Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритуал. Исторические корни возникновения и существования ритуала.

Поиск

 

РИТУАЛ (от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религиозный обряд, торжественная церемония), одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения.

 

РИТУА́Л (лат. ritualis – обрядовый, от ritus – торжеств. церемония) – исторически сложившаяся или специально установленная форма поведения, в которой строго канонизированный способ исполнения действия лишен непосредственной целесообразности и служит лишь обозначением (символом) определенного социального отношения (существующего социального порядка, признания каких-либо ценностей или авторитетов и т.п.).

   Исторически ритуал  как тип действия сложился в культовых системах; в современных обществах различные, типы ритуала действуют также в сферах политической и социальной организации общества (гражданская обрядность, офиц. торжества, дипломатический церемониал и пр.). Структуру ритуала составляет строго регламентируемая последовательность актов (действий), в том числе вербальных (песнопения ит. п.), связанных со специальными предметами, изображениями, текстами и осуществляемых в условиях соответствующей мобилизации настроений и чувств действующих лиц и групп. Групповые формы ритуала первичны по отношению к индивидуальным формам; всякое ритуальное действие вводит эмоционально-напряжённые психологические состояния личности в определенные социокультурные рамки. Символическое  значение ритуала, его обособленность от повседневно-практической жизни подчёркивается атмосферой торжественности.

   Древнейшая и глубинная основа ритуала— символический переход между различными формами космического и социального бытия (живое — неживое, человеческое — сверхчеловеческое, природное — социальное и т. п.). В религиозном ритуале выражается фантастическое символическое преодоление предельных для соответствующего сознания противоположностей (ритуальное изображение воскресения природы и человека, перехода в иную социальную категорию и пр.).

                     В структуре ритуала  важную роль играет посредник (медиатор) между соответствующими крайностями; в этом качестве может выступать жертва, герой, словесная формула. Эта структура составила ядро мифологического сознания, а в дальнейшем повлияла на различные философские и художественные формы.

Одним из моментов современных процессов секуляризации обществ. жизни является постепенная утрата ритуалом своего "священного" значения.

Генезис ритуала можно рассматривать и в более широком плане в связи с прогрессирующим обособлением символического. действия от непосредственно целесообразного, поскольку "...ритуальный жест является не столько действием, сколько наглядным изображением действия" 

Выполняя какие-то более "вторичные" обществ. функции – трансляции трудового навыка, фиксации установившихся способов деятельности, формирования простейших обществ. представлений и т.д., Ритуал играет важную роль в истории общества (особенно в до буржуазных системах) как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. Развитие правовых норм, системы нравственных представлений, элементов рационального поведения личности и научного сознания вытесняет ритуал на периферию общественной жизни, главным образом в область церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений, когда осознание индивидами усваиваемых ими общественных норм является невозможным или излишним.

В зависимости от восприятия светского ритуала его участниками он может выступать и как чистая условность (своего рода групповая игра), и как средство массовой экзальтации, Особенно важную роль играют ритуалы в таких специфических формах социальной организации, как армия, военизированные социально-политические движения и режимы, молодежная субкультура и др.

Конкурс.

 

Конкурсные про­граммы — это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и прак­тически любой ее вид может лечь в осно­ву конкурса. Это, как видно из перечня, может быть профессиональная или близ­кая к профессиональной деятельности; это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искус­ства; это может быть, деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал; при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства и литературы. То есть все, что человек делает головой, руками, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с дру­гими людьми.

Поскольку цель такого соревнования - сравнение уровней мастерства участни­ков, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навы­ков. В этом и заключается главный педа­гогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют;

· сформировать адекватную самооценку;

· развить свои волевые качества;

· воспитать свой эстетический вкус;

· самоопределиться в мире увлечений и

· профессий; и т. д.

