Практическое применение стресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое применение стресса



 

Стресс и, соответственно, ситуации, сопровождаемые стрессом, исключительно важны для каждого человека. Мы уже достаточно подробно поговорили о трёх аспектах значения стресса. Во-первых, стресс помогает справиться животному с любыми неожиданностями. Во-вторых, стресс — после благополучного разрешения инцидента —поднимает наше настроение. И третье, хронический стресс приводит к депрессии. Поскольку одно из проявлений депрессии это ослабление воли, то хронический стресс порой создают искусственно для повышения управляемости какого-то человека, или же целых коллективов.

Но создают стрессорные ситуации и с другими целями. Поместив другого человека в ситуацию, чреватую стрессом, мы можем выяснить его личный опыт и доминирующую мотивацию, можем определить его поведенческий тип, т.е. темперамент. Вызвав у человека стресс мы можем и изменить поведение данного человека в данной жизненной ситуации.

При стрессе проявляется смещённая активность — неадекватное ситуации поведение, которое не может удовлетворить актуальную потребность. У человека смещённая активность проявляется в виде наиболее привычной активности, поведенческого стереотипа, либо в виде мозаичной активности — хаотического чередования кусочков самых разных поведенческих программ. 

Первый случай применения стрессогенной ситуации для выявления личного опыта человека описан Гомером. Грекам было предсказано, что их поход на Трою будет успешен только в том случае, если в нём примет участие Ахилл. Однако его мать Фетида знала, что рок сулит Ахиллу гибель под стенами Трои, поэтому она укрыла сына во дворце царя Ликомеда, где он жил среди пятидесяти царских дочерей, переодетый женщиной. Одиссей узнал об этом, но как опознать Ахилла? Нельзя же попросить царевен раздеться. Но недаром Гомер называл Одиссея хитроумным. Одиссей явился к Ликомеду под видом купца и разложил прекрасные товары: украшения, ткани, одежды, оружие. Когда царевны с восторженным щебетом зароились вокруг этих чудных вещей, слуги Одиссея у входа во дворец затрубили в боевые трубы и издали боевые клики, имитируя нападение врагов. Женщины в панике заметались по зале, и только одна бросилась к оружию — она-то и оказалась переодетым Ахиллом. Таким образом, отсутствие смещенной активности только у одного из наблюдаемых объектов позволило идентифицировать его как элемент другой генеральной совокупности — мужчин. Для мужчины гомеровских времён нападение врагов было ситуацией привычной. У каждого была выработана программа поведения в подобной ситуации: защищаться с оружием в руках. А для царевен, да ещё находящихся у себя дома, внезапное вооружённое нападение на их дом, дворец, было непривычно, что и вызвало у них стресс, который и проявился в мозаичном поведении. Мозаичное поведение типично и для современных людей, у которых развился стресс.

Однажды один из авторов книги попал в школу на родительское собрание. Сидя на задней парте, он вскоре обнаружил, что, когда учительница переходила к рассказу об успехах очередного ученика, почти каждый раз становилось понятным, которая из присутствовавших в классе женщин его мама. Он не был знаком ни с кем из родителей одноклассников дочери — их мам выдавала смещённая активность. Как только произносилась чья-то фамилия, одна из женщин меняла позу, начинала двигать ногами, принималась перекладывать ручку и блокнот. Событие (произнесение учительницей фамилии своего ребёнка) было хотя и совершенно предсказуемым, но весьма значимым для нее, что и вызывало стресс — очень небольшой, но, всё-таки стресс.

Поведенческие проявления стресса могут многое рассказать о человеке, поэтому стресс порой используют при приёме на работу. Изобретённая Одиссеем методика является первым в истории применением «стрессового интервью». Помещая собеседника в ситуацию, к которой он не готов, можно по его реакции определить особенности его психики и привычные для него формы поведения.

Метод «стрессового интервью» начали широко использовать в конце ХХ века при приёме на работу. Сначала применялись довольно жёсткие методы воздействия. Кандидата на должность внезапно окатывали водой или выбивали из-под него стул, чтобы посмотреть — а как он будет реагировать, а сможет ли продолжать отвечать на вопросы? При отборе кандидатов в специальные подразделения армии и полиции используют и более жестокие тесты. Например, курсантов приводят в аудиторию и объявляют, что преподаватель подойдёт через минуту. Через минуту вместо прихода преподавателя раздаётся сигнал пожарной тревоги. Люди бросаются к выходу, но двери оказываются запертыми… В это время скрытые камеры фиксируют поведение каждого из курсантов, а руководители потом делают выводы.

