Общая характеристика бихевиоризма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика бихевиоризма.



Бихевиоризм"возник в США. Основоположник - Дж. Уотсон (1878-1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиоризма» (1913) положила начало направлению. Повлияли работы Бехтерева, Павлова. Для ассоцианистов психология - наука сознания. Бихевиористы отрицали это, они хотели сделать психологию объективной наукой. Критерием объективности является внешнее наблюдение Сознание, образы не возникают из вне. Сознание не может быть предметом психологии.

Предметом психологии является поведение человека — это поступки, слова, все, что ли/дч делают от рождения до смерти. Поведение - это всякая реакция (К) в ответ на внешний стимул($), посредством которого индивид приспосабливается.

Реакция - любое изменение организма, если его можно объективно зарегистрировать (пример, выделение слюны, движение). Реакция бывает приобретенной или наследственной, внешней или внутренней, условная или безусловная.

Задачи бихевиоризма:

· Описание поведения;

· Объяснение поведения;

· Управление поведением.

Поведение является результатом обучения. Навык и научение становятся главной проблемок бихевиоризма. Речь и мышление - это виды навыков (индивидуально приобретенное или заученное действие). Врожденные элементарные движения — основа поведения. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.

30-60-е годы - основы необихевиоризма заложил Толмен (1886-1959). Он показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствует уотсоновскому пониманию поведения по схеме (Стимул -Реакция) Вводит в структуру поведения процессы, которые развертываются в организме в ответ на стимул и опосредуют поведенческую реакцию. С помощью введения промежутс".";;1л переменных необихевиоризм делает попытку преодолеть постулат непосредственности.

Халл (1884-1952) его теория складывается под влиянием идей Павлова, Торндайка, Уотсона Исследовал научение у животных. Не учитывает фактора сознания, вместо схемы Стимул -Реакция вводит формулу «Стимул - Организм - Реакция». Организм - некоторые невидимые процессы, протекающие в нем Детерминантой поведения считал потребность, которая вызывает активность организма, его поведения. Подчеркивал решающую роль первичного и вторичного подкрепления в образовании новых связей. Реакция зависит от характера подкрепления, от времени его предъявления. Стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам.

ТЕОРИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БИХЕВИОРИЗМА (Миллер, Галантер, Прибрам) Образ и • ач (аспект поведения) связывают со Стимулом и Реакцией. Образ - всезнание о себе и мире. План - процесс организма, в котором должна совершаться последовательность операций. Поведение рассматривается как серия движений, а человек, как сложная вычислительная машинка. Трактовка не может быть признана, т •; з машине образы и планы это материальные образования, действие которых происходит автоматически. тогда как психика появляется как необходимое условие выполнения субъектом действия в новых обстоятельствах.

ТЕОРИЯ ОПЕРАНТНОГО БИХЕВИОРИЗМА СКИННЕРА (1904). Предмет - поведение организма. Сохраняет схему, изучая только его двигательную сторону. Специфика его учения состояла в том, что он выделял три вида поведения:

· Безусловно-рефлекторное;

· Условно-рефлекторное;

· Оперантное.

Безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные виды вызываются стимулами и называются респондентным. Ими не обеспечивается адаптация к среде. Приспособление строится на воздействиях "а окружающий мир. Пробы могут приводить к полезному результату, который закрепляется. Реакции. которые не вызываются стимулами, а выделяются (испускаются) организмом называют оперантными;1тч их исследования изобретен ящик Скиннера. Оперант - это такой тип поведения, который строится как 5ы з ожидании награды. Поведение определяется опытом предшествующих наград. Поэтому, главным средством формирования поведения является подкрепление.

Представителями социобихевиоризма стали Сирс, Роттер, Бандура, которые и:-.--^;' проблему социализации, т.е. того, каким образом человек усваивает или не усваивает формы поведения

Идея взаимного (рецепрокного) детерминизма - поведение меняет среду, воздействующую на человека. Человек сам может менять свое поведение.

Идея научения через наблюдение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.005 с.)