Но, конечно же, возможности конкурсных программ могут остаться и нереализован­ными, что очень часто происходит при небрежной или безграмотной организа­ции конкурсов. Организация конкурсных программ - процесс многоэтапный, пре­дусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом, как уже было сказано, все конкурсные программы, от самых маленьких, рассчи­танных на один час, до гран­диозных, подготавливаются и прово­дятся по одному организационному алго­ритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «тур­нир», «бой», «поединок», «защита», «сра­жение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить) - от этого организа­ционный алгоритм также не меняется.

Виды конкурсных программ.

 

Один из наиболее простых видов игрового конкурса – вечер веселых вопросов. Такой вечер представляет собой развернутую и несколько театрализованную викторину. Как правило, вечера вопросов бывают тематическими и охватывают ту или иную область человеческой деятельности (сорт, литература, искусство и т.д.). Содержание вечера значительно обогащается, если его будущие участники заранее получают общую тематическую ориентировку.

 

Не менее широкое распространение в клубной практике имеют конкурсы-аукционы. Такой конкурс представляет собой серию тематических вопросов и заданий, с которыми ведущие обращаются к участникам игрового состязания. Задания таких конкурсов строятся с расчетом на зрелищно эффектные ответные действия, на применение зримых атрибутов состязания.

 

Еще одна форма театрализованного игрового состязания – конкурс веселых и находчивых. Характерная черта таких конкурсов – содержательно-организационная комплексность. В них включаются элементы викторины, концертного ревю, спортивного состязания, потешной эстафеты и т.д. Юмор, находчивость, эрудиция – вот основные принципы, на которых строятся КВН. Они отличаются яркой театрализацией и поэтому особенно выигрышны в зрелищном отношении.

 

Своеобразное место в системе игровых конкурсов занимают состязания, вошедшие в клубную практику под названиями “А ну-ка, девушки!”, “А ну-ка, парни!”. В соответствии с физическими, профессиональными и прочими возможностями и особенностями участников они по-разному ориентированы с точки зрения содержания, хотя имеют много общего в ориентационно-методическом отношении. В конкурсе для девушек основной акцент делается на задания, выявляющие знания в различных областях искусства, педагогическую подготовленность, умение красиво одеваться, бытовую находчивость и т.д. В конкурсе для мужчин главное место занимаю состязания в технической подготовке, знании автодела, в силе, ловкости, владении спортивным оружием и т.д.

 

Еще в клубной практике есть ряд других театрализованных конкурсов: турнир смекалистых, “Кто есть кто”, “Внимание – на старт” и пр. Как и все, что связано с народной самодеятельностью, игровые конкурсы беспрерывно изменяются и совершенствуются.

 

Организационная работа.

При организации любой конкурсной программы все эти организационные вопросы необходи­мо учесть и решить, но долями степень важности отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разные, в разных программах значимость отдельных пунк­тов усиливается за счет других. Например, в конкурсе пластилиновых скульптур первейшее значение будет иметь обеспечен­ность материалом для работы (в перечне это обозначено словом «реквизит»), а роль ведущего в этой программе практически сводится к нулю. Прямо противополож­ную картину можно увидеть в конкурсной программе, известной под названием «КВН», - в ней порой все держится на находчивом, остроумном ведущем при почти полном игнорировании реквизита.

В любом случае организация конкурс­ной программы должна начаться с при­нятия решения о проведении конкурса, прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе. После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участни­ки, организатор должен:

1) придумать конкурсу яркое название;

2) сформулировать конкурсные задания;

3) разработать условия и критерии кон­курса.

К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названиям мероприятий. Между тем, привлекатель­ное название может многократно повы­сить интерес к предстоящему кон­курсу и вызвать желание участво­вать. Например, телеведущий Юрий Ни­колаев назвал свою программу «Утренняя звезда». Если бы он назвал передачу про­сто «Конкурс исполнителей песен и тан­цев», чем, по сути, она и являлась, то, воз­можно, эта программа и не имела бы той популярности, которую можно было наблюдать. Но при всей значимости назва­ния более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные зада­ния: если названием, в конце концов, можно пренебречь, то без заданий само понятие «конкурс» теряет смысл. Имен­но, конкурсные задания определяют, что нужно сделать, в чем будут соревно­ваться. Соревноваться «ни в чем» просто нельзя.

