Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль семьи в психическом развитии ребенка.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследуя несовершеннолетних преступников, а затем детей, оторванных от своих семей и лишенных контактов с матерью. Боулби сделал заключение: ребенок в раннем возрасте должен воспитываться в атмосфере эмоционального тепла и быть привязанным к матери на основании интимных и стойких эмоциональных связей. Ситуация, при которой ребенок страдает от нарушения такой эмоциональной связи, серьезно подрывает его психическое здоровье. В последующих исследованиях было установлено, что некоторые дети проявляют удивительную устойчивость к неблагоприятным условиям депривации и в целом развиваются вполне нормально. Первой ступенью социализации для ребенка является его семья. Именно она выступает как главный компонент окружающей среды, в которой он живет как в коконе первую четверть (если повезет) жизни, и которую пытается строить всю оставшуюся жизнь. Говоря научным языком, семья для ребенка – первичная социальная микросреда. От того, как строится в ней общение с ребенком, какое внимание уделяется его физическому и умственному развитию зависят и процессы развития его психики. Другими словами, процесс психического развития ребенка зависит от выполнения родителями своих главных функциональных обязанностей: воспитательной и коммуникативной. К.С.Лебединская (1982), исходя из этиологического принципа, различает четыре основных варианта задержки психического развития: 1. Задержку психического развития конституционального происхождения; 2. Задержку психического развития соматогенного происхождения; 3. Задержку психического развития психогенного происхождения; 4. Задержку психического развития церебрально-органического генеза. В каждом отдельном случае возникновение задержки психического развития имеет совокупность своих определенных причин. Однако особенности клинико-психологической картины у детей с ЗПР представлены общими закономерностями, которые свидетельствуют о незрелости левополушарных структур. У них определяются замедленные показатели, которые отражают левополушарную дисфункцию: малую активность восприятия, недостаточную его пластичность, бедность ассоциативных процессов и замедленную динамику мышления, а также неполноценность анализа пространственных отношений. Дети с такой клинико-психологической картиной нуждаются в активной стимуляции психического развития. Психолого-педагогическая коррекция строится с учетом структуры эмоционального и интеллектуального дефекта, значимости нейродинамических расстройств, импульсивности, слабости контроля, недостаточности отдельных корковых функций. Основной же задачей является ликвидация самой задержки психического развития с опорой на сохранность возможностей развития высших психических функций: выработка навыков и умений, привитие знаний, формирование которых было замедлено. Дети нуждаются в организации внимания и контроля, актуализации мотива деятельности. Организующая помощь предусматривает усиление речевого контроля, включение игровой ситуации, эмоциональной стимуляции. Нарушения психических функций при задержке психического развития характеризуются тем, что страдает не само мышление, а его предпосылки. Поэтому в коррекции интеллектуального дефекта важно использовать решение задач на конструктивное мышление, основанного на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин). В благополучных семьях задержка психического развития ребенка может быть преодолена направленной активацией его возможностей. В семьях, не уделяющих детям достаточного внимания, психическое развитие ребенка усугубляется за счет наслоения микросоциальной и педагогической запущенности; аномалия развития становится значительно более стойкой и выраженной. Помимо неблагоприятных условий воспитания в усугублении задержки психического развития играет и роль другой психогенный фактор. Ситуация систематического неуспеха, в которую попадают дети с ЗПР, поступая в массовую школу, отрицательно влияет не только на их дальнейшее интеллектуальное развитие, но и способствует аномальному формированию личности. У этих детей формируется заниженный уровень притязаний, который отмечается не только в отношении к учебному процессу, но и любой другой деятельности, содержащей оценочные моменты. Кроме того, такие дети в среде школьных сверстников отвергаются, их воспринимают не только как глупых и ленивых, но и как злых и некрасивых. Такое отрицательное отношение к интеллекту, личностным качествам и даже внешности детей с задержкой психического развития обусловливает их изоляцию в пределах класса. Успевающие ученики не хотят с ними дружить, отказываются сидеть за одной партой. Специальные условия обучения позволяют преодолеть задержку психического развития. Исследования показывают, что для этого необходимо 2 – 3 года, после чего ребенок может посещать общеобразовательную школу и развиваться по возрасту. Однако мы имеем дело с функционально – несостоятельной семьей, где ребенок должен заботиться сам о себе. Поэтому говорить о создании благоприятных условий для преодоления задержки психического развития не приходится, зачастую ребенок в таких семьях должен просто физически выжить. Неудовлетворенная в семье потребность в любви и привязанности, отверженность среди сверстников в школе «выталкивает» таких детей на улицу, где их принимают такими, как они есть. Они достаточно быстро адаптируются к условиям жизни бродяжек и начинают реализовывать этот образ жизни как собственный. Это происходит потому, что на улице они находят заботу и внимание к себе. Эмоционально – положительные привязанности очень значимы для них, ведь этого не было в их семье. Общество определило путь для таких детей: сначала приют, затем интернат, а далее как повезет. Содержание детей в приютах разрешено законом до 90 дней для решения дальнейшей судьбы ребенка. В приюте ребенок получает уход, еду и одежду. Реабилитационных мероприятий его психического здоровья не проводится в силу отсутствия достаточного времени, психологов и практического материала. Нормальная социализация ребенка и психокоррекция его интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы позволяет преодолеть задержку психического развития. Однако стоит вопрос о способах быстрой и эффективной коррекции познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы таких детей. Основываясь на теоретических положениях советского психолога Л.С.Выготского, нами была разработана программа помощи преодоления задержки психического развития детей, поступающих в приют на основе развития такого важного познавательного процесса, как воображение. Программа в комплексе охватывает и коррекцию эмоционально – волевой сферы ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.187.231 (0.008 с.) |