Что происходит в организме во время стресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что происходит в организме во время стресса



 

Поскольку стресс — это реакция неспецифичная, независящая от типа стимула, то в стресс вовлекаются все системы организма. Ведь потенциальная угроза неизвестна, поэтому организм готовится ко всему сразу.

В те далёкие годы, по крайней мере, пятьсот миллионов лет назад, когда у животных возникла и начала формироваться стрессорная реакция, наиболее актуальными были угрозы быть съеденным и остаться голодным. Поэтому при стрессе организм готовится к интенсивной мышечной работе и возможной кровопотере. Скажем только о таких изменениях в организме, которые каждый из нас наблюдал у себя или у других людей.

Начинает стучать наше сердце — оно усиленно гонит по сосудам кровь к мозгу и мышцам. Этим органам в первую очередь необходимо усиленное питание для работы в чрезвычайной ситуации.

Активируется работа мышц. Человек бежит быстрее, ударяет кулаком сильнее, бросает камни дальше, если испытает стресс. Все читали о женщине, которая поднимала автомобиль, под который попал её ребёнок. И подобные истории не выдумка, а действительные случаи. Более того, утомлённые долгой работой мышцы, снова заработают в полную силу, если случится стресс.

Опорожняется кишечник и мочевой пузырь — чтобы легче было бежать. В то же время, прекращается образование мочи, потому что организм создаёт запасы воды — в случае кровопотери надо поддерживать объём циркулирующей крови, кровь не будет течь по сосудам, если её останется слишком мало. Такая разбавленная кровь будет хуже переносить кислород и прочие вещества, но это лучше, чем, если она вовсе не сможет течь по сосудам. Готовясь к дебютному выходу на сцену (спортивную арену, лекторскую кафедру), человек постоянно бегает в туалет, но выдавить из себя не может ни капли мочи. А всё потому, что организм стремится избавиться от содержимого мочевого пузыря — эту воду уже невозможно использовать для нужд организма, но почки уже прекратили выработку новых порций мочи — организм экономит воду.

В организме происходит ещё много чего важного и интересного[50], но в этой книге нас интересуют в первую очередь изменения в поведении и психике.

 

Психика при стрессе

 

Первое, что происходит при стрессе — это эмоции. Если нет эмоций, то это не стресс. Павел Васильевич Симонов (1926-2002), создатель информационной теории эмоций, показал, что эмоции тем сильнее, чем больше неопределённость ситуации. Другими словами, чем меньше нам знакома ситуация, тем сильнее наше беспокойство, чувство тревоги, и тем сильнее стрессорная реакция нашего организма.

Тревога — крайне неприятное чувство. Неприятно оно тем, что возникает в состоянии неопределённой опасности. Даже, скорее, не неопределённой опасности, а при неопределённости вообще. Может быть ближайшее будущее несёт нам угрозу, а может быть — и нет. В одном из остросюжетных романов герой рассуждает об этом примерно так: одно дело знать, что в лесу, через который тебе надо пройти, засели вражеские снайперы, а другое — если ты не знаешь, есть ли там снайперы или их нет?

Итак, главное изменение в эмоциональной сфере при стрессе — резко усиливается тревога. Подчеркнём, что не страх, а, именно, тревога. Страх охватывает нас, когда появляется конкретная угроза — серый волк говорит: «Я тебя съем». А при неопределённости важно повышение тревоги, потому что это состояние выводит наш организм из состояния покоя. Благодушие противопоказано напряженной деятельности. К чему напрягаться, если и так всё хорошо? Тревога мобилизует организм, поэтому она является показателем стресса. Нет тревоги — нет стресса, а есть просто напряжённая работа. Поэтому не считайте, что у вас стресс, если вы интенсивно заняты — умственно или физически — привычной для вас работой. Правда, тревога может появиться, если вы начнёте думать «Успею ли?». Гоните эту мысль — об этом надо было подумать раньше.

Чувство тревоги может быть обусловлено конкретными обстоятельствами. Когда обстоятельства разрешаются благоприятно, тревога слабеет и почти исчезает. Но никогда тревога не пропадает полностью, ведь жизнь всегда содержит элемент неопределённости. У одних людей это постоянное чувство тревоги довольно слабое, а у других — сильное. Такой уровень тревоги, который постоянно присутствует в душе каждого человека называется тревожностью, или личностной тревогой, потому что представляет собой стабильную черту личности — такую характеристику человека, которая очень мало меняется на протяжении его жизни. Тревожность как черта личности имеет, естественно, наследственную природу.

