Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условный рефлекс — основа дрессировкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Безусловные рефлексы, как было сказано, это реакции на биологически значимые стимулы. Биологически нейтральные стимулы никаких специфических реакций не вызывают. Если биологически нейтральный стимул (звонок, мигание лампочки, произнесение незнакомого собаке слова) предъявлять одновременно с биологически значимым стимулом (предъявление пищи), то, спустя некоторое количество сочетаний двух стимулов, специфическая реакция, например, отделение слюны, будет запускаться биологически нейтральным стимулом. Это и есть условный рефлекс. Стимул, который был биологически нейтральным, а, в результате многократных сочетаний с биологически значимым, приобрел сигнальное значение, называется условным стимулом. Условные рефлексы разделяются на два вида: первый, или классический, или павловский; второй, или инструментальный. Инструментальный условный рефлекс отличается от классического (павловского) условного рефлекса наличием обратной связи в системе «организм — среда». При выработке классического условного рефлекса сигнал предъявляется независимо от действий животного: удары электрическим током, или же появление кусочка пищи следуют после звонка или мигания лампы независимо от того, нажимает животное на рычаг или нет. При инструментальном рефлексе предъявление сигнала зависит от того, нажмет крыса на рычаг или нет; приподнимет собака лапу или нет. Если крыса не нажимает на рычаг, она получает удар электротока, если нажимает, то избегает болевого стимула; собака получает еду только, если приподнимает лапу после предъявления условного сигнала, а, если не поднимет, то пищевая гранула не появится. Обычно классические условные рефлексы основаны на висцеральных реакциях (слюнотечение у павловских собак), а инструментальные — на двигательных (крыса, нажимающая на рычаг). Но это не обязательное условие. Инструментальные рефлексы могут быть основаны на физиологических реакциях (слюноотделение, изменение частоты сердцебиения, изменение электроэнцефалограммы), а классические — на реакциях двигательных. Таким образом, различие между двумя типами условных рефлексов заключается не в типах реакций животного — висцеральной или же моторной, а в наличии обратной связи в системе «стимул — реакция». При выработке классического условного рефлекса предъявление стимула не зависит от реакции животного, обратная связь в системе «стимул — реакция» отсутствует. А при выработке инструментального условного рефлекса предъявление стимула зависит от реакции животного, обратная связь в системе «стимул — реакция» отсутствует. Другими словами, при выработке инструментального рефлекса животное контролирует ситуацию, а при выработке классического рефлекса животное оказывается в неконтролируемой ситуации. «Инструментальными» рефлексы названы потому, что являются инструментом для животного, с помощью которого оно влияет на внешнюю среду — получает пищу, или избегает боли, или добивается чего-то ещё. Кроме того, такие рефлексы — эффективный инструмент для управления поведением животного, как и человека. Управление поведением с помощью выработки инструментального условного рефлекса достигается, например, следующим образом. Когда в доме появляется котенок, то он исследует все предметы. С точки зрения человека, интерес котенка к некоторым вещам вреден. Как можно подавить естественное желание кошки исследовать вазочку на полке или новогоднюю елку? Чаще всего человек шикает на кошку или шлепает ее газетой, тряпкой и т. п. У кошки быстро вырабатывается инструментальный условный рефлекс. Безусловным стимулом будут неприятные ощущения: испуг, боль. Условной реакцией становится избегание вазочки. Но что будет условным раздражителем? Не сама вазочка, а вазочка в присутствии человека! В результате кошка быстро обучается избегать хрупкие предметы, но только когда человек рядом. Для того чтобы условным стимулом стала сама ваза, нужно сделать следующее: увидев, что кошка крадется к запрещенному объекту, спокойно выйти из комнаты и, когда она протянет к вазе лапку, выстрелить в нее из водяного пистолета[14]. После использования этого приема несколько раз (сочетание приближения кошки к вазе с брызгами холодной воды) сформируется инструментальный рефлекс, в котором безусловным стимулом будут неприятные ощущения, а условным — вазочка. В результате кошка будет обходить