Обычные, «мирные» фирмы и предприятия быстро от подобных грубых приёмов отказались, поскольку многие претенденты просто уходили, не желая работать в коллективе, где издеваются над сотрудниками. И действительно, подобная процедура скорее выявляла не людей, «устойчивых к стрессу», а тех, кто хотел получить работу любой ценой. К тому же главное, что могут выявить результаты стрессового интервью, — это особенности реагирования человека на ту или иную ситуацию. Зажмется он или же, напротив, поведет себя агрессивно? Но для этого достаточно посадить человека в приёмной и, хотя ему было назначено на полдень, заставить ждать, не вызывать его до часу дня. Будет ли он сидеть, сжимая потными руками папку со своими документами, устремив взгляд в одну точку? Или же будет расхаживать из угла в угол, постоянно напоминая секретарю о своём присутствии? Ведь поведенческие типы А, либо Б (см. раздел 3.1. «Склонность к затаиванию, либо к суете») выявляются именно в стрессогенной ситуации.

А, может быть, «забытый» кандидат будет спокойно сидеть в кресле, читая книгу? В этом случае его поведение говорит о том, что ожидание собеседования не сопровождается никаким стрессом, ситуация для него не обладает особой значимостью.

Кроме вынужденного ожидания можно использовать дискомфортную обстановку. Это показано в фильме режиссера «Люди в чёрном» (1997). Кандидатов рассадили в яйцевидные кресла, выдали не пишущие, ломающиеся ручки и попросили заполнить какие-то бланки. Только герой Уилла Смита агент J, подумав, придвинул к своему креслу стол, на котором писать было гораздо удобнее, чем на коленке. Это был тест не на сообразительность, а на наличие стресса. Все остальные кандидаты использовали имеющиеся стереотипы поведения, которые плохо подходили к данной ситуации: им приказали сидеть — они сидели; им приказали писать — они пытались писать. При стрессе не думают, потому что некогда, а используют первый попавшийся, более или менее подходящий стереотип поведения. Впрочем, все кандидаты, кроме Эдвардса, были военными, а военный человек действует по уставу, выполняя приказ вышестоящего, — «Отличники», как саркастически замечает агент J. А вот он, герой Уилла Смита, демонстрирует блестящие способности выбирать оптимальное решение в непривычной обстановке. Другими словами, если он и испытывал стресс, то минимальный. Недаром у одного из руководителей это сразу же вызвало сомнения в его годности. «Парень слишком независим», — говорит он.

Часто «стрессовый интервьюер» ведёт себя так, как в обычном обществе непринято, невежливо, задаёт неделикатные вопросы. Например, у женщины спрашивают, замужем ли она. Если она отвечает «Нет», интервьюер как бы про себя протягивает: «Не берут, понимаю». Если ответ «Да», следует восклицание: «Нашёлся-таки такой!» При этом, естественно, фиксируется реакция оскорбленной женщины.

Можно поступать совсем просто — попросить кандидата на получение работы рассказать о его болезнях. В разговоре с незнакомцем люди обычно избегают распространяться о своих хворях и недомоганиях. Недаром же существует врачебная тайна — разглашать сведения о болезни пациента запрещено, если это не опасная инфекция. Поэтому на такой вопрос практически незнакомого человека люди, как правило, отвечают неопределённо и сдержанно. Пространный рассказ о функционировании своего организма будет свидетельствовать, что человек сейчас совершенно не волнуется, ему всё равно, что подумает работодатель. Другими словами, общение с будущим начальником не вызывает стресса, то есть это не очень-то важное для кандидата событие, ведь новая ситуация вызывает стресс у человека или животного только тогда, когда эта ситуация значима для него. Следовательно, человек, если его примут на работу, не будет дорожить местом, вряд ли будет очень исполнительным. Здесь руководитель должен решать, что важнее — низкая управляемость сотрудника или его высокая квалификация. В «Людях в чёрном» героя Уилла Смита приняли на работу, потому что, как заметил другой руководитель, «зато парень загнал цефалопоида».

