Практическое занятие № 5 Орфографический тренинг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 5 Орфографический тренинг.



Практическое занятие № 5

Орфографический тренинг.

Цель: формирование умений практического применения знаний по теме; закрепление полученных знаний; развитие орфографической зоркости.

В результате изучения темы обучающийся 1 курса должен:

Знать/иметь представление:

  • знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи;
  • знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий

Задание 1

ü Прочитайте предложения;

ü найдите допущенные лексические ошибки (ошибки связаны с неточным выбором слова);

ü запишите исправленный вариант предложений.

1. С приходом лета открывается массовое количество летних кафе. 2. Все собираются в условном месте. 3. Красивая заколка поддерживала пышно уложенную груду волос. 4. Состоялось общее собрание студентов, проживающих во вновь построенном общежитии. 5. Нам выпало счастье увидеть на льду живых чемпионов мира.

 

Задание 2

ü Прочитайте предложения;

ü найдите допущенные лексические ошибки (ошибки связаны с нарушением лексической сочетаемости слов);

ü запишите исправленный вариант предложений.

1. Предлагаются товары по самым дешевым ценам. 2. Мэр проверил состояние чистоты на улицах. 3. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 4. Вы должны сходить туда собственноручно. 5. Большую половину товаров продали оптом, остальную половину передали в розницу.

Задание 3

ü Прочитайте предложения;

ü найдите допущенные лексические ошибки (ошибки связаны с речевой избыточностью - многословием);

ü запишите исправленный вариант предложений.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. Девушка облокотилась локтем на перила кресла. 3. Больной был госпитализирован в больницу.

4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного экономиста. 5. Внутренний интерьер помещения не соответствует его назначению. 6. Мы приняли решение сходить в театр.

Критерии оценивания:

ü Студент получает оценку «5», если найдены и исправлены 95-100 % ошибок.

ü Студент получает оценку «4», если найдены и исправлены 75-94 % ошибок.

ü Студент получает оценку «3», если найдены и исправлены 60-74 % ошибок.

ü Студент получает оценку «2», если найдены и исправлены менее 60 % ошибок.

Пример ответа

Задание 1

1. С приходом лета открывается большое количество летних кафе. 2. Все собираются в условленном месте. 3. Красивая заколка поддерживала пышно уложенную копну волос. 4. Состоялось общее собрание студентов, проживающих во вновь отремонтированном общежитии. 5. Нам выпало счастье увидеть на льду настоящих чемпионов мира.

Задание 2

1. Предлагаются товары по самым низким ценам. 2. Мэр проверил состояние улиц. 3. Наблюдается улучшение условий жизни. 4. Вы должны сходить туда сами. 5. Большую часть товаров продали оптом, остальную – передали в розницу.

Задание 3

1. О моей биографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. Девушка облокотилась на перила кресла. 3. Больной был госпитализирован. 4. Фирма объявила о вакансии на место главного экономиста. 5. Интерьер помещения не соответствует его назначению. 6. Мы решили сходить в театр.

 

 

Практическое занятие № 6

Задания по теме «Фразеологизмы».

  Цель: формирование умений практического применения знаний по теме; закрепление полученных знаний; развитие орфографической зоркости.

В результате изучения темы обучающийся 1 курса  должен:

Знать/иметь представление:

  • знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий:

Вариант 1

Методические указания по выполнению практической работы:

Задание 1

ü Прочитайте фразеологизмы;

ü сгруппируйте парами фразеологизмы по значению;

ü укажите значения каждой пары фразеологизмов.

Образец: поминай как звали; и след простыл – «исчез, скрылся, пропал».

  1. Во все лопатки; ни рыба ни мясо; шагу негде ступить; вилами на воде писано; ни за какие блага; куры не клюют.
  2. Бабушка надвое сказала; ни то ни сё; хоть пруд пруди; яблоку негде упасть; ни за что на свете; как угорелый.

Задание 2

ü Прочитайте фразеологизмы;

ü сгруппируйте фразеологизмы в синонимические ряды.

Образец: испускать дух, отправляться к праотцам, оканчивать свои дни, ложиться в гроб – «умирать».

Голова варит; голова идёт кругом; иметь голову на плечах; молоко на губах не обсохло; нос не дорос; по молодости лет; семи пядей во лбу; стреляный воробей; хлопот полон рот; тертый калач; ума палата.

Задание 3

ü Прочитайте фразеологизмы;

ü подберите к фразеологизмам первой группы фразеологизмы-антонимы из второй группы.

  1. Воспрянуть духом; держать камень за пазухой; добро пожаловать; ни гроша не стоит; человек с большой буквы.
  2. Мелкая сошка; положа руку на сердце; счастливо оставаться; упасть духом; цены нет.

Задание 4

ü Прочитайте предложения;

ü найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов;

ü запишите правильный вариант предложений.

1. Я по гроб доски не забуду его помощи.

2. Вася не терял духа и старался вникнуть в работу.

3. Очень большую роль возлагал я на встречу с президентом.

4. Он привык всё делать с размахом и поставил дело на широкие ноги.

Дополнительное задание.

ü Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов;

ü запишите получившиеся фразеологизмы;

ü укажите значения фразеологизмов; при необходимости воспользуйтесь словарем.

Рубикон, на, перейти, узел, последнему, сжигать, возводить, слову, на, по, щит, разрубать, поднимать, гордиев, мосты, пьедестал, ложе, прометеев, прокрустово, огонь.

 

 

Вариант 2

Методические указания по выполнению практической работы:

Задание 1

ü Прочитайте фразеологизмы;

ü сгруппируйте парами фразеологизмы по значению;

ü укажите значения каждой пары фразеологизмов.

Образец: поминай как звали; и след простыл – «исчез, скрылся, пропал».