хрупкие предметы. Еще быстрее инструментальный условный рефлекс у котёнка выработается, если вместо холодной воды использовать другой сигнал — крик кота. У котят имеются врожденные реакции на звуковые сигналы взрослых животных. Мяуканье кошки — призывный сигнал, а крик кота вызывает испуг и бегство котенка. Коты часто убивают котят — это инфантицид, форма поведения, достаточно широко распространенная в природе. Поэтому котята избегают всех взрослых соплеменников, кроме матери. Если кошачий материнский звуковой сигнал человеку трудно воспроизвести, то крики, которыми обмениваются при встрече коты, довольно легко имитировать. Поэтому, увидев, что котенок проявляет ненужный интерес к какой-то ценной неустойчивой вещи, выйдите из комнаты и покричите котом. Практика показывает, что стойкий рефлекс избегания вырабатывается после двух сочетаний условного (приближение к хрупкой вещи) и безусловного (крик кота) стимулов. Более высокая скорость обучения в последнем случае объясняется тем, что в первом случае безусловным стимулом является внезапное обрызгивание водой и вызываемые этим неприятные эмоции, а во втором — врожденная потребность избегания взрослых самцов, с которой тесно связаны врожденные же двигательные реакции. Внезапные изменения окружающей среды (холодные брызги) неприятны не только котенку, но и человеку, и собаке — словом, всем животным, обитающим на суше в умеренном и холодном климате. С таким стимулом, как холодная вода, не связаны никакие специфические врожденные двигательные реакции. Но избегание взрослых котов — врожденная форма поведения, специфичная для котят, это безусловный рефлекс. Выработка условного рефлекса на основе безусловного идет быстрее, чем на основе положительных или отрицательных эмоций, не имеющих врожденных связей с определенной двигательной реакцией. Например, при дрессировке собак команды голосом сопровождают жестами, чтобы можно было управлять собаками на значительном расстоянии. В принципе возможно каждую команду сочетать с любым жестом. Но, во всех школах дрессировки, во всех странах, отдавая команду «Сидеть», дрессировщик сгибает в локте руку и поднимает её к плечу. Собака очень быстро осваивает эту команду, потому что, когда собака поднимает голову — собака всегда следит за руками человека — включается безусловный рефлекс позы. От вестибулярного аппарата, который расположен в голове, нервные импульсы, пройдя через ряд ядер головного и спинного мозга, поступают к мышцам конечностей: при запрокидывании головы назад увеличивается тонус мышц разгибателей передних конечностей, а тонус разгибателей задних ослабляется — собака садится. А, когда голова опускается, мы наблюдаем противоположную реакцию: из-за ослабления тонуса разгибателей передних конечностей и увеличения тонуса разгибателей задних, собака ложится. Этим тоже пользуется дрессировщик: отрабатывая команду «Лежать», он опускает руку вниз. Еще один пример эффективного обучения на основе врожденных реакций — это натаскивание свиней на трюфели. Трюфели — грибы с изысканным вкусом, которые высоко ценятся любителями, готовыми платить за них очень большие деньги. Но штука в том, что плодовые тела трюфелей развиваются под землёй. Чтобы найти в лесу место, которое стоит раскопать, нужен либо очень опытный глаз, либо помощь животных с острым нюхом. Можно обучить собаку, и она будет искать трюфели, как будет искать источник любого запаха, к которому её приучат. А можно использовать свинью, которую обучать не надо, потому что трюфели источают запах, привлекающих свиней подобно тому, как запах валерьяны неудержимо влечёт кошек[15]. Обученная собака ищет трюфели, как выполняет любую работу — до тех пор, пока ей это не надоест, т.е. не больше получаса, а после этого ей требуется отдых. А свинья сама рвётся со шлейки, и главное, когда она начнёт раскапывать почву — успеть первым, не дать ей сожрать трюфель. А чтобы опередить свинью, которая весит больше ста килограммов, нужна и сноровка, и физическая сила. Подчеркнём, что инструментальные рефлексы, как инструмент управления поведением, — это инструмент обоюдоострый. Управляют не только люди поведением животных, но и животные поведением людей. Например, часто в домах, где есть собаки, возникает проблема прикармливания у стола. Когда собака только появляется в доме, её, естественно, балуют; особенно, если это щенок. С собакой много общаются, играют, угощают всякими вкусностями и, как всякому ребёнку, позволяют