Кроме поведения при стрессе происходят и изменения в висцеральной сфере, сфере внутренних органов. Рассказывают, что принц одного из средневековых королевств однажды заболел. Он стал худеть, бледнеть и чахнуть. Лекари только руками разводили, и тогда к принцу пригласили известного мудреца. Старик велел вводить к принцу по одной фрейлине, а сам в это время держал его за руку. Потом мудрец велел, чтобы перед принцем прошли все придворные дамы, а затем и вся женская прислуга дворца. Принц был абсолютно безучастен к этому параду женской красоты. Но вот в зале появилась скромная служанка, и мудрец почувствовал учащение пульса молодого человека. — Стоп! — воскликнул мудрец, обратившись к королю. — Соедините его высочество с этой девицей, если хотите его исцеления. Значимое событие — появление объекта влюблённости — вызвало у принца стресс, что проявилось в учащении пульса, частоты сердечных сокращений.

Изменения пульса и частоты дыхания регистрировали первые модели «детекторов лжи». Эти приборы постоянно совершенствуются. Новые модели анализируют и многие другие проявления стресса, поэтому они и называются полиграфами — «записывающими много». Например, хорошо известно, что у человека, который волнуется (испытывает стресс), меняется голос. Причина и в уменьшении отделения слюны, и в дрожании мышц, в том числе, и голосовых связок. Акустический анализатор позволяет выявить такие изменения голоса, которые не улавливаются ухом интервьюера. Впрочем, полиграфы сами по себе указывают только на наличие стресса. Ответить на вопрос «Лжёт ли человек?» они не могут. Это сложная психофизиологическая проблема, в которую здесь погружаться неуместно.

Отметим ещё одну область применения стрессогенных ситуаций — манипуляцию поведением, управление поведением другого человека. Создание неконтролируемого стресса повышает управляемость объекта, но этот способ не годится, когда необходимо срочно изменить поведение другого человека, сделать это быстро, сию минуту, в данный момент. Владимир Леви, автор очень популярных в своё время книг «Искусство быть собой» и «Искусство быть другим» даёт следующий совет. Если на вас напал хулиган (грабитель, насильник), закричите: «Что у вас с ухом?! Вы в опасности! Я врач, я знаю, вам нужна срочная помощь, немедленно в больницу!». Стресс, который вы создаёте у нападающего, должен изменить его поведение.

Чтобы использовать такой метод надо самому постоянно быть готовым к отражению агрессии, иметь соответствующий поведенческий стереотип. Женщина, которая постоянно ездит вечерами на такси рассказывала, что когда водитель начинает, как бы невзначай, хватать её за коленку, она просто кладёт руку на его бедро. Как правило, водитель подскакивает и кричит: «Девушка, что вы делаете?» и больше не отвлекается от управления автомобилем. Конечно, этот способ вряд ли можно рекомендовать к широкому применению, особенно, молодыми недостаточно опытными женщинами.

Однажды летом один из авторов книги зашёл на кафедру биофака и увидел полную раковину лягушек, наловленных для студенческой практики. Среди лягушек оказалась жаба, случайно попавшая в эту компанию. Жаба — это вам не попрыгунья лягушка; она существо солидное. Своими неторопливыми движениями, несколько рассеянным взглядом и округлыми формами жаба производит впечатление интеллектуала и философа. Словом, симпатичное земноводное человек решил отпустить на волю, благо всё равно собирался ехать на дачу. Посадил жабу в банку и отправился на вокзал. В полупустом троллейбусе к нему подсел выпивший человек, находившийся в стадии повышенной общительности. Беседовать с такими людьми трезвому человеку в тягость, поэтому автор спросил у него: «Хочешь, жабу покажу?» — и показал животное. Незнакомец, ни слова не говоря, встал и ушёл в другой конец вагона.

Конечно, чтобы прерывать неприятные вам социальные контакты, невозможно постоянно возить с собой жабу. Подойдёт любой неожиданный  предмет. Шумный спор трёх мужчин в вагоне «Сапсана» прекратился, когда сосед одного из них достал из портфеля пилочку для ногтей в упаковке (сувенир для жены), распечатал и занялся своим маникюром. Видимо, такое занятие мужчины, который внешне отнюдь не походил на метросексуала, вызвало у случайных попутчиков когнитивный диссонанс. Можно заготовить и нелепые высказывания, которые своей неожиданностью вызовут стресс у незнакомца, который проявится в реакции затаивания — говоря простыми словами, на него оторопь найдёт.

