Депрессия и трансспективность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Депрессия и трансспективность



 

«Перспективы» — это то, что может ожидать нас в будущем; «ретроспектива» — это взгляд назад, в прошлое; поэтому понятно, что «трансспективность» — это соотношение будущего и прошлого, а точнее, это соотношение прошлого, настоящего и будущего в субъективном мире человека.

Трансспективность, как свойство психики, частично зависит от врождённых особенностей, т.е. это одна из характеристик личности. А частично может меняться под влиянием личного опыта. Меняется эта характеристика с возрастом. Естественно, у молодого человека всё впереди, он полон планов, надежд, чаяний и упований. А человек старый, конечно же, планов особенных не строит, во всяком случае, воспоминаний в его субъективном мире гораздо больше, нежели перспектив.

Разумеется, однозначной связи хронологического возраста с трансспективностью нет. Ведь помимо возраста хронологического, который однозначно определяется датой рождения, существует и биологический возраст — функциональная зрелость систем организма, и возраст психологический, который характеризуется соотношением прошлого и будущего в мировосприятии человека. Человек, который «молод дущой» может иметь солидный хронологический возраст. А некоторые молодые, судя по их паспорту, люди уж не ждут от жизни ничего и погружены в тягостные воспоминания. Заметим, что на психологический возраст влияет не только пропорция планов и воспоминаний, но и их эмоциональная окраска, но об этом подробнее чуть позже.

В главе 2.7. мы отмечали, что самооценка чаще всего происходит при сравнении себя с другими. Но бывают в жизни ситуации, когда спасает только сравнение с самим собой — есть ли перспектива? В молодости такой проблемы нет — ясно, что всё впереди. Человек подтянулся на турнике сегодня на раз больше, чем вчера — молодец. И не потому, что это замечательное достижение само по себе, а потому что он знает, что через неделю он сможет ещё улучшить свой результат. Но человек, вышедший на пенсию, как правило, впадает в меланхолию. Он недоумевает — денег полно, на здоровье не жалуюсь, климат прекрасный, отчего же мне так тоскливо? Оттого, что нет перспектив. Перспективы — залог нашего, если не счастья, то — хорошего самочувствия.

В депрессивном состоянии души человек ориентирован назад, в своё прошлое. Трансспективностью депрессия принципиально отличается от состояния, с которым её часто смешивают, от состояния тревоги. Тревога, это аффект, который ориентирован в будущее человека. Тревожится человек из-за грядущих неясных неприятностей и угроз. Они могут появиться на его жизненном горизонте, могут пройти стороной, а могут и вовсе не возникнуть, но человек всё равно тревожно вглядывается в жизненный горизонт. Если же его душевное состояние трансформируется в депрессию, то мысленный взор человека обращён в прошлое, которое видится ему сплошной чередой неудач, ошибок и унижений.

Депрессия может возникнуть оттого, что «будущее» отсутствует в субъективном мире человека, не уравновешивает «прошлое», и человек, у которого всё вроде бы хорошо, впадает в меланхолию. Остап Бендер в конце романа «Золотой телёнок» добился своего, получил миллион, но почему это не принесло ему счастья? Даже напротив, Остап утратил свою жизнерадостность, стал ощущать на себе «давление атмосферного столба», другими словами, он переживал депрессивный эпизод. Только ли потому, что в Советской стране деньги утратили свою силу? Нет, причиной была в исполнении заветного желания, в достижении цели, к которой он шёл долгие годы.

Такую разновидность депрессии называют депрессией победы, депрессией достижений, синдромом Мартина Идена — персонажа Джека Лондона, который покончил с собой, добившись жизненного успеха (как и сам писатель). В таких случаях депрессия развивается после некоего значимого для человека события, вызывающего сильные эмоции, несмотря на то, что знак этих эмоций положительный. Принято считать, что душевные болезни может вызвать стресс, связанный с некими утратами и, соответственно, с отрицательными эмоциями: разводом, смертью близкого человека, потерей дохода и т.п. Но, оказывается, значительная часть больных депрессией, у которых в их жизненной истории обнаруживается сильное эмоциональное потрясение, испытали его в связи с большими жизненными удачами. В таких случаях трудно ожидать лечебного эффекта от традиционной психотерапии, при которой больной «перерабатывает» негативную информацию, проходя путь от отрицания к принятию.  Что же делать таким больным?