вещи, недопустимые для взрослых. Если собака делает что-то уж совсем нехорошее, это пресекают, взяв её на руки, сопровождая такое действие увещеваниями, которые произносят голосом, полным мягкой укоризны. Часто щеночков угощают чем-то с человеческого стола. Когда собака подрастает, человек вспоминает, что главное в доме — дисциплина. «Ты уже большая, у тебя есть своя миска, а это мой обед» подобные разъяснения не меняют поведение собаки. У неё уже сформировался рефлекс, поэтому, когда человек садится за стол обедать или ужинать, собака тут же оказывается рядом. К тому же этот рефлекс сформирован на основе врождённого поведения собаки — поведение выпрашивания типично для всех стайных псовых, у которых вожак распределяет добычу между членами стаи. И тут возникает критическая ситуация: если человек не выдерживает жалобного взгляда, поскуливаний и робких движений, и всё-таки даёт собаке кусочек, этим он только подкрепляет условный рефлекс, корректируя его. Теперь собака «знает», что для того, чтобы получить подкрепление нужно не просто сидеть у стола, а ДОЛГО сидеть у стола. Слово «знает» мы не случайно взяли в кавычки. В данном случае определённое поведение формируется не в результате умственных процессов, выводов логических построений. Собака управляет поведением человека с помощью рефлекторных реакций — своих и его. Точно также маленький ребёнок, описанный Григорием Остером во «Вредных советах», управляет поведением взрослых: Если мама в магазине Вам купила только мячик И не хочет остальное, Все, что видит, покупать, Станьте прямо, пятки вместе, Руки в стороны расставьте, Открывайте рот пошире И кричите букву "А"! И когда, роняя сумки, С воплем: "Граждане! Тревога!" Покупатели помчатся С продавцами во главе, К вам директор магазина Подползет и скажет маме: "Заберите все бесплатно, Пусть он только замолчит".
Таким образом, поощряя или наказывая собаку, или ребёнка, каждый раз помните, что условным стимулом становится изменение во внешней среде, НЕПОСРЕДСТВЕННО предшествующее появлению наказания или поощрения. Если наказывать ребёнка сразу после проверки дневника, то ребёнок будет лишь бояться показывать дневник, но не будет стремиться к отличным отметкам в школе. Если давать собаке кусок с человеческого стола только после продолжительных отказов, то это только тренирует терпение животного. Конрад Лоренц советовал стрелять из рогатки в собаку, срывающуюся с поводка, но не наказывать ее, когда она, набегавшись, вернется к хозяину — в таком случае условным стимулом, сочетающимся с наказанием, окажется возвращение к хозяину. Поэтому же женам рекомендуется делать выговор загулявшим детям и мужьям не сразу после их возвращения домой, а после того, как они выспятся. Иначе условным стимулом, связанным с неприятными ощущениями, явится само возвращение домой, а это усилит поведение избегания дома. Карен Прайор для дрессировки собак разработала метод кликера. Кликер — коробочка, которая крепится на ошейнике собаки. Эта коробочка имеет радиосвязь с кнопкой, которая в руках у хозяина. По команде человека кликер издает щелчки, которые являются условным сигналом. В результате собака получает поощрение непосредственно в тот момент, когда выполняет желаемое хозяином действие. На основании концепции инструментальных условных рефлексов была разработана теория обучения, которую американский учёный Б.Ф. Скиннер назвал оперантным обусловливанием. При оперантном обусловливании, или, проще говоря, оперантном обучении условный стимул (команда дрессировщика в случае воспитания собаки) предъявляется ОДНОВРЕМЕННО с поощрением или же наказанием, которое следует непосредственно после того, как животное само совершит какое-то действие, причём совершит спонтанно, без предварительных команд человека. Например, когда собака, побродив по квартире, уляжется на коврик, предназначенный для неё, тут же поощрите её (лакомством, лаской, игрушкой), произнося слово «место». После нескольких повторений такого сочетания собака охотно будет выполнять команду «Место!». Разумеется, коврик должен быть мягким и уютным. Опять же, как и в случае с остальными условными рефлексами, оперантное обучение не связано с высшими психическими функциями. Таким способом можно обучать животных с простой нервной системой, намного более примитивной, чем нервная система позвоночных. В научной литературе описано обучение тараканов и даже улиток (терпеливый был исследователь). Рассказывают, что как-то