Итак, создавая стрессогенные ситуации другому человеку мы можем многое узнать о нём и, даже, можем влиять на его поведение.

 

***

 

Подведём итог рассказу о стрессе.

Стресс — это реакция организма на актуальную новизну.

Стресс — реакция приспособительная, она помогает нашему организму справиться с разнообразными неожиданностями постоянно меняющейся внешней среды.

Характеристики стрессорной реакции — сила, длительность, время затухания — определяются наследственностью, они генетически детерминированы. Их не изменить обучением, тренировками, любыми внешними воздействиями.

Невозможно натренировать организм на успешное поведение при стрессе. Тренировки могут улучшить наши реакции на определённый стимул. Но у самого тренированного человека стимул — новый для него — вновь вызовет стресс.

Единственный способ улучшить способность переносить стрессы — накопление бытового и профессионального опыта. Тогда всё меньшее количество ситуаций окажется для вас совершенно новыми, т.е. стрессогенными.

Большинство неожиданностей подстерегает современного человека не в физической, а в социальной среде. Но стресс формировался сотни миллионов лет, когда для наших предков важнейшей задачей было не быть съеденным и победить соперника в любви. Поэтому и у современного человека при стрессе организм готовится к кровопролитию — отсюда вред для организма, если стресс делается хроническим.

Хроническим делается стресс, если его вызывает неконтролируемый стимул — к которому невозможно приспособиться, которого невозможно избежать и (или) появление которого невозможно предсказать.

Поведение при стрессе может быть противоположным — либо суетиться, либо затаиться. Склонность к тому или иному поведению при стрессе тоже генетически детерминирована.

Женщины хуже мужчин действует при стрессе и их организм тяжелее переносит хронический стресс.

Мы можем противостоять негативному действию хронических стрессов, не прибегая ни к таблеткам, ни к психотерапии, а только с помощью простых поведенческих приёмов, главный из которых — социально приемлемая смещённая активность.

Непременный компонент стресса — повышенная тревога. Но в организме всегда действуют компенсирующие механизмы. Когда стимул, вызвавший стресс исчезает, человек испытывает облегчение и душевный подъём. Это эффект эндорфинов и других веществ, вырабатываемых при стрессе. Поэтому умеренные стрессы необходимы для хорошего настроения.

Вот, пожалуй, и всё, что необходимо и достаточно знать неспециалисту о стрессе.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Авторы книги не ставили цели исчерпывающее описать поведение человека и указать для каждого его компонента — поведенческого признака — доли наследственной и средовой изменчивости. Нашей главной целью было заинтересовать читателей самим феноменом развития врождённых задатков в конкретных условиях, т.е. процессом взаимодействия генетических детерминант с факторами внешней среды — всех условий жизни человека от наличия у него братьев и сестёр до отношений с начальством на работе.

Как читатель, несомненно, понял, вклад биологической наследственности в проявление разных поведенческих характеристик различен. Главное, уяснить для себя — какую черту в поведении, в своём характере мы можем изменить, а какую — нет. То, что изменить нельзя — как темперамент, например — мы можем скомпенсировать, избегая ситуаций, в которых данные особенности нашего поведения не пойдут на пользу ни нам, ни сообществу, в котором мы находимся.

Для заинтересованных читателей, тех, кто захочет узнать побольше, знакомясь с другими источниками, хотелось бы сделать несколько замечаний.

Большинство из понятий, использованных в этой книге, как и во всякой другой — это конструкты. Конструктами называют искусственные образования со служебными функциями, воплощение некой идеи. Конструктами обозначают нечто недоступное непосредственному наблюдению, но выведенное логическим путём. Например, «инстинкт» — это конструкт. Очевидно, что люди, используя один и тот же конструкт, могут вкладывать в него разные смыслы. Это зависит от области, в которой работает специалист, от теории, в рамках которой он развивает свои взгляды, от его мировоззрения. Определений конструкта «инстинкт» множество. Это не означает, что взгляды разных специалистов взаимоисключающи. Просто каждому из исследователей удобнее определённое содержание понятия «инстинкт».

С другой стороны, один и тот же природный феномен может быть описан с помощью различных конструктов. «Торможение предупреждением», «предсказуемый стресс», «инструментальный условный рефлекс» — эти конструкты описывают одну и ту же закономерность: предварительный сигнал изменяет реакцию организма на следующее за ним биологически значимое событие. Слова могут быть разными, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Читая книги разных авторов, обращайте внимание на то, какое содержание вкладывает автор в используемые им термины.

