ТОП 10:

Взаимосвязь психического развития и деятельности.



Одна из проблем в науке – проблема соотношения биологического (предпочитают биологические теории созревания) и социального (влияние внешних факторов на развитие) и психогенетическое (главный источник развития – активность человека) в плане психического развития.

В советской психологии теория деятельности Леонтьева (в рамках диалектико-материалистического подхода) бытие определяет сознание. Леонтьев ввел понятие психическая деятельность (внутренняя). Внутренняя есть произвольная от внешней деятельности (процесс интериоризации – преобразование внешнего во внутреннее).

Леонтьев ввел понятие «ведущая деятельность» – та деятельность, с которой на данном этапе связано возникновение психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности.

Эльконин – ребенок формируется внутри системы. Деятельности, внутри которых происходит усвоение норм действий с предметами, позволяет ребенку ориентироваться в предметном мире.

Деятельности: предметно-манипулятивная, учебная, общение со взрослым. Деятельность, внутри которой происходит ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, взаимоотношения между людьми.

Деятельность – общение с матерью, игра, социальное общение.

Гипотеза Эльконина – учитывал закон периодичности в детском развитии, по новому объясняет содержание кризисов развития:

3 и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях.

1 и 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Основные новообразования:

Новорожденность – комплекс оживления, кризис новорожденности.

Младенчество – в.д – эмоциональное общение, новообразование – потребность в общении.

Раннее детство – в.д.- предметно-манипулятивная, новообразование – речь и наглядно-действенное мышление «Я сам».

Дошкольный возраст – в.д. – ролевая игра, нов. – стремление к общественно-значимой деятельности.

Младший школьник – в.д. – учебная, новообр. – произвольность.

Подросток – в.д. – общение на познание системы отношений, новообр. – стремление к взрослости.

Юность (15-17л.) – в.д. – учебно-профессиональная, нов. – мировоззрение, самосознание.

Одна из проблем в науке – проблема соотношения биологического и социального в плане психического развития. 3 точки зрения:

· Биогенетическая – Пиаже, предпочитают биологические теории

· Социогенетическая – влияние внешних факторов, классический бихевиоризм, необихевиоризм, отождествление внешних факторов и развития.

· Психогенетическая – активность самого человека главный источник развития – активность человека.

В советской психологии – теория деятельности Леонтьев ввел термин «психическая деятельность».

Ассоцианизм – сознание (образ через синтез отдельных элементов и свойства целого)

Психоанализ – бессознательное

Бихевиоризм – объективный подход к психической жизни (образ – когнитивная карта)

Гештальтпсихолгия (психология формы) Идея целостного образа, свойства которого несводимы к сумме свойств элементов. Восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не опсисываются свойствами ее частей.

Фи-феномен (Вертгеймер) – восприятие движения возможно в отсутствие самого движения.

Гуманистическая психология – процесс личностного роста. Маслоу – иерархия потребностей, самоактуализация.

Внутреннее есть произвольное от внешней деятельности – процесс интериоризации (преобразование внешнего во внутреннее) Важно: выделение понятия «ведущей деятельности» (Эльконин)

Теория интериоризации:

1) формирование мотиваций к выполнению действий

2) схемы действий

3) выполнение действий в материализованной форме

4) выполнение действий в громкой речи

5) выполнение действий в свернутой речи (проговаривание шепотом)

6) выполнение действий в скрытом внутреннем плане.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.003 с.)