студенты проверили и убедились в эффективности метода в ходе лекций по теории оперантного обучения. Профессор, читавший этот курс, имел обыкновение во время лекции не стоять за пюпитром, а расхаживать по подиуму. Предварительно сговорившись, студенты принимались шуметь — двигать ногами, шуршать тетрадями, покашливать — когда лектор находился в центре. А когда, шагая, лектор приближался к краю подиума, шум аудитории стихал. Когда, развернувшись, профессор начинал приближаться к центральной зоне, опять возникал неясный гул. По мере смещения профессора к периферии, шум в зале уменьшался. Заканчивал лекцию профессор, балансируя на самом краю подиума. История умалчивает — был ли преподаватель доволен этим внеплановым практическим занятием по своему курсу. Отметим, что на практике следует применять не только отрицательное подкрепление нежелательных форм поведения, но и регулярно поощрять те формы поведения других животных и других людей, которые нам желательны. Об этом многие люди забывают. Мы часто выражаем своё неудовольствие, игнорируя такое поведение других, которое нам нравится, полагая, что это — норма жизни. Это большая ошибка. Рассказывают, что некий мужчина ленился бриться и делал это раз в неделю, по понедельникам. Уже в среду многие знакомые женщины начинали делать ему замечания. Но мужчина, согласно психологическим закономерностям отрицания и вытеснения неприятных событий, не менял своей привычки бриться только в понедельник утром. На новом месте работы все женщины тоже стали указывать ему на звероподобность внешности, начиная со среды. Но одна из коллег каждый понедельник говорила ему, что сегодня — бритый — он выглядит просто замечательно. Через два месяца мужчина стал бриться трижды в неделю, а ещё через месяц стал и вовсе бриться ежедневно. Такова сила положительного подкрепления при оперантном обучении. В заключение отметим, что формирование условных рефлексов это только часть воспитания — и человека, и собаки, и котёнка — причём не самая главная. Воспитание в широком смысле происходит путём подражания. При этом воспитателю необходимо помнить о существовании врождённых потребностей воспитуемого, в том числе и гедонистической, и многих социальных.
Инстинкт
При описании поведения часто используют такой термин как «инстинкт». Языковыми штампами являются «инстинкт самосохранения», «материнский инстинкт», «половой инстинкт», а после появления знаменитого фильма, и «основной инстинкт». При этом подразумевают нечто врождённое, такое поведение, которое не зависит от жизненного опыта, нечто такое, что «сильнее меня». Но с точки зрения биологии все перечисленные выражения некорректны. «Основного» инстинкта нет в природе. «Половой» нуждается в уточнении — это инстинкт присущий данному полу или связанный с сексуальным поведением? Если второе, то с каким именно? У человека вообще нет инстинктов, а материнского инстинкта нет и у многих животных. А выражение «инстинкт самосохранения» вообще неправильное. Теория высшей нервной деятельности определяет инстинкт как цепь безусловных рефлексов. Но с точки зрения современной науки инстинкт это несколько более сложное явление. Чтобы разобраться с тем, что же такое инстинкт, рассмотрим для начала пример поведения, в котором есть многие формы инстинктивного поведения. Собака гуляет в сопровождении хозяина по берегу пруда, в котором плавают утки с утятами. Утка начинает кричать, и собака бросается в воду. Утка-мать, продолжая кричать, начинает изображать подранка — оттопыривает одно крыло и плывёт медленно. Плывёт она в сторону от утят, отвлекая собаку. Собака плывёт за ней, но догнать не может, т.к. утка плывёт, всё-таки, быстрее. Пруд небольшой, поэтому утке приходится поворачивать назад. Собака продолжает плыть за крякающей уткой. Утка крякает, собака плывёт, хозяин бегает по берегу, крича: «Ко мне!», называя собаку всякими именами. Всё это продолжается минут сорок, пока человеку не удаётся подманить собаку к берегу, бросив в воду у берега огромную ветку, и ухватить её за ошейник. Что происходило? Появление собаки — потенциального хищника — запустило у утки врождённую форму поведения, направленного на защиту потомства. Вступать в единоборство с собакой утка не станет, потому что собака сильнее. Поэтому утка отвлекает хищника от своего выводка. Но у собаки свои врождённые формы поведения, в данном случае — преследование удаляющегося объекта. Это поведение запускается именно движением объекта, а