Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Барьеры восприятия и пониманияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эстетический барьер возникает в том случае,если партнёр неопрятно,
20 неряшливо одет, обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не распола-гают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и, тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.
Комфортному общению может препятствовать разное социальное по-ложение партнёров,особенно если один из них привык испытывать трепетперед начальством. Избавиться от такого отношения помогает следующая ус-тановка перед разговором: «Начальник такой же человек, как и я. Ему при-сущи все человеческие слабости. Можно представить, как его ругает жена или не слушает дочь. Есть много начальников и повышe его. У меня нет при-чин волноваться. Я буду говорить спокойно и просто, рассчитывая на пони-мание. Я уважаю свое дело, себя, и он это почувствует».
Барьер «возраста». Он возникает между взрослыми и детьми,междулюдьми разных поколений. Примите эти барьеры как неизбежность, их сле-дует обходить.
Барьер «боязни» контакта. Бывает,что вам неловко вступить в кон-такт с человеком. Что делать в этом случае? Выход один: попытайтесь спо-койно разобраться, что сдерживает вас, и вы наверняка убедитесь, что эти эмоциональные препоны легко устранимы (естественно, если не обнаружится принципиальных моментов). Вступайте в беседу, не забывая на первых порах контролировать свои эмоции.
Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроеннымчеловеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас не-любезно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет и искать причину в изменении его отношения к вам: быть может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц или его вывел из себя предыдyщий посетитель.
Зная, что такое возможно, следует, придя нa встречу заранее, постараться узнать, какова обстановка в учреждении, в каком настроении деловой парт-нер. Иной раз бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, следует потрудиться в начале разговора, чтобы помочь партнеру улучшить эмоциональное состояние.
Состояние здоровья человека,физическое или духовное,также влияетна то, как он общается, и у людей, страдающих различными неврозами, повы-шенным давлением, гастритом, переживающих личные потрясения или де-прессию, может служить препятствием к продуктивному общению. Наблю-дательным людям не составляет особого труда по внешним признакам дога-даться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон,
21 слова, а быть может, и сократить время общения, чтобы не утомлять собесед-ника, которому нездоровится. Нередко люди в таком состоянии, а также по особым личным причинам стараются избегать контактов вообще.
Психологическая защита,выстраиваемая вашим партнером, -один изсерьёзных барьеров общения. Быть может, ваш равнодушный, непривет-ливый, неразговорчивый коллега или другой, колючий, как ёж, нуждается не в осуждении, а в понимании, внутреннем сочувствии? Осознав, что барьер в общении с неудобным сотрудником или партнером вызван его желанием за-щититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут.
Барьер предвзятости. Вы вдруг как будто беспричинно начинаете от-носиться к тому или иному человеку. Нужно срочно выявить, есть ли основа-ния для такого отношения, и если нет, заставить себя отказаться от предвзя-тости.
Препятствием к конструктивному общению является барьер отрица-тельной установки. Ваш деловой партнер может обладать негативной уста-новкой по отношению к фирме или организации, представителем которой вы являетесь. Поэтому лучше идти на деловую встречу после рекомендации ав-торитетного лица. Если же таковой нет и пришлось столкнуться с барьером установки, лучше не переубеждать партнера или сотрудников, что вы не та-кой, как другие. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению челове-ческого невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомлен-ности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.
Барьер «ожидания непонимания». Перед встречей вас волнует во-
прос: «А правильно ли поймет меня партнер?» Причем вам кажется, что обя-зательно поймет неверно. Вы начинаете прогнозировать последствия, пред-восхищать неприятные ощущения, что в вашем воображении выступает уже как неизбежная данность. Но вам просто нужно еще раз тщательно продумать план предстоящей беседы и запретить себе всякие сомнения.
Барьер «стереотипов». Взаимодействию нередко мешает неверный сте-реотип: «Я попрошу у него что-нибудь, а он откажет». От таких стереотипов надо категорически отказываться.
Барьер двойника заключается в том,что мы невольно судим о каждомчеловеке по себе, ждём от партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. А потом возмущаемся: «Я бы так никогда не поступил!» В том-то и все дело. Я! А Он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется
22 его нравственными нормами, его установками.Чтобы барьер двойника невозникал, нужно развивать способности к децентрации.
1.2. Коммуникативные барьеры и правила их преодоления Некомпетентность одного из партнёров вызывает чувство досады,
ощущение потерянного времени. Да, собственно, так оно и есть. Поэтому очень важно иметь дело со знающим специалистом, а если произошла ошиб-ка, вести себя по ситуации: если партнёр совсем не разбирается в проблеме, вежливо свернуть разговор; если он владеет вопросом частично и обратиться больше не к кому, ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.
