Орфографический тренинг. Технологические карты к практическим занятиям. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орфографический тренинг. Технологические карты к практическим занятиям.



Практическое занятие № 1

Орфографический тренинг.

 

  Цель: определить качество усвоения учебного материала, уровня овладения знаниями, умениями и компетенциями, предусмотренными учебной программой по дисциплине «Русский язык».

В результате изучения темы обучающийся  1 курса должен:

Знать/иметь представление:

  • знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи;
  • знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий

Методические указания по выполнению практической работы

ü Прочитайте предложенные тексты;

ü определите, к какому стилю речи относятся тексты;

ü спишите текст, который относится:

     вариант 1 – научному стилю речи,

     вариант 2 – официально-деловому стилю речи,

     вариант 3 – художественному стилю речи,

     вариант 4 – публицистическому стилю речи,

     вариант 5 – разговорному стилю речи;

ü списывая текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте (при необходимости) скобки;

ü объясните правописание вставленных букв;

ü найдите признаки стиля речи в тексте и укажите их на уровне стилистических, лексических, морфологических и синтаксических средств.

 

 

Задание.

Текст 1

Мы с..дели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точ..ности (ни)кто из них не знал, пото­му что точность эта осталась при кр..щении в цер­ковных записях, которые потом куда(то) увезли, — концов не найдешь. О возр..сте своем старухи го­ворили так:

— Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в пам..ти находилась, по­мню.


Текст 2

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с огр..ниченной ответ­ственностью (далее —ООО ) признает..ся учрежде(н,н­н)ая одним или (не)сколькими лицами ко(м,мм)ерчес­кая организация, уставный к..питал которой раз­д..лен на доли определенными учредительными документами.

 

Текст 3

Самая большая це(н,нн)ость народа — его язык. Язык, на котором он пиш..т, говорит, думает. Ду­мает! Ведь это значит, что вся с..знательная жизнь человека прот..кает через родной ему язык. Эмо­ции, ощ..щения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком(то) от­ношении, но мысли наши все формулируют..ся язы­ком.

Текст 4

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старич..к в очках и поломанной соломе(н,нн)ой шляпе сидел в ней, ра(с,сс)матривая удоч..ку. ­ Он поднял ее и соображал что(то), лодка ост..новилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отр..зилась в воде.

 

Текст 5

Громадная мощ..ность импульсных лазеров позво­ляет проводить лазерную локацию Луны. Это пом..­гает опред..лять фундаментальные п..раметры систе­мы «Земля — Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

По итогам выполнения студент должен представить:

Письменную работу.

Критерии оценивания:

ü Студент получает оценку «5», если выполняет анализ текста (исходя из примерного варианта ответа) на 90-100 %; при составлении собственного письменного высказывания допущено 0/0, 0/1, 1/0.

ü Студент получает оценку «4», если выполняет анализ текста (исходя из примерного варианта ответа) на 70-89 %; при составлении собственного письменного высказывания допущено 0/2, 0/3, 0/4, 0/5, 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 2/1, 2/2, 3/0.

ü Студент получает оценку «3», если выполняет анализ текста (исходя из примерного варианта ответа) на 50-69 %; при составлении собственного письменного высказывания допущено 0/6, 0/7, 0/8, 1/5, 1/6, 1/7, 3/1, 3/2, 3/3, 3/4, 3/5, 3/6, 4/1, 4/2, 4/3, 4/4, 5/1, 5/2.

ü Студент получает оценку «2», если выполняет анализ текста (исходя из примерного варианта ответа) менее 50 %.

В случае правильного выполнения задания по определению функционального стиля речи и допущении при составлении собственного письменного высказывания 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 и более ошибок возможно выставление двух оценок (например, «5/3») или выставление средней арифметической (например, «4»).

Пример ответа

Вариант 1

Громадная мощность импульсных лазеров позво­ляет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры систе­мы «Земля — Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

Мощность – ЩН пишется без «Ь».