не криком потенциальной добычи — утки. Утиное кряканье только привлекло внимание собаки. Возник замкнутый круг — утка не может прекратить изображать подранка, потому что невдалеке её утята, а собака не может прекратить преследовать утку, потому что та продолжает двигаться. На этом примере мы видим три компонента инстинктивного поведения: врождённую потребность, врождённый пусковой стимул и врождённую же программу движения. Для утки пусковым стимулом было появление хищника, а двигательная программа — изображать подранка. Для собаки пусковым стимулом было движение объекта, а программой движения — преследование. И пусковой стимул, и двигательная программа являются врождёнными и для утки, и для собаки. Можно написать следующую формулу:
Инстинкт = Потребность + Пусковой стимул + Двигательная программа
В описанном эпизоде из жизни животных мы видим не только проявление «инстинкта охотника» и «материнского инстинкта». До того, как броситься в воду за уткой, собака спокойно трусила вдоль берега, опустив нос к земле. Собаки обнюхивают всё, потому что получают информацию об окружающем мире не с помощью зрения, как мы, а с помощью обоняния. Обнюхивание всего — врождённая форма поведения собак. Пусковым стимулом для него является новизна обстановки. Собака, лёжа на любимом диване, или проходя по своей квартире не принюхивается. Выйдя на прогулку, собака уже в родном дворе пускает в ход нос, потому как за несколько часов, прошедших с предыдущего выхода из дома, могли произойти изменения — коты гуляют, машины въезжают и выезжают, ходят разные люди. Любое изменение в окружающей среде — появление нового объекта, какой-то звук, возникновение запаха — всё это вызывает настороженность. Реакция на такой пусковой стимул как резкое изменение во внешней среде называется ориентировочной реакцией. Все органы чувств начинают активно работать. В это время в мозге животного, или в мозге человека происходит сопоставление полученной информации с хранящейся в памяти информацией о возможных пусковых стимулах. Пусковые стимулы могут быть врождёнными или приобретёнными. В описанном эпизоде поведение собаки определялось последовательно четырьмя пусковыми стимулами, запускавшими четыре двигательные программы. Первые три были врождёнными, а четвёртая приобретённой. Сначала «новизна» — прогулка в месте, которое не посещалось несколько дней — запустила врождённую программу исследовательского поведения, львиную долю которого у собаки составляет обнюхивание почвы и всех встреченных объектов. Затем последовала тоже врождённая ориентировочная реакция на резкое изменение в среде — на крик утки. Утка стала отплывать — это явилось пусковым стимулом, третьим по счёту, для поведения преследования. Наконец, громкий всплеск и вид большой ветки запустил программу движения к ветке, потому что собаки любят ветки, палки, жерди, поленья, сучки — их можно грызть. Причём чем больше палка, тем она привлекательнее. С помощью не врождённого, а приобретённого собакой ключевого стимула «большая ветка» человеку удалось тогда прервать бесплодное преследование утки-матери. В поведении утки тоже имеется иерархия пусковых стимулов. Вид хищника приобретает сигнальное значение, становится пусковым для отвлекающего поведения только у утки с утятами. В другие сезоны, когда утята уже выросли, вид собаки вызывает у уток исследовательское поведение. Сидевшие до этого на середине пруда, завидевшие собаку утки подплывают поближе к берегу, и всей стаей сопровождают по воде двигающуюся по берегу собаку. О преследовании объектов следует сказать особо, что это инстинктивное поведение характерное для всех хищников. Поэтому никогда нельзя убегать от заялавшей на вас собаки, не служите пусковым стимулом для поведения преследования. Летом в лесу часто можно видеть слётков — выпавших из гнезда птенцов, которые ещё не умеют летать. Сопровождающая человека собака реагирует на них прямо пропорционально степени их двигательной активности. Если птенец пытается скрыться, собака преследует его, пытается обнюхать и облизать. Если птенец не бежит, но топчется на месте, собака только взглянет на него и потрусит дальше. А если же встретится замерший на месте птенец, то собака не заметит его вовсе. У кошек мы можем наблюдать такую же реакцию на движение объекта. Кошки не бегают за добычей, они прыгают на неё. Но на удаляющуюся, а не двигающуюся навстречу. Каждый котёнок любит играть с бумажным бантиком, «ловит и бьёт, догоняя