Ещё нужно сказать, что в современной биологии модно изучать молекулярные механизмы, прежде всего, молекулярно-генетические. Ты не ты, если, обнаружив некую закономерность в деятельности живых систем, не попытаешься найти гены, участвующие в этих процессах. Безусловно, изучение молекулярных механизмов жизнедеятельности очень важно. Но механизмы жизни — это не только химические реакции и другие тонкие детали работы живых клеток. Существуют ещё и системные механизмы, которые объясняют, или пытаются объяснить общие биологические закономерности. Например, каков механизм эволюции? Чарльз Дарвин предложил механизм естественного отбора. Сейчас, на современном уровне знания, одного этого механизма недостаточно для объяснения развития жизни на Земле. Поэтому предлагаются ещё и дополнительные механизмы. Или, каков механизм поведения? Поведение — это система рефлексов или процесс удовлетворения потребностей? Или же, каков механизм формирования депрессии?

Наши представления о системных механизмах меняются не так стремительно, как наши знания о молекулярных процессах. Монографии и учебники по молекулярной генетике, устаревают за десятилетия, или даже за годы. Но книги о поведении животных и человека, даже написанные много лет назад, представляют интерес и приносят несомненную пользу современному читателю. Могут измениться термины. Так, сейчас не говорят о «влечениях» человека, говорят о его «потребностях», или об «установках». Несмотря на смену конструктов, феномены поведения остаются неизменными; факты, полученные многие десятилетия тому назад, и обобщения, сделанные исследователями тех времён, чаще всего актуальны и сегодня.

Последнее, о чём хочется предупредить читателя — не доверяйте Интернету. Интернет сделался основным источником информации. Информации — подчеркнём, но не знания, во всяком случае, не систематического знания. Разумеется, если в Сети выложен учебник, можете его изучать. Но подавляющая часть сетевой информации, особенно о поведении, имеет чисто развлекательный или коммерческий характер. Разумеется, Интернет принёс колоссальное облегчение в нашу жизнь, неимоверно упростил многие этапы работы. Но неспециалисту, желающему разобраться в новом для него предмете, стоит пользоваться Интернетом только как словарём. Если встретилось незнакомое слово — посмотрим, что оно означает. Но систематических знаний, пользуясь только Интернетом, повторим, получить невозможно. Например, статья «Поведение» в Википедии трактует едва ли один процент, а может и гораздо меньше, всех аспектов этого понятия. Самый полезный ресурс на русском языке для интересующихся поведением человека и других животных — http://ethology.ru/

Несмотря на доминирование Интернета, мы приводим аннотированный список книг о роли врождённого и приобретённого в поведении человека и других животных. Книги эти разной степени академичности, сложности и художественных достоинств, но все они могут быть полезны заинтересованному читателю.

Приятного чтения и полезного размышления!

 


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

 

Адлер Альфред. Понять природу человека // СПб., Академический проект, 1997.

       Классик психологии написал книгу на основе своего цикла популярных лекций о применении психологических принципов для организации внутренней жизни человека и для выстраивания отношений с другими людьми и окружающего мира в целом. Чтение потребует известного сосредоточения, но литературный стиль Адлера много легче, чем у Фрейда или Юнга.

Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии. Биопсихология // М.: Наука, Т.1, 2, 2005.

       Владимир Александрович Вагнер (1849-1934) — российский и советский зоолог и психолог изучал врождённые формы поведения животных, вариативность инстинктов, их взаимодействие со средой, с приобретёнными в результате обучения формами поведения; предложил новый путь изучения поведения человека с помощью «объективного биологического метода». Любознательный читатель сможет убедиться, что многие положения науки о поведении, которые мы считаем достижениями современности, были сформулированы более века назад.

 

Де Вааль Франс. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов // М., «Альпина нон-фикшн», 2014.

Известный специалист по поведению животных считает, что этические нормы определяют поведение не только человека, но и животных. В книге автор не ограничивается анализом поведения животных, но и рассуждает об этических системах человека.

 

Де Вааль Франс. Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных? // М., «Альпина нон-фикшн», 2017.

Как ясно из названия, это книга об изучении интеллекта животных. Формально — это научно-популярное издание, но чтение потребует известного сосредоточения. Приведён большой список источников из академических изданий.

 

Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции // СПб, «Издателство Н-Л», 2010.

