Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика психологического эксперимента; основные виды эксперимента.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Суть экспериментального метода – по содержанию 3 вида гипотез о наличии явлений, о наличии связи между явлениями (чтобы это изучить, нужна корреляция) о наличии причинно-следственных связей между явлениями. 1. Варьирование условия Н.П. 2. Изменение уровня З.П. 3. Контроль П.Г. Эксперимент применяется для проверки гипотез каузального типа (наличие причинно-следственных связей). Проведение исследования в условиях заранее запланированного изменения реальности с целью получения результатов. Формальная схема эксперимента – объект исследований, есть (х) – независимая переменная, фактор, причина; есть (у) – следствие зависимой переменной. Если (х), то (у). Есть независимая и зависимая переменные, есть побочные переменные (внешние атрибуты испытуемого (пол, возраст), случайные ошибки, личность экспериментатора). Вводятся уровни независимой переменной. Многофакторные экспериментальные исследования поведения человека производно от двух групп факторов. Однофакторные исследования – берется один фактор внешний или внутренний., двухфакторное исследование – два фактора. Виды Э. – естественный (дублирует реальность), искусственный (улучшенный реальный мир), лабораторный, формирующий, научный, многоуровневый, индивидуальный, групповой, кросс индивидуальный, бивалентный (с двумя условиями независимой переменной). Общие признаки Э. - планирование действий по его проведению, определение переменных, наличие Э. Гипотезы – конкретизация догадки в реальность, протоколирование. Классификация методов по Ананьеву. 1. Организационные методы – сравнительный метод (метод поперечных срезов лонгитюдный), комплексный метод, субъективный (интроспекция), объективные. 2. Методы экспериментального сбора данных – наблюдение, Э., психодиагностическая беседа. 3. Методы обработки – количественные и качественные. 4. Интерпритация – соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, выводы о достоверности и соотнесение с теорией в которой гипотеза создана. Классификация методов исследования – Теоретические – моделирование (структкрно-функциональная модель), индуктивный (от общего к частному), дедуктивный. Эмпирические – неэкспериментальные (наблюдение, контент-анализ, анализ продуктов деятельности; Э. (формирующий, лабораторный, естественный, конструирующий и т.д.). Суть Э. – применяется для наличия причинно-следственного характера (при проверке гипотезы о наличии явления); о наличии связи между явлениями; о причинно-следственных связях (если х, то у). Независимая переменная – контрольные условия (та часть реальности, изменения которой можно фиксировать). Основная задача – выявить влияние независимой переменной на зависимую. Эксперимент - один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования в част ностн эксперимент, в отличии от наблюдения, предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, который планомерно манипулирует одной или несколькими переменными I факторами) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Проводить эксперимент-это значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько ',азнсямы\ переменных. Основное достоинство эксперимента в том, что можно специально вызвать какой-либо психический проц^л I проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Это преимущество объясняет широк и применение эксперимента в пс-ии. Основная масса эмпирических фактов получена эксперим-ым путем. Но эксперимент может применяться не во всех исследовательских задачах.. например, при исследовании \ар-ра и сложных способностей. Недостатки экспер-та оказываются обратной стороной его преимуществ. Сложно так органшовать»к;пер-т. чтобы испытуемый не знал о том, что он явл-ся испытуемым. Результаты экспер-та могут искажаться некоторыми факторами (артефакторами) Виды эксперимента: лабораторный, естественный, полевой. Лабораторный. Проводится в специально оборудованных лабораториях, что обеспечивает строгий контроль зависимых и независимых переменных. Благодаря этому результаты отличаются высокой степенью валидности (достоверности вывода). Естественный (А. Ф. Лазурский, 1912 г.). Явл-ся промежуточным между наблюдением и лабор-ым экспер-ом. При этом психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности испытуемого. Полевой. Предполагает использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной. По другому основанию: констатирующий и формирующий (обучающий). Констатирующий. Задачей экспериментатора явл-ся констатация связей, складывающихся в лод; р.-пвития психики, не зависимо от обучения и воспитания. Формирующий Применяется в возр-ой и пед-ой пс-ии. Этот метод прослеживает изменения в 1 сим г; ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Составными частями экспер-та явл-ся: наблюдение и психодиагностика. Наблюдение. Психолог только наблюдает события и отслеживает изменения, не вмешиваясь в них Психодиагностика. Разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Установление психологического диагноза. Объектами могут выступать: отд-я личность, группа или организация. Правильно поставленный экспер-т позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношения; мсж_> переменными Планы проведения экспер-та: · традиционные одной независимой переменной) · факторные (меняется несколько независимых переменных); его достоинство возможность оценки взаимодействия факторов. При этом при обработке результатов исп-ся дисперсионный анализ. · пилотажный экспер-т (при отсутствии системы гипотез) · решающий экспер-т (если из двух конкурирующих гипотез нужно выбрать одну) · контрольный экспер-т (для проверки каких-либо зависимостей) Психологический эксперимент - это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Психологический экспер-т рассматривается как целостная ситуация. Считается, что ситуация эксперимента влияет на результаты (особенно на детей). Основоположником изучения соц-псих аспектов психологического экспер-та стал С. Розенцвейг. Он выде-тн.) юновные факторы общения, искажающие результаты экспер-та: · Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора · Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого · Ошибки «отношения к наблюдаемому» Испытуемый может участвовать в эксперименте добровольно или по принуждению. Поведенческие проявления испытуемого, кот явл-ся причинами артефактов: · Эф-т плацебо (обнаружен медиками; основан на мех-ах самовнушения и внушения) · Эф-т Хотгорна (испытуемый старается вести себя так, как от него ожидает экспериментатор) · Эф-т социальной фасилитации (усиления) = эф-т аудитории (обнаружен Г. Зайонцем: на испытуемого оказываег лияние наблюдатель. Результат улучшается, когда закончен период обучения и действие сводится к простому физическому усилию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.14 (0.006 с.) |