И тревожность, и чувство тревоги активнейшим образом изучают на животных. Ведь от постоянной тревоги страдает множество людей. По данным на начало третьего тысячелетия лекарства против тревоги — анксиолитики — уступали по продажам только аспирину. Поэтому изучение механизмов тревоги и тестирование новых препаратов для ослабления этого чувства — актуальнейшая задача биомедицинских исследований.

В экспериментах на животных были обнаружены внутренние противотревожные системы — числом четыре — нашего организма. Изучение этих систем позволило разработать новые медицинские препараты и чисто поведенческие методы снижения тревоги и сопутствующих ей неприятных ощущений. Подробнее мы остановимся на них ниже. Примечательно, что в отличие от большинства достижений медицины, эти внутренние противотревожные системы и методы их активации были открыты в исследованиях на животных, а не в ходе лечения человеческих заболеваний.

Но тревога, как уже было сказано, не является абсолютным злом. Человек напрочь лишённый чувства тревоги называется беспечным. Беспечность поведения, вызываемая чувством полной безмятежности, вредна, опасна и ведёт, как правило, к неприятностям, а то и к травмам. Животное в дикой природе всегда насторожено. А безмятежный человек не просто рискует угодить под машину. Отсутствие тревоги снижает способность обучаться и выполнять любую работу. Действительно, учёба и работа требуют некоторого напряжения, концентрации внимания, но зачем напрягаться, когда и так всё хорошо? Поэтому некоторый уровень тревоги жизненно необходим для успешной жизни, которая всегда требует приспособления к ней. Любопытно, что первые исследования, в которых было показано ухудшение обучения после снижения тревоги, были выполнены на цыплятах. Примечательно, что поведение цыплят — этих милых, но несмышлёных жёлтых клубочков — достаточно сложное для того, чтобы служить моделью поведения человека. Это свидетельствует о том, что тревога — одна из базовых эмоций, имеющая огромное значение для выживания любого животного.

Тревога активирует процессы поиска информации в памяти, информации о том, как мы раньше действовали в этой обстановке. В романах пишут, что «в эти мгновения вся его жизнь пронеслась перед его умственным взором». Вся — не вся, но в критические минуты в голове всплывают совершенно ненужные и, казалось, давно и прочно забытые вещи: обрывки детских песен, имена детсадовских однокашников, расписание уроков в первом классе, первое посещение зоопарка, различие между орто-, мета- и пара- положениями. Всё это совершенно не нужно сейчас, когда надо вспомнить — как я раньше действовал в этой, или в похожей ситуации. Но что значит «эта»? Нужно первым делом оценить ситуацию, а для этого собрать как можно больше информации. Поэтому при стрессе активируется работа органов чувств, точнее, сенсорных систем.

Описывая человека «на грани» беллетристы отмечают усиленное восприятие окружающего мира в эти минуты, и это вполне биологически достоверно. Могут обостриться запахи, человек обращает внимание на какие-то детали хорошо знакомого интерьера, которых раньше не замечал. Может, например, обнаружить, что стенные часы, которые висят сколько он себя помнит, тикают с лёгким скрежетом на каждом третьем качании маятника.

Всего заметнее изменение зрения — ведь через него человек получает 70% информации об окружающем мире — зрение обостряется. Наша зрительная система устроена так, что острота зрения, способность различать мелкие детали сопряжена с сокращением обзора, сужением поля зрения. Собственно, так работают и оптические приборы, функция «зум» у фотоаппаратов. Приближая объект, увеличивая его, зум ограничивает поле зрения. Фразеологизм «глаза в кучку» точно передаёт состояние стресса — человек не видит того, что происходит по сторонам. Рассказывают, что один молодой человек, сидя за рулём, спросил: «А что, папа, хорошо я научился машину водить?» — Ох! — воскликнул сидевший рядом отец — Видел, какая красивая девушка по тротуару шла!? «Нет» ответил сын. — Значит плохо ещё водишь, сынок.

Очень биологически верная история. Начинающий водитель, испытывает, естественно, стресс. Он хорошо видит всё что происходит прямо перед ним, по ходу движения машины, но периферическое зрение ослаблено. Когда водитель начинает замечать происходящее не только непосредственно впереди него, но и то, что делается по сторонам, это будет означать, что стресс от вождения прошёл, эта активность — управление автомобилем — сделалась привычной для человека.

