Практическое занятие №26 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Имя существительное. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие №26 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Имя существительное.



Цель: формирование умений практического применения знаний по теме; закрепление полученных знаний; развитие орфографической и пунктуационной зоркости.

В результате изучения темы обучающийся 2 курса должен:

Знать/иметь представление:

· знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи;

· знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

· осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий

 

ü Прочитайте предложения;

ü прочитайте их, расставляя знаки препинания;

ü выделите грамматические основы в предложениях;

ü определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений.

1. Искры полетели огненной метелью избы загорелись. 2. Валить на товарища собственную вину подлость в кубе. 3. Пробудился воздух свежие ветерки взвихрились над тайгою. 4. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает. 5. Ель хороша только при сильном солнечном свете тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. 6. Раздается выстрел волк продолжает бежать. 7. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу довольно крепкий ветер непрерывно мчался не разгоняя зноя. 8. У собак есть рыцарское правило собаку на привязи или лежачую не трогают. 9. Небо покрыто было тучами ветер усиливаясь разгонял их. 10. Ни одной птицы не было слышно все приютились и замолкли. 11. Солнце взошло начинается день. 12. Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла.

Критерии оценивания:

ü Студент получает оценку «5», если задание выполнено на 95-100 %.

ü Студент полффучает оценку «4», если задание выполнено на 75-94 5.

ü Студент получает оценку «3», если задание выполнено на 60-74 %.

ü Студент получает оценку «2», если задание выполнено менее 60 %

 

Пример ответа

1. Искрыполетели огненной метелью, избызагорелись. 2. Валить на товарища собственную винуподлостьв кубе. 3. Пробудилсявоздух, свежие ветеркивзвихрились над тайгою. 4. Вдруг ячувствую: кто-тоберет меня за плечо и толкает. 5. Ельхороша только при сильном солнечном свете: тогда ее чернотапросвечивает самой густой и сильной зеленью. 6. Раздаетсявыстрел - волкпродолжает бежать. 7. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя. 8. У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают. 9. Небопокрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их. 10. Ни одной птицы не было слышно: всеприютились и замолкли. 11. Солнцевзошлоначинаетсядень. 12. Сумеркибыли короткие: как-то скоро спустилась ночная мгла.

Практическое занятие № 27

Орфографический и пунктуационный тренинг.

Цель: формирование умений практического применения знаний по теме; закрепление полученных знаний; развитие орфографической и пунктуационной зоркости.

В результате изучения темы обучающийся 1 курса должен:

Знать/иметь представление:

· знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи;

· знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

· осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий

Методические указания по выполнению практической работы

Задание 1

ü Прочитайте тексты;

ü вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки;

ü объясните причины выбора орфограммы.

1. Нач…лся частый дождь, и от…всюду стал н...двигат…ся мрак осен...ей ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу, бе...шумно вып…лзал он из кустов и вместе с дождем лился с (не)приветливого неба.

2.Память бывает разная. Есть память чу…ств. В ней хранятся радости и п…чали. Есть память ума. Она сохраняет обдуман…ое, понятное. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. Есть еще память на зап…хи. Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они (по)настоящему выручали, о них надо заботит…ся, тр…нировать и разв…вать.

Задание 2

ü Прочитайте предложения;

ü расставьте недостающие знаки препинания;

ü объясните причины постановки знаков препинания.

1. Словами наша речь красна богата и есть слова что в бой полки ведут с которыми сжав пальцы на гранатах идут на подвиги на смерть.

2. Человек наверное будет идеально хорош тогда когда в мире не останется ни одного раба ни одного побеждённого но для того чтобы не было побеждённых и рабов нужно беспощадно драться против насилия и зла.

3. Я вероятно не сумею передать достаточно ярко и убедительно как велико было моё изумление когда я почувствовал что почти каждая книга открывает передо мною окно в новый мир рассказывая мне о людях отношениях.

Критерии оценивания:

ü Студент получает оценку «5», если задание выполнено на 95-100 %.

ü Студент получает оценку «4», если задание выполнено на 75-94 %.

ü Студент получает оценку «3», если задание выполнено на 60-74 %.

ü Студент получает оценку «2», если задание выполнено менее 60 %.

Пример ответа

Задание 1

1. Нач а лся частый дождь, и от о всюду стал н а двигат ь ся мрак осен н ей ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу, бе с шумно вып о лзал он из кустов и вместе с дождем лился с неп риветливого неба.

ü Начался – перед Л пишется в суффиксе та буква, которая стоит перед ТЬ в инфинитиве.

ü Отовсюду – неизменяемая приставка ОТО.

ü Надвигаться – неизменяемая приставка НА, отвечает на вопрос «что делать?».

ü Осенней – образовано от существительного с основой на Н с помощью суффикса Н.

ü Бесшумно – в приставке пишется С, так как последующая согласная глухая.

ü Выползал – проверяемая безударная гласная (ползал).

ü Неприветливого – пишется слитно, так как можно подобрать синоним без НЕ.

