По выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОД. 01«русский язык» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОД. 01«русский язык»



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению практических заданий

по учебной дисциплине

ОД.01«Русский язык»

 

 

Специальность  21.02.08 Прикладная геодезия

 

 

                                                    Санкт-Петербург - 2019

    

Методические указания по выполнению практических заданий обучающихся по учебной дисциплине разработаны на основе  Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности СПО, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 29.00.00 Технологии легкой промышленности, специальности  21.02.08 Прикладная геодезия.

 

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «ПетроСтройСервис»

 

 

Разработчики:

СПб ГБ ПОУ КПСС                  Преподаватель:           Дементьева Н.В.

                                             Методист:                            Перегудова Е.Э.

 

 

Рассмотрена и согласована

Предметно-цикловой комиссией  общих гуманитарных и социально-экономических наук

 

Протокол № ___ от «____» ____________2019 г.

 

 

                             

 

Содержание

Пояснительная записка 3
1. Перечень практических работ по дисциплине ОД.01 «Русский язык» 5
2. Технологические карты к практическим занятиям 9

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнению практических заданий предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Русский язык», которая является важной составной частью в системе подготовки специалистов среднего профессионального образования по специальности - 21.02.08 Прикладная геодезия.

Методические указания разработаны для обучающихся с целью оказания им помощи при выполнении практических заданий.

Практические задания являются неотъемлемым этапом изучения учебной дисциплины. Содержание практических заданий направлено на:

· формирование практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой учебной дисциплины;

· осуществление речевого самоконтроля; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

· обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;

· связь языка и истории, культуры русского и других народов;

· смысл понятий, речевую ситуацию и ее компоненты, литературный язык, языковую норму, культуру речи;

· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязи.

· орфоэпические,лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

      Практические задания по учебной дисциплине ОД.01 «Русский язык» способствуют формированию в дальнейшем при изучении профессиональных модулей, следующих общих и профессиональных компетенций.

Методические указания по учебной дисциплине ОД.01 «Русский язык» имеют практическую направленность и значимость. Формируемые в процессе практических работ умения могут быть использованы обучающимися в будущей профессиональной деятельности.

Методические указания предназначены для обучающихся колледжа, изучающих учебную дисциплину «Русский язык» и могут использоваться как на учебных занятиях, которые проводятся под руководством преподавателя, так и для самостоятельного выполнения практических заданий, предусмотренных рабочей программой во внеаудиторное время.

Практические работы проводятся в учебном кабинете, в объеме, предусмотренном рабочей учебной программой, обязательным этапом является самостоятельная деятельность обучающихся.

Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе. Оценки за практические работы являются обязательными текущими оценками по учебной дисциплине и выставляются в журнале теоретического обучения.

 Методические указания включают в себя следующие разделы:

- проверку знаний - проверка теоретической подготовленности по теме практического задания;

- инструктаж - информация для обучающихся о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, основных требованиях к результатам работы, формах контроля практических заданий;

- выполнение задания - выполнение практического задания в соответствии с технологической картой;

   - анализ проделанной работы - анализ полученных результатов, характер и причины ошибок, степень овладения обучающимися запланированных умений.

 

 

1. Перечень практических работ по дисциплине ОД.01 «Русский язык»

Наименование раздела, темы Номер, название практической работы Количество часов, отведенных на работу Форма представления результата
 

Раздел 1.

Язык и речь.

Функциональ-ные

Стили речи.

 