       Учебник для ВУЗов написал один из ведущих российских генетиков, учёный мирового класса, имеющий многолетний опыт преподавания, блестящий лектор. Как пишет автор в Предисловии: «…готовить специалистов не для вчерашней, а для завтрашней науки… Главная задача учебника — представить не столько перечень фактов, сколько логику генетических исследований».

 

Жуков Д.А. Стой, кто ведёт? Биология поведения человека и других зверей // М., «Альпина нон-фикшн», 2013.

Книга написана на основе учебника для студентов небиологических специальностей. Помимо анализа поведения содержит разбор гормональных механизмов регуляции поведения. Лауреат премии «Просветитель» 2013 г. фонда «Династия».

Жуков Д.А. Стресс, который всегда с тобой // М., Наука, 2018.

       Популярная книга о стрессе.

 

Клещенко Е.В. ДНК и её человек. Краткая история ДНК-идентификации // М., «Альпина нон-фикшн», 2019.

       Автор — научный журналист, молекулярный биолог по образованию. Книга рассказывает о практическом применении достижений генетики в таких областях, как криминалистика, генеалогия, история; о возможности идентификации человека по его генетическому материалу; о методах исследования ДНК и о тех, кто стоял у их истоков.

 

Кэри Несса. Мусорная ДНК. Путешествие в темную материю генома // М. «Лаборатория знаний», 2016.

       Расшифровав генетический код, ученые обнаружили, что лишь 2% ДНК несут информацию о белках. А для чего же тогда нужны оставшиеся 98%? Некоторые предположения в этой книге.

 

Левонтин Ричард. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда // М.: Прогресс, 1993.

Автор — известный американский эволюционный биолог. Книга написана понятно, с массой обывательских примеров и в то же время несёт главную мысль автора о сложности взаимодействия наследственности и внешней среды.

 

Лучинин А.С. Психогенетика: учебное пособие для студентов ВУЗов // М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

       Конспекты лекций по психогенетике — науки о биологических основах индивидуальности психики и поведения человека. Тем, кому лень изучать учебник И.В.Равич-Щербо (см. ниже).

 

Лоренц Кондрад  Кольцо царя Соломона

                              Человек находит друга

Классик этологии имел незаурядный литературный талант. Художественное описание поведения животных и наблюдающего за ними человека сочетается со многими глубокими научными рассуждениями.

 

Лоренц Кондрад  Так называемое «Зло». Об агрессии.

Книга, более научная, чем популярная, которая принесла Лоренцу мировую известность. Анализируя поведение животных автор, автор раскрывает значение агрессии для формирования сообществ, в том числе, и человеческих. Поражает, что написанная более полувека назад, книга предсказывает процессы, которые мы наблюдаем в современном мире.

 

Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология. Секреты поведенияHomo sapiens // Праймер-Еврознак, 2003.

Оригинальное название " Evolutionary Psychology. The Ultimate Origins of Human Behavior" — не «Секреты…», а «Истоки…» точнее отражает содержание книги, написанной эволюционными психологами, т.е. специалистами, изучающими поведение как животных, так и человека. Основной посыл книги всё тот же: нет принципиальной границы между поведением человека и поведением прочих животных; любовь и ревность, гневливость и сострадание, дружба и агрессивность, лидерство и альтруизм — всё это наблюдается и в поведенческом репертуаре животных.

 

Прайор Карен. Не рычите на собаку!

http://e-libra.ru/read/176845-ne-rychite-na-sobaku.html

Известный специалист по поведению животных, по их дрессировке, рассказывает о том, как методами выработки инструментальных условных рефлексов добиться желаемого поведения не только домашних животных, но и членов семьи, коллег и всех окружающих. Главное при этом — поощрять последнее действие объекта. Книга хороша тем, что примеры из повседневной жизни людей постоянно чередуются с результатами исследований обучения животных.

 

Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика // М., Аспект-Пресс, 1999.

       Учебник для студентов университетов и пединститутов. Содержит базовые сведения по общей генетике, математическим методам, соотношению генетических и средовых влияний на когнитивные функции и другие характеристики поведения.

 

Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики // СПб., «Талисман», 1995.

Гениальность и генетика // М., «Русский мир», 1998.

