Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтому и первый, и последний номера обязаны особо отличаться от всех остальных или качеством исполнения, или массовостью участников, или необычностью жанра, или режиссерским решением.

Поиск

             Примеры можно было бы продолжить. Но, кроме внутренне обоснованной эмоциональной переклички между номерами, в процессе подготовки концерта можно обнаружить также влияние закономерностей другого рода – организационно-технических.

            Многожанровость определяет специфическую черту концертной деятельности коллективов художественной самодеятельности. Некоторые жанры концертного исполнительства предъявляют определенные требования к концертным площадкам, где они могут быть представлены.

 

Режиссерский замысел концерта

 

Замысел, задумка – начало любого творчества. Любой творческий процесс начинается с придумывания начального образного наброска будущего произведения. Процесс этот сложный, не однозначный, очень индивидуальный. И все же существуют общие для всех режиссеров положения, без знания                                           которых замысел будет рождаться случайно, стихийно, а сам замысел вряд ли воплотится полностью.

       Этапы творческого процесса:

· Познание и творческая переработка впечатлений, знаний действительности.

· Возникновение художественного замысла.

· Реализация замысла, его воплощение.

Но даже доскональное знание всех предлагаемых обстоятельств останется мертвым, не приведет к желаемой цели, если не будет одухотворено творческой фантазией.

  Режиссерский замысел – это образное видение будущего концерта; эмоциональное и зримое ощущение его идеи, темы, формы и т.д. Замысел определяет цель и содержание концерта и то, как они будут раскрываться (форму), и логику перехода от номера к номеру, от эпизода к эпизоду (сюжетный ход), и порядок номеров (композицию), темпоритм, и сценическую атмосферу, и сценографию – словом, практически все, из чего будет складываться театрализованный концерт. Совокупность перечисленных компонентов режиссерского замысла и создает в уме режиссера первоначальную модель будущего концерта.

       Правильное осмысление темы и идеи помогает режиссеру отобрать из всего многообразия материалов, связанных с событием, которому посвящается концерт, и из репертуара коллективов и исполнителей все то, что наиболее точно и ярко выражает тему и идею. Художественные средства, которые их выражают, зависят от образного решения, т.е. формы. Форма – внешнее выражение какого –либо содержания, совокупность приемов и изобразительных средств. Содержание не может существовать вне той формы, в которой художественное произведение создано и существует. Содержание и форма, неразрывно связаны между собой, прежде всего потому, что форма не пассивна, она активно воздействует на содержание.

 

Отбор номеров.

Сделав первый шаг – определив тему и идею концерта, нужно точно знать, какими творческим силами мы располагаем: репертуар коллективов, их художественные возможности, исполнительский состав и т.д. При просмотре номеров режиссер отбирает нужные ему номера, и именно в это время в его сознании одновременно происходит процесс дальнейшего становления режиссерского замысла. Ибо тема и идея начинают приобретать плоть и кровь, он становится более точным и конкретным, поскольку отобранные номера вносят свои уточнения в задуманное режиссером.

          Просмотр номеров проходит наиболее эффективно тогда, когда ему предшествует предварительная встреча режиссера и постановочной группы с руководителями всех коллективов, которые намечено использовать в концерте.

    Что нужно знать при просмотре номеров:

· Во время просмотра того или иного коллектива (исполнителя) помимо номеров, которые по мнению руководителя отвечают теме и идее концерта и отобраны ими для показа, постарайтесь увидеть и другие номера. Практическое знание всего лучшего, что есть в репертуаре коллектива, может оказаться весьма нужным при создании сценария концерта.

· Закончив просмотр, не объявлять, если это возможно, какие номера войдут в концерт. Ведь только в процессе создания сценария, можно окончательно решить какие из просмотренных номеров могут понадобиться. Успех концерта зависит не от количества номеров, а от его режиссерской продуманности, четкости.

Во время встречи с руководителями коллективов следует договориться о том, как будет проходить просмотр и когда постановочная группа сможет посмотреть тот или иной коллектив на его репетиционной базе. Это создает более благоприятную для участников творческую атмосферу. В привычной обстановке исполнители чувствуют себя свободнее, увереннее, раскованнее.