 4 

  Практическая работа № 1 Орфографический тренинг  1Письменная  работа. Практическая работа № 2 Лингвостилистический анализ текста.1Письменная  работа. Практические работы № 3 и № 4 Орфографический тренинг.2Письменные  работы.Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.  4  Практическая работа № 5 Орфографический тренинг.1Письменная  работа. Практическая работа № 6 Задания по теме «Фразеологизмы».1Письменная  работа. Практические работы № 7 и № 8. Орфографический тренинг.2Письменные  работы.Раздел 3. Лексикология и фразеология. 15  Практическая работа № 9 Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание  И-Ы после приставок.1Письменная  работа. Практическая работа № 10 Орфографический тренинг.1Письменная  работа. Практическая работа № 11 Орфографический тренинг.1Письменная  работа. Практическая работа № 12 Орфографический тренинг.1Письменная  работа. Практическая работа № 13 Орфографический тренинг. 1Письменная   работа. Практическая работа № 14 Орфографический тренинг.1Письменная работа. Практическая работа № 15 Употребление местоимений в речи.1Письменная работа. Практическая работа № 16 Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов.1Письменная работа. Практическая работа № 17 Правописание причастий. 1Письменная работа. Практическая работа № 18 Орфографический тренинг.1Письменная работа. Практическая работа № 19 Правописание наречий.1Письменная работа. Практическая работа № 20 Орфографический тренинг.1Письменная работа. Практическая работа № 21 Синтаксический разбор словосочетаний.1Письменная работа. Практическая работа № 22 Разбор предложения по членам предложения.1Письменная работа. Практическая работа № 23 Обособление дополнений, обстоятельств, определений.1Письменная работа.Раздел 4 Морфемика, словообразо-вание, орфография. 2  Практическая работа № 24 Знаки препинания в сложносочиненном предложении.1Письменная работа. Практическая работа № 25 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.1Письменная работа.Раздел 5. Морфология и орфография. 10  Практическая работа № 26 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.1Письменная работа. Практическая работа № 27 Орфографический и пунктуационный тренинг.1Письменная работа. Практическая работа № 28 Имя существительное.1Морфологический разбор имени существительного. Практическая работа № 29 Имя прилагательное.1Морфологический разбор имени прилагательного. Практическая работа № 30 Имя числительное.1Морфологический разбор имени прилагательного. Практическая работа № 31 Местоимение.1Морфологический разбор местоимения. Практическая работа № 32 Глагол.1Морфологический разбор глагола. Практическая работа № 33 Причастие.1Морфологический разбор причастия. Практическая работа № 34 Деепричастие.1Морфологический разбор деепричастия. Практическая работа № 35 Наречие. Слова категории состояния.1Морфологический разбор  наречия.Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. 12  Практическая работа № 36 Основные единицы синтаксиса. 1Письменная работа. Практическая работа № 37 Словосочетание.1Письменная работа. Практическая работа № 38 Простое предложение.1Письменная работа. Практическая работа № 39 Второстепенные  члены предложения.1Письменная работа. Практическая работа № 40 Односоставные и  неполные предложения.  1Письменная работа. Практическая работа № 41 Вводные слова и предложения. Обращение.  1Письменная работа. Практическая работа № 42 Способы передачи чужой речи.  1Письменная работа. Практическая работа № 43 Сложносочинённые предложения. 1Письменная работа. Практическая работа № 44 Сложноподчинённые предложения. 1Письменная работа. Практическая работа № 45 Бессоюзные  сложные предложения.  1Письменная работа. Практическая работа № 46 Предложения с разными видами связи.  1Письменная работа. Практическая работа № 47 Сложное синтаксическое целое. 1Письменная работа.Раздел 7. Обобщение.Практическая работа № 48 Трудные случаи орфографии и пунктуации  1Письменная работа.ИТОГО 48 

    

 

Практическое занятие № 1

Орфографический тренинг.

 

  Цель: определить качество усвоения учебного материала, уровня овладения знаниями, умениями и компетенциями, предусмотренными учебной программой по дисциплине «Русский язык».

В результате изучения темы обучающийся  1 курса должен:

Знать/иметь представление:

  • знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи;
  • знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий

Задание.

Текст 1

Мы с..дели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точ..ности (ни)кто из них не знал, пото­му что точность эта осталась при кр..щении в цер­ковных записях, которые потом куда(то) увезли, — концов не найдешь. О возр..сте своем старухи го­ворили так:

— Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в пам..ти находилась, по­мню.


Текст 2

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с огр..ниченной ответ­ственностью (далее —ООО ) признает..ся учрежде(н,н­н)ая одним или (не)сколькими лицами ко(м,мм)ерчес­кая организация, уставный к..питал которой раз­д..лен на доли определенными учредительными документами.

 

Текст 3

Самая большая це(н,нн)ость народа — его язык. Язык, на котором он пиш..т, говорит, думает. Ду­мает! Ведь это значит, что вся с..знательная жизнь человека прот..кает через родной ему язык. Эмо­ции, ощ..щения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком(то) от­ношении, но мысли наши все формулируют..ся язы­ком.

Текст 4

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старич..к в очках и поломанной соломе(н,нн)ой шляпе сидел в ней, ра(с,сс)матривая удоч..ку. ­ Он поднял ее и соображал что(то), лодка ост..новилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отр..зилась в воде.

 

Текст 5

Громадная мощ..ность импульсных лазеров позво­ляет проводить лазерную локацию Луны. Это пом..­гает опред..лять фундаментальные п..раметры систе­мы «Земля — Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

По итогам выполнения студент должен представить:

Письменную работу.