Однажды мне случилось услышать по радио интервью с неким чемпионом Олимпиады. В конце беседы корреспондент спросила: «Но кроме всего, вы ещё и студент первого курса физкультурного института. Какие у вас в этой связи планы?». На это олимпионик, со вполне понятной печалью, ответил: «Я олимпийский чемпион. Какие у меня могут быть планы?». Молодой человек чувствовал, что не принесут ему чувство внутреннего удовлетворения дальнейшие спортивные успехи. Не знаю, как сложилась его жизнь, но самое умное ему было бы сменить род деятельности. Начать заниматься чем-то, в чём он совершенный новичок, и двигаться постепенно к вершинам.

Человек, защитивший кандидатскую диссертацию, получивший искомую степень, ощущает душевный подъём. Он рассказывает об этом родственникам и хвастает однокурсникам. Но спустя пару недель до человека доходит, что кандидатов наук в его институте — пруд пруди. Да и на улице, в некоторых районах города, вроде стрелки Васильевского острова, проще встретишь кандидата или доктора наук, чем ещё не остепенённого человека. Эйфория проходит, и человек начинает задумываться о докторской диссертации. После защиты докторской повторяется эмоциональный всплеск. Человек радуется, что к своей подписи он может добавлять «доктор … наук», что читательский билет в Библиотеку Академии Наук у него теперь четырёхзначный, а официальный отпуск стал длиннее (доктора наук утомляются больше кандидатов). Постучав себя в грудь месяц-другой, человек ловит себя на мысли «ну и что…». Надо подумать о следующих этапах — карьеры ли, жизни ли вообще, роде занятий, но о чём-то, что должно быть впереди. Всегда должно быть нечто, к чему человек должен стремиться.

У Вадима Шефнера есть четверостишье:

Взгрустнув о молодости ранней,

На склоне лет рванешься ты

Из ада сбывшихся желаний

В рай неисполненной мечты.

 

Но не обязательно дожидаться склона лет, чтобы выискать мечту. Главное иметь её. В рассказе Сомерсета Моэма «Мейхью» герой собирался написать историческое исследование. Двадцать лет он собирал материала, заносил их на карточки, сортировал и постоянно шлифовал план будущей книги. А когда он был полностью готов, когда положил перед собой чистый лист, чтобы начать свой труд, он внезапно умер. Моэм пишет:

И все же, на мой взгляд, он прожил счастливую жизнь. Картина её прекрасна и закончена. Он сделал то, что хотел, и умер, когда желанный берег был уже близок, так и не изведав горечи достигнутой цели.

Сергей Иванович Кознышев из романа «Анна Каренина» слыл философом настолько крупным, что Лёвина раздражало, когда его представляли как брата «известнейшего общественного деятеля». Сергей Иванович был занят написанием крупного труда. Но, когда этот плод шестилетних усилий вышел в свет, то никто не обратил внимания на это событие. Книга получила только одну, и весьма ехидную рецензию. Но всё кончилось хорошо:

На его счастье, в это самое тяжелое для него по причине неудачи его книги время на смену вопросов иноверцев, американских друзей, самарского голода, выставки, спиритизма стал славянский вопрос, прежде только тлевшийся в обществе, и Сергей Иванович, и прежде бывший одним из возбудителей этого вопроса, весь отдался ему.

Он посвятил всего себя на служение этому великому делу и забыл думать о своей книге. Все время его теперь было занято, так что он не успевал отвечать на все обращаемые к нему письма и требования.

Как мы видим, чтобы быть счастливым не обязательно умирать в шаге от своей мечты. Главное — иметь в запасе следующую цель. Чтобы не подкралась депрессия, особенно в зрелые и пожилые годы, человек должен намечать себе некие цели — пусть и не мирового масштаба — к которым он будет идти. Это очень важно для душевного комфорта.

Но устремлённость в будущее необходима, но не достаточна для душевного благополучия. Человек должен уметь жить и настоящим. Ценить то, что происходит с тобой здесь и сейчас умеет не все, точнее, не все замечают, что счастье складывается из этих простых моментов. На этот аспект человеческой жизни обращает внимание Роберт Шекли во многих своих произведениях, например, в рассказе «Лавка миров», или в романе «Координаты чудес».