Крупнейший отечественный специалист по медицинской генетике, помимо научных монографий, написал и несколько научно-популярных книг. Большое внимание в них уделено проблеме наследования психических и поведенческих особенностей, соотношению врождённого и приобретённого в проявлении нравственных и интеллектуальных качеств человека.

 


[1] Алексеев М.П. Тургенев в спорах о пьесе Э. Ожье // В: Тургеневский сборник, Выпуск 3, Алексеев М.П. (глав. ред.), Л.: Наука, 1967, с. 240-254.

[2] Matlock P. Journal of Heredity, Volume 43, Issue 1, January 1952, Page 24, https://doi.org/10.1093/oxfordjournals.jhered.a106251)

[3] http://flybase.org/reports/FBgn0033159

[4] Mackenzie et al. Genetica 108(3): 239—252 (2000).

 

[5] ДНК — не единственная молекула в клетке, которая подвергается метилированию. Процессы метилирования различных веществ (белки, РНК, полисахариды, фосфолипиды, токсины тяжелых металлов — ртуть, свинец и т.д.) являются основой для их инактивации и последующего выведения из организма. Если метилирование нарушено, накапливаются токсичные металлы либо избыток собственных гормонов, что ведет к интоксикации и даже может приводить к некоторым видам рака. Реакции метилирования белков и аминокислот чрезвычайно важны для нормальной работы нервной системы. Метилирование является частью реакций синтеза нейромедиаторов (успокаивающих серотонина и мелатонина, возбуждающих адреналина и дофамина). Так что состояние покоя и возбуждения является прямым следствием реакций метилирования (но не ДНК, а белков!) в мозге. Нарушения метилирования белков могут приводить к проблемам с памятью, аффективным расстройствам (депрессиям), увеличивают риск болезни Альцгеймера.

[6] Агути — это явление зонированного окраса волоса. Каждый волос имеет несколько зон с окраской разной интенсивности и выглядит поперечно-полосатым. Агути-окрасы характерны для многих животных — зайцев, шиншилл, кошек, собак, морских свинок и собственно агути — грызунов из Южной Америки, родственников морских свинок.

[7] ZW-определение пола встречается у птиц, рептилий и некоторых насекомых (бабочек) — в этой системе самцы несут две одинаковые хромосомы Z, а самки — две разные ZW.

 

[8] Строго говоря, среди плацентарных. Сумчатые рожают совсем незрелого детёныша, хотя он тут же переползают в сумку, где присасываются к соскам и дозревает ещё много недель.

[9] О неандертальцах слышали все, а о денисовском человеке — пока немногие. На Алтае есть Денисова пещера, названная по имени пустынника Дениса, жившего в ней в XVIII веке. В 2008 г. археологическая экспедиция во главе с М.В. Шуньковым обнаружила человеческую кость — последнюю фалангу пальца руки ребёнка. Когда выделенную из этой косточки ДНК изучили, оказалось, что она отличается от ДНК современного человека сильнее, чем ДНК неандертальца. На этом основании в виде H. sapiens выделили ещё один подвид. Латинские буквы ssp. означают «подвид»

[10] Cooper R. M., Zubek J. P. Canadian Journal of Psychology, 12 (3): 159–164, 1958.

[11] Chorney et al. Psychological Science, 9, 159-166, 1998.

[12] Черниговская Е.В. и др. // Доклады Академии Наук 476(1): 113-116, 2017.

[13] Russel B. An Outline of Philosophy // London: George Allen & Unwin, 1927, p.33

[14] Водяной пистолет — детская игрушка, популярная до появления лазерного оружия и мечей джедаев. Выбрасывает тонкую струю воды при нажимании на клавишу. «Пистолетом» назывался потому, что был оформлен в виде обычного пистолета, в корпус которого наливалась вода. Вместо этой экзотической сейчас игрушки можно использовать шприцы, продающиеся в аптеках. Расстояние, на которое летит струя воды из шприца тем больше, чем сильнее давить на поршень. Прицельная дальность шприца объёмом в 10 мл — пять метров.

[15] Не вполне понятны механизмы такого влечения. Валерьянка притягательна и для котов, и для кошек, для кастрированных животных и для неполовозрелых котят. Значит, тяга к валерьянке не связана с половым возбуждением кошек. То же и с привлекательностью запаха трюфелей для свиней. Из эманации трюфелей выделены вещества, которые химически близки половым феромонам хряка. Но к трюфелям стремятся и неполовозрелые поросята. Следовательно, механизмы, протекающие в мозгу, определяющие тягу свиней к трюфелям остаются неизвестными. 

