Лекция 6. Деловая беседа как форма деловой коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Деловая беседа как форма деловой коммуникации



 

План:

 

1. Понятие деловой беседы.

 

2. Подготовка к деловой беседе.

 

3. Этапы, принципы и правила проведения деловой беседы.

 

4. Коммуникативные навыки, используемые в деловой беседе: а) навык активного слушания;

б) навык составления вопросов и их постановки перед собеседником.

 

Понятие деловой беседы

 

Деловая беседа, несомненно, является одним из наиболее часто исполь-зуемых видов коммуникативного взаимодействия в деловом (управленческом) общении. Понятие «деловая беседа» весьма широко и достаточно неопре-деленно: это и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями.

 

Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседни-ками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

 

Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций:

 

– взаимное общение работников из одной деловой сферы;

 

– совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

– контроль и координирование уже начатых мероприятий;

 

– поддержание деловых контактов;

 

– стимулирование деловой активности.

 

Существует несколько основных видов деловых бесед, и каждый из них

 

имеет свои особенности. Назовем эти виды:

 

– беседа при приеме на работу; беседа при увольнении;

 

– беседа с работником (работниками) о результатах труда;

 

– беседа при консультировании (делегировании);


 

 

74


– деловые переговоры.

 

Каждый из видов имеет собственный психологический «сценарий» прове-

 

дения, цель и назначение. Однако все они являются разновидностями коммуника-тивного взаимодействия, и потому существуют некоторые общие принципы и правила их организации и проведения. Раскроем их.

 

Подготовка к деловой беседе

 

Безусловно, быть готовым к деловой беседе лучше, чем быть к ней не гото-вым. Готовность к деловой беседе, даже если эта беседа имеет оперативный харак-тер, дает вам психологическое преимущество. При этом чем меньше времени за-нимает сама беседа, тем важнее обеспечить это психологическое преимущество. К сожалению, столь очевидный факт на практике часто игнорируется. И напрасно! Если мы хотим, чтобы деловая беседа стала формой делового (управленческого) общения, эффективным взаимодействием, мы ни в коем случае не должны игно-рировать ее подготовительный этап.

 

Предлагаемые ниже вопросы позволят вам подготовиться к деловой беседе, потратив на это минимум времени.

 

Вопросы для подготовки к деловой беседе

 

1. Четко ли вы представляете цели беседы? Видите ли конкретный результат?

 

2. Как можно будет оценить этот результат? Как вы узнаете, достигли вы желаемо-го или нет?

3. Какими могут быть цели и мотивы вашего собеседника?

 

4. Какие средства вы имеете для достижения поставленной цели?

 

5. Какую позицию по отношению к собеседнику вы займете в ходе беседы? Будет ли она оптимальной для достижения цели?

6. Как, какими средствами вы донесете до собеседника свою позицию?

 

7. Как, с помощью каких средств вы узнаете установки и позицию партнера по об-щению?

 

8. С какими коммуникативными барьерами можете столкнуться?

 

9. Как подстраховать себя и снизить вероятность проявления этих барьеров?

 

10.Если в ходе беседы возникнут противоречия, как вы их будете снимать?

 

11.Если собеседник вам неприятен, как вы настроите себя на терпимость к нему?

 

12.Какие способы психологического воздействия вы будете применять?

 

13.Какую аргументацию предложите собеседнику?

 

14.Что вы будете делать, если возникнет конфронтация, партнер прибегнет к манипуляции или использует нечестные приемы?

 

15.Как обеспечите согласование мнений?


 

75


16.Насколько (в какой степени) будете раскрывать свою позицию?

 

17.Как вы будете управлять атмосферой разговора?

 

18.Как вы будете управлять собой, если партнер своими репликами (или поведени-ем) вызовет у вас раздражение?

19.Каковы интересы вашего партнера?

 

20.Чего ни в коем случае нельзя допускать в этой беседе?

 

Конечно, при подготовке к беседе далеко не всегда можно дать ответы на все поставленные вопросы. Но это и не обязательно. Ответьте хотя бы на те из них, на которые можете, и это даст вам некоторые психологические «козыри»:

 

а) вы будете психологически настроены на деловую беседу;

 

б) вы заранее будете знать возможные слабые места вашего собеседника (и свои собственные).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.01 с.)