Самым, пожалуй, известным произведением о добывании счастья в сегодняшних тяготах — «Робинзон Крузо». Ведь это не детская литература о том, как смог выжить человек, заброшенный на необитаемый остров, а философское произведение об одиночестве. Человек, лишённый общества, не имевший никаких надежд когда-либо увидеть близких, завести семью, растить детей, т.е. полностью лишённый будущего, тем не менее, не впал в отчаяние.

Хотя настоящее, наравне с будущим необходимо для душевного комфорта, надо отметить опасность акцентуации на настоящем. Ведь трансспективность, как характеристика личности, определяется не только пропорцией «будущее/настоящее/прошлое», но и величиной отрезков этих величин на шкале времени. У одного человека они охватывают десятилетия, у другого занимают пару дней. Маленькие дети, например, живут «здесь и сейчас». Это естественно, они ещё просто не знают, что такое «будущее». Но есть и вполне зрелые (биологически) люди, которые сохраняют инфантильную трансспективность — они живут «сейчас», прошлое для них несущественно, а о будущем они не думают. Карл Густав Юнг относил таких людей к «сенсорному» типу, к типу людей, живущих ощущениями текущего момента.

Люди сенсорного типа, личности с узкой трансспективностью имеют высокий риск заболевания депрессией. Субъективное отсутствие прошлого лишает их позитивных воспоминаний, которые поддерживают человека в пору жизненных невзгод. А отсутствие будущего в их жизненном сценарии чревато многими неприятностями, потому что эти люди не инвестируют — энергию, работу — в собственное будущее (они ведь не думают о нём).

Эти люди не стремятся получить образование, или завершить его, если это требует значительных усилий. Ведь можно заниматься интересными практическими вещами, а не сидеть над диссертацией. То, что получение диплома облегчит им карьерный рост, они, конечно же, осознают, но это осознание остаётся на уровне отвлечённого теоретического знания, не вносит корректив в стратегию их поведения.

Эти люди не заботятся о своём здоровье. Ведь пока что, несмотря на явные негативные симптомы, можно достаточно легко двигаться и не особенно заботиться о режиме питания и прочих гигиенических правилах. Конечно же, они имеют представление о том, что такое хорошо, а что — нет. Но обращение к врачу требует времени, а им совершенно некогда отвлекаться от увлекательных занятий.

Эти люди не хотят приобретать навыки, которые неактуальны сейчас, но наверняка окажутся полезными в будущем. Например, если у него нет автомобиля, такой человек не будет учиться водить и не станет тратить время на получение водительских прав.

Эти люди не инвестируют в будущее не только своё время и энергию, но и деньги тоже. Каков бы ни был их доход, они всегда живут от зарплаты до зарплаты. Не оттого, что они склонны к мотовству, а просто потому, что им в голову не приходит копить — зачем? Ведь, если понадобится приобрести что-то дорогое (тот же автомобиль, к примеру) всегда можно взять кредит. То, что кредит придётся отдавать, их нимало не тревожит, ведь это произойдёт в будущем, а сейчас-то у нас настоящее!

При такой жизненной философии человек, когда у него происходит естественное возрастное истощение сил, и он уже не может продолжать вертеться как белка в колесе, естественным образом впадает в депрессию.

Ведь плохое настроение, которое влечёт за собой депрессию, зависит и того как мы смотрим, как оцениваем на наше прошлое и будущее. Робинзон Крузо был всё-таки счастлив — благодаря воспоминаниям, которые он переоценил, оказавшись на острове: да, он одинок, но он выжил в катастрофе; да, ему довелось провести несколько лет в плену у пиратов, но ему удалось бежать и т.д.  

При эмоциональной оценке событий собственной жизни многое зависит от внутренних установок человека. Вот, например, что пишет Плутарх по поводу смерти римского полководца Мария (Гай Марий, XLV, XLVI):

…Марий, проживший семьдесят лет, первым из римлян семь раз избранный консулом, накопивший в своём доме богатства, не уступающие царским, оплакивал свою судьбу, посылающую смерть прежде, чем он достиг всего, чего желал.

