Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 6 Задания по теме «Фразеологизмы».

Поиск

 

  Цель: формирование умений практического применения знаний по теме; закрепление полученных знаний; развитие орфографической зоркости.

В результате изучения темы обучающийся 1 курса  должен:

Знать/иметь представление:

  • знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий:

Вариант 1

Методические указания по выполнению практической работы:

Задание 1

ü Прочитайте фразеологизмы;

ü сгруппируйте парами фразеологизмы по значению;

ü укажите значения каждой пары фразеологизмов.

Образец: поминай как звали; и след простыл – «исчез, скрылся, пропал».

  1. Во все лопатки; ни рыба ни мясо; шагу негде ступить; вилами на воде писано; ни за какие блага; куры не клюют.
  2. Бабушка надвое сказала; ни то ни сё; хоть пруд пруди; яблоку негде упасть; ни за что на свете; как угорелый.

Задание 2

ü Прочитайте фразеологизмы;

ü сгруппируйте фразеологизмы в синонимические ряды.

Образец: испускать дух, отправляться к праотцам, оканчивать свои дни, ложиться в гроб – «умирать».

Голова варит; голова идёт кругом; иметь голову на плечах; молоко на губах не обсохло; нос не дорос; по молодости лет; семи пядей во лбу; стреляный воробей; хлопот полон рот; тертый калач; ума палата.

Задание 3

ü Прочитайте фразеологизмы;

ü подберите к фразеологизмам первой группы фразеологизмы-антонимы из второй группы.

  1. Воспрянуть духом; держать камень за пазухой; добро пожаловать; ни гроша не стоит; человек с большой буквы.
  2. Мелкая сошка; положа руку на сердце; счастливо оставаться; упасть духом; цены нет.

Задание 4

ü Прочитайте предложения;

ü найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов;

ü запишите правильный вариант предложений.

1. Я по гроб доски не забуду его помощи.

2. Вася не терял духа и старался вникнуть в работу.

3. Очень большую роль возлагал я на встречу с президентом.

4. Он привык всё делать с размахом и поставил дело на широкие ноги.

Дополнительное задание.

ü Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов;

ü запишите получившиеся фразеологизмы;

ü укажите значения фразеологизмов; при необходимости воспользуйтесь словарем.

Рубикон, на, перейти, узел, последнему, сжигать, возводить, слову, на, по, щит, разрубать, поднимать, гордиев, мосты, пьедестал, ложе, прометеев, прокрустово, огонь.

 

 

Вариант 2

Методические указания по выполнению практической работы:

Задание 1

ü Прочитайте фразеологизмы;

ü сгруппируйте парами фразеологизмы по значению;

ü укажите значения каждой пары фразеологизмов.

Образец: поминай как звали; и след простыл – «исчез, скрылся, пропал».

  1. С глазу на глаз; молоть ерунду; от мала до велика; ни рыба ни мясо; бить баклуши; на все четыре стороны.
  2. Валять дурака; куда глаза глядят; ни то ни сё; один на один; и стар и млад; нести околесицу.

Задание 2

ü Прочитайте фразеологизмы;

ü сгруппируйте фразеологизмы в синонимические ряды.

Образец: испускать дух, отправляться к праотцам, оканчивать свои дни, ложиться в гроб – «умирать».

 Сидеть сложа руки; как убитый; тертый калач; молоко на губах не обсохло; лежать на печи; нос не дорос; плевать в потолок; без задних ног; стреляный воробей; мертвецким сном.

Задание 3

ü Прочитайте фразеологизмы;

ü подберите к фразеологизмам первой группы фразеологизмы-антонимы из второй группы.

  1. От горшка два вершка; держать камень за пазухой; чучело гороховое; ни гроша не стоит; человек с большой буквы.
  2. Мелкая сошка; положа руку на сердце; коломенская верста; цены нет; писаная красавица.

Задание 4

ü Прочитайте предложения;

ü найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов;

ü запишите правильный вариант предложений.

1. Я по гроб доски не забуду его помощи.

2. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.

3. Очень большую роль возлагал я на встречу с президентом.

