Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая работа № 31 местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Наречие. Слова категории состояния↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Прочитайте текст. Интересные факты о Н.В.Гоголе.
ЗАДАНИЕ № 2 Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное и числительное. Выпишите из текста все местоимения (не менее 9) ЗАДАНИЕ № 3(устно) Внимательно прочитайте тему «Разряды местоимений по значению». В русском языке всего 9 разрядов местоимений по значению: 1. ЛИЧНЫЕ: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они 2. ВОЗВРАТНОЕ: себя. 3. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ: мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. 4. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). 5. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). 6. ВОПРОСИЕЛЬНЫЕ: кто, что, какой, который, чей, сколько. 7. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова). 8. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. 9. НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь. ЗАДАНИЕ № 4 Напишите разряды выписанных местоимений из текста. Например: своё – притяжательное. ЗАДАНИЕ № 5 (повышенной трудности) + 2 балла. В чём разница? Укажите разряды выделенных местоимений (В каком-то году на ЕГЭ по русскому с этим заданием справилось только 17% участников – 11 класс!) 1. ИХ не было на уроке. 2. Около колледжа стояла ИХ машина. ЗАДАНИЕ № 6 Указательные местоимения: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Выпишите местоимение, которое указывает на предмет, расположенный близко – Выпишите местоимение, которое указывает на предмет, расположенный далеко – ЗАДАНИЕ № 7 В русском языке есть единственное возвратное местоимение. Напишите его. Критерии оценки за практическую работу: «5» - все задания выполнены правильно. «4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого. «3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х. «2» - задания выполнены не полностью или неправильно.
Практическая работа № 32 Глагол. Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Прочитайте текст. Интересные факты об Островском А.Н. 1.У родителей А.Н.Островского было 8 детей. 2.Старший Александр с раннего детства увлекался чтением русской литературы. 3.Александр Николаевич учился на юридическом факультете, но окончить не смог, так как не сдал экзамен по римскому праву. 4. Островский владел 8 языками, в числе которых латинский и древнегреческий. 5. В течение 40 лет он занимался писательской деятельностью, написав 49 пьес. 6. Слава пришла к писателю после публикации пьесы «Свои люди - сочтемся». 7. Сегодня по мотивам его произведений Александра Николаевича Островского снято около 50 фильмов и телеспектаклей. ЗАДАНИЕ № 2 Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Выпишите из текста все глаголы. ЗАДАНИЕ № 3 (устно) В русском языке 2 спряжения – I-е и II-е (Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам). ОБРАЗЕЦ I-ого СПРЯЖЕНИЯ Единственное число: 1-е лицо: я пишУ, я поЮ - «у» («ю») 2-е лицо: ты пишЕШЬ, ты поЁШЬ — «ешь» («ёшь») 3-е лицо: он, она, оно пишЕТ, поЁТ – «ет» («ёт») Множественное число: 1-е лицо - мы пишЕМ («ем»), поЁМ («ём») 2-е лицо - вы пишЕТЕ («ете»), поЁТЕ («ёте») 3-е лицо - они пишУТ («ут»), поЮТ («ют») ОБРАЗЕЦ II-ого СПРЯЖЕНИЯ Единственное число: 1-е лицо: я держУ, строЮ – («у»,«ю») 2-е лицо: ты держИШЬ, строИШЬ - («ишь») 3-е лицо: он, она, оно держИТ, строИТ– («ит») Множественное число: 1-е лицо - мы держИМ, строИМ («им») 2-е лицо - вы держИТЕ, строИТЕ («ите») 3-е лицо - они держАТ, строЯТ («ат», «ят») ЗАДАНИЕ № 4 Проспрягайте по образцу (см. ЗАДАНИЕ № 3) глагол «учиться». Определите спряжение. ЗАДАНИЕ № 5 Проспрягайте по образцу (см. ЗАДАНИЕ № 3) глагол «увлекаться». Определите спряжение. ЗАДАНИЕ № 6 В русском языке глаголы «хотеть» и «бежать» являются разноспрягаемыми. Проспрягайте их (см. ЗАДАНИЕ № 3). ЗАДАНИЕ № 7 Наклонение глагола - это непостоянный грамматический признак глагола, обозначающая его модальность. Простыми словами, наклонение показывает, какое действие обозначает глагол – реальное (1), (2)возможное или то, (3)о котором кого-то просят. Например:1) изъявительное наклонение – я пишу, убираю, читаю; 2) условное наклонение – я бы написал, я бы убрал, я бы прочитал; 3) повелительное наклонение – пиши (пишите), убери (уберите), читай (читайте). Напишите 3 глагола из текста в 3-х наклонениях. Критерии оценки за практическую работу: «5» - все задания выполнены правильно. «4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого. «3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х. «2» - задания выполнены не полностью или неправильно.