А вот Платон, умирая, восхвалял своего гения и свою судьбу за то, что, во-первых, родился человеком, во-вторых, эллином, а не варваром и не бессловесным животным, а также и за то, что жить ему пришлось во времена Сократа. И Антипатр Тарсский точно так же перед кончиною перечислил всё, что с ним случилось хорошего, не забыв при этом даже удачное плавание из родного города в Афины, ибо каждый дар благословенной судьбы он считал за великую милость и всё сохранил в памяти, потому что у человека нет более надёжной кладовой для всяческих благ.

У людей же неразумных и беспамятных всё случившееся с ними уплывает вместе с течением времени, и, ничего не удержав, ничего не накопив, вечно лишённые благ, но полные надежд, они смотрят в будущее, не замечая настоящего. И хоть судьба может и не дать их надеждам сбыться, а всё хорошее, что было в прошлом, неотъемлемо, — тем не менее они проходят мимо верных даров судьбы, грезят о ненадёжном будущем и в результате получают по заслугам.

Заметим, что относительно будущего, устремляясь в него мыслями, стоит проявлять умеренный оптимизм, во всяком случае не уподобляться Умной Эльзе из сказки братьев Гримм:

"Коли я за Ганса выйду замуж да родится у нас ребенок, да повырастет, да пошлем мы его на погреб пива нацедить, да упадет ему на голову эта мотыга, да пришибет его до смерти!"

И так она сидела около бочки и плакала, и криком кричала из-за того, что ей грозит в будущем беда неминучая…

Суммируя рассуждения о связи трансспективности и риска депрессии можно сказать, что для душевного благополучия важно иметь перед своим мысленным взором все три компонента: и прошлое, и настоящее, и будущее — особенно будущее должно быть у людей в солидном возрасте. При этом очень важно заботиться об эмоциональной окраске нашего восприятия событий. Особенно важно, чтобы положительные эмоции были связаны с воспоминаниями. Не следует копить обиды и досады — это верный путь к депрессии. А подробнее об этом можно почитать, например, в книге И. Бонивелла «Ключи к благополучию».

 

***

 

Заключая наш рассказ о психических расстройствах человека, необходимо ещё раз предостеречь неискушённого читателя от поиска у себя симптомов болезней и постановке диагноза самому себе.

Как вы думаете — почему врачей готовят восемь лет? Правильно, потому что медицина — сложнейшая дисциплина из-за обилия болезней и невероятно большого разнообразия человеческих индивидуальностей. Неверно и, главное, очень опасно полагать, что можно прочитать пару страниц и считать себя способным лечить себя и других. Увы, авторитет специалистов вообще сильно упал в последние годы. Множество рекламируемых «эффективных средств лечения» находят своих потребителей. Людей, распространяющих биологические добавки к пище и разнообразные приборы для лечения, можно причислить к преступникам. Они мошенничают, продавая не просто бесполезные, а опасные вещи. Хотя во многих рекламах и говорится «необходима консультация специалиста», но простые люди не обращают внимания на эти слова. Ведь в инструкции к прибору написано просто: «Определите характер боли (острая, слабая, пульсирующая и т. п.), поставьте переключатель в нужное положение и прижмите прибор к тому месту, где болит». Такой подход к своему здоровью чреват самыми неприятными последствиями.

Что же до проявлений психической жизни, то дилетантский подход ещё опаснее. Повторим, что отдельный симптом не свидетельствует о психической болезни. Каждому случалось беспокоиться — выключил ли я газ? — и возвращаться домой проверить. Но это ещё не признак обсессивного расстройства. Даже галлюцинации, которые, по общему мнению, считаются признаком психического заболевания, иногда возникают и у здоровых людей, например, во время засыпания. Даже, если отдельный симптом проявляется регулярно, причём проявляется достаточно продолжительно и интенсивно — это всё ещё не свидетельство заболевания. Как мы уже говорили, значение имеет только характерная группировка симптомов — синдром, определить наличие которого может только врач-специалист.

Наш организм — сложнейшая вещь. Часто непонятно — что является причиной, а что следствием, симптомом? Само понятие «болезнь» очень сложное. Где граница, отделяющая норму от болезни? Показатели работы всех систем организма имеют некое среднее значение, установленное в результате наблюдений за миллионами больных и здоровых людей. Но у одних людей эти показатели выше, а у других — ниже нормальных значений. Это не означает, что надо непременно постараться эти показатели нормализовать. Все организмы отличны друг от друга.

