Социально-культурная анимация как форма социальной активности личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-культурная анимация как форма социальной активности личности



Технологию анимации как средства социального развития детей, подростков, молодежи используют специалисты учреждений дополнительного образования, центров, клубов по месту жительства, детские оздоровительные лагеря и санаторно-курортные комплексы, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, работники образования, культуры и искусства. В туристическом бизнесе анимационно-досуговая деятельность является самостоятельным и очень важным разделом курортной деятельности. Она обладает очень высокой эффективностью в связи с большой плотностью рекреационных занятий. Рекреация (лат. Рекреатион – восстановление) – это отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

В последнее время наметился переход к новому видению рекреации. Так, В.А.Квартальнов включает в данное понятие:

- «расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

- любую игру, развлечение и т.д., используемое для восстановления физических и умственных сил;

- наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

- перестройку организма и человеческих популяций, обеспечивающую возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

- цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.»1

1 Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.

         Таким образом социально-культурные функции являются ведущими функциями рекреации. Свободное время делится на две части: досуг, или время для отдыха, и время для более возвышенной деятельности. Результаты исследований показывают, что самое важное место в свободное время занимают культурные занятия, имеющие статичный характер (просмотр телепередач, чтение, компьютерные игры и т.п.). Эти занятия связаны с пассивным отдыхом дома и с потреблением готовых продуктов средств массовой информации. Поэтому большое значение имеет увеличение рекреационно-познавательной активности через движение». А это и есть анимационная игра, анимационное развлечение, анимационно-досуговая, спортивная деятельность, в основе которых лежит профилактическое оздоровление населения. Особенно в каникулярное и отпускное время, в выходные и праздничные дни. Если учитывать, что это малозатратное средство достаточно эффективно, особенно у детей и пенсионеров, имеющих наибольшую продолжительность рекреационного времени

                        Циклы рекреационных занятий должны удовлетворять двум главным требованиям: полезность и индивидуальная привлекательность (аттрактивность). Рекреация необходима как с точки зрения индивида, так и с позиции государства, которое для своего развития должно позаботиться о воспроизводстве производительных сил общества. Применение активных средств оздоровления в значительной степени зависит от состояния спортивно-игровой, культурно-досуговой, художественной базы наших лагерей отдыха загородных и городских, учреждений образования, культуры, молодежной политики, особенно дворовых детских площадок. В любом дворе желательно иметь комплекс открытых спортивно-игровых, тренажерных сооружений: площадки для игры в волейбол, в теннис, для игры в городки, бадминтон, площадку для подвижных игр, танцев, аэробики, творческих занятий и концертов. Популярности активных видов отдыха и оздоровления способствует и наличие специалистов: аниматоров, интертейнеров, инструкторов, педагогов-организаторов, режиссеров праздников.

                 Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного и игрового творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми. Именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности. Досуговая сфера превращается в пространство реализации гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педагогических проектах.

Советы аниматору-сценаристу

Составление сценария – это наиболее трудоемкая часть работы организатора игры. От его умения работать с литературой, его общей эрудиции, его вкуса зависит качество сценария.

Генкин Д.М. считает, что сценарий – это художественно-педагогическая программа организации информации и управления аудиторией. Сценарий можно составлять по-разному: тезисно, подробно. Вот несколько советов, необходимых в любом случае:

· в сценарий должны быть внесены стихи, прозаические отрывки, тексты ведущего и исполнителей ролей;

· в сценарии обязательно должны быть отмечены все музыкальные и шумовые фрагменты с указанием композиторами и авторов слов;

· в сценарии должны быть указаны световые эффекты, технические приемы, художественно-изобразительные средства, игровой реквизит, средства активизации зрителей;

· при формировании сценария необходимо указывать: место проведения, дату написания, жанр сценария, аудиторию, автора или составителя сценария; действующих лиц, игровой реквизит и дать советы режиссеру-постановщику или организатору программы;

· сценарий должен быть композиционно выстроен (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал).