меня пробку с продетой верёвкой». Именно «догоняя меня», как точно замечено Самуилом Маршаком в переводе стихотворения Редьярда Киплинга. Если вы, зацепив верёвку за что-то на противоположной стене, заставите предмет двигаться навстречу котёнку — он испугается. Однажды один из авторов книги решил поближе познакомить свою домашнюю кошку Маркизу с белой крысой по имени Трофим, которого мы поселили в большом аквариуме. Маркиза, сидя на столе, подолгу наблюдала за Трофимом через прозрачную стенку, и, вот, я решил свести их нос к носу, посадив кошку внутрь. Трофим в молодости прошёл несколько поведенческих тестов в Институте физиологии, потом успел поработать демонстрационным животным на занятиях студентов, одним словом, видал виды. Поэтому он сразу пошёл навстречу кошке[16]. Маркиза же, сев на задние лапы, вжалась сколько возможно в угол аквариума и не попыталась даже дотронуться до такого существа. Надо сказать, что охотничьи способности были у Маркизы вполне развиты — она передавила весь выводок крыс, который однажды попытался проникнуть в квартиру. Итак, охотничий инстинкт у собак представляет собой врождённый пусковой стимул «удаляющийся объект» и врождённую реакцию преследования. Но в естественных условиях дикой природы мало догнать добычу, надо её убить и съесть. В двигательной программе выделяют две фазы. Первая — поиск объекта, который удовлетворит потребность, называется аппетентным поведением. Стимулы, которые вызывают сближение с ними животного — это аппетентные, а те, которых животное избегает — аверсивными. Лучше использовать эти термины, чем говорить, что животному что-то нравится, а что-то нет. Вторая фаза двигательной программы — непосредственное удовлетворение потребности, консуматорный акт. Так вот, консуматорная фаза охотничьего поведения у собак и у кошек не является инстинктивной, она не врождённая, а вырабатывается в процессе обучения. Собака, выросшая не в дикой стае, и которую не научил этому человек, не знает, что делать с настигнутой добычей. Уточним приведённую формулу инстинкта:
Инстинкт = Потребность + Пусковой стимул + Аппетенная фаза + Консуматорная фаза I--------Двигательная программа----------I
Овчарка Каниса выросла в обществе кошек. Если ей удаётся схватить зазевавшегося кота, она принимается его вылизывать. Поскольку котам не нравится, когда их пытается лизать незнакомая собака, чтобы они не сопротивлялись, Каниса забирает кошачью голову в свою пасть и мусолит её. «Зубы используют чтобы грызть кости, палки и прочие предметы, но никак не живые существа» таков приобретённый стереотип её поведения. Однажды, Каниса бросилась с берега в пруд в самую гущу утиной стаи. В поднявшемся переполохе одна утка, взлетая, угодила прямо в собачью пасть. Каниса тут же её выплюнула, а потом долго чихала. Поведение животных — это почти всегда результат взаимодействия врождённых элементов с приобретёнными. Например, инстинктивное преследование удаляющегося объекта неприятным образом проявляется у некоторых невоспитанных домашних собак, когда хозяева их кормят с руки. Собака делает такое резкое движение, что человек, пугаясь, отдёргивает руку, а собака инстинктивно ускоряет движение головой и, порой цапает человека за пальцы. Чтобы отучить собаку от такого, надо, показав ей аппетитный кусок, быстро поднести руку к пасти и попытаться всунуть руку ей в рот — не удалять от собаки привлекательный объект, напротив, стремительно его приближать. Повторив такое движение несколько раз, вы отучите собаку хватать корм вместе с вашей рукой. В результате обучения аппетентный стимул, сохраняя своё сигнальное значение, не будет вызывать врождённую реакцию преследования. По мере накопления индивидуального опыта врождённые формы поведения занимают всё меньше места в репертуаре животного. Сейчас, когда ей исполнилось десять лет, Каниса редко бросается в воду за утками. Ну, разве что те ведут себя особенно вызывающе. И это не связано с физическим старением организма, потому что за брошенной в воду палкой собака кидается стремительно. Кошка Аффа со временем стала периодически, повернувшись задом к стене, трясти тазом, задрав хвост. Она имитировала поведение кота Шухарта, который большую часть времени проводил на улице, но иногда оставлял метки и в квартире. У кота такое поведение — сокращение выводных протоков специальных желёз, расположенных в анальной области — врождённое. Расстановка пахучих меток таким образом — генетически запрограммированное