4. Он полетел в больницу сломив голову.

Дополнительное задание.

ü Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов;

ü запишите получившиеся фразеологизмы;

ü укажите значения фразеологизмов; при необходимости воспользуйтесь словарем.

Рубикон, на, перейти, узел, последнему, сжигать, возводить, слову, на, по, щит, разрубать, поднимать, гордиев, мосты, пьедестал, ложе, прометеев, прокрустово, огонь.

Критерии оценивания:

ü Студент получает оценку «5», если задание выполнено на 95-100.

ü Студент получает оценку «4», если задание выполнено на 75-94.

ü Студент получает оценку «3», если задание выполнено на 60-74.

ü Студент получает оценку «2», если задание выполнено менее 60 %.

 

Пример ответа

Вариант 1

Задание 1

   Во все лопатки; как угорелый – «очень быстро»; ни рыба ни мясо; ни то ни сё – «о человеке без четко выраженной жизненной позиции»; шагу негде ступить; яблоку негде упасть – «очень тесно»; вилами на воде писано; бабушка надвое сказала – «нечто неопределенное»; ни за какие блага; ни за что на свете – «ни при каких обстоятельствах»; куры не клюют; хоть пруд пруди – «о чем-то чего очень много».

Задание 2

  1. Голова варит; иметь голову на плечах; семи пядей во лбу; ума палата – «очень умный».
  2. Голова идет кругом; хлопот полон рот – «много дел»
  3. Молоко на губах не обсохло; нос не дорос; по молодости лет – «еще очень молодой»
  4. Стреляный воробей, тертый калач – «опытный человек».

Задание 3

Воспрянуть духом - упасть духом; держать камень за пазухой - положа руку на сердце; добро пожаловать - счастливо оставаться; ни гроша не стоит - цены нет; человек с большой буквы - мелкая сошка.

Задание 4

1. Я до гроба не забуду его помощи.

2. Вася не терял силы духа и старался вникнуть в работу.

3. Большие надежды возлагал я на встречу с президентом.

4. Он привык всё делать с размахом и поставил дело на широкую ногу.

Дополнительное задание.

Перейти рубикон – готовность к решительным действиям; сжигать мосты – принять твердое решение; разрубать гордиев узел – найти выход из трудной ситуации; прометеев огонь – стремление к достижению высоких целей; прокрустово ложе – ограниченные рамки; поднимать на щит – восторгаться поступками; возводить на пьедестал – превозносить по последнему слову – в соответствии с новейшими технологиями.

 

 

Вариант 2

Задание 1

  С глазу на глаз; один на один – «наедине», молоть ерунду, нести околесицу – «говорить глупости»; от мала до велика, и стар и млад – «всех возрастов»; ни рыба ни мясо, ни то ни сё – «человек ничего из себя не представляющий»; бить баклуши, валять дурака – «бездельничать»; на все четыре стороны, куда глаза глядят – «не выбирая пути».

Задание 2

  1. Сидеть сложа руки, лежать на печи, плевать в потолок – «бездельничать».
  2. Как убитый, без задних ног, мертвецким сном – «уснуть крепким сном».
  3. Тертый калач, стреляный воробей – «об опытном человеке».
  4. Молоко на губах не обсохло, нос не дорос – «очень молодой».

Задание 3

  От горшка два вершка - коломенская верста; держать камень за пазухой - положа руку на сердце; чучело гороховое - писаная красавица; ни гроша не стоит - цены нет; человек с большой буквы - мелкая сошка.

Задание 4

1. Я до гроба не забуду его помощи.

2. Товарищи оказали мне медвежью услугу.

3. Большие надежды возлагал я на встречу с президентом.

4. Он полетел в больницу сломя голову.

 

Дополнительное задание.

Перейти рубикон – готовность к решительным действиям; сжигать мосты – принять твердое решение; разрубать гордиев узел – найти выход из трудной ситуации; прометеев огонь – стремление к достижению высоких целей; прокрустово ложе – ограниченные рамки; поднимать на щит – восторгаться поступками; возводить на пьедестал – превозносить по последнему слову – в соответствии с новейшими технологиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.008 с.)