Рост тревоги и активация сенсорных систем не единственные изменения при стрессе. С практической точки зрения главное — изменения поведения в состоянии стресса.

Поведение при стрессе

 

Дефицит времени — вот причина не только неправильных решений, но и поведения откровенно нелепого, которое часто проявляют люди, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Поведение, которое свидетельствует о стрессе человека или животного, всегда неадекватно ситуации, не может утолить насущные нужды организма.

Дело в том, что, если нет времени выработать решение, то в ход пускается первая попавшаяся программа поведения. Ведь действовать надо срочно, а что делать непонятно, но делать что-то надо… Чтобы порвать этот порочный, бесплодный круг, запускается первая попавшаяся поведенческая программа. Неадекватное ситуации поведение, типичное для стресса, называется смещённой активностью.

Смещённая активность может представлять собой сложный поведенческий стереотип, фиксированный комплекс действий. Животные часто используют врождённые стереотипы поведения. Петух не может решить — драться с соперником, или убежать от него, и принимается клевать землю, хотя перед ним нет зёрен. У человека нет врождённых поведенческих программ, поэтому мы используем выработанные стереотипы поведения. Наиболее привычные формы поведения для каждого человека свои. Слесарь примется работать напильником, поэт сложит стихотворение, художник нарисует что-то, напишет картину.

«Заедание стресса» — это одна из самых распространённых форм смещённого поведения, потому что все люди регулярно едят. Поэтому огорошенный неожиданным известием человек часто ведёт себя как персонаж «Золотого телёнка», владелец галантерейного магазина, который узнал о резком повышении налога на частных предпринимателей:

Однажды вечером он вернулся домой с искаженным лицом. Молча он полез в буфет, достал оттуда цельную холодную курицу и, расхаживая по комнате, съел ее всю. Сделав это, он снова открыл буфет, вынул цельное кольцо краковской колбасы весом ровно в полкило, сел на стул и, остекленело глядя в одну точку, медленно сжевал все полкило. Когда он потянулся за крутыми яйцами, лежавшими на столе, жена испуганно спросила:

— Что случилось, Боря?

— Несчастье, — ответил он, запихивая в рот третье резиновое яйцо. — Меня ужасно обложили. Ты даже себе не можешь представить!

— Почему же ты так много ешь?

— Мне надо развлечься, — отвечал частник, — мне страшно.

И всю ночь частник ходил по своим комнатам, где одних шифоньеров было восемь штук, и ел. Он съел все, что было в доме. Ему было страшно.

Кроме пищевого, универсальной формой смещённой активности является поведение чистки, которое называется английским термином груминг. Каждая собака знает правило «В любой непонятной ситуации сядь и почешись». Это поведение — груминг — закреплено в генах, кодирующих программы поведения, поэтому оно есть и у нас, у людей. Озадаченный человек чешет в затылке. Человек, который волнуется, трогает свою голову и лицо значительно чаще, чем обычно. Подобные движения выдают волнение, даже если человек пытается сохранять «лицо индейца», надевает маску невозмутимости. Отметим, что сама неподвижность, в том числе и неподвижность мимических мышц — тоже смещённая активность. Ведь среди программ поведения при опасности есть не только «бежать», но и «затаиться». Поэтому, если наш собеседник заледенел лицом, значит мы сообщили ему нечто, задевшее его за живое.

Животных в качестве смещённого поведения чаще всего используют врождённые формы поведения. У нас в лаборатории мыши честно отработали в эксперименте, и их отправили на пенсию — стали раздавать желающим завести себе домашних мышей. У одной из новых хозяек пара мышей в первый же день в новом доме устроили страшную драку. А, ведь, они полгода мирно прожили в одной клетке, без скандалов вместе ели, играли по ночам и спали в одной куче. И вот — драка со многочисленными укусами. Дело в стрессе, вызванном переездом. Враждебно-агрессивное поведение, которое проявляется в драках — врождённая особенность мышей. Поэтому любой стресс вызывает у них вспышку драчливости.

У человека в качестве смещённой активности может выступать любое привычное поведение, любой приобретённый стереотип поведения, фиксированный комплекс действий. Человек, привыкший драться, если у него личные неприятности вызвали стресс, может напасть на незнакомого прохожего. Если для человека привычной формой поведения являются не драки, а рисование, то он, переживая стресс, примется рисовать. Может быть, в этом один из смыслов художественного воспитания детей?