Технология создания сценария:

Существует три периода (этапа) работы над сценарием:

1. Подготовительный – рождение замысла. В него входят:

а) выбор темы, определение сверхзадачи,

б) изучение литературы и документов,

в) определение состава действующих лиц и краткая их характеристика, поиск интересных людей,

г) подготовка выразительных средств и средств активизации зрителей,

д) выбор жанра сценария, поиски конфликта,

е) краткое содержание основных вопросов и последовательность событий.

 

Существует целый ряд различных игр с их законами и правилами. Поэтому перед педагогикой игры, в том числе и анимационной, стоят задачи: установить, какие из игр развивают положительные качества; определить средства педагогического воздействия, изучить и научно обосновать технологию проведения игры.

Практическая деятельность диктует необходимость классификации игр по целому ряду признаков:

1. По принципу физической активности и по силе физической нагрузки (спокойные, малоподвижные, подвижные);

2. В зависимости от количества играющих и способа их организации (индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые);

3. По месту их проведения (в комнатах отдыха, клубном фойе, игры с эстрады, на игровом поле, на воде и т.д.);

4. По времени действия (зимние, летние);

5. По проявлению способностей (игры-конкурсы, состязания на ловкость, силу, внимание и т.д.);

6. По возрастным группам (детские, юношеские, для взрослых и т.д.)

Для анимационных игр и развлечений наиболее приемлема классификация по организационно-методическому принципу: Это спортивные игры, игры хороводного типа, аттракционы, настольные игры, интеллектуальные игры (викторины, анаграммы, шарады и т.д.), импровизационные игровые конкурсы, аукционы, задачи-шутки, игровые тесты. Именно игровые тесты составляют основной репертуар аниматора.

Тест для снятия напряжения и знакомства:

 

1. Аниматор: Представьте себе, что вы сейчас не в зале, а идете по дороге. Скажи, по какой дороге вы идете, какой вы ее себе представляете (отвечают зрители). Очень хорошо, а ведь это дорога вашей жизни. У одних она светлая, чистая, ровная, у других – грязная и в булыжниках.

Идем дальше. Дорогу окружает лес. Какой он? (отвечают). Вот такие люди и окружают вас. Вас окружают белоствольные березки, а вас могучие дубы, а у вас смешанный лес, значит и люди разные рядом с вами и добрые, и злые, и высокие, и низкие. Хорошо! Продолжаем наш путь. Идем! Идем! И вдруг дорогу нам преграждает большой и страшный медведь. Как вы поступите? Что будете делать? (отвечают). Встреча с медведем говорит о вашем умении ладить с людьми. Одни у вас убегут, другие закричат не него, а третьи заиграют ему на гармошке. Вот так и в жизни бывает.

- Идем дальше. Дальше не дороге лежит связка ключей. Что будете с ними делать? (отвечают).

Вот так, повесите на веточку, пнете ногой, а вы возьмете с собой и правильно сделаете, так как это было ваше личное счастье.

- Идем дальше. На дороге лежит драгоценный красивый кувшин с содержимым внутри. Но что там внутри – не знаете. Что будете делать с кувшином? (отвечают).

Кувшин – это мужчина или женщина и, соответственно, отсюда ваше отношение к мужскому или женскому полу. Одни его в милицию сдадут, другие в музей за 25%, третьи позовут хозяина и, если его нет – заберут себе.

- Идем дальше. И видим поляну, на ней растут цветы и ягоды. Что будете с ними делать? (отвечают).

Вот и узнали мы ваши сокровенные тайны, ибо ягоды и цветы – это ваше отношение к чужому добру.

- Продолжаем наш путь. Снова поляна. А на ней стоит чисто-кровный арабский скакун. Что будете с ним делать? (отвечают).

Вот так мы и узнали ваше отношение к вашему обществу.

- И вот финал нашего пути – море. Каким вы его видите? (отвечают).

Вот о такой бурной или тихой жизни и любви вы мечтаете. И пусть сбудутся все ваши самые добрые мечты и планы.