 

Создание сценария.

Зная, из каких номеров можно верстать концерт и все остальные предлагаемые обстоятельства, можно приступить к созданию сценария.

  Драматургия, лежащая в основе каждого вида сценического искусства, имеет свои специфические особенности, идущие от существа их формы, системы выразительных средств и т.д. Есть свои особенности и в драматургии театрализованного концерта. Своеобразие его заключается в том, что он является синтезом как различных, существующих самих по себе номеров разных жанров, документов, музыкальных произведений и т.д., отобранных режиссером в процессе изучения материалов, так и того, что специально создается для данного концерта.

  Потому:

· Режиссеру необходимо владеть приемами монтажа, хорошо знать его принципы.

· В отличие от пьесы главным героем театрализованного концерта является не герой, личность, чей образ раскрывается не только в поступках, но и главным образов в его психологической разработке, а народ. Именно оно является главной действующей силой, главным героем в театрализованном концерте. Исходя из этой особенности, режиссер ставит своей задачей психологически выявлять характеры не отдельных личностей, а стремится выразить поступки народа, прибегая к таким выразительным средствам, как символ, аллегория, плакат и т.д., т.е. средствами, ведущими к общению.

 

Создание сценарного плана.

    Начало этого этапа связано с четким определением темы. Она занимает главенствующие место в замысле. Недаром античная ритотика открывалась разделом «инвенцио» (нахождение темы), наряду с двумя другими «диспозицио» (расположение материала) и «элокуцио» (способ изложения, стиль).

           Правильно и точно названная тема, подобно циркулю отчерчивает круг материально, который необходимо изучить сценаристу. Развертывание темы рождает определенную структуру. Появляются смысловые узелки – основа будущих эпизодов.

           Предметом драматургических исследований всегда является человеческие отношения. Конкретизируя тему, сценарист, как правило сталкивается с некой социально- нравственной проблемой – противоречием, которое в данный момент, при данных обстоятельствах неразрешимо. А любое противоречие предлагает две точки зрения. И эти точки зрения есть нечто иное, как основание будущего конфликта.

           Драматический конфликт – столкновение действующих лиц при осуществлении ими своих жизненных задач. В сценарии театрализованного концерта конфликт редко имеет собственно драматургическую форму. Чаще всего он проявляется при монтаже различных художественных фрагментов, при сопоставлении различных идейных установок. Осознано или интуитивно автор замысла занимает в конфликте определенную сторону. Он выносит некое нравственное суждение о предмете изображения. И это суждение принято называть идеей сценария.

         Идея имеет над человеком особую власть. Она одухотворяет процесс творчества. Управляет ходом ассоциаций, подсказывает те или иные художественные решения.

         Жанр (от фран. – род, вид) – разновидности театрализованного представления, на этапе конкретизации замысла жанр – эмоциональный настрой, необходимый для предстоящего общения. Жизнерадостность, патетика, ирония, ностальгия – вот, далеко неполная, палитра красок пишущего, несущая в себе эмоциональное отношение автора к изображаемым событиям. Например: концерт – реквием, сказочный концерт, вечер – портрет и т.д.

         Композиция означает обусловленное содержание характером и назначением построения художественного произведения, который во многом определяет его восприятие. Но, «композиция» подразумевает не только простое установление порядка номеров (эпизодов), а еще и такое их чередование, которое наиболее полно и образно выразит главную мысль концерта. И в тоже время обеспечит нарастание его темпоритма и эмоционального воздействия на зрителя. Поиск и нахождение композиции концерта – один из важнейших этапов в процессе создания театрализованного концерта.

           Разновидный, разножанровый, разностилевой материал требует определенного способа объединения, поэтому важнейшим элементом замысла является сценарный ход. Это прием, которым на основе какого-либо конструктивного принципа организует материал и передает ему смысловую и художественную целостность.

         Документальный и художественный материал, который собран соответствующей теме сценария, образуют основной смысловой ряд. Сценарный ход создает дополнительный. От пересечения этих двух рядов и рождаются удачные сценарные решения. Каждый из этих по мере развития тянет за собой определенный лексический шлейф, позволяет как бы нанизывать все номера (этюды) на один стержень.

