Стресс сопровождает и приятные события 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стресс сопровождает и приятные события



 

Стрессом сопровождаются и многие события, которые человек, или животное воспринимает как приятное. Некоторые даже так строят свою жизнь, чтобы регулярно испытывать стресс. Игровое поведение, прежде всего — социальные игры — имеет биологический смысл не только в обучении, но и в том, что оно часто сопровождается стрессом, поскольку поведение партнёров часто непредсказуемо. Вороны и сороки, часто дразнят собак и кошек. Такое поведение врановых птиц не имеет другого смысла кроме создания стресса. Подойти к спящей на свежем воздухе кошке и клюнуть её в хвост — это ворона проделывает исключительно для собственного удовольствия, хотя благополучно увернуться удаётся не всегда. «Всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья…».

Заметим, что источник наслаждения при стрессе в настоящее время более или менее известен. Другими словами, физиологические, в частности, нейрохимические изменения при стрессе, вызывающие положительные эмоции, что и заставляет нас периодически искать стрессогенные ситуации, создавать их — эти механизмы в настоящее время известны.

Рискованное поведение не единственный способ создания стресса. Необязательно вести себя как персонаж Шарон Стоун в начале (посредственного, заметим) фильма «Основной инстинкт-2»). Ведь стрессом сопровождается любая новизна. Поэтому поиск новых впечатлений, к чему время от времени стремятся все люди, это поиск ситуаций, сопровождаемых стрессом.

Новых впечатлений ищут люди, например, погружаясь в мир искусства. В любом виде искусств ценится, прежде всего, свежесть и новизна. Самое страшное для художника, если его назовут подражателем, имитатором, или обвинят в самоповторах. Нет новизны — нет стресса у публики — нет искусства, только ремесло. Но именно благодаря постоянным самоповторам так популярны не только сериальные книги, но и телевизионные сериалы — замечательное средство отдохнуть от стрессов реальной жизни.

Порой рассуждают о том, что кинематограф конкурент театру. Вряд ли. Ведь в фильме, сколько бы раз мы ни пересматривали его, никогда не произойдёт ничего нового. Всё всегда абсолютно точно известно. Другое дело — театральное представление. Спектакль — это то, что происходит здесь и сейчас, никогда раньше не происходило и никогда в будущем не повторится. Некоторые спектакли идут на сцене сотни раз, и многие люди неоднократно ходит на один и тот же спектакль, потому что каждый раз на сцене события разворачиваются хоть чуть-чуть, но иначе, чем это было вчера или будет завтра.

То же самое с музыкой. Меломан может купить запись любимого произведения, исполнителя, группы и наслаждаться этой музыкой сколько ему заблагорассудится. Тем не менее, каждый человек время от времени ходит на концерты. Несмотря на то, что это значительно дороже, чем купить диск, что акустика может быть не идеальной, что музыканты могут ошибаться, несмотря на всё это живой звук всегда притягателен. Не случайно в некоторых странах использование записи на концерте, выступление «под фанеру» считается мошенничеством, т.е. уголовным преступлением. Ведь публика заплатила деньги, чтобы услышать и увидеть нечто уникальное, чтобы испытать стресс, а не нечто, хоть и очень приятное, но хорошо ей известное.

Новизна как источник стресса отчётливо проявляется в выборе книг для чтения. Наш выбор зависит от времени суток. Если мне рекомендуют какую-то книгу, говорят, что это захватывающее чтение, или чтение, замечательное по тонкости описания чувств и мотивов героев, я охотно такую книгу раскрою. Но я не возьмусь читать её перед сном. А вдруг мне понравится, я увлекусь — так и не уснёшь!

Нет, на ночь мы выбираем что-то читанное-перечитанное, из любимого. Либо что-то из «сериальной литературы»: из крутых боевиков, или фэнтези, или любовных романов, или дамских детективов — у каждого человека свой любимый жанр. Есть мнение, что перечисленные жанры низкопробны, читать их могут только люди с дурным, примитивным вкусом. Но нет, это просто другой вид искусства, не беллетристика, не изящная словесность. Может быть, это и нельзя назвать искусством, потому что произведение искусства, в частности, литературы — по-настоящему художественной — вызывает в читателе некие эмоции, будит воображение, заставляет сопереживать героям, доставляет удовольствие языковыми красотами, а, порой, и наводит на размышления. Всё это происходит благодаря впечатлениям, новым для читателя.

Сериальная литература, напротив, успокаивает своей примитивностью и шаблонностью. У каждого автора шаблонно всё — и язык, и сюжет, и герои. Полное отсутствие новизны для читателя, освоившего уже пару книжек данной серии, является отличным средством уйти от забот и волнений минувшего дня, отвлекает от мыслей о дне завтрашнем и не пробуждает при этом новых мыслей и волнений. В этой примитивности и есть секрет огромной популярности подобных книг. Жорж Сименон, автор огромного числа детективов, когда его спрашивали о секрете популярности, отвечал, что использует только 1200 слов — столько же сколько использует средний француз в повседневной речи. Настоящая художественная литература привлекает читателя новизной образов, сюжетов, языка, вызывает у него стресс — приятный, но, всё же стресс. Сериальная же литература стресс уменьшает.

Когда родитель собирается почитать ребёнку сказку на ночь, то ребёнок просит ту же сказку, что читали вчера и позавчера. Взрослому человеку скучновато, конечно, произносить один и тот же текст. Поэтому он норовит пропустить фразу. Это ошибка! Ребёнок постепенно засыпал, начинал дышать ровнее, кажется, что почти совсем заснул… Но его мозг не дремлет! Даже если заменено только одно слово, ребёнок — совсем уже вроде бы, уснувший — тут же просыпается и требует повторить предложение сначала, и без купюр и вариаций.