Практическая работа № 33 Причастие. Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Прочитайте текст. Интересные факты о В.В.Маяковском. 1.Знаменитый русский поэт ХХ века Владимир Владимирович Маяковский родился в грузинском селе Багдади в семье лесничего. 2.Способности к рисованию в мальчике проснулись очень рано. 3.Когда Володе было 7 лет, художник Сергей Краснуха стал заниматься с ним рисованием. 4.Когда семья переехала в Москву, 13-летний Маяковский познакомился с кинематографом. 5.Фирменный стихотворный стиль «лесенку» он придумал благодаря тому, что в то время издатели платили авторам за количество строк. 6.Маяковский рисовал агитационные плакаты и абстрактные картины, выпускал журнал и снимался в кинофильмах, писал сценарии и играл в театре. 7.Считается, что Владимир Маяковский был основателем советской рекламы. ЗАДАНИЕ № 2 Выпишите все глаголы из текста. ЗАДАНИЕ № 3 Причастие - изменяемая форма глагола. Бывают действительные и страдательные причастия. Образуйте от выписанных глаголов действительные причастия настоящего времени: от глаголов I-ого спряжения с помощью суффиксов – ущ - / - ющ-: думать – думаЮЩий; писать – пишУЩий; от глаголов II-ого спряжения с помощью суффиксов – ащ - / - ящ-: слышать – слышАЩий; видеть – видЯЩий. ЗАДАНИЕ № 4 Образуйте от выписанных глаголов из текста действительные причастия прошедшего времени. Как известно, они образуются с помощью суффиксов: -вш- и -ш-. Например: продать – продаВШий, прибыть – прибыВШий, привести – приведШий. ЗАДАНИЕ № 5 Образуйте страдательные причастия настоящего времени от глаголов І-ого спряжения с помощью суффиксов -ем- / -ом-Например: ведут – ведОМый, управляют – управляЕМый; от глаголов ІІ-ого спряжения с помощью суффикса -им-: видят – видИМый. ЗАДАНИЕ № 6 Образуйте страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -ённ-, -т-. Например: понять – поняТый, скосить – скошЕННый, решить – решЁННый, продать – продаННый. ЗАДАНИЕ № 7 Разберите по составу причастие «прозаседавшиеся». Критерии оценки за практическую работу: «5» - все задания выполнены правильно. «4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого. «3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х. «2» - задания выполнены не полностью или неправильно.
Практическая работа № 34 Деепричастие. Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Прочитайте текст. Интересные факты о С.А.Есенине. 1.Окончив сельскую церковную школу, Сергей Есенин мог стать учителем, но такие перспективы его не устраивали, мечтая стать поэтом. 2.Первые стихотворения Есенина опубликованы в 1914 году в журнале «Мирок», а первый сборник он назвал «Радуница». 3. На стихотворения поэта создавались песни. 4.Сложными были отношения Есенина и Маяковского, потому что каждый из них критиковал друг друга, не стесняясь в выражениях. 5.Спасаясь от московского голода в 1918 году, великий поэт проводил время в Туле. 6.В 1924-1925 годах Сергею Александровичу Есенину приходилось жить в Азербайджане: в селении Мардакян, где он проживал, висит мемориальная доска и находится его дом-музей. 7. В своих произведениях он уделял большое внимание природе, человеческим качествам и размышлению над смыслом жизни. ЗАДАНИЕ № 2 Выпишите предложение с деепричастными оборотами. ЗАДАНИЕ № 3 Образуйте деепричастия НЕСОВЕРШЕННОГО вида от глаголов из предложенного текста. Как известно, деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида. Деепричастия несовершенного вида обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым). Они отвечают на вопрос: что делая? Например: Он шел, напеваЯ какую-ту песенку. Деепричастия несовершенного вида обычно образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путем прибавления суффикса –а (-я). Например: бегают – бегаЯ, кричат – кричА, улыбаются – улыбаЯсь. От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса -УЧИ: будУЧИ. ЗАДАНИЕ № 4 Образуйте от глаголов из текста деепричастия СОВЕРШЕННОГО вида при помощи суффиксов – в-; -вши-; -ши -. Они отвечают на вопрос: что сделаВ? Например: Он вышел, попрощаВШИсь. Он вышел, хлопнуВ дверью. СказаВ одно слово, он замолчал. Девушка, улыбнуВШИсь, отвернулась. Суффикс –ши присоединяются к основе на согласный (испек – испекШИ, постригся – постригШИсь). ЗАДАНИЕ № 5 У русского глагола две формы – изменяемая и неизменяемая – деепричастие и причастие. Письменно ответьте: причастие - это………………. форма глагола; деепричастие – это … форма глагола. ЗАДАНИЕ № 6 Напишите предложения, в которых есть деепричастие. 