Критерии оценивания:

ü Студент получает оценку «5», если выполняет анализ текста (исходя из примерного варианта ответа) на 90-100 %; при составлении собственного письменного высказывания допущено 0/0, 0/1, 1/0.

ü Студент получает оценку «4», если выполняет анализ текста (исходя из примерного варианта ответа) на 70-89 %; при составлении собственного письменного высказывания допущено 0/2, 0/3, 0/4, 0/5, 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 2/1, 2/2, 3/0.

ü Студент получает оценку «3», если выполняет анализ текста (исходя из примерного варианта ответа) на 50-69 %; при составлении собственного письменного высказывания допущено 0/6, 0/7, 0/8, 1/5, 1/6, 1/7, 3/1, 3/2, 3/3, 3/4, 3/5, 3/6, 4/1, 4/2, 4/3, 4/4, 5/1, 5/2.

ü Студент получает оценку «2», если выполняет анализ текста (исходя из примерного варианта ответа) менее 50 %.

В случае правильного выполнения задания по определению функционального стиля речи и допущении при составлении собственного письменного высказывания 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 и более ошибок возможно выставление двух оценок (например, «5/3») или выставление средней арифметической (например, «4»).

Пример ответа

Вариант 1

Громадная мощность импульсных лазеров позво­ляет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры систе­мы «Земля — Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

Мощность – ЩН пишется без «Ь».

Помогает – проверяемая безударная гласная – «помочь».

Определять – непроверяемая безударная гласная.

Параметры – непроверяемая безударная гласная.

Данный текст относится к научному стилю речи, потому что для этого текста характерно стремление сообщить научную информацию об импульсных лазерах. Для текста характерна логичность, точность, отсутствие эмоциональности (все предложения повествовательные). Все слова в тексте использованы в прямом значении, есть термины («мощность», «фундаментальные параметры»).

 

Вариант 2

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответ­ственностью (далее —ООО ) признается учрежден­ная одним или несколькими лицами коммерчес­кая организация, уставный капитал которой раз­делен на доли определенными учредительными документами.

Ограниченной – непроверяемая безударная гласная.

Признается – отвечает на вопрос «что делает?»

Учрежденная – образовано от глагола совершенного вида «учредить».

Несколькими – отсутствует предлог.

Коммерческая – словарное слово.

Капитал – непроверяемая безударная гласная.

Разделен – проверяемая безударная гласная – «делит».

Данный текст относится к официально-деловому стилю речи, потому что для этого текста характерно стремление сообщить информацию о законе. Для текста характерна логичность, точность, отсутствие эмоциональности (все предложения повествовательные). Все слова в тексте использованы в прямом значении, есть соответствующие стилю термины («Гражданскому кодексу», «уставный капитал»).

 

Вариант 3

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. ­ Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

Старичок – суффикс под ударением.

Соломенной – образовано от существительного с добавлением суффикса «ЕНН».

Рассматривая – стык корня и приставки.

Удочку – «ЧК» пишется без «Ь».

Что-то – пишется через дефис.

Остановилась – проверяемая безударная гласная – останется.

Отразилась – непроверяемая безударная гласная.

      Данный текст относится к художественному стилю речи. Автор воздействует на читателя, передавая красоту природы и рассказывая о герое. Автор использует слова в переносном значении: различные средства выразительности: метафору (лодка отразилась), эпитеты (синеющей роще). Текст насыщен однородными членами предложения: «прохладно и тихо», «очках и шляпе», «рубашкой и шляпой». 

Вариант 4

Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ду­мает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмо­ции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то от­ношении, но мысли наши все формулируются язы­ком.

Ценность – образовано от существительного с добавлением суффикса «Н».

Пишет – глагол первого спряжения.

Сознательная – неизменяющаяся приставка.

Протекает – проверяемая безударная гласная – течь.

Ощущения – правописание ЧУ-ЩУ.

Каком-то – пишется через дефис.

Формируются – отвечает на вопрос «что делают?».

      Данный текст относится к публицистическому стилю речи. В тексте выражена авторская позиция и авторская оценка явления, о котором он сообщает – о значении языка в жизни народа. Автор формирует у читателя представления о проблеме, поднятой в тексте: «Язык – самая большая ценность в жизни народа». В тексте используется экспрессивная лексика: «большая ценность»; лексический повтор: «думает»; однородные члены предложения: «пишет, говорит, думает»; побудительные предложения.

 

Вариант 5

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, пото­му что точность эта осталась при крещении в цер­ковных записях, которые потом куда-то увезли, — концов не найдешь. О возрасте своем старухи го­ворили так:

— Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, по­мню.
Сидели – проверяемая безударная гласная – сидя.