поведение самцов кошек, котов. Но Аффа была самкой, да ещё и кастрированной. Такое поведение, лишённое биологической целесообразности, было результатом подражания. Имитационное обучение происходит даже, если приобретённые навыки не дают ученику никаких преимуществ в жизни, а, может быть, и вредят. Лишь бы объект подражания был авторитетным членом сообщества. Мы видим, что даже у животных простые формы поведения редко бывают полностью инстинктивными. Врождёнными являются отдельные компоненты — потребности, пусковые стимулы и аппетентное поведение. А консуматорный акт — это часто результат обучения. Котята учатся убивать, а не рождаются с этим умением. Исследователи выделили даже отдельные фазы обучения котят смертельному укусу, которым кошка приканчивает крыс. Так что «инстинкт убийцы» существует у змей, крокодилов, пауков и прочих низших животных, а у млекопитающих его нет. У них умение и привычка убивать формируется воспитанием и обучением. Повторим ещё раз, что целостное поведение млекопитающих — это результат взаимодействия врождённых программ с индивидуальным опытом. Инстинкты пластичны, они могут меняться, врождённые компоненты могут дополняться приобретёнными. Мальчик, пришедший на площадку, где тренируются собаки, постояв, спросил: «Почему их всех зовут «Рядом»?». Действительно, у собаки нет врождённой программы поведения идти рядом с хозяином, не обгоняя его и не отставая, не отвлекаясь на интересные запахи, на прохожих людей и на других животных. Но этот навык необходим для собаки, живущей в городе. Поэтому всякое обучение собаки начинается с выполнения команды «Рядом!». Отвлекать хищника от птенцов, изображая подранка, — это инстинктивное поведение многих птиц, которые устраивают гнёзда на земле. Зоологи рассказывают, что некоторые лисы раскусили эту хитрость куропаток и перестали преследовать взрослую птицу, издающую тревожные крики, а стали шариться вокруг места, где впервые заметили птицу. Куропатки же, в свою очередь, стали реже отвлекать внимание лис своим движением в сторону от птенцов, предпочитают затаиваться в траве. Естественно, это обоюдное изменение в поведении и хищника, и жертвы происходит при смене нескольких поколений. Но взаимодействие врождённых, т.е. инстинктивных форм поведения с индивидуально приобретённым опытом налицо. Широко распространённое выражение «половой инстинкт» тоже применимо далеко не ко всем млекопитающим. У кошек он есть, а у собак — нет. Кобель, выросший не в дикой стае, не имевший случая наблюдать совокупление взрослых особей, не знает, что делать с сукой, у которой наступила течка. У него есть соответствующая врождённая потребность. Врождённым является и пусковой стимул — химические сигналы, феромоны суки в течке. Есть и врождённое аппетентное поведение — преследование суки, но среди врождённых программ нет консуматорной фазы полового поведения. Поэтому для вязки породистых собак приглашают специалиста, который помогает собакам совершить половой акт. То же относится и к «материнскому инстинкту». Во всей своей полноте он имеется далеко не у всех животных. Самка порой отказывается кормить своих новорождённых. Чаще всего это случается с самками, рожающими впервые. У хищных птиц описана гибель птенцов из-за неумения матери кормить их. Птенцы гибнут, подавившись слишком крупным куском мяса. Вероятность отказа от кормления и гибели детёнышей из-за неумения матери уменьшается, когда самка приносит следующий помёт. Постепенно уход за малышами становится привычным. Иногда даже приобретается потребность иметь детёнышей, точнее проявлять материнское поведение. По крайней мере, у обезьян неоднократно описаны случаи воровства детёнышей старыми самками. Воруют их не с какими-то низменными целями, а для того чтобы ухаживать и воспитывать. Ведь у приматов уход за потомством — это процесс длительный, комплексный и увлекательный. Что касается человека, то доля врождённых элементов в нашем поведении совсем невелика. Что касается материнского, а шире — родительского — поведения, то оно почти полностью является результатом обучения. Впервые родившая мать, не знает даже как правильно кормить ребёнка. Нередки случаи, когда прижатый к материнской груди ребёнок погибал, задохнувшись. А новоиспечённый отец и вовсе не представляет себе с какой стороны взяться за младенца. В родительском поведении человека, причём только у женщин, найден только один врождённый элемент — пусковой стимул. В эксперименте, мужчинам