1) Мама сидела, откинувшись в кресле. 2) Я открыл окно и залюбовался красивым видом. 3) Разложив игры, дети сели в кружок. 4) Уставшая, она не хотела идти домой. ЗАДАНИЕ № 7 В каком ряду все слова являются деепричастиями? 1) расправь, выпав, пройдя, разговаривая; 2) бегая, присмотревшись, забыв, глядя; 3) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв; 4) навзничь, объевшись, белая, двигая. Критерии оценки за письменную работу: «5» - все задания выполнены правильно. «4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого. «3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х. «2» - задания выполнены не полностью или неправильно.
Практическая работа № 35 Наречие. Слова категории состояния.
Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Определите, какое слово является наречием. а) дружно; в) боковой; б) кремом: г) убегая. ЗАДАНИЕ № 2 Определите, какое наречие пишется слитно. а) показаться (на)миг; в) идти (по)трое; б) поймать (на)лету; г) запасаться (в)прок. ЗАДАНИЕ № 3 Определите, какое из наречий пишется через дефис. а) (по)деловому; в) (по)неволе; б) (по)долгу; г) (по)белее. ЗАДАНИЕ № 4 В каком наречии на месте пропуска пишется буква е? а) Н…где до сих пор не был; в) денег взять н…откуда; б) н…чуть не испугался; г) н…когда не ври. ЗАДАНИЕ № 5 Спишите, раскройте скобки, обозначьте орфограмму.(Не)стерпимо больно; бежал (не)быстро, а медленно; говорил (не)по-русски; отнюдь (не)радостно. ЗАДАНИЕ № 6 Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.Досыт…, дословн…, извилист…, сначал… Вставьте «ь» в наречиях после шипящих, где он необходим: Уж…, сплош…, напроч…, настеж…, замуж.., наотмаш…, невтёрпёж… ЗАДАНИЕ № 7 Слова категории состояния. Перепишите в тетрадь по русскому языку и запомните. Еще в XIX веке ученые – филологи А. Х. Востоков и А. А. Шахматов высказывали мнение, что слова типа «холодно», «душно», «стыдно» отличны от наречий, так как имеют категорию времени и лица (точнее, безличности). Исследователи сближали эти слова с глаголами, тем более что они также в предложениях являются сказуемыми. Однако не все лингвисты признают слова категории состояния как часть речи. Допустим, в «Русской грамматике» 1980 года такие слова называют «предикативными наречиями». Слова категории состояния – это неизменяемые части речи, которые могут выражать состояние природы или окружающей среды (жарко, душно, пыльно) и человека (больно, стыдно); могут также выражать оценку (можно, нужно, нельзя, хорошо и т.д.). Критерии оценки за письменную работу: «5» - все задания выполнены правильно. «4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого. «3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х. «2» - задания выполнены не полностью или неправильно.
Практическая работа № 36 Основные единицы языка. Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык».
ЗАДАНИЕ № 1 Переписать и запомнить! 1.Фонема – мельчайшая единица звукового строя языка. 2.Морфема - это минимальная смысловая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). 3. Слово – основная единица языка. 4. Словосочетание – это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух и более слов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь (согласование, управление, примыкание). 5.Предложение – слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу. Любое предложение либо что-то подтверждает, либо отрицает. 6. Текст – имеет значение, форму выражения, определенный стиль. свойства текста.Тексты бывают устные и письменные.