Помогает – проверяемая безударная гласная – «помочь».

Определять – непроверяемая безударная гласная.

Параметры – непроверяемая безударная гласная.

Данный текст относится к научному стилю речи, потому что для этого текста характерно стремление сообщить научную информацию об импульсных лазерах. Для текста характерна логичность, точность, отсутствие эмоциональности (все предложения повествовательные). Все слова в тексте использованы в прямом значении, есть термины («мощность», «фундаментальные параметры»).

 

Вариант 2

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответ­ственностью (далее —ООО ) признается учрежден­ная одним или несколькими лицами коммерчес­кая организация, уставный капитал которой раз­делен на доли определенными учредительными документами.

Ограниченной – непроверяемая безударная гласная.

Признается – отвечает на вопрос «что делает?»

Учрежденная – образовано от глагола совершенного вида «учредить».

Несколькими – отсутствует предлог.

Коммерческая – словарное слово.

Капитал – непроверяемая безударная гласная.

Разделен – проверяемая безударная гласная – «делит».

Данный текст относится к официально-деловому стилю речи, потому что для этого текста характерно стремление сообщить информацию о законе. Для текста характерна логичность, точность, отсутствие эмоциональности (все предложения повествовательные). Все слова в тексте использованы в прямом значении, есть соответствующие стилю термины («Гражданскому кодексу», «уставный капитал»).

 

Вариант 3

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. ­ Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

Старичок – суффикс под ударением.

Соломенной – образовано от существительного с добавлением суффикса «ЕНН».

Рассматривая – стык корня и приставки.

Удочку – «ЧК» пишется без «Ь».

Что-то – пишется через дефис.

Остановилась – проверяемая безударная гласная – останется.

Отразилась – непроверяемая безударная гласная.

      Данный текст относится к художественному стилю речи. Автор воздействует на читателя, передавая красоту природы и рассказывая о герое. Автор использует слова в переносном значении: различные средства выразительности: метафору (лодка отразилась), эпитеты (синеющей роще). Текст насыщен однородными членами предложения: «прохладно и тихо», «очках и шляпе», «рубашкой и шляпой». 

Вариант 4

Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ду­мает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмо­ции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то от­ношении, но мысли наши все формулируются язы­ком.

Ценность – образовано от существительного с добавлением суффикса «Н».

Пишет – глагол первого спряжения.

Сознательная – неизменяющаяся приставка.

Протекает – проверяемая безударная гласная – течь.

Ощущения – правописание ЧУ-ЩУ.

Каком-то – пишется через дефис.

Формируются – отвечает на вопрос «что делают?».

      Данный текст относится к публицистическому стилю речи. В тексте выражена авторская позиция и авторская оценка явления, о котором он сообщает – о значении языка в жизни народа. Автор формирует у читателя представления о проблеме, поднятой в тексте: «Язык – самая большая ценность в жизни народа». В тексте используется экспрессивная лексика: «большая ценность»; лексический повтор: «думает»; однородные члены предложения: «пишет, говорит, думает»; побудительные предложения.

 

Вариант 5

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, пото­му что точность эта осталась при крещении в цер­ковных записях, которые потом куда-то увезли, — концов не найдешь. О возрасте своем старухи го­ворили так:

— Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, по­мню.
Сидели – проверяемая безударная гласная – сидя.

Точности – ЧН пишется без мягкого знака.

Никто – нет предлога.

Крещении – проверяемая безударная гласная – крест.

Куда-то – всегда пишется через дефис.

Возрасте – чередование гласной в корне – РАСТ.

Памяти – непроверяемая безударная гласная.

      Данный текст относится к разговорному стилю речи. Текст отличает непринужденность обстановки, неподготовленность речи, что сказывается на использовании разговорной лексики: «на загорбке таскала», «в памяти находилась». В тексте используется экспрессивная лексика, что передает эмоциональное состояние рассказчицы.

Практическое занятие №2

Лингвостилистический анализ текста.