Кроме того, не следует искать у себя признаки заболевания потому, что отклонение любого показателя от среднего значения может иметь приспособительное значение. Главное — чтобы отклонение было не слишком большим. Правильно заметили древние — «Ничто не слишком». Любая физиологическая система способствует нашему выживанию, пока работает в определённых границах. Если содержание железа в крови слишком низкое, кровь будет плохо переносить кислород. А, если слишком высокое — расстроится работа печени. Система иммунитета защищает наш организм он вторжения микроорганизмов и от злокачественного перерождения собственных тканей. Но, если иммунитет слишком силён, эта система начнёт реагировать на собственные здоровые ткани как на чуждые. Воспаление — защитная реакция на повреждение тканей. Но, если воспаление затягивается, оно само становится повреждающим фактором. Поэтому в нашем организме есть и противовоспалительная система и, в то же время, система стимулирующая воспаление.

То же относится и психическим свойствам и к проявлениям поведения. Выше мы уже говорили о том, что не только слишком слабая, но и слишком хорошая память может снижать приспособленность животного или человека. То же можно сказать и о большинстве симптомов психических расстройств.

Депрессия — это зло, но не абсолютное. Если человек будет всё время находиться в радостно-возбуждённом состоянии, в этом тоже ничего хорошего нет. Такой человек не будет способен ни к какому умственному труду, который, как хорошо известно, требует сосредоточения. Да и любая деятельность, требующая точности движений, будет невозможна. Охваченный восторгом и энтузиазмом человек способен, разве что, рубить дрова — вот, пусть идёт и рубит в глуби двора. Не полная депрессия, а некоторая мрачность, отсутствие приподнятости в душе, субдепрессивное состояние необходимо для умственных занятий. Не случайно многие выдающиеся люди страдали меланхолией — так раньше называли депрессию.

Такая черта эпилептоидной личности как педантичность — чрезмерное развитие аккуратности — тоже может быть и полезной, и вредной. Аккуратность решительно необходима для абсолютного большинства занятий человека. Но, если человек не может начать есть, если кусочки хлеба нарезаны не на идеальные квадраты — это болезненно. Другая эпилептоидная черта — взрывчатость вредна и опасна, если проявляется неадекватно угрозе организма. Но человек, или животное, которые лишены способности сильно и быстро реагировать на внешнюю опасность, скорее всего, погибнут.

Для писателя, создателя текстов, которые должны задевать за живое, вызывать у читателя некоторые эмоции, необходима способность к созданию нового, в частности, новых слов, словесных оборотов. Писатели, которым удавалось ввести в русский язык, в его широкий обиход, новые слова — Карамзин, Жуковский, Тургенев — справедливо гордились этим. Но есть психическое расстройство, которое называется неоглоссия — создание нового языка, состоящего почти исключительно из неологизмов. А это уже симптом шизофрении.

Так что, дорогой читатель, если вы здесь впервые прочитали о симптомах психических расстройств, не тревожьтесь, если замечаете в себе порой нечто подобное. Главное — не терять контакт с реальностью, в частности, прислушиваться к мнению специалистов.


Глава 4. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ

 

Форточка на кухне в доме одного из авторов расположена на уровне подоконника. Кошкам это очень удобно. Но всякое отверстие служит не только выходом, но и входом. Однажды обнаружились вороньи следы на подоконнике. Вороны очень симпатичные, во всяком случае, они гораздо симпатичнее голубей. Поэтому человек стал оставлять им еду и, занимаясь у себя в комнате, прислушивался к происходящему на кухне. Заслышав царапанье когтей по жестяному обвесу, человек осторожно заглядывал в кухню и наблюдал ворону. Вскоре он обратил внимание, что ворона, которая стала прилетать регулярно, каждый раз ведёт себя по-разному. Иногда она вспархивала, буквально «как птичка», едва человек высовывал голову из-за угла. А иногда, едва глянув на хозяина квартиры, продолжала топтаться, вороша клювом оставленный ей кошачий корм — видимо искала что-то повкуснее. А в другой раз опять пугалась едва просунутой в дверь головы человека. Знакомые зоологи сказали, что такие скачки в поведении объясняются просто — это две вороны. Самка осторожная, а её супруг опасается людей гораздо меньше. Самцы вообще более склонны к рискованному поведению.