Смещённая активность может проявиться в переадресованном поведении. Когда некую потребность нельзя удовлетворить в общении с определённым человеком, мы проявляем то же поведение, но в отношении другого. Распространённый случай «сорвать злость на ком-то» — это именно тот случай. Адмирал холодно отвечает на приветствие капитана судна. Капитан не смеет спросить начальника — почему тот так неприветлив, случилось что-нибудь? Капитан выражает своему старпому сомнение в порядке на судне. Старпом приказывает боцману проверить всё. В конце этой цепочки оказывается получивший ушат брани от старшины палубный матрос, которому остаётся только наорать на судового попугая. Попугай может замкнуть круг переадресованного поведения, обругав матросскими словечками проходящего мимо адмирала.

Переадресованным может быть не только враждебное, но любое поведение. Если молодой человек долго гуляет с барышней, но при этом только стихи ей читает, то девушка может уйти целоваться с другим.

Смещённая активность может проявляться и в отдельных фрагментах различных поведенческих программ, случайных кусочках незаконченных движений. Такое поведение называется мозаичным. Ребёнок, сломавший игрушку, о хрупкости которой его только что предупредили, запрыгал на одной ноге, запел песню, начал считать вслух и при этом гримасничать. Нет, он не пытается отвлечь внимание взрослых от своего проступка. У ребёнка попросту нет готовой программы поведения для этой ситуации.

Школьник, не знающий урока, тоже демонстрирует мозаичное поведение. На вопрос учителя он отвечает нечленораздельными звуками — это хаотическое сокращение речеобразующих мышц. Отвечать надо срочно, а что отвечать — неизвестно. Вот и раздаётся что-то, даже на человеческую речь непохожее. Эта закономерность известна педагогам не одну тысячу лет. Даже, если ученик отвечает, в общем-то, правильно, отметку ему всё равно снижают, потому что мямлил, запинался, экал и мекал — значит не твёрдо выучил. Поэтому опытные учащиеся знают, что, когда не знаешь ответа, лучше начать говорить что-то. Пусть это и не будет ответом на поставленный вопрос, но будет сказано бойко, без запинки, молодцевато. Такая манера импонирует экзаменаторам, они часто снисходительны к таким ученикам.

Обратим внимание, что для стресса характерно не только смещённое поведение, т.е. неадекватные движения, но смещённая активность вообще, в том числе и психическая. Например, мыслительные, когнитивные процессы тоже мозаичны при стрессе. Это выявляется, например, если преподаватель в конце лекции предлагает написать маленькую проверочную работу по теме прошлой лекции. Не той, которую он только что завершил, а по той, что читал в прошлый раз. Поскольку на эту проверку даётся только пять минут, то студенты не успевают найти в своих конспектах точный ответ на поставленный вопрос. Приходится ворошить знания в своей голове. Мозаичность подобной активности проявляется не столько в неточных ответах, сколько в огромном количестве языковых ошибок: грамматика, построение фраз, согласование падежей, склонений и спряжений — всё страдает. Хотя, когда эти же студенты пишут обычную контрольную работу в течение часа, оказывается, что все свободно владеют нормативной письменной речью.

Итак, главное о поведении при стрессе: 1) стресс всегда сопровождается эмоциональной реакцией, в которой преобладает тревога; 2) смещённая активность типична для стресса, и по смещённому поведению легко определить человека, для которого данная ситуация оказалась стрессорной — либо совершенно новой, либо очень значимой, и об этом речь будет впереди.

Когда стресс вреден

 

Стресс сам по себе может наносить вред организму, если он длится достаточно долго. Ведь эта реакция направлена на выживание в ситуации некой актуальной угрозы. Поэтому при стрессе тормозятся те функции, которые не абсолютно необходимы для выживания: рост, питание, размножение. Всем этим можно будет заняться, когда ситуация прояснится, когда мы унесём ноги от неясной пока опасности. Поэтому длительные стрессы могут вредить организму. Особенно они опасны детям, ведь они ещё растут.

Питание и размножение связано с поведением. Человек в стрессе утрачивает интерес к противоположному полу и не замечает знаков внимания с их стороны. Если стресс не исчезает, то могут развиться и серьёзные расстройства системы половых органов.

