Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общение как коммуникативная деятельностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Существование множества различных определений понятия «общение» прежде всего связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.
Общение –сложный многoплановый процесс установления и развитияконтактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятель-ности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой страте-гии взаимодействия, восприятие и понимание другoгo человека. В узком смысле слова общение – это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы либо потребности.
6 В психологии общение определяется как взаимодействие двух или бо-лее людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера, направ-ленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания от-ношений и достижения общего результата.
Наиболее простая модель общения может быть представлена следую-
щим образом: С1 С2. Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Во множестве определений общения выделяют:
• общение как вид самостоятельной человеческой деятельности;
• общение как атрибут других видов человеческой деятельности;
• общение как взаимодействие субъектов.
В специальной социально-психологической литературе есть взгляд на общение как коммуникативную деятельность. Опираясь на концеп- цию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим ее основные струк-турные компоненты: предмет общения– это другой человек,партнер пообщению как субъект; потребность в общении состоит в стремлении чело-века к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы – это то, ради че-го предпринимается общение; действия общения – это единицы коммуника-тивной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения – инициативные и ответные); задачи общения – это та цель,на достижение которой в конкретной комму-никативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения – образования ма-териального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
Общение как деятельность представляет собой систему элемен-тарных актов. Каждый акт определяется:
а) субъектом – инициатором общения (субъект-инициатор);
б) субъектом, которому адресована инициатива (субъект-партнер);
в) нормами, по которым организуется общение;
г) целями, которые преследуют участники общения;
д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Структура акта общения. Каждый акт общения состоит из цепи вза-имосвязанных коммуникативных действий:
1.Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.
7 2. Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуа-ции (благоприятная, неблагоприятная и т.д.).
3. Ориентация в коммуникативной ситуации.
4. Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.
5. Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей си-туации общения. 6. Подход к субъекту взаимодействия.
7. Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.
8. Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.
9. Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимо-действие.
10. Настройка субъектом-инициатором на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера.
11. Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъ-ектов общения, формирование общего эмоционального фона.
12. Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на субъекта-партнера. 13. Оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие.
14. Стимулирование «ответного хода» субъекта-партнера.
15.«Ответный ход» субъекта-партнера по общению.
Из пятнадцати названных действий и организуется акт общения. За-метим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект об-щения, который берет эту инициативу на себя, назван нами «субъект-инициатор». А субъект, который эту инициативу принимает, определя-ется как субъект-партнер.
Содержание общения. Общение может иметь различное со-держание, которое выражается в следующем:
1. Передача от человека к человеку информации.
2. Восприятие партнерами по общению друг друга.
3. Взаимооценка партнерами по общению друг друга.
4. Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.
5. Взаимодействие партнеров друг с другом.
6. Управление групповой или массовой деятельностью и т. д.
8 Функции общения. Функции общения выделяются в соответствии ссодержанием общения.
Различают четыре основные функции общения:
1. Инструментальная функция характеризует общение как социальныймеханизм управления и передачи информации, необходимой для исполне-ния действия. 2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объе-динения людей. 3. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимо-понимания психологического контекста.
4. Трансляционная функция – функция передачи конкретных способовдеятельности, оценок и т. д. 5. Экспрессивная – функция взаимопонимания переживаний и эмо-циональных состояний;
6. Функция социального контроля – регламентация поведения и дея-тельности.
7. Функция социализации – формирование навыков взаимодействия
в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и т. д. (ор-ганизация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формиро-вание и развитие межличностных отношений).
В психологии выделяют следующие виды общения:
1. «Контакт масок» – формальное общение,при котором отсутствуетстремление понять и учесть особенности личности собеседника. Использу-ются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., т. е. набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяю-щих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт ма-сок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
2. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и со-держание и средства общения социальными ролями партнеров по обще-нию: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил уличного движе-ния, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
3. Деловое общение, целью которого является организация и опти-мизация того или иного вида предметной деятельности: производст-венной, научной, коммерческой, учебной и др. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.
4. Светское общение определяется формальной вежливостью.Его осо-бенность состоит в том, что люди фактически не общаются, а как бы ис-
9 полняют ритуал, говоря то, что положено в определенных ситуациях.
5. Духовное межличностное общение, при котором раскрываются глу-
бинные структуры личности. Духовное общение характеризуется полным взаимопониманием. Цели общения:
• цель общения – вне самого взаимодействия субъектов;
• цель общения – в нем самом;
• цель общения – приобщение партнера к опыту и ценностям инициа-тора общения;
• цель общения – приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера;
• цель общения – удовлетворение потребностей партнеров по обще-нию (в престиже, доминировании, аффилиации, в безопасности, в индивидуальности, в покровительстве, в познании, в красоте и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.007 с.) |