Мириады различий между мужскими и женскими особями — это один из удивительнейших аспектов жизни. Самцы и самки животных, мужчины и женщины отличаются друг от друга не только тем, что одни рожают, или кладут яйца, а другие лишь предоставляют генетический материал, но и множеством других функций. Хорошо известно, к примеру, что у зверей самцы сильнее и выносливее, а тело самок гибче. Конечно же, половые различия не ограничиваются физиологией. Самцы и самки ведут себя по-разному в одних и тех же жизненных ситуациях, в одних и тех же поведенческих тестах. А причина этого в различном строении головного мозга мужских и женских организмов.

 

Пол и гендер

 

Во второй половине ХХ века придумали специальный термин «гендер» для обозначения социальной роли — либо мужчины, либо женщины. Когда говорят о гендерных различиях, имеют в виду различное отношение общества к мужчинам и женщинам, представления о том, какое поведение прилично одним, а какое другим. К тому же термин «пол» у большинства людей, далёких от биологии и медицины, ассоциируется с вещами не вполне приличными, с половым актом, половыми извращениями, половым путём распространения инфекций. Люди, избегающие термина «половые различия», употребляя вместо него «гендерные различия», хотят подчеркнуть, что разница между мужчиной и женщиной — это результат воспитания, продукт социального этапа формирования пола. Такие люди не знают биологии.

Действительно, многие различия в поведении мужчин и женщин связаны с воспитанием, с культурными особенностями. В каждом народе существуют стойкие представления о том, как должен вести себя мужчина, а как — женщина. Эти представления могут быть весьма различны у разных народов. Греческий историк Геродот, написавший две с половиной тысячи лет назад свой знаменитый труд «История», отмечал странности египтян. Геродот писал, что в Египте всё не так, не так как у других народов. Например, египетские женщины торгуют на рынке, тогда как мужчины в это время сидят дома и ткут. Действительно, у каждого народа свои представления о мужском и женском поведении. Одни занятия считаются типично женскими, другие — типично мужскими. Это деление на мужские и женские занятия есть в каждой человеческой культуре и в каждой культуре оно имеет свои особенности.

Далеко не всегда очевидно — к гендерным или к половым отличиям относить ту или иную особенность женского или мужского поведения. Например, часто говорят, что «женщины более эмоциональны, потому что мужчины не плачут». Это утверждение ошибочно уже потому, что эмоции — субъективная субстанция, а плач — только физиологическое проявление этой эмоции. Если на лице человека ничего не отражается, это не означает, что он не испытывает эмоций (см. рассказ Акутагавы «Носовой платок»). Что же до плача, то да, в современной европейской культуре мужчинам плакать не принято. Но это обусловлено не биологическими особенностями мужского пола, а особенностями нашей культуры. Герои Гомера постоянно рыдают. Подчеркнём, они действительно герои, живущие разбоем, привычные убивать и готовые к собственной смерти. Но они постоянно плачут, причём не только во время пиров! Они рыдают во время бури; прибитые к спасительному берегу, опять плачут; плачут, даже, отправляясь в разведку[24]. Античные историки пишут о командующем, обратившемся к воинам «со слезами на глазах»[25]. Или о том, как после речи командира «вслед за начальниками и воины стали обнимать и целовать друг друга, так что весь лагерь был полон радости и самых сладких слёз»[26]. Слёз не чуралась не только военная, но и гражданская администрация. Однажды в Риме, перед голосованием, сенаторы «со слезами на глазах умоляли сограждан»[27]. Представить себе современного сенатора, который обращается к избирателям со слезами на глазах, труднее, чем плачущего генерала. Так что, плаксивость женщин — это гендерная, а не половая особенность поведения.