Шуточные игровые тесты:

 

2. Задание: Написать 5 названий домашних и диких животных.

Затем ведущий говорит первую часть фразы, а все играющие продолжают, читая названия своих животных по-порядку написания.

(1. на работе (в школе) я как…; 2. дома я как…: 3. в любви я как…: 4. Думаю я о себе, что я …: 5. А на самом деле я…)

3. Задание. Нарисовать фантастическое животное и дать ему название.

1. Если у вашего животного отсутствуют рога, зубы, клыки, острые углы, то вы добрый и мягкий человек, если наоборот, то вы агрессивный человек.

2. Если есть уши, то вы внимательны.

3. Если есть хвост, то вы принципиальны, а если хвост загнут вверх, то вы хвастливый.

4. Если есть нос, то вы любопытный.

5. Если есть ноги и все они в одной плоскости, то вы устроены в жизни и твердо стоите на ногах, самостоятельны.

6. Если название животного и части от названия не существуют в жизни, в словаре, то вы человек творческий.

4. Задание. Нарисовать человека из геометрических фигур, не менее 10 фигур, затем посчитать, каких фигур больше. Значение фигур: треугольник – означает лень и сексуальность, круг – доброта, квадрат – практичность, ромб, трапеция – творческий характер.

5. Задание: Написать 5 строчек из своих любимых песен и проверить свой характер. (1-ю строчку песни вы пели, когда родились, 2-ю спели в 16 лет, 3-ю спели или споете в новобрачную ночь. 4-ю после новобрачной ночи. 5-ю, уходя на пенсию).

6. Задание: Написать пять прилагательных, затем составить портрет своей невесты или жениха (такая голова, фигура, походка, ноги, глаза или душа)

Анимационная игра имеет свои особенности, но существуют общие педагогические требования к организации и проведению игр:

1. Игра не должна быть опасной, но не следует избегать и трудных элементов, связанных с проявлением смелости, решительности.

2. Игровой инвентарь, различные атрибуты и реквизит должен быть безопасен, удобен, гигиеничен.

3. В игре нельзя допускать эмоционального перенапряжения играющих и болельщиков, ибо игровые эмоции настолько возбуждают играющих, увлекают их, что они иногда не могут правильно оценить свои возможности и действия.

4. В игре важно умело и правильно распределить роли, как главные, так и второстепенные. При этом можно использовать следующие приемы:

а) выбор роли по принципу: кто кем хочет быть.

б) распределение ролей самим организатором.

в) жеребьевка, проводимая в виде считалок.

В процессе игры полезно менять роли участников, т.к. иногда постоянное исполнение той или иной роли воспитывает такие отрицательные качества, как зазнайство, чувство превосходства и др.

5. В командных играх необходимо следить за тем, чтобы команды были равны по силам.

6. Очень важно четко, правильно и грамотно объяснить правила и условия игры. Нужно объяснить по следующей схеме: название игры, роли играющих, ход игры, правила игры. Объяснение сопровождать показом или небольшой репетицией. Участники должны хорошо запомнить правила игры и не нарушать их.

7. Особое внимание необходимо уделить судейству игр. Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил игры, чтобы не снизить воспитательного эффекта.

8. Очень важно правильно подвести итоги игры. Целесообразно привлекать к разбору игр самих играющих. Объективный анализ приучает к правильной оценке своих действий, повышает сознательную дисциплину.

9. Игровые знания должны быть посильны. Основа любой игры – преодоление препятствий в достижении цели. Следует помнить, что быстро наскучит игра, если победа в ней дается слишком легко или условия игры не выполнимы. Необходимо, чтобы все участники имели примерно одинаковую умственную и физическую нагрузку, иначе интересно к игре продает.

10. Задания должны быть последовательны и логичны. Необходимо учитывать характер предшествующих занятий и настроения играющих. Если это были занятия, требующие больших физических или умственных усилий, то нужна веселая, малоподвижная и несложная игра. Нагрузка в играх возрастает в соответствии с эмоциональным и физическим состоянием участников, связанным с соревнованиями и преодоление препятствий.