[16] Трофим проявил изрядную жизнестойкость. Летом, на даче, выпущенный из аквариума погулять, он спрыгнул со стола и ушёл в траву. А через год мне случилось увидеть там же, на даче, пасюка с большим белым пятном на спине — Трофим оставил свои гены в местной популяции диких крыс. 

[17] О современных методах определения иерархической структуры популяций различных видов в естественных условиях см. Douglas et al. Animal Behaviour Volume 123, January 2017, Pages 21-32, https://doi.org/10.1016/j.anbehav.2016.10.014

[18] Корытин С.А. Повадки диких зверей // М., Агропромиздат, 1986, 320 с.

[19] Lane S.M., Briffa M. // Animal Behaviour, 132: 13-20, 2017.

 

 

[20] Меттер И.М. Кто играл Мухтара? // Наука и жизнь, 1972, №6, с. 130-134

 

[21] Когнитивными называют все те психические функции, которые не являются эмоциями. К когнитивной сфере относятся память, способность к обучению, склонность к исследовательской активности, волевые качества, способность ориентироваться в пространстве и многое другое. 

 

[22] Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. // М., Медицина, 1986.

[23] Maier S.F., Seligman M.E. // Psychol. Rev. 123: 349-367, 2016.

[24] Одиссея (пер. В.Вересаева) 10: 55, 201, 209

[25] Тит Ливий VII: 40(15)

[26] Плутарх. Фабий Максим XIII

[27] Тит Ливий V: 30(4)

[28] Лаурен А-Л. У них что-то с головой, у этих русских. https://www.e-reading.club/book.php?book=1012880

[29] Берн Ш. Гендерная психология // СПб, 2001.

[30] Ещё раз напомним, что агрессия определяется по-разному психологами и биологами. Если в психологии это «причинение вреда, или угроза такого причинения», то в биологии — сокращение дистанции. Психологическое определение подразумевает точное знание мотивов поведения, что принципиально невозможно с точки зрения биологии. Хорошо известно, что высказывание «Я ведь тебе только добра желаю» чаще всего лживо. Поэтому биологи могут говорить, например, об «агрессивном вылизывании», при котором одна кошка продолжает вылизывать другую, хотя та стремится этого избежать. Поэтому вместо агрессии в традиционном понимании точнее было бы говорить о враждебном поведении и (или) отношении к другим, которое однозначно связано с получением себе неких преимуществ за счёт других.

[31] Физики смеются. Но смеются не только физики. М., 2006

[32] 6,022х1023 молекул содержится в одном моле вещества

[33] Ротиков К.К. Другой Петербург // СПб, Издательский дом «Лига плюс», 2001.

[34] Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 1995.

[35] Бутовская М.Л. // Этнографическое. Ообозрение. 1997, №4, С. 104-122.

[36] Манихейство – представление о жизни как о борьбе добра со злом. Субъект всегда, естественно, представляет силы добра.

[37] Nielsen, Einarsen // Personality and Ind. Diff. 104: 195-206, 2017.

[38] У Виктора Пелевина замечено, что «В древности комнату счастья называли нужником, потом уборной, потом сортиром, туалетом, ванной и ещё как-то — и каждое из этих слов постепенно пропитывалось запахами отхожего места и требовало замены». Русское слово «сортир» — это французский глагол sortir — «выйти», т.е. эвфемизм. Тем не менее, произнесённое в 1980-х годах одним из авторов этой книги, оно шокировало даму, родившуюся в начале ХХ века. Очевидно, что любые «политкорректные» термины со временем станут неприличными выражениями.

[39] Новые известия, 2010. 30 июля http://www.newizv.ru/world/2010-07-30/130569- feminizm-zelenogo-zmija.html

[40] Bergendorff S., Morner C.G. Health Implications of the Swedish Gender Equality Policy, Swedish Social Insurance Agency, Working Papers in Social Insurance, № 1, 2006.

[41] Norström L., Lindberg L., Månsdotter A. // International Journal for Equity in Health, 2012. 11:19. doi:10.1186/1475-9276-11-19.

[42] Бахофен И.Я. Материнское право // СПб: Издательский проект “Quadrivium”, 2018.

[43] Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации (изобретения, семья, собственность, управление) от промискуитета через групповой брак к моногамии // Л., 1934.

[44] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Марк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.116 с.)