         Эпизод. В отличие от сборного, в театральном концерте блоки, а точнее эпизоды создаются по принципу, в том или ином повороте раскрывающих главную мысль концерта. При этом каждый его эпизод имеет свой собственный сюжетный ход, свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. В тоже время все эпизоды логически и художественно тесно связаны между собой общей темой концерта, его сюжетным ходом, имея относительную самостоятельность, по сути, являются частью целого.

         Пролог и финал. Концерт надо строить таким образом, чтобы зрительский интерес к нему нарастал. Динамика концерта тяготеет к заключительному номеру. И все же успех концерта в не меньшей степени зависит от его начала, ибо начало предает концерту верный ритм и настрой. Начало концерта всегда должно быть ударным, интересным, таким, чтобы целиком завладеть вниманием сидящих в зале.

         Пролог театрального концерта выполняет еще одну функцию. Он одновременно является его эпиграфом и его завязкой. Также как финал (последний номер) является его кульминацией и одновременно развязкой, его точкой. Поэтому характер Пролога и Финала, их содержание должны соответствовать замыслу концерта, а тональность – его строю мыслей и чувств.

         Когда мы нашли образное решение каждого эпизода концерта, Пролога и Финала, определили композицию концерта, следует перейти к поиску          композиционного построения самих эпизодов. Сегодня одним из действенных

Методов композиционного построения эпизодов является прием монтажа.

Монтаж – смысловое соединение эпизодов, выявляющее их взаимную связь по содержанию, изобразительному решению и т.д., создающее единство эпизода и концерта в целом и служащее раскрытию идейно – художественного содержания произведения. Монтаж номеров в концерте не есть их механическое соединение, а своеобразный их сплав, рождающий качественно новое художественное произведение. Вариантов монтажа может быть великое множество. И все же многообразие монтажных приемов можно свести к трем типам:

· Последовательный – все фрагменты эпизода выстроены в определенном логическом порядке, продолжая один другой. Чаще всего в его основе лежит временная или хронологическая последовательность.

· Параллельный – действие происходит одновременно, дополняя, и обогащая друг друга. По принципу прямой или контрастной параллели.

Ассоциативный – события в эпизоде, сталкиваясь между собой, вызывают у зрителей ассоциацию, новый художественный образ.

 

Работа с материалом.

 

           Обдумывая построение всего концерта и каждого эпизода, придерживаясь принципа разнообразия номеров в каждом эпизоде, строго отбирая действительно необходимые номера, режиссер должен одновременно находить и отбирать дополнительные, выразительные средства, которые понадобятся для создания в эпизоде единого действия. Такие дополнительные выразительные средства, активно используемые в театрализованном концерте- слово, фоновая музыка, кино и видео кадры, элементы оформления, шумы и т.п., и, конечно различный документальный материал.

 

         В сценарии художественный материал может свободно взаимодействовать с документальным, что и создает уникальную драматургическую ситуацию. Художественный материал – это совокупность всех видов искусства. Документальный материал – информация о людях, явлениях, событиях, имеющих место в реальной действительности. Носителями такой информации может выступать бумага, кино, видео и аудио пленка, компьютерная дискета и т.д. Достоверность документа подтверждается собственноручной подписью составителя, различными печатями, фактами появления в научных трудах и средствах массовой информации, мнением историков, если речь идет о событиях нынешних.

           Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала:

· Сценарист исследует факты, связанные с определенным событием или рядом событий, формирует свою концепцию происшедшего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст.

· Сценарист подбирает документы (тексты, аудио – видео – материалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические номера) и, в соответствии со своим замыслом, стыкует их, используя эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивный.

        Но чаще всего в драматургической работе присутствует смешанный вариант.

        Как бы не интерпретировался в будущем художественный и документальный материал, вначале возникает проблема его выбора. Следовательно, есть смысл рассмотреть главные требования, которые к нему предъявляются:

· Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).

· Стилистическая совместимость материала.

· Новизна используемого материала.

· Высокое качество художественного материала.

· Документальный материал должен быть правдив, достоверен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.236 (0.01 с.)