Точности – ЧН пишется без мягкого знака.

Никто – нет предлога.

Крещении – проверяемая безударная гласная – крест.

Куда-то – всегда пишется через дефис.

Возрасте – чередование гласной в корне – РАСТ.

Памяти – непроверяемая безударная гласная.

      Данный текст относится к разговорному стилю речи. Текст отличает непринужденность обстановки, неподготовленность речи, что сказывается на использовании разговорной лексики: «на загорбке таскала», «в памяти находилась». В тексте используется экспрессивная лексика, что передает эмоциональное состояние рассказчицы.

Практическое занятие №2

Лингвостилистический анализ текста.

  Цель: формирование умений практического применения знаний по теме; закрепление полученных знаний; развитие орфографической зоркости.

В результате изучения темы обучающийся 1 курса должен:

Знать/иметь представление:

  • знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи;
  • знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий

Пример ответа

Название текста: В пути.

Они шли по опустошенной земле без дорог, по тропинкам, канавам, грязи и лужам.

Как не было солнца над несчастными их головами, так не было цели в их торопливой ходьбе, похожей на бегство…

Впереди шел отец, без шапки, в пальто внакидку, как всегда носил он, когда торопился куда-нибудь. Ветер развевал ему мокрые волосы и трепал о его спину длинные рукава пальто. Отец часто оглядывался, пригибая голову к плечам, прислушивался и останавливался. Тогда останавливались все и ждали, когда отец решит, что можно идти дальше.

За отцом, на некотором расстоянии, шла мать. Голова ее была повязана платком. На спине она несла полотняный мешок, ставший совсем грязным…

За матерью, взявшись за руки, шли дети, Ян и Стася. А сзади плелась бабушка.

Тема: странствие семьи___ ________________________________

Идея: описание членов семьи, покинувших родной край ______

 

 

Практическое занятие № 3

Орфографический тренинг.

 

  Цель: формирование умений практического применения знаний по теме; закрепление

полученных знаний; развитие орфографической зоркости.

В результате изучения темы обучающийся 1 курса должен:

Знать/иметь представление:

  • знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • Умение осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
  • Умение соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий

Практическое занятие № 4

Орфографический тренинг.

   Цель: формирование умений практического применения знаний по теме; закрепление полученных знаний; развитие орфографической зоркости; совершенствование навыков пользования лингвистическими словарями.

В результате изучения темы обучающийся 1 курса должен:

Знать/иметь представление:

  • знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи;
  • знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий

Задание 1

ü Прочитайте словосочетания;

ü самостоятельно или с помощью словаря определите значение выделенных слов;

ü используя образец, прочитайте получившиеся значения слов;

ü вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы (устно).

Образец: проездной билет – документ, удостоверяющий право пользоваться чем-либо; экзаменационный билет – листок с указанием вопросов, на которые нужно ответить.

  1. Пр..шить вешалку, вешалка на первом этаже. 2. Х..лодный вечер, торжестве..ый вечер. 3. Проклад..вать дорогу, дать дорогу. 4. Идея романа, осущ..ствить идею.

Задание 2

ü Распределите пары слов по группам: 1 группа – синонимы, 2 группа – антонимы, 3 группа – паронимы.

    Любознательный – любопытный, опасный – безопасный, соорудить – построить, каменный – каменистый, предвидение – предсказание, активно – пассивно, адресат – адресант, представить – предоставить.

Задание 3

ü Прочитайте словосочетания;

ü подберите к выделенным словам антонимы;

ü прочитайте получившиеся словосочетания;

ü вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы (устно);

ü составьте с двумя получившимися словосочетаниями предложения с однородными членами предложения.

1. Ле..кое упр..жнение, ле..кий труд. 2. Мелкий дож..ь, мелкая река. 3. Полный человек, полный ст..кан. 4. Свежая г..зета, свежий хлеб.

Задание 4

ü Прочитайте словосочетания;

ü подберите к выделенным словам синонимы;

ü прочитайте получившиеся словосочетания;

ü вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы;

ü составьте с двумя получившимися словосочетаниями предложения с обособленными определениями.

  1. Д..стать тетрадь из п..ртфеля, д..стать билеты в театр. 2. Завести мотор, завести собаку. 3. Открыть дверь, открыть с..брание.

Дополнительное задание

ü Самостоятельно или с помощью словаря составьте словосочетания, поясняющие разницу в значениях слов-паронимов, и прочитайте их.