2. Память бывает разная. Есть память чу в ств. В ней хранятся радости и п е чали. Есть память ума. Она сохраняет обдума нн ое, понятное. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. Есть еще память на зап а хи. Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по- настоящему выручали, о них надо заботит ь ся, тр е нировать и разв и вать.

ü Чувств – непроверяемая непроизносимая согласная.

ü Печали – непроверяемая безударная гласная.

ü Обдуманное – причастие, образованное от глагола совершенного вида.

ü Запахи – проверяемая безударная гласная (пахнуть).

ü По-настоящему – наречие с приставкой ПО и суффиксом ЕМУ

ü Заботиться – отвечает на вопрос «что делать?».

ü Тренировать – проверяемая безударная гласная (тренер).

ü Развивать – проверяемая безударная гласная (развить).

Задание 2

1.Словами наша речь красна, богата, и есть слова, что в бой полки ведут, с которыми, сжав пальцы на гранатах, идут на подвиги, на смерть.

Сложное предложение с разными видами связи: 1 и 2 части – сочинительная связь, 2 и 3 части – подчинительная связь, 3 и 4 части – подчинительная связь. 1 часть осложнена однородными членами предложения; 4 часть – деепричастным оборотом, однородными членами предложения.

2. Человек, наверное, будет идеально хорош тогда, когда в мире не останется ни одного раба, ни одного побеждённого, но для того, чтобы не было побеждённых и рабов, нужно беспощадно драться против насилия и зла.

Сложное предложение с разными видами связи: 1 и 2 части – подчинительная связь, 2 и 3 части – сочинительная связь, 3 и 4 части – подчинительная связь. 1 часть осложнена вводным словом; 2 часть – однородными членами предложения.

3. Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга открывает передо мною окно в новый мир, рассказывая мне о людях, отношениях.

Сложноподчинённое предложение (4 части). 1 часть осложнена вводным словом; 2 часть – деепричастным оборотом, однородными членами предложения.

 

 

 

Практическая работа № 28

Имя существительное.

Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный           

 учебной программой по дисциплине «Русский язык».

ЗАДАНИЕ № 1

 Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами.

Интересные факты о А.С.Пушкине.

1. Николай Васильевич Гоголь писал: «Пушкин — уникальное и, возможно, единстве…ое выражение русской души».

2. С самого ра…его детства все мы читали сказки Александра Сергеевича Пушкина.

3. Всего у Пушкина шесть сказок («Руслан и Людмила» - это поэма): «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и «Сказка о медведихе» (для взрослых).

4. Как извес…но, в детстве Саша был непоседой; но сказки няни Яковлевой Арины Родионовны слушал с зам…ранием и отлично запом…нал.

5. В подр…стковом возрасте Александр погрузился в русский фольклор и французскую литературную классику; с 8 лет запом…нал сложные сказки, а стихотворения писал (по)французски.

6. Пушкин учился в Императорском лицее в Царском Селе, под Санкт-Петербургом; всегда мог предл…жить друзьям помощь в стихосложении.

7. После окончания лицея (с 1817 по 1824 год) Пушкин служил коллегиальным секретарем 10-го ранга в Коллегии иностра…ых дел, получая 700 рублей в год. ЗАДАНИЕ  № 2

Выпишите из текста имена собственные (Пушкин, Гоголь, Арина Родионовна, Санкт-Петербург и т.д.).

ЗАДАНИЕ № 3

Определите род у следующих имён существительных:

Душа, детство, сказка, рыбак, рыбка, царевна, богатырь, поп, петушок, медведиха, непоседа, няня, замирание, возраст, фольклор, классика, стихотворение, лицей, Село, окончание, секретарь, коллегия, рубль, год.

ЗАДАНИЕ № 4

Определите склонение следующих имён существительных:

Факт, няня, душа, детство, сказка, село, царевна, богатырь,

возраст, непоседа, стихотворение, дело, стихосложение, помощь, год, рубль, коллегия, фольклор.

ЗАДАНИЕ № 5

а) Выпишите слова с пропущенными буквами, правильно вставьте их (всего 9 слов).

б)Напишите наречие (по)французски правильно.

ЗАДАНИЕ № 6

Напишите в 2 столбика (1-й – мужской род; 2-й – общий род) следующие имена существительные: соня, задира, преподаватель, студент, забияка, лежебока, ябеда, академик, профессор, мастер, умница, стиляга, работяга, трудяга, доцент, аспирант, лаборант, невежа, невежда, директор, президент.

ЗАДАНИЕ № 7

Определите род у следующих аббревиатур по ключевому слову (у существительных множественного числа рода нет):

СССР, ТАСС, СНГ, США, СНГ, КПСС (партия), КПСС (колледж), ЦУМ.

Критерии оценки за практическую работу:

«5» - все задания выполнены правильно.

«4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого.

«3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х.

«2» - задания выполнены не полностью или неправильно.

 

 

Практическая работа № 29

Имя прилагательное.

Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный           

 учебной программой по дисциплине «Русский язык».

ЗАДАНИЕ № 1

Прочитайте текст.

Интересные факты о М.Ю.Лермонтове.

1. Мало кто знает, что троюродным братом Лермонтова был знаменитый Петр Аркадьевич Столыпин (премьер-министр, автор аграрной реформы).

2. В подростковом возрасте Михаил Юрьевич увлекся математикой: всё свободное время он проводил за решением задач и делал большие успехи.

3. В 1828 году Михаил Юрьевич Лермонтов поступил в Благородный пансион при Московском университете, но сам университет не закончил.

4. Позже поэт учился в школе гвардейских юнкеров и прапорщиков.

5. Известный литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский учился в университете вместе с Лермонтовым.

6. Первые стихотворения он записывал в бабушкин подарок – альбом в тёмно-синем бархатном переплёте.

7. Михаил Юрьевич увлекался живописью и был одаренным художником: он писал живописные пейзажи и отличные портреты.

 

ЗАДАНИЕ № 2

Напишите в 3 столбика имена прилагательные (качественные, относительные и притяжательные) – всего 18.

 

ЗАДАНИЕ № 3

Каким способом образовано прилагательное «троюродный»?

 

ЗАДАНИЕ № 4

Напишите 5 сложных прилагательных, обозначающих оттенки цветов (Например, темно-синий).

ЗАДАНИЕ № 5

Каким способом образовано прилагательное «живописный»?

 

ЗАДАНИЕ № 6

Просклоняйте по родам прилагательное «благородный».

 

ЗАДАНИЕ № 7

Разберите по составу прилагательное «московский».

Критерии оценки за практическую работу:

«5» - все задания выполнены правильно.

«4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого.

«3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х.

«2» - задания выполнены не полностью или неправильно.

 

Практическая работа № 30

Имя числительное.

 

   Цель: усвоить и систематизировать учебный материал, предусмотренный              

 учебной программой по дисциплине «Русский язык».

ЗАДАНИЕ № 1

Прочитайте текст.

Интересные факты о А.А.Блоке.

1.Александр Александрович Блок — замечательный поэт Серебряного века.

2.Своё первое стихотворение Блок написал в 5 лет.

3.В 9 лет будущий поэт поступил в Веденскую гимназию.

4.В 11 лет Блок посвящал цикл своих стихотворений маме.

5.В 16 лет Александру Блоку пришлось заняться актёрским искусством, потому что он хотел покорять зрителей.

6.В 1909 году Александр Блок с супругой Любовью Дмитриевной Менделеевой отдыхали в Италии и Германии.

7. В 1918 году у Блока появилось достаточно загадочное произведение «Двенадцать».

 

ЗАДАНИЕ  № 2

Напишите все имена числительные прописью.

ЗАДАНИЕ № 3

Напишите в два столбика имена числительные: 1 – количественные, 2 – порядковые.

ЗАДАНИЕ № 4

а) Образуйте собирательные числительные (всего в русском языке их 9):

Два – двое                                 Семь –

Три –                                           Восемь -

Четыре –                                    Девять -

Пять –                                        Десять -

Шесть –

Б) Напишите прописью имена числительные: 0,5; ½; ¾, 1,9; 1/100

ЗАДАНИЕ № 5

Просклоняйте по падежам словосочетания: 22 книги; один рубль: тысяча рублей; оба брата; обе сестры; миллион жителей; миллиард звёзд(записать прописью).

ЗАДАНИЕ № 6

Каким членом предложения являются собирательные имена числительные в предложениях:

1. Семеро одного не ждут.

2. Трое сдали экзамен.

3. Двое вышли из леса.

4. На опушке леса мы увидели троих медвежат.

5. Четверо посмотрели новый фильм.

ЗАДАНИЕ № 7

Известно, что слова с числительным «пол» пишутся по-разному. Если слово начинается с согласной, нужно писать слитно: полстраницы, ползадачи, полпримера. Если слово начинается с гласной, необходимо писать через дефис: пол-арбуза, пол-одиннадцатого, пол-апельсина. Также через дефис нужно писать, если слово начинается на «л»: пол-листа, пол-лимона, пол-литра. Исключение: поллитровка (слитно). Все географические названия нужно писать через дефис: пол-Петербурга, пол-Невы, пол-Европы.

Раскройте скобки, напишите правильно слова:

(Пол)огурца, (пол)аудитории, (пол)уроки, (пол)яблока, (пол)учебника, (пол)текста, (пол)Выборга, (пол)чайной ложки, (пол)стакана, (пол)метра, (пол)класса, (пол)города, (пол)озера, (пол)моря, (пол)Волги, (пол)литровка, (пол)сообщения.

 

 

Критерии оценки за практическую работу:

«5» - все задания выполнены правильно.

«4» - все задания выполнены правильно, кроме 1-ого.

«3» - все задания выполнены правильно, кроме 2-х.

«2» - задания выполнены не полностью или неправильно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.083 с.)