Расстройства функции питания при стрессе также проявляются как в нарушении поведения, так и функций органов пищеварения. У некоторых людей стресс, как уже было сказано, проявляется в обжорстве. Но, чаще всего при длительном стрессе пропадает аппетит. Если стресс затягивается, то изменения пищевой функции затрагивают не только поведение, но и физиологические процессы — нарушается способность желудка и кишечника переваривать пищу и всасывать продукты пищеварения. Теряется и способность желудка и кишечника нормально сокращаться. Это может привести к смерти. Если человек долго голодал и наконец дорвался до еды, он не должен наедаться до отвала. Набитый пищей желудок, утративший свои нормальные способности, резко сожмётся — возникнет спазм. Это сопровождается острой болью, которая может привести к остановке сердца. Поэтому же нельзя совершать резких движений после еды. Нельзя сразу после обеда приниматься бегать, рубить дрова, таскать тяжести. В лучшем случае человека вырвет. А, если человек бросится в холодную воду, вволю наевшись и напившись, спазм желудка может вызвать остановку сердца. Большинство несчастных случаев на воде происходит с теми, кто полез в воду после пикника.

Поговорку «На охоту ехать — собак кормить» употребляют, когда хотят сказать о чём-то, что сделано не вовремя и что помешает успеху предприятия. Почему же нельзя кормить собак перед охотой? Отнюдь не потому, что сытые собаки буду благодушничать с зайцами. Гоняться за зверями собак побуждает не голод, а инстинкт охотника. И сытая собака пустится за любым быстро убегающим объектом. Но резкое ускорение и длительные физические нагрузки вызовут стресс. В результате собака, чей организм занят в это время перевариванием пищи, заболеет.

Любая болезнь — изменение внутренней среды организма — сопровождается реакцией стресса, поэтому в тяжёлых случаях больным дают не глотать лекарства, а ставят им капельницы. Если лекарство давать проглотить, то оно просто-напросто не попадёт в кровь, потому что всасывание в желудке резко ослаблено. До того, как медики изобрели капельницы, тяжелым больным давали лекарства по несколько капель каждые несколько минут. Далеко не на всех больных хватало медицинских сестёр, да и не все врачи знали, что такой способ давать лекарства может помогать. Вот так знание механизмов нашего организма позволило создать капельницу — простое, но очень эффективное приспособление.

Торможение функций роста, питания и размножения при стрессе — это не единственная причина неприятностей, которые могут от стресса произойти. Ещё одна причина в том, что мы живём условиях, когда главные потенциальные угрозы связаны не с физической, а с социальной средой. Способность к стрессорной реакции возникла одновременно с появлением многоклеточных животных. Например, у морских миног, которые существовали уже полмиллиарда лет назад, существует не только сама неспецифическая реакция на любые воздействия, но у них даже биохимические механизмы почти такие же, как у человека. Но для миноги, как и для прочих животных, изменения в среде обитания означали возможное появление хищника, либо жертвы, либо соплеменника-конкурента. В любом случае предстояло напрячь все силы, мобилизовать все ресурсы организма.

Для современного человека ничтожна вероятность столкнуться с тигром, но наш организм при любой новизне, неопределённости готовится к борьбе и кровопотере.

Когда человека неожиданно вызывают к директору, человек испытывает стресс. Человек не знает — будут его хвалить или ругать? Предложат ему уволиться или дадут новое интересное задание? Придётся ему оправдываться и объясняться или же предстоит рассказывать о своих творческих планах? Хотя в кабинете у начальства дело редко доходит до кровопролития, организм подчинённого готовится к драке и возможной кровопотере. Поэтому в служебных кабинетах нередки сердечные приступы — сердце не выдерживает стрессорной нагрузки. Случаются обмороки и кровоизлияния в мозг — готовясь к кровопотере, организм суживает кровеносные сосуды, питающие мозг. Если давление в кровеносном русле упадёт после ранения и потери крови, то снабжение кровью мозга пострадает меньше. Сосуды могут сузиться настолько сильно, что снабжение нервной ткани кровью упадёт настолько, что нарушится нормальная жизнедеятельность нервных клеток — обморок, потеря сознания. Или же сосуды, питающие мозг, могут лопнуть, не выдержав повышенного давления — инсульт.

Для современного человека гораздо важнее не шорох в кустах, не тень, возникающая из мрака ночи, а изменения в социуме, в сообществе, в котором человек живёт. Именно некая информация является основной причиной стресса у современного человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.022 с.)