А вот отсутствие женщин в профессии столяра — это следствие половых особенностей женского мозга. Напомним читателям XXI века, чем столяр отличается от плотника. Плотник работает топором, имеет дело с брёвнами. Работа же столяра не требует грубой физической силы, он имеет дело с небольшими деревянными деталями, работает тонкими инструментами. Часто столяр — столяр-краснодеревщик, создаёт предметы мебельного искусства. Словом, плотник против столяра, всё равно, что «Каштанка супротив человека». Отчего же женщины не идут в эту профессию? Оттого, что столяр собирает мебель, для чего ему необходимо пространственное воображение. Женщины же значительно хуже мужчин выполняют задания связанные с пространственным мышлением. Причём не только женщины уступают мужчинам в таких тестах, но и самки всех исследованных видов уступают самцам. Значит причина этого никак не в воспитании, а в наследственных особенностях строения мозга, в половых различиях.

Половые различия начинают формироваться задолго до появления ребёнка на свет, у зародыша. Как известно, у женщин двадцать третья пара хромосом, которые обозначаются латинскими буквами «икс» — ХХ, а у мужчин в двадцать третьей паре одна хромосома Х, а другая — Y, «игрек». Клетки зародыша, которые содержат две Х хромосомы, из которых состоит женский организм, функционируют иначе, чем клетки с Y хромосомой, составляющих организм мужской. На Y хромосоме находится участок, ответственный за развитие организма по мужскому типу. Это участок так и назван — SRY, Sex-determining Region Y.

Активность этого участка примерно к десятой неделе беременности вызывает производство гормонов в половых железах зародыша. Под влиянием мужских половых гормонов — самый известный из них это тестостерон — происходит формирование мужского тела и мужского мозга, хотя некоторые половые различия в строении мозга формируются ещё до начала производства половых гормонов. У новорожденных мальчиков и девочек весьма заметны различия строения мозга. Интересно, что выработка гормонов семенниками плода к моменту рождения прекращается. Но после рождения семенники опять начинают вырабатывать гормоны и делают это на протяжении первого года жизни мальчика, причём весьма активно — концентрация тестостерона в крови достигает половины значений взрослого мужчины. В это время продолжается формирование особенностей строения и функционирования головного мозга по мужскому типу. К концу первого года семенники замолкают и спят до начала полового созревания, когда под влиянием гормонов формируются особенности строения тела взрослого человека — вторичные половые признаки.

Итак, различия между мальчиками и девочками в строении и функционировании головного мозга появляются очень рано. Различий между мужским и женским мозгом очень много. База данных медицинской литературы Национального Института Здоровья (США) PubMed на запрос «половые различия мозга» предлагает больше двух тысяч одних только обзорных статей.

Поскольку именно мозг определяет наше поведение, то половые различия в поведении отмечаются уже и у самых маленьких детей. Разница между мальчиками и девочками проявляется в играх самых маленьких детей. От двух до семи лет мальчики значительно больше девочек проводят за видеоиграми. Мальчики любят машинки, мячики и кубики, а девочки — кукольные домики и игрушечную посуду. Играя во взрослых, мальчики, как правило, представляют себя мужчинами, а девочки — женщинами.

Но, может быть, все эти различия — результат воспитания? У человека формирование пола не заканчивается с рождением. Выделяют социальную стадию формирования пола — осознание ребёнком себя как девочки, либо как мальчика. На этой стадии решающую роль играет окружение ребёнка, его родители, в первую очередь. Ребёнка постоянно направляют фразами типа «Разве мальчики (девочки) так себя ведут?», «Как не стыдно, ты же девочка (мальчик)!» и прочими указаниями на пол.

Для того, чтобы прояснить этот вопрос нам на помощь приходит изучение поведения животных. Ведь понятийной речи у животных нет, никто из родителей не наставляет детёныша — как тому следует себя вести. К тому же родители часто отдаляются от детей после того, как они перестают нуждаться в материнском молоке и постоянной опеке. Итак, что же известно о поведении молодых самцов и самок? Подчеркнём, что поведение неполовозрелых животных наиболее информативно. Ведь взрослая особь постоянно занята репродукцией — смысл жизни в производстве себе подобных. Поэтому половые различия в поведении половозрелых животных, особенно в дикой природе, непосредственно вытекают из различных ролей самца и самки в репродуктивном цикле. А молодые животные свободны от обязанностей производителей потомства и проводят время, свободное от сна, в основном, в играх.

