Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ритуал. Исторические корни возникновения и существования ритуала.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РИТУАЛ (от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религиозный обряд, торжественная церемония), одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения.
РИТУА́Л (лат. ritualis – обрядовый, от ritus – торжеств. церемония) – исторически сложившаяся или специально установленная форма поведения, в которой строго канонизированный способ исполнения действия лишен непосредственной целесообразности и служит лишь обозначением (символом) определенного социального отношения (существующего социального порядка, признания каких-либо ценностей или авторитетов и т.п.). Исторически ритуал как тип действия сложился в культовых системах; в современных обществах различные, типы ритуала действуют также в сферах политической и социальной организации общества (гражданская обрядность, офиц. торжества, дипломатический церемониал и пр.). Структуру ритуала составляет строго регламентируемая последовательность актов (действий), в том числе вербальных (песнопения ит. п.), связанных со специальными предметами, изображениями, текстами и осуществляемых в условиях соответствующей мобилизации настроений и чувств действующих лиц и групп. Групповые формы ритуала первичны по отношению к индивидуальным формам; всякое ритуальное действие вводит эмоционально-напряжённые психологические состояния личности в определенные социокультурные рамки. Символическое значение ритуала, его обособленность от повседневно-практической жизни подчёркивается атмосферой торжественности. Древнейшая и глубинная основа ритуала— символический переход между различными формами космического и социального бытия (живое — неживое, человеческое — сверхчеловеческое, природное — социальное и т. п.). В религиозном ритуале выражается фантастическое символическое преодоление предельных для соответствующего сознания противоположностей (ритуальное изображение воскресения природы и человека, перехода в иную социальную категорию и пр.). В структуре ритуала важную роль играет посредник (медиатор) между соответствующими крайностями; в этом качестве может выступать жертва, герой, словесная формула. Эта структура составила ядро мифологического сознания, а в дальнейшем повлияла на различные философские и художественные формы. Одним из моментов современных процессов секуляризации обществ. жизни является постепенная утрата ритуалом своего "священного" значения. Генезис ритуала можно рассматривать и в более широком плане в связи с прогрессирующим обособлением символического. действия от непосредственно целесообразного, поскольку "...ритуальный жест является не столько действием, сколько наглядным изображением действия" Выполняя какие-то более "вторичные" обществ. функции – трансляции трудового навыка, фиксации установившихся способов деятельности, формирования простейших обществ. представлений и т.д., Ритуал играет важную роль в истории общества (особенно в до буржуазных системах) как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. Развитие правовых норм, системы нравственных представлений, элементов рационального поведения личности и научного сознания вытесняет ритуал на периферию общественной жизни, главным образом в область церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений, когда осознание индивидами усваиваемых ими общественных норм является невозможным или излишним. В зависимости от восприятия светского ритуала его участниками он может выступать и как чистая условность (своего рода групповая игра), и как средство массовой экзальтации, Особенно важную роль играют ритуалы в таких специфических формах социальной организации, как армия, военизированные социально-политические движения и режимы, молодежная субкультура и др. Конкурс.
Конкурсные программы — это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это, как видно из перечня, может быть профессиональная или близкая к профессиональной деятельности; это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства; это может быть, деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал; при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства и литературы. То есть все, что человек делает головой, руками, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми. Поскольку цель такого соревнования - сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть момент сравнения. Конкурсные программы позволяют; · сформировать адекватную самооценку; · развить свои волевые качества; · воспитать свой эстетический вкус; · самоопределиться в мире увлечений и · профессий; и т. д. Но, конечно же, возможности конкурсных программ могут остаться и нереализованными, что очень часто происходит при небрежной или безграмотной организации конкурсов. Организация конкурсных программ - процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом, как уже было сказано, все конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час, до грандиозных, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить) - от этого организационный алгоритм также не меняется. Виды конкурсных программ.
Один из наиболее простых видов игрового конкурса – вечер веселых вопросов. Такой вечер представляет собой развернутую и несколько театрализованную викторину. Как правило, вечера вопросов бывают тематическими и охватывают ту или иную область человеческой деятельности (сорт, литература, искусство и т.д.). Содержание вечера значительно обогащается, если его будущие участники заранее получают общую тематическую ориентировку.
Не менее широкое распространение в клубной практике имеют конкурсы-аукционы. Такой конкурс представляет собой серию тематических вопросов и заданий, с которыми ведущие обращаются к участникам игрового состязания. Задания таких конкурсов строятся с расчетом на зрелищно эффектные ответные действия, на применение зримых атрибутов состязания.
Еще одна форма театрализованного игрового состязания – конкурс веселых и находчивых. Характерная черта таких конкурсов – содержательно-организационная комплексность. В них включаются элементы викторины, концертного ревю, спортивного состязания, потешной эстафеты и т.д. Юмор, находчивость, эрудиция – вот основные принципы, на которых строятся КВН. Они отличаются яркой театрализацией и поэтому особенно выигрышны в зрелищном отношении.