  1. Абонемент — абонент.
  2. Бережливый — бережный.
  3. Горючий — горячий.
  4. Дождевой — дождливый.
  5. Обсудить — осудить.
  6. Обидный — обидчивый
  7. Скрытый — скрытный.
  8. Болотный – болотистый.
  9. Практический — практичный.

Критерии оценивания:

ü Студент получает оценку «5» при выполнении 95-100 % заданий правильно.

ü Студент получает оценку «4» при выполнении 75-94 % заданий правильно.

ü Студент получает оценку «3» при выполнении 60-74 % заданий правильно.

ü Студент получает оценку «2» при выполнении менее 60 % заданий правильно.

Пример ответа

Задание 1

1. Пришить вешалку – планка для вешения одежды; вешалка на первом этаже – гардероб. 2. Холодный вечер – часть суток; торжественный вечер – встреча. 3. Прокладывать дорогу – полоса земли, путь следования; дать дорогу – путь следования. 4. Идея – главная мысль романа; осуществить идею – намерение, план.

Задание 2

1 группа – синонимы: любознательный – любопытный, соорудить – построить, предвидение – предсказание. 

2 группа – антонимы: опасный – безопасный, активно – пассивно.

3 группа – паронимы: каменный – каменистый, адресат – адресант, представить – предоставить.

Задание 3

1. Легкое (сложное) упражнение, легкий (тяжелый) труд. 2. Мелкий (сильный) дождь, мелкая (глубокая) река. 3. Полный (худой)человек, полный (пустой) стакан. 4. Свежая (вчерашняя) газета, свежий (черствый) хлеб.

Мы выполняли трудные упражнения вчера и сегодня.

Сильный дождь застал врасплох меня и маму.

Пустой стакан упал, но не разбился.

Задание 4

1. Достать (вытащить) тетрадь из портфеля, достать (купить с трудом) билеты в театр. 2. Завести (пустить в ход) мотор, завести (приобрести) собаку. 3. Открыть (отворить) дверь, открыть(начать) собрание.

Мы с трудом купили билеты в театр, находящийся недалеко от дома.

В шесть часов председатель начал собрание, затянувшееся до глубокой ночи.

Почтальон вручил нам письмо, так неожиданно пришедшее издалека.

Дополнительное задание

  1. Абонемент в бассейн — абонент телефонной сети.
  2. Бережливый человек — бережное отношение.
  3. Горючий материал — горячий кофе.
  4. Дождевой плащ — дождливый вечер.
  5. Обсудить проблему — осудить преступника.
  6. Обидные слова — обидчивый человек.
  7. Скрытый умысел — скрытный характер.
  8. Болотный цветок – болотистая местность.
  9. Практическая работа — практичный человек.

 

 

Практическое занятие № 5

Орфографический тренинг.

Цель: формирование умений практического применения знаний по теме; закрепление полученных знаний; развитие орфографической зоркости.

В результате изучения темы обучающийся 1 курса должен:

Знать/иметь представление:

  • знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи;
  • знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий

Задание 1

ü Прочитайте предложения;

ü найдите допущенные лексические ошибки (ошибки связаны с неточным выбором слова);

ü запишите исправленный вариант предложений.

1. С приходом лета открывается массовое количество летних кафе. 2. Все собираются в условном месте. 3. Красивая заколка поддерживала пышно уложенную груду волос. 4. Состоялось общее собрание студентов, проживающих во вновь построенном общежитии. 5. Нам выпало счастье увидеть на льду живых чемпионов мира.

 

Задание 2

ü Прочитайте предложения;

ü найдите допущенные лексические ошибки (ошибки связаны с нарушением лексической сочетаемости слов);

ü запишите исправленный вариант предложений.

1. Предлагаются товары по самым дешевым ценам. 2. Мэр проверил состояние чистоты на улицах. 3. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 4. Вы должны сходить туда собственноручно. 5. Большую половину товаров продали оптом, остальную половину передали в розницу.

Задание 3

ü Прочитайте предложения;

ü найдите допущенные лексические ошибки (ошибки связаны с речевой избыточностью - многословием);

ü запишите исправленный вариант предложений.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. Девушка облокотилась локтем на перила кресла. 3. Больной был госпитализирован в больницу.

4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного экономиста. 5. Внутренний интерьер помещения не соответствует его назначению. 6. Мы приняли решение сходить в театр.

Критерии оценивания:

ü Студент получает оценку «5», если найдены и исправлены 95-100 % ошибок.

ü Студент получает оценку «4», если найдены и исправлены 75-94 % ошибок.

ü Студент получает оценку «3», если найдены и исправлены 60-74 % ошибок.

ü Студент получает оценку «2», если найдены и испр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.148 с.)