Киты полосатики Северного полушария летом отдыхают в высоких широтах. Тут-то их и поджидают люди-исследователи, наблюдают — чем киты занимаются? Вполне ожидаемо самки опекают детёнышей, самцы просто отдыхают, самцы-подростки соревнуются друг с другом, готовясь к взрослой жизни. Только девушки — самочки, которые ещё не достигли половой зрелости, но уже вышли из-под опеки матери — те играют. Они взаимодействуют друг с другом, манипулируют с водорослями, кружат вокруг исследовательского судна. О том, что их движения — это игры, свидетельствует то, что их действия лишены утилитарного смысла. Самки не вступают друг с другом в прямые столкновения, как это делают самцы. Водорослями киты не питаются и не имеют обычая прятаться в водорослях от опасностей. Исследовательский корабль давно стал привычной частью ландшафта, и киты поняли, что от него не исходит никакая угроза. Тем не менее, все эти объекты — соплеменницы, водоросли, корабль — регулярно привлекают внимание молодых китих. Подчеркнём — только самок, но не молодых самцов.

Половые различия в исследовательском поведении существует и у диких уток, живущих в городе. В марте, когда лёд на прудах начинает сходить и в первых полыньях появляются утки, вышедшие на прогулку домашние собаки живо ими интересуется. С осени не виделись! Интерес этот взаимный. Утки подплывают поближе и, когда собака, насмотревшись на них, трусит дальше, утки плывут следом вдоль берега. Всегда впереди плывут самки, а селезни — следом. Скорее всего, селезням не интересна собака — они держаться от берега дальше уток и повторяют траекторию движения своих невест. Неизвестно — любопытство характерно всем самкам-уткам, или же только девушкам, ещё не откладывавшим яйца? Но, несомненно, что именно самки-утки, а не селезни проявляют интерес к собаке — объекту, который не имеет актуальной биологической значимости (не источник еды и не опасен).

Приведём ещё несколько примеров половых различий в поведении молодых животных различных биологических видов. Самки австралийских птиц амадин продолжают реагировать на родительские крики и после того, как оперятся, а самцы — нет. Самцы-детёныши бутылконосых дельфинов значительно больше играют друг с другом, а самочки предпочитают быть поближе к матери. Неполовозрелые самцы японских макак общаются главным образом с другими самцами своего возраста, тогда как самки общаются с самками всех возрастов, вступают в контакты с детёнышами и со взрослыми самцами. Наблюдения за новорожденными бабуинами показали, что мальчики раньше девочек начинают контактировать с матерью, активнее сосут материнское молоко. В социальных играх — т.е. в играх друг с другом, а не с предметами — котят обычной домашней кошки обнаружены половые различия. Исследователи наблюдали за котятами в возрасте от 12 до 16 недель и подсчитывали длительность 16-и компонентов этого поведения. Оказалось, помимо прочего, что поведение котят-девочек сильно зависит от присутствия котят-мальчиков, а самцы-подростки играют одинаково, независимо от того, есть ли в группе девчонки, или их нет. Игры ягнят в первые десять недель жизни различны у самцов и самок. Самцы любят бодаться и взбираются друг на друга, а самки предпочитают прыгать и резвиться. Исследователи поведения детёнышей диких шимпанзе так и назвали статью, в которой представили результаты своих наблюдений: Boys will be boys — «Мальчики непременно будут мальчиками». Самцы взаимодействуют с достоверно большим числом взрослых особей, чем самки, несмотря на материнский контроль. Более того, мальчики значительно больше, чем девочки, общаются с взрослыми самцами. Авторы статьи делают заключение о том, что «половые различия в поведении человеческих детей имеет глубокие корни в нашем биологическом и эволюционном наследии».

Накоплено огромное количество результатов наблюдений и экспериментов, которые свидетельствуют о половых различиях не только игр детёнышей, но и других форм поведения животных. А это указывает на биологическую основу различий многих форм психики и поведения мужских и женских особей. Наблюдения за животными, экспериментальное исследование их поведения, изучение строения и работы их головного мозга — всё это убедительно свидетельствует о том, что многие особенности мужского и женского поведения являются врождёнными, а, следовательно, и в поведении человека тоже вполне естественно имеются различия, которые правильнее называть не гендерными, а половыми, т.е. врождёнными.

Многие интеллектуальные задачи мужские и женские особи решают различающимися способами. Но, прежде чем описать эти различия, давайте подумаем, а почему эволюция создала отличия мужского организма от женского?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.038 с.)