  Цель: формирование умений практического применения знаний по теме; закрепление полученных знаний; развитие орфографической зоркости.

В результате изучения темы обучающийся 1 курса должен:

Знать/иметь представление:

  • знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи;
  • знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий

 

Методические указания по выполнению практической работы

ü Разбейте предложенный текст на абзацы;

ü определите тему и идею текста;

ü дайте название тексту;

ü спишите текст;

ü списывая текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте (при необходимости) скобки.

 

 

Название текста _______________________________________

Они шли по опустоше(н,нн)ой земле без дорог, по тропинкам, к..навам, грязи и лужам. Как (не,ни)было солнца над несчас..ными их головами, так не было цели в их торопливой хо..ьбе, похожей на бегство… (В)переди шел отец, без шапки, в пальто (в)накидку, как всегда носил он, когда торопился куда-нибудь. Ветер разв..вал ему мокрые волосы и тр..пал о его спину дли(н,н)ные рукава пальто. Отец часто оглядывался, пр..гибая голову к плечам, пр..слушивался и останавливался. Тогда останавливались все и ждали, когда отец решит, что можно идти дальше. За отцом, на (не)котором ра(с,сс)тоянии, шла мать. Голова ее была повяза(н,нн)а платком. На спине она несла полотняный меш..ок, ставший совсем грязным… За матерью, взявшись за руки, шли дети, Ян и Стася. А сзади пл..лась бабушка.

Тема: ________________________________________________________________________

Идея: ________________________________________________________________________

Критерии оценивания:

ü Студент получает оценку «5», если правильно выделяет микротемы (абзацы), определяет тему и идею текста, дает название текста (допускается 1 негрубая логическая ошибка); при списывании текста и составлении собственных высказываний допущено не более 0/0, 0/1, 1/0.

ü Студент получает оценку «4», если имеется 1 грубая или 2 негрубые логические ошибки при выделении микротем (абзацев), тема и идея текста определены верно, дано название текста (допускается 1-2 речевые ошибки); при списывании текста и составлении собственных высказываний допущено не более 0/2, 0/3, 0/4, 0/5, 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 2/1, 2/2, 3/0.

ü Студент получает оценку «3», если имеется 2 грубые логические ошибки при выделении микротем (абзацев), в определении темы и идеи текста допущены ошибки, дано название текста (допускается 2-3 речевые ошибки); при списывании текста и составлении собственных высказываний допущено не более 0/6, 0/7, 0/8, 1/5, 1/6, 1/7, 3/1, 3/2, 3/3, 3/4, 3/5, 3/6, 4/1, 4/2, 4/3, 4/4, 5/1, 5/2.

ü Студент получает оценку «2», если не выделены абзацы / выделены неверно, не определены тема и идея текста / определены неверно, нет названия текста.

В случае правильного выполнения задания и допущении при списывании текста и составлении собственных высказываний 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 и более ошибок возможно выставление двух оценок (например, «5/3») или выставление средней арифметической (например, «4»).

Пример ответа

Название текста: В пути.

Они шли по опустошенной земле без дорог, по тропинкам, канавам, грязи и лужам.

Как не было солнца над несчастными их головами, так не было цели в их торопливой ходьбе, похожей на бегство…

Впереди шел отец, без шапки, в пальто внакидку, как всегда носил он, когда торопился куда-нибудь. Ветер развевал ему мокрые волосы и трепал о его спину длинные рукава пальто. Отец часто оглядывался, пригибая голову к плечам, прислушивался и останавливался. Тогда останавливались все и ждали, когда отец решит, что можно идти дальше.

За отцом, на некотором расстоянии, шла мать. Голова ее была повязана платком. На спине она несла полотняный мешок, ставший совсем грязным…

За матерью, взявшись за руки, шли дети, Ян и Стася. А сзади плелась бабушка.

Тема: странствие семьи___ ________________________________

Идея: описание членов семьи, покинувших родной край ______

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.057 с.)