторического эпизода;

 

– знаменитого приключения из прошлого или настоящего;

 

– разумного комплимента.

 

2. Как зажечь слушателей своей энергией и донести до них свою глав-

 

ную мысль? Надо поступить так:

 

а) обозначить цель выступления, показать важность проблемы, вовлечь каждого в разговор, чтобы проблема стала проблемой каждого слушателя;

б) донести главную мысль до слушателя можно, если:


 

114


– выступление четко спланировано и логично;

 

– весь материал разложен на элементы;

 

– хорошо уяснена ключевая мысль, лежащая в основе вашей речи, ос-тальное – факты, доказательства, примеры и т.д.;

– не считаете, что аудитории хорошо известна ваша главная мысль, по-этому раскройте ее;

– не путаете основную мысль с доказательствами и иллюстрациями;

 

– подчеркиваете модуляцией голоса основную мысль.

 

3. Как завоевать умы слушателей своей идеей? Сделать ее наглядной:

 

а) доказательствами будут:

 

– факты (иллюстрации, примеры, сравнения, логические выводы, на-

 

глядные материалы, статистические данные);

 

– смешные истории;

 

– сравнения и противопоставления;

 

– цифры;

 

– цитаты.

 

4. Как развить и закрепить успех, перенести его на прозу жизни? Для

 

этого:

 

– обязательно в заключение объяснить, зачем нужна слушателю полу-ченная информация;

– объяснить подробно, как пользоваться полученной информацией;

 

– если информация познавательна, то вкратце напомнить, о чем шла

 

речь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.197.64.207 (0.184 с.)