Аниматору надо всегда знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», ибо только тогда он сможет составить интересную программу. Аниматор – артист, которой использует в своей работе элементы цирка, театра, эстрады, искусство хормейстера и хореографа, иллюзиониста, лектора и, что самое главное – искусство импровизатора, где необходимы большие организаторские способности, тонкое чувство юмора, моментальная находчивость, умение чувствовать аудиторию, вовлекать в игру и управлять ею. Постоянная собранность, самоконтроль, динамичный темперамент, энергичный жест подчиняют окружающих и поведение аниматора принимается как должное, а его уверенность импонирует, внушает доверие. Простодушная веселость привлекает людей, они ждут, что придумает этот человек с лукавой улыбкой, и обычно к концу вечера или программы, разумеется, аниматор-профессионал уже становится добрым другом, с которым интересно встретится еще. Чтобы успех всегда сопутствовал вам, дорогие коллеги, помните и выполняйте следующие заповеди:

Заповеди ведущего анимационной игровой программы:

1. Твой голос, язык – это твой инструмент, относись к нему бережно.

2. Внешний вид, сценический костюм, сценический образ, твое умение держаться, твое лицо «по одежке встречают, по уму провожают».

3. Помни: «Красота хорошо, но обаяние лучше».

4. Будь приветливым, радушным, доброжелательным по отношению к зрителям.

5. Никогда не успокаивайся на достигнутом, постоянно ищи новое. Совершенствуй свое мастерство и расширяй репертуар.

6. Никогда не говори о том, чего не знаешь, а знай больше того, что говоришь.

7. Яркий красочный реквизит – украшение твой программы.

8. «Больше дела, меньше слов».

9. Не давай ставить себя в неловкое положение, обладай чувством юмора, будь находчивым в нужный момент, импровизируй достойно.

10. Будь хорошим психологом, педагогом, режиссером, аниматором, актером.

Сумей показать свою творческую индивидуальность,

наиболее сильные стороны своего дарования.

11. Знай приемы, манки вовлечения в игру.

12. Сумей выбрать из зрителей интересных людей, они твои помощники.

13. Будь тактичен и вежлив с партнером и музыкантом.

14. Не позволяй себе «оскорблять публику».

 

Советы сценаристу

 

Составление сценария – это наиболее трудоемкая часть работы организатора игры. От его умения работать с литературой, его общей эрудиции, его вкуса зависит качество сценария.

Генкин Д.М. считает, что сценарий – это художественно-педагогическая программа организации информации и управления аудиторией. Сценарий можно составлять по-разному: тезисно, подробно. Вот несколько советов, необходимых в любом случае:

· в сценарий должны быть внесены стихи, прозаические отрывки, тексты ведущего и исполнителей ролей;

· в сценарии обязательно должны быть отмечены все музыкальные и шумовые фрагменты с указанием композиторами и авторов слов;

· в сценарии должны быть указаны световые эффекты, технические приемы, художественно-изобразительные средства, игровой реквизит, средства активизации зрителей;

· при формировании сценария необходимо указывать: место проведения, дату написания, жанр сценария, аудиторию, автора или составителя сценария; действующих лиц, игровой реквизит и дать советы режиссеру-постановщику или организатору программы;

· сценарий должен быть композиционно выстроен (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал).

Существует два периода роботы над сценарием:

 

1. Подготовительный – рождение замысла. В него входят:

а) выбор темы, определение сверхзадачи,

б) изучение литературы и документов,

в) определение состава действующих лиц, краткая их характеристика, поиск интересных людей, фактического материала.

г) подготовка выразительных средств и средств активизации зрителей,

д) выбор жанра сценария, поиски конфликта,

е) краткое содержание основных вопросов и последовательность событий.

2. Написание сценария

По следующей схеме:

а) Определение сюжета, сценарного хода.

б) Логическое расположение и работа над связками эпизодов сценария, их монтажа.

в) Написание литературного сценария согласно законам драматургии и композиции.

г) Оформление сценария.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.049 с.)