И, к сожалению, при объявлении за­даний организаторы часто не объясняют условия их выполнения, не задают кри­терии, по которым будет оцениваться ре­зультат. В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить (или не входить) такие пункты:

· время на подготовку конкурсного за­дания;

· срок предварительной демонстрации подготовленного результата;

· место предварительной демонстрации подготовленного результата;

· размеры конечного продукта (в санти­метрах, в минутах, в страницах и т.д.);

· возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;

· перечень разрешенных и неразрешен­ных материалов, приспособлений, ин­струментов и т.д.

Также должны быть оговорены усло­вия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенно­сти жанра или технологии.

Особого внимания при проведении конкурсных мероприятий требует использование критериев оценки, отражающих специфику художественной самодеятельности по сравнению с профессиональным искусством.

В качестве критериев оценки художественной самодеятельности предлагается использовать степень исполнительского мастерства участников, т.е. конечный "сценический" резуль­тат работы самодеятельного коллектива, но и качество его повседневной работы, "стабильность состава, уровень решения в коллективе учебно-воспитательных задач.

Критерии оценок художественной самодеятельности:

1. Идейно-художественный уровень выступлений.

2. Степень исполнительского мастерства.

3. Качество повседневной работы коллектива, конкурсанта.

4. Стабильность состава, выступления.

5. Уровень решения в коллективе учебно-воспитательных задач.

При оценке конкурсных выступлений фольклорных коллективов общие критерии должны быть дополнены специфическими:

1. Отражение в репертуаре местного материала, как традиционного, так и современного;

2. Соответствие стиля исполнения народной традиции;

3. Степень владения импро­визационными приемами народного исполнительства;

4. Степень профессио­нальной отработанности фольклорного материала;

5. Этническая чистота воспроизведения; качество;

6. Качество.

7. Сценическое воплощение фольклора.

Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные зада­ния, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

После того как «Положение» составле­но, работа организатора должна быть на­правлена на практическую реализацию сразу нескольких задач.

Во-первых, организатор должен най­ти будущих участников конкурса. Во время этой кампании можно приме­нять как массовую, так и индивидуаль­ную работу, можно использовать пригла­шения, листовки, стенды, радио, телеви­дение — выбор средств зависит от мас­штабности конкурса и от традиций каж­дой конкретной школы. Главное — сде­лать так, чтобы желающих было много.

Во-вторых, организатор должен поза­ботиться о наличии материалов и инстру­ментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что ма­териальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае дан­ный вопрос должен быть оговорен в ус­ловиях конкурсной программы

В-третьих, организатор должен пригла­сить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри. Поскольку понимание этих категорий у разных лю­дей разное, постольку абсолютно объек­тивной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса. Но тем не менее существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:

1. Никогда не доверять судействовать конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7.

2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в дея­тельности, которую предстоит оценить.

3. Никогда не полагаться на людей, лич­но заинтересованных в результате. Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объектив­ность оценки.

4. Организатор конкурс­ной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей. органи­затор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных проблем:

· как пригласить зрителей,

· когда провести предварительный про­смотр,

· кого пригласить ведущим,

· как оформить помещение,

· где посадить жюри,

· на чем расположить экспонаты,

· как организовать церемонию открытия,

· какую подобрать музыку,

· во что будут одеты участники,

· где жюри будет обсуждать итоги,

· кто будет вручать призы,

· как будет проходить ритуал награжде­ния и многое другое.

Точку в проведении конкурсной про­граммы можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.

Во всех конкурсных программах обна­руживается приведенный выше алгоритм организации (то есть определенная после­довательность действий). Соблюдение этого алгоритма, следование ему являет­ся гарантией успешности проведения кон­курсных программ, их высокого воспита­тельного эффекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.009 с.)