Своеобразное место в системе игровых конкурсов занимают состязания, вошедшие в клубную практику под названиями “А ну-ка, девушки!”, “А ну-ка, парни!”. В соответствии с физическими, профессиональными и прочими возможностями и особенностями участников они по-разному ориентированы с точки зрения содержания, хотя имеют много общего в ориентационно-методическом отношении. В конкурсе для девушек основной акцент делается на задания, выявляющие знания в различных областях искусства, педагогическую подготовленность, умение красиво одеваться, бытовую находчивость и т.д. В конкурсе для мужчин главное место занимаю состязания в технической подготовке, знании автодела, в силе, ловкости, владении спортивным оружием и т.д.
Еще в клубной практике есть ряд других театрализованных конкурсов: турнир смекалистых, “Кто есть кто”, “Внимание – на старт” и пр. Как и все, что связано с народной самодеятельностью, игровые конкурсы беспрерывно изменяются и совершенствуются.
Организационная работа. При организации любой конкурсной программы все эти организационные вопросы необходимо учесть и решить, но долями степень важности отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разные, в разных программах значимость отдельных пунктов усиливается за счет других. Например, в конкурсе пластилиновых скульптур первейшее значение будет иметь обеспеченность материалом для работы (в перечне это обозначено словом «реквизит»), а роль ведущего в этой программе практически сводится к нулю. Прямо противоположную картину можно увидеть в конкурсной программе, известной под названием «КВН», - в ней порой все держится на находчивом, остроумном ведущем при почти полном игнорировании реквизита. В любом случае организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса, прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе. После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен: 1) придумать конкурсу яркое название; 2) сформулировать конкурсные задания; 3) разработать условия и критерии конкурса. К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названиям мероприятий. Между тем, привлекательное название может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать. Например, телеведущий Юрий Николаев назвал свою программу «Утренняя звезда». Если бы он назвал передачу просто «Конкурс исполнителей песен и танцев», чем, по сути, она и являлась, то, возможно, эта программа и не имела бы той популярности, которую можно было наблюдать. Но при всей значимости названия более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания: если названием, в конце концов, можно пренебречь, то без заданий само понятие «конкурс» теряет смысл. Именно, конкурсные задания определяют, что нужно сделать, в чем будут соревноваться. Соревноваться «ни в чем» просто нельзя. И, к сожалению, при объявлении заданий организаторы часто не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будет оцениваться результат. В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить (или не входить) такие пункты: · время на подготовку конкурсного задания; · срок предварительной демонстрации подготовленного результата; · место предварительной демонстрации подготовленного результата; · размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т.д.); · возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.; · перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д. Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии. Особого внимания при проведении конкурсных мероприятий требует использование критериев оценки, отражающих специфику художественной самодеятельности по сравнению с профессиональным искусством. В качестве критериев оценки художественной самодеятельности предлагается использовать степень исполнительского мастерства участников, т.е. конечный "сценический" результат работы самодеятельного коллектива, но и качество его повседневной работы, "стабильность состава, уровень решения в коллективе учебно-воспитательных задач. Критерии оценок художественной самодеятельности: 1. Идейно-художественный уровень выступлений. 2. Степень исполнительского мастерства. 3. Качество повседневной работы коллектива, конкурсанта. 4. Стабильность состава, выступления. 5. Уровень решения в коллективе учебно-воспитательных задач. При оценке конкурсных выступлений фольклорных коллективов общие критерии должны быть дополнены специфическими: 1. Отражение в репертуаре местного материала, как традиционного, так и современного; 2. Соответствие стиля исполнения народной традиции; 3. Степень владения импровизационными приемами народного исполнительства; 4. Степень профессиональной отработанности фольклорного материала; 5. Этническая чистота воспроизведения; качество; 6. Качество. 7. Сценическое воплощение фольклора. Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю. После того как «Положение» составлено, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач. Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Во время этой кампании можно применять как массовую, так и индивидуальную работу, можно использовать приглашения, листовки, стенды, радио, телевидение — выбор средств зависит от масштабности конкурса и от традиций каждой конкретной школы. Главное — сделать так, чтобы желающих было много. Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри. Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса. Но тем не менее существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно: 1. Никогда не доверять судействовать конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7. 2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить. 3. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате. Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. 4. Организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей. организатор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных проблем: · как пригласить зрителей, · когда провести предварительный просмотр, · кого пригласить ведущим, · как оформить помещение, · где посадить жюри, · на чем расположить экспонаты, · как организовать церемонию открытия, · какую подобрать музыку, · во что будут одеты участники, · где жюри будет обсуждать итоги, · кто будет вручать призы, · как будет проходить ритуал награждения и многое другое. Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов. Во всех конкурсных программах обнаруживается приведенный выше алгоритм организации (то есть определенная последовательность действий). Соблюдение этого алгоритма, следование ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.009 с.) |