Неумение партнера ясно и последовательно выражать свои мысли весьма мешает общению. Тем, кто столкнётся с таким собеседником, можно посочувствовать. Придётся набраться терпения и использовать все своё уме-ние слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнёра хоть какую-то информацию.
Плохая техника речи партнера – невнятная речь,скороговорка,очень тихий или, наоборот, пронзительный голос, способны вывести из себя кого угодно. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнё-ром, придётся приспосабливаться к его манере говорить, да ещё и не показы-вать вида, что вы чем-то недовольны!
Неумение слушать проявляется в том,что партнёр перебивает,начи-нает говорить о своём или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова. Компенсировать неумение партнёра слушать можно только своим искусством говорить.
Барьер модальностей. Незнание того,что у каждого человека естьсвой приоритетный канал восприятия, нередко затрудняет общение. Пример неэффективной коммуникации: Первый собеседник: «Представьте себе...» Второй собеседник: «Послушайте меня...».
В бытовой сфере это приводит к непониманию и обидам. Например, мать говорит сыну: «Сколько раз тебе повторять: «Иди кушать!»... Неудиви-тельно, если сын-визуал не реагирует, для него значимы были бы слова: «Посмотри, какой сегодня обед!»
Или такая зарисовка. Жена возмущенно говорит мужу: «Когда ты вы-бросишь эти ужасные тапочки? На них же смотреть страшно!.. Он возражает: «Они хорошие, мне в них удобно». Очевидно, она – визуал, а он – кинестетик,
и ему важен не внешний вид обуви, а свои ощущения в ней.
Непонимание существования людей в разных модальностях осложняет
23 отношения и в деловой сфере. Например: на столе у начальника такой поря-док, что глаз радуется. А у его подчиненного – кавардак, в котором тот на удивление хорошо ориентируется. На все замечания начальника привести в порядок стол подчиненный отвечает: «Мне так удобно…» и не понимает, по-чему к нему цепляются. Начальник же искренне считает такой вид стола без-образием, а подчиненного – неаккуратным и к тому же строптивым работни-ком. И невдомек обоим, что у каждого из них свой способ восприятия мира: одному информацию прежде всего поставляют глаза, другому – руки.
Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать кон-такт с ним не только бесконфликтным, но и эффективным.
Итак, для того чтобы: в коммуникативном акте не возникал барьер мо-дальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой го-тов ее воспринимать партнер, в той форме, в которой она ему понятна.
Барьер характера тоже создаёт сложности в общении.У каждого че-ловека свой характер, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта или даже диском-форта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.
Мобильный собеседник (экстраверт-сангвиник)быстро мыслит,быстроговорит, перескакивает с одной темы на другую, потому что ему кажется все ясным. Следить за ходом его рассуждений трудно, а перебивать нельзя - он сердится. Рекомендуется дать такому собеседнику высказаться до конца и лишь затем уточнить что-то или даже вернуться к началу разговора. Таких людей надо ценить как генераторов идей.
Доминантный собеседник (экстраверт-холерик)любит лидировать вразговоре. Говорит громко, безапелляционным тоном, настаивает на своем мнении. Попытаетесь поставить такого собеседника на место - получится конфликт. Лучше оставаясь при своем мнении, позволить ему высказаться, как он того хочет, а затем в решающий момент тихо, но твердо настоять на своем, а если и согласиться (быть может, он прав), то с достоинством.
Ригидный собеседник (интроверт-флегматик) «малоподвижный»собе-седник. Думает медленно, детально обсуждает обстоятельства дела. Вам дав-но всё ясно, однако подгонять его нельзя. Эти люди ценны как эксперты или критики идей, в разговоре с ними надо просто набраться терпения.
Пассивный собеседник (интроверт-меланхолик)не обнаруживает своей
24 реакции, не высказывается. Поддерживать с ним разговор трудно. Следует применить метод активного слушания: задавать вопросы, перефразировать и т.д., и попытаться выяснить его мнение.
Правила преодоления барьеров в общении:
1. Уважать собеседника, каким бы он ни был.
2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно. 3. Иметь чувство собственного достоинства.
4. Уметь контролировать себя в общении.
5. Строить свое поведение так, чтобы оно уменьшало или устраняло
барьер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.153 (0.007 с.) |