и женщинам предъявляли различные изображения. Среди прочих показывали и фотографии маленьких детей того возраста, когда почти все дети — милые существа. У испытуемых регистрировали расширение зрачка. Зрачок расширяется, когда человек испытывает какую-то эмоцию. Реакция зрачка была обнаружена у всех женщин, как имеющих детей, так и у бездетных, как замужних, так и у не имеющих постоянного мужчины. А среди мужчин реакция на изображение ребёнка наблюдалась только у женатых и имеющих собственных детей. И холостые мужчины и женатые, но бездетные — все оставались равнодушными при виде ребёнка. Таким образом, для женщин вид ребёнка является значимым независимо от её личного опыта материнства. А для мужчин образ ребёнка приобретает сигнальное значение, только после собственного отцовства. Пусковым сигналом родительского поведения образ ребёнка становится для мужчин в результате обучения. Единственная форма поведения человека, которую можно назвать инстинктом, была обнаружена австрийским учёным Ирениусом Айбл-Айбесфельдтом, ближайшим учеником самого Конрада Лоренца. У человека, встретившего друга, на долю секунды приподнимаются брови. Инстинктом это поведение является, потому что имеется и врождённый пусковой сигнал — образ друга, и программа движения — приподнимание бровей. Хотя при этом сокращаются только мимические мышцы, но это всё равно — движение, а, следовательно, поведение. При встрече не с просто знакомым человеком, а именно с тем, к которому испытываем симпатию, у нас на лице отражается одновременно и радость, и удивление — «повезло, что я тебя встретил!». Выражение эмоций вообще интернационально. Первым об этом написал Чарльз Дарвин в книге «О выражении эмоций у человека и животных», изданной в 1872 г. Люди всех исследованных народов одинаково трактуют эмоциональное состояние человека, когда им показывают изображение лица. Каждая эмоция отражается сокращением специфических групп мимических мышц у всех народов нашей Земли. Фотографии и рисунки человеческого лица с проявлением какой-либо эмоции — гнева, удивления, радости, огорчения и пр. — одинаково правильно трактуются людьми всех исследованных культур. Чтобы доказать универсальный характер этого поведения Айбл-Айбесфельдт регистрировал на киноплёнку мимику людей разных рас и культур. Он предпринял экспедиции в тропические леса, где снимал реакции людей местных племён, живущих в отрыве от других народов. У аборигенов лесов Индонезии, Новой Гвинеи и Амазонки была найдена такая же реакция на встречу с другом, как и у жителей Африки, и у европейцев разных стран, словом, у всех людей. Более того, эта же реакция имеется и у детей, слепых от рождения, когда они слышат голос симпатичного человека. У слепых мимическая реакция никак не может быть результатом подражания, имитационного обучения. Следовательно, она является врождённой. Это единственный инстинкт человека. Существование этого инстинкта, то, что такое поведение заложено в наших генах, закрепилось в наследственном материале в ходе эволюции, говорит об исключительной важности как врождённой потребности дружелюбия к членам своей группы, так и потребности самой принадлежности к какой-либо группе. Человек — самое социальное животное на Земле. Впрочем, мимическое проявление других эмоций тоже можно считать компонентами инстинктивного поведения, но только компонентами, поскольку пусковые стимулы для проявления печали, враждебности, удивления и т.д. не врождённые, а формируются в ходе приобретения личного жизненного опыта. Проявление эмоций в мимике тоже может быть результатом обучения. Студентам в США и в Японии демонстрировали один и тот же фильм с неприятными картинами, вроде поедания людьми грязи и т.п. Когда в просмотровом зале человек сидел в одиночестве, то на его лице читалось отвращение, будь он американцем или японцем. Если же фильм демонстрировали группе, то лица японцев оставались невозмутимыми, потому что в традиционной японской культуре считается неприличным демонстрировать на людях свои эмоции. Итак, инстинктом является сложная форма поведения, главным признаком которой является её врождённость. В инстинкте можно вычленить следующие компоненты: потребность, пусковой стимул, программа аппетентного поведения, программа консуматорного поведения. Реальное поведение животных часто имеет только часть инстинктивных компонентов. Другая часть является результатом ин
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.033 с.) |