Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 4. Невербальные средства общенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План:
1. Роль невербальных средств общения и их классификация.
2. Кинесические средства.
3. Просодические и экстралингвистические средства.
4. Такесические средства.
5. Проксемические средства.
1. Роль невербальных средств общения и их классификация Невербальное поведение человека неразрывно связано с его пси-
хическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе об-щения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения инди-видуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельст-вам, но язык тела оказывается менее пластичным.
45 В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все дви- жения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздейст-вие, пространственную организацию общения. Невербальные средства общения
1. Кинесика:
1.1. Экспрессивно- выразительные движения: поза, жест, мимика, по-ходка
1.2. Визуальный контакт (взгляд): направление движения,длина паузы,частота контакта
2. Просодика и экстралингвистика:интонация,громкость,тембр,пауза,вздох, смех, плач, кашель 3. Такесика:рукопожатие,поцелуй,похлопывания 4. Проксемика:ориентация,дистанция
Кинесические средства
Кинесические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения,проявляющиеся
в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.
1. Особая роль в передаче информации отводится мимике– движени-ям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики – ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, стра-дания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординирова-ны, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных со-стояний, разработанный В.А. Лабунской (таб. 1).
В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, от-вращение, страх и грусть.
Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регист-рировать мимические движения. Эта методика получила распространение в меди-
46 цинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в де-ловом общении. Но эта проблема еще окончательно не решена.
Исследования психологов показали, что все люди независимо от на-циональности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точно-стью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информа-тивную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.
47 Согласованность оценок испытуемых была очень велика – опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радо-сти, удивления, отвращения, гнева, сложнее – эмоции печали и страха. Мимика – выразительные изменения лица.В ней отражаются психическиесостояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.
В профессиональной психотехнике мимика используется для:
• усиления речевого высказывания;
• воздействия на собеседника;
• установления психологического контакта;
• формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;
• маскировки собственного психического состояния и отношения к проис-ходящему;
• улучшения самочувствия.
Мимика динамична и, как правило, отражает:
1) отношение говорящего к произносимым словам (их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.); 2) психические состояния говорящего (радость, удовлетворение, внима-тельность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.); 3) отношение к собеседнику (безразличие, уважение, сочувствие, добро-желательность, пренебрежение, разочарование и др.);
4) отношение к самому себе и своим действиям (внимательность, воле-вую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, расте-рянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.); 5) некоторые качества (интеллигентность, ум, малообразованность, глу-пость, самообладание, волю и др.).
По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых кон-тактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный смысл их.
Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей зада-чи – важное профессиональное умение. Надо вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соот-ветствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие работники не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение.
48 Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.
Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то вы-ражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию челове-ком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжела-тельностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.
Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компо-ненты лица: • выражение глаз;
• направление взгляда;
• особый рисунок носогубных складок;
• складок лба;
• общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);
• разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, кото-рые в первую очередь определяют выражение). 2. С мимикой тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, со-ставляющий исключительно важную часть общения (таб. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмер-сон).
Таблица 2
Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
49
Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтере установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью это-го процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, – больше. Вообще же тот, кто в дан-ный момент говорит, меньше смотрит на партнера – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.
Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся пло-хо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам от-ношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встреча-ется с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется довери-ем. Во время переговоров и деловых бесед никогда не следует одевать темные очки, потому что у партнера появляется ощущение, что его рассматривают в упор.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии челове-ка, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться
в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четы-ре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настрое-ние заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Та-ким образом, не только экспрессия лицевая несет информацию о человеке, но и его взгляд.
Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником инфор-мации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях го-раздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела.
50 При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело – главным источником информации для партне-ра. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.
3. Поза –это положение человеческого тела,типичное для даннойкультуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной тради-ции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляют-ся. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой ста-тус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчи-ненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «рас-
править плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).
Одним из первых указал на роль позы человека как одного из не-вербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследо-ваниях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отноше-нию к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.
Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается за-крыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в простран-стве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы не-доверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытяну-ты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, пси-хологического комфорта.
Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вы-тянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он бу-дет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться
51 назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упер-шись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не всегда понимают, как они это делают.
4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов
– разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. От той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужден-ности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выде-лить:
1) коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);
2) модальные, т.е.выражающие оценку и отношение(жесты одобре-ния, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.); 3) описательные жесты,имеющие смысл только в контексте речевоговысказывания. В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жес-ты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами
и смыслом высказываний является сигналом лжи.
Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании гово-рить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»).
Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недове-рии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).
Жесты и позы защиты являются знаками того,что собеседник чувствуетопасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).
52 Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стрем-ление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).
Жесты сомнения и неуверенности - почесывание указательным пальцемправой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.
Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стрем-лении закончить беседу (опускание век,почесывание уха).
Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время (манипуляции с очками, «расхаживание»).
Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голо-ву»).
Жесты несогласия («собирание ворсинок с пиджака»,опускание век). Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или
встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).
5. Походка –это стиль передвижения человека,по ней довольно лег-ко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психо-логов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмо-ции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, вялая, угнетен-ная походка – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.
С попытками найти связь между походкой и качеством личности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов.
3. Просодические и экстралингвистические средства Просодические и экстралингвистические средства общения связаны с
голосом, характеристики которого создают образ человека,способству-ют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуаль-ности.
Просодика –это общее название таких ритмико-интонационных сто-рон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила уда-рения.
Экстралингвистическая система–это включение в речь пауз,а такжеразличного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д.
53 Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, заме-шают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапа-зоне тональности, силы и высоты звуков, горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.
Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоя-нии, горе, высокомерии или усталости.
Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практиче-ски позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и на-оборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голо-сом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.013 с.) |