Понятная вещь — ведь каждый прожитый день для ребёнка полон новизны, а, следовательно, и стресса. Из всей информации, которую человек получает за свою жизнь, 99% он получает в первые пять лет жизни. Каждый день огромное количество впечатлений обрушивается на ребёнка. Каждый вечер он устаёт от всей этой новизны, от всего, что с ним случилось за день. Поэтому, уложенный в кроватку, он хочет погрузиться в знакомый мир многократно читанной книжки. Появление новых впечатлений отложим до утра.

Значимость стимула

 

Чтобы некий стимул вызвал в организме стресс недостаточно, чтобы он был непривычным для организма. Необходимо чтобы он был ещё и актуальным — был значимым для организма и требовал немедленной реакции.

Во время тренировок спортсмен затрачивает энергии во много раз больше, чем во время соревнований. Но стресс он испытывает на официальных турнирах, а во время тренировок стресс минимальный. Это совершенно понятно. Если результат, который он показывает на тренировке чуть хуже ожидаемого — ничего страшного. Всё можно будет исправить завтра. А неудачу на соревнованиях не поправишь. Ждать придётся целый год. Да и включат его в сборную? Так что, несмотря на то, что на тренировках организм спортсмена порой работает на грани физических  возможностей, стрессорная реакция при этом небольшая из-за относительно невысокой значимости происходящего.

Стресс может возникнуть и при получении новой информации — художественной, научной, или чисто бытовой. Но, чтобы информация об изменениях в среде обитания вызвала стресс, она должна быть не только новой, но и актуальной для данного человека, быть для него значимой. Например, недавно появилось сообщение об открытии нового типа внегалактических объектов. Эта совершенно новая информация оставила авторов книги совершенно равнодушными, потому что мы не астрономы. А у астрономов, у людей, занимающихся космологическими проблемами, это сообщение наверняка вызвало стресс. У биологов вызвало бы стресс известие о том, что живая клетка может возникнуть не только из другой клетки, но и из смеси неживых молекул. Подобное известие заставило бы нас пересмотреть все свои взгляды на то, как устроена живая материя. Поэтому, когда появляется сообщение о каком-то неожиданном открытии, всё мировое сообщество учёных специалистов в данной области бросается «закрывать» это открытие, доказывать ошибки в постановке исследования или в интерпретации полученных результатов. Потому что никому не хочется перестраивать собственную систему взглядов, испытывая при этом, естественно, стресс.

Чтобы новое и значимое событие вызвало стресс надо ещё, чтобы оно требовало срочной реакции. Стресс возникает при дефиците времени на реакцию, когда мы узнаём, что какое-то событие в самое ближайшее время может нам угрожать, или может не угрожать, а, напротив, принести существенные выгоды, но надо чуть помочь счастливой фортуне. А может и не угрожать, и не быть полезным, а совершенно нейтральным, но выяснить это надо срочно. Словом, когда надо что-то решить, а времени нет.

Когда есть время спокойно присесть и поразмыслить, почему это такое странное, почему рядом такого странного нет, да почему этого странного вчера не было, да не лучше ли назад повернуть, или взять вправо, да подальше держаться — вот в таких случаях стресса не возникает. Стресс развивается, когда надо действовать срочно, когда нет времени ни размышлять, ни почитать справочную литературу и не у кого спросить совета.

Говорят, что студенты во время сессии испытывают стресс. Это справедливо в отношении учащихся младших курсов, для которых сессия — непривычный период их жизни. Или для лентяев и разгильдяев, которые занимаются только перед самым экзаменом, а в семестре наслаждаются вольной жизнью. Нормальный студент-старшекурсник стресса во время сессии не испытывает, потому что напряжённая работа, хотя и вызывает утомление, но привычна ему.

В начале второго курса преподаватели напоминают студентам, что им предстоит в этом году писать курсовую работу.

— Жанр это для вас незнакомый, — говорят студентам преподаватели. — Курсовая — это не реферат, это другая работа, к которой предъявляются свои требования. Поэтому зайдите на свою кафедру, попросите у секретаря посмотреть хорошие курсовые прошлых лет. Определитесь с темой пораньше, и начинайте делать наброски. Показывайте их тому, кого вы выберите в научные руководители.

Известие о новом и значимом событии — предстоящей курсовой работе — не вызывает стресса у студентов. Ведь сдавать курсовые надо будет в мае, а сейчас у нас сентябрь! Советы преподавателей пропадают втуне. В данном случае стресс бы не помешал, потому что при стрессе растёт тревога, т.е. повышается мотивация. Стресс начинается в апреле. Но тогда тревога мешает сосредоточиться, как говориться в известном анекдоте — некогда думать, трясти надо. Студенты уподобляются Гомеру Симпсону, который возмущался: «Ты говорил, что платить надо будет в будущем, а у нас теперь настоящее!».

Итак, стресс вызывают не просто новые, непривычные изменения в среде. Чтобы возник стресс, изменения должны быть значимыми для данного организма. Кроме того, ещё одно условие: стресс возникает при дефиците времени на принятие решения.

 

 

Подведём промежуточный итог, что же мы успели узнать о стрессе.

1) Стресс — это реакция организма на новизну, на непривычную для нашего организма ситуацию.

2) Стресс — это неспецифическая реакция, он не зависит от модальности раздражителя, любое изменение в окружающей среде или во внутренней среде организма может вызвать стресс.

3) Стресс развивается при актуальных изменениях в среде, т.е. значимых для животного и требующих срочной реакции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.013 с.)