  1. С глазу на глаз; молоть ерунду; от мала до велика; ни рыба ни мясо; бить баклуши; на все четыре стороны.
  2. Валять дурака; куда глаза глядят; ни то ни сё; один на один; и стар и млад; нести околесицу.

Задание 2

ü Прочитайте фразеологизмы;

ü сгруппируйте фразеологизмы в синонимические ряды.

Образец: испускать дух, отправляться к праотцам, оканчивать свои дни, ложиться в гроб – «умирать».

 Сидеть сложа руки; как убитый; тертый калач; молоко на губах не обсохло; лежать на печи; нос не дорос; плевать в потолок; без задних ног; стреляный воробей; мертвецким сном.

Задание 3

ü Прочитайте фразеологизмы;

ü подберите к фразеологизмам первой группы фразеологизмы-антонимы из второй группы.

  1. От горшка два вершка; держать камень за пазухой; чучело гороховое; ни гроша не стоит; человек с большой буквы.
  2. Мелкая сошка; положа руку на сердце; коломенская верста; цены нет; писаная красавица.

Задание 4

ü Прочитайте предложения;

ü найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов;

ü запишите правильный вариант предложений.

1. Я по гроб доски не забуду его помощи.

2. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.

3. Очень большую роль возлагал я на встречу с президентом.

4. Он полетел в больницу сломив голову.

Дополнительное задание.

ü Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов;

ü запишите получившиеся фразеологизмы;

ü укажите значения фразеологизмов; при необходимости воспользуйтесь словарем.

Рубикон, на, перейти, узел, последнему, сжигать, возводить, слову, на, по, щит, разрубать, поднимать, гордиев, мосты, пьедестал, ложе, прометеев, прокрустово, огонь.

Критерии оценивания:

ü Студент получает оценку «5», если задание выполнено на 95-100.

ü Студент получает оценку «4», если задание выполнено на 75-94.

ü Студент получает оценку «3», если задание выполнено на 60-74.

ü Студент получает оценку «2», если задание выполнено менее 60 %.

 

Пример ответа

Вариант 1

Задание 1

   Во все лопатки; как угорелый – «очень быстро»; ни рыба ни мясо; ни то ни сё – «о человеке без четко выраженной жизненной позиции»; шагу негде ступить; яблоку негде упасть – «очень тесно»; вилами на воде писано; бабушка надвое сказала – «нечто неопределенное»; ни за какие блага; ни за что на свете – «ни при каких обстоятельствах»; куры не клюют; хоть пруд пруди – «о чем-то чего очень много».

Задание 2

  1. Голова варит; иметь голову на плечах; семи пядей во лбу; ума палата – «очень умный».
  2. Голова идет кругом; хлопот полон рот – «много дел»
  3. Молоко на губах не обсохло; нос не дорос; по молодости лет – «еще очень молодой»
  4. Стреляный воробей, тертый калач – «опытный человек».

Задание 3

Воспрянуть духом - упасть духом; держать камень за пазухой - положа руку на сердце; добро пожаловать - счастливо оставаться; ни гроша не стоит - цены нет; человек с большой буквы - мелкая сошка.

Задание 4

1. Я до гроба не забуду его помощи.

2. Вася не терял силы духа и старался вникнуть в работу.

3. Большие надежды возлагал я на встречу с президентом.

4. Он привык всё делать с размахом и поставил дело на широкую ногу.

Дополнительное задание.

Перейти рубикон – готовность к решительным действиям; сжигать мосты – принять твердое решение; разрубать гордиев узел – найти выход из трудной ситуации; прометеев огонь – стремление к достижению высоких целей; прокрустово ложе – ограниченные рамки; поднимать на щит – восторгаться поступками; возводить на пьедестал – превозносить по последнему слову – в соответствии с новейшими технологиями.

 

 

Вариант 2

Задание 1

  С глазу на глаз; один на один – «наедине», молоть ерунду, нести околесицу – «говорить глупости»; от мала до велика, и стар и млад – «всех возрастов»; ни рыба ни мясо, ни то ни сё – «человек ничего из себя не представляющий»; бить баклуши, валять дурака – «бездельничать»; на все четыре стороны, куда глаза глядят – «не выбирая пути».

Задание 2

  1. Сидеть сложа руки, лежать на печи, плевать в потолок – «бездельничать».
  2. Как убитый, без задних ног, мертвецким сном – «уснуть крепким сном».
  3. Тертый калач, стреляный воробей – «об опытном человеке».
  4. Молоко на губах не обсохло, нос не дорос – «очень молодой».

Задание 3

  От горшка два вершка - коломенская верста; держать камень за пазухой - положа руку на сердце; чучело гороховое - писаная красавица; ни гроша не стоит - цены нет; человек с большой буквы - мелкая сошка.

Задание 4

1. Я до гроба не забуду его помощи.

2. Товарищи оказали мне медвежью услугу.

3. Большие надежды возлагал я на встречу с президентом.

4. Он полетел в больницу сломя голову.

 

Дополнительное задание.

Перейти рубикон – готовность к решительным действиям; сжигать мосты – принять твердое решение; разрубать гордиев узел – найти выход из трудной ситуации; прометеев огонь – стремление к достижению высоких целей; прокрустово ложе – ограниченные рамки; поднимать на щит – восторгаться поступками; возводить на пьедестал – превозносить по последнему слову – в соответствии с новейшими технологиями.

 

 

Практическое занятие №7

Орфографический тренинг.

    Цель: формирование умений практического применения знаний по теме; закрепление полученных знаний; развитие орфографической зоркости.

В результате изучения темы обучающийся 1 курса должен:

Знать/иметь представление:

  • знание смысла понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.21.166 (0.053 с.)