ЗАДАНИЕ № 2 Письменно ответьте на вопрос: «Сколько основных единиц языка»? Критерии оценки за письменную работу: «зачёт»/ «незачёт»
Практическая работа № 37 Словосочетание. Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Прочитайте текст. Пушкин и музыка. 1.Музыкальность пушкинского стиха была отмечена и высоко оценена его современниками. 2.Уже первые лицейские стихотворения А.С.Пушкина были положены на музыку: «Роза» М.И.Глинки, «Пробуждение» А.А.Алябьева, «Весёлый пир» К.П.Вильбоа. 3.Прекрасный романс «Я помню чудное мгновенье!» Михаила Ивановича Глинки. 4.Всего на стихотворения Александра Скергеевича Пушкина написано более 2-х тысяч романсов. 5.Произведения крупных поэтических форм (сказки, поэмы, роман в стихах), драматические сочинения («Маленькие транедии» и «Борис Годунов») и даже проза Пушкина - всё это обрело музыкальную жизнь в разных жанрах: в виде опер, балета, хоров, ораторий, кантат, симфонических и камерно-инструментальных произведений. 6.Пушкин-сказочник отозвался в оперном творчестве М.И.Глинки («Руслан и Людмила») и очень вдохновил замечательного композитора Н.А.Римского - Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок»). 7.Романтические поэмы Пушкина, рисующие исключительную личность в исключительных обстоятельствах, легли в основу «Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана» (балеты Б.В.Асафьева), «Цыганы» («Алеко» - опера С.В.Рахманинова), «Полтава» («Мазепа» - опера П.И.Чайковского), «Медный всадник» (балет Р.М.Глиэра). ЗАДАНИЕ № 2 Выпишите словосочетание с грамматической связью СОГЛАСОВАНИЕ. ЗАДАНИЕ № 3 Выпишите словосочетание с грамматической связью УПРАВЛЕНИЕ. ЗАДАНИЕ № 4 Выпишите словосочетание с грамматической связью ПРИМЫКАНИЕ. ЗАДАНИЕ № 5 Определите способ связи в словосочетаниях: начать писать, продолжить заниматься, бросить курить. ЗАДАНИЕ № 6 Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания. Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом. ЗАДАНИЕ № 7 Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.
Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек. Критерии оценки за письменную работу: «5» - все задания выполнены правильно. «4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого. «3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х. «2» - задания выполнены не полностью или неправильно.
Практическая работа № 38 Простое предложение. Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Прочитайте текст. Лермонтов и музыка. 1.Михаил Юрьевич Лермонтов играл на фортепиано и скрипке. 2.Музыка сопутствовала поэту на всём его творческом пути. 3.Песни горцев звучат в поэме «Мцыри», «Демон», «Беглец», «Измаил-бей», в романе «Герой нашего времени». 4.А «Песня про купца Калашникова»! 5.Да ведь вся она – от первой строчки и до последней – дышит музыкой русской народной песни. 6.Великий русский критик Виссарион Григорьевич Белинский писал о лирике поэта: «Это вздох музыки, это мелодия грусти». 7.Музыку к драме «Маскарад» написал Арам Хачатурян. ЗАДАНИЕ № 2 Выпишите из текста 1 простое предложение. ЗАДАНИЕ № 3 Дополните это простое предложение вводными словами. Запишите его. ЗАДАНИЕ № 4 Дополните это простое предложение однородными членами предложения. Запишите его. ЗАДАНИЕ № 5 Дополните это простое предложение обращением. Запишите его. ЗАДАНИЕ № 6 Дополните это простое предложение причастным оборотом. Запишите его. ЗАДАНИЕ № 7 Дополните это простое предложение деепричастным оборотом. Запишите его. Критерии оценки за письменную работу: «5» - все задания выполнены правильно. «4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого. «3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х. «2» - задания выполнены не полностью или неправильно.
Практическая работа № 39 Второстепенные члены предложения.
Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Прочитайте текст. Тургенев и музыка. 1.Ивану Сергеевичу Тургеневу много лет пришлось прожить в Париже. 2.Он был душой русского общества во французской столице. 3.И.С.Тургенев постоянно устраивал в Париже концерты русской музыки. 4.Сборы с этих концертов часто шли на помощь русским студентам и музыкантам, приехавшим учиться в Париж. 5.Музыкой проникнуто всё творчество писателя. 6.В рассказе «Певцы» из «Записок охотника» двое музыкально одарённых деревенских жителей состязаются в исполнении песен. 7.Любовь всей жизни великого русского писателя - великая французская певица Полина Виардо. ЗАДАНИЕ № 2 Выпишите предложение № 3. ЗАДАНИЕ № 3 Подчеркните в нём 2 главных члена предложения: подлежащее и сказуемое и 3 второстепенных члена предложения: определение, дополнение, обстоятельство. ЗАДАНИЕ № 4 В предложении - Сегодня пришли все кроме двух человек Расставьте знаки препинания. Какой второстепенный член обособленный? ЗАДАНИЕ № 5 В предложении – На изгибе реки впереди под высокими скалами мелькнул огонек Расставьте знаки препинания. Какой второстепенный член обособленный? ЗАДАНИЕ № 6 В предложении – Мартовская ночь облачная туманная опустилась на землю Расставьте знаки препинания. Какой второстепенный член обособленный? ЗАДАНИЕ № 7 Для чего нужны второстепенные члены предложения? (письменный ответ) Критерии оценки за письменную работу: «5» - все задания выполнены правильно. «4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого. «3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х. «2» - задания выполнены не полностью или неправильно. Практическая работа № 40 Односоставные и неполные предложения.
Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Законспектируйте и запомните! Известно, что в односоставном предложении имеется только один главный член предложения: 1) Определённо-личные – Люблю грозу в начале мая! (мысленно можно подставить «я») 2) Неопределённо-личные - В зале сидели и молчали (лицо не определяется – «они», «мы», «вы»). 3) Безличные – Смеркается (без лица, человека что-то происходит). 4) Обобщённо-личные – Цыплят по осени считают (и 1 человеку можно сказать, и многим сразу). 5) Назывные - Зима. (Только подлежащее, сказуемое отсутствует). ЗАДАНИЕ № 2 Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья. К какому типу относится это предложение? Кто автор этих строк? ЗАДАНИЕ № 3 Люблю классическую музыку. К какому типу относится это предложение? ЗАДАНИЕ № 4 В дверь постучали. К какому типу относится это предложение? ЗАДАНИЕ № 5 Темнеет. К какому типу относится это предложение? ЗАДАНИЕ № 6 1.Проливной дождь.2.С утра проливной дождь.3.Проливной дождь нескончаем.4.В засуху о проливном дожде мечтают.5.В засушливое лето стоит радоваться проливному дождю. Запишите в тетрадь только односоставные предложения. ЗАДАНИЕ № 7 Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. К какому типу относится это предложение? Кто автор этих строк? Критерии оценки за письменную работу: «5» - все задания выполнены правильно. «4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого. «3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х. «2» - задания выполнены не полностью или неправильно.
Практическая работа № 41 Вводные слова. Обращения.
Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Правильно расставьте знаки препинания. Май по словам старожилов всегда был тёплым в этих краях. ЗАДАНИЕ № 2 Правильно расставьте знаки препинания. Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины. ЗАДАНИЕ № 3 Правильно расставьте знаки препинания. Он погрузился в размышления видимо производя в уме какие-то расчёты. ЗАДАНИЕ № 4 Правильно расставьте знаки препинания. Этот тест может быть выполнен на «отлично». ЗАДАНИЕ № 5 Запишите только предложение с вводным словом. Казалось деревья почтительно расступились перед ним. В свете фонаря его лицо казалось незнакомым. ЗАДАНИЕ № 6 Обращения, как и вводные слова, могут находиться в препозиции (начало предложения), интерпозиции (середина предложения) и постпозиции (в конце предложения). 1. Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2. От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3. Покажи мне шлем Иван. 4. Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5. Играйте, пойте о друзья! 6. Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 7.Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин) ЗАДАНИЕ № 7 Придумайте предложения с обращениями и вводными словами (не менее 3-х). Критерии оценки за письменную работу: «5» - все задания выполнены правильно. «4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого. «3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х. «2» - задания выполнены не полностью или неправильно.
Практическая работа № 42 Способы передачи чужой речи.
Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ 1 Перепишите и запомните! Способы передачи чужой речи. Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами. Для передачи чужой речи существуют следующие способы: 1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений. Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу». 2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями. Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу. 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи. Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.) 4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения. Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.) Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга. Критерии оценки за конспект: «зачёт»/»незачёт»
Практическая работа № 43 Сложносочинённые предложения.
Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное. Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц. 1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь. ЗАДАНИЕ № 2 Расставьте знаки препинания в ССП. 1) Я проснулся да лень одолела. (Л. Толстой.) 2) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство. (И. Тургенев.) 3) Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще и чаще. (Л. Толстой.) ЗАДАНИЕ № 3 Расставьте знаки препинания в ССП. 1) Римский постарался изобразить на лице улыбку и от этого оно сделалось кислым и злым. 2) В окно хлестал дождь а здесь было тепло и уютно. 3) Светило солнце и как сумасшедшие кричали дрозды. 4) Она приходила ко мне каждый день а ждать я начинал её с утра. (М. Булгаков) ЗАДАНИЕ № 4 Какие вы знаете союзы в ССП? ЗАДАНИЕ № 5 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. (По А. Куприну.) ЗАДАНИЕ № 6 Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым? Цветут липы… 1) и привлекают своим запахом пчёл. 2) и кругом пахнет липовым мёдом. 3) распространяя вокруг удивительный запах. 4) тесным полукругом окружающие дом. ЗАДАНИЕ № 7 Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым? Внезапно набежали тучи… 1) и вылили на землю обильный дождь. 2) вскоре закрывшие солнце. 3) и стало темно. 4) не предвещавшие хорошей погоды. Критерии оценки за письменную работу: «5» - все задания выполнены правильно. «4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого. «3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х. «2» - задания выполнены не полностью или неправильно.
Практическая работа № 44 Сложноподчинённые предложения. Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Расставьте знаки препинания в СПП. 1) Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман. 2) Когда труд удовольствие жизнь хороша. 3)Мой старший брат когда учился в институте стал печататься в журнале «Юность». 4) Теперь известно что объём человеческой памяти очень велик. Чтобы легче «заполнялась» память её надо тренировать. 5)Каждый должен считать что его работа самая важная. 6) Честь российского народа требует чтоб показать способность и остроту его в науках. 7) Знание богатство которое может получить каждый. Надо только учиться. Всю жизнь. 8) Знать чего ты хочешь достичь в жизни большое счастье. ЗАДАНИЕ № 2 Какие вы знаете союзы в СПП? Напишите. ЗАДАНИЕ № 3 Подчеркните союзы в СПП. 1) Кто может знать, что ждёт меня? (А. Пушкин) 2) С реки доносились какие-то звуки, словно тихо охала чья-то могучая, тоскующая грудь. (М. Горький) 3) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли. (А. Ахматова) ЗАДАНИЕ № 4 Продолжите предложения так, чтобы они получились сложноподчинёнными. 1) Друзья часто спрашивают о том,.... 2) В этой повести говорилось о том,.... 3) Я посмотрел в бинокль и увидел,.... 4) Он так ничего и не понял,.... 5) Наконец мы увидели дом,.. ЗАДАНИЕ № 5 Расставьте знаки препинания в СПП. 1) И в мире нет таких вершин что взять нельзя. (В. Высоцкий) 2) То что я пережил не прошло даром. (А.П. Чехов) 3) Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. (А.С. Пушкин) ЗАДАНИЕ № 6 Какого типа данное сложное предложение: Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. ЗАДАНИЕ № 7 Придумайте и запишите СПП. Критерии оценки за письменную работу: «5» - все задания выполнены правильно. «4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого. «3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х. «2» - задания выполнены не полностью или неправильно. Практическая работа № 45 Бессоюзные сложные предложения. Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный учебной программой по дисциплине «Русский язык». ЗАДАНИЕ № 1 Найдите бессоюзное сложное предложение. А. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал. Б. По небу плыли прозрачные, лёгкие облака, однако сразу потемнело. В. Зарозовели вечера, степные хлынули ветра. Г. На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер. ЗАДАНИЕ № 2 Найдите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие. А. Поезд ушёл его огни исчезли. Б. Случилась беда селевый поток размыл дорогу. В. Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Г. Чайка прилетела значит скоро лёд пойдёт. ЗАДАНИЕ № 3 Найдите БСП, между частями которого нужно поставить тире. А. Богатому не спится богатый вора боится. Б. В феврале много инея на деревьях будет много мёда. В. На улицах было пусто над крышами домов вставало солнце. Г. У альпинистов есть золотое правило нельзя терять высоту ЗАДАНИЕ № 4 Найдите БСП, между частями которого нужно поставить запятую. А. Улетели птицы за море миновало время жатв. Б. Распахнули окна запах сосен вступил на веранду. В. Печален я со мною друга нет. Г. Когда включили свет комната показалась |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.02 с.) |