ТОП 10:

Проблема соотношения обучения и развития в психологии. Психологическая сущность проблемного обучения.



Личность развивается в связи с возникающими в ее жизни внутренними противоречиями. Существуют различные взгляды на эту проблему. Развитие – это созревание.

Сторонники биогенетической концепции Холл. Ребенок проходит в своем развитии путь, которым прошло человечество.

Штерн – теория кавернии? (биосоциальная – наследственность или среда)

Бюллер – теория трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. Главное – развитие. Обучение опирается на развитие.

Бихевиористы – биологические предпосылки не играют основного значения, т.к. общество может через S – R определить поведение ребенка, следовательног обучение не опирается на развитие. Торндайк – обучение и есть развитие.

Ж.Пиаже – развитие и обучение не зависят друг от друга. Обучение внешний процесс, развитие – внутренний. «Обучение плетется в в хвосте развития, т.е. развитие основано на созревании, пока какая-то функция не созрела развивать ее бессмысленно.

Л.С.Выготский – обучение – движущая сила развития. З.Б.Р. – это расстояние между уровнем актуал. Развития ребенка и уровнем возможного развития, определяется с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития. (непредопределеннное). Детское развитие – непреформированное развитие.

Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов и структур. Главные признаки развития: дифференциация, появление новых элементов. Необратимый процесс неравномерен.

Изучая проблему соотношения обучения и развития он пришел к выводу о том, что обучение идет за развитием, но при этом опирается на З.Б.Р. Обучение должно стимулировать развитие.

Выделял: актуальный уровень развития – то, что ребенок может делать на сегодня и потенциальный уровень развития перспектива развития.

Ребенок развивается, усваивает общественный опыт, овладевает разнообразными действиями, а передает ему этот опыт, формирует эти действия именно обучение. Ведущая роль обучения в психологическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может сделать совместно со взрослым и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности называется З.Б.Р. Величина З.Б.Р. – важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет в данное время.

Обучение должно обеспечивать наиболее полный процесс психического развития, давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию, каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Существуют возрастные периоды – когда выделенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития – это сензитивные периоды развития.

Традиционное обучение плетется в хвосте развития т.к. это задача, в которой ищут искомое, а в проблемной ситуации ищут неизвестное, новый способ решения. Только то образование полезно, которое позволяет знания из ближайшего развития переводить в актуальное. Процессы развития должны идти вслед за обучением.

В отечественной психологии и педагогике существуют различные подходы к развивающему обучению (Эльконин, Давыдов, Занков), но они все основаны на проблемном обучении, которое ориентировано на формирование теоретического мышления.

Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (Матющкин, Лернер). Проблемная ситуация для человека возникает, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу, при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемные ситуации дифференцируются по критериям:

1. Структуры действий, которые должны быть выполнены при решении проблемы (например, нахождение способа действия);

2. Уровня развития этих действий у человека, решающего проблему;

3. Трудности проблемной ситуации в зависимости от интеллектуальных возможностей.

4. Проблемное обучение включает несколько этапов:

5. Осознание проблемной ситуации

6. Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций

7. Решение проблемы, включающее выдвижение

8. Проверка решения

Этот процесс развертывается по аналогии с происхождением трех фаз мыслительного акта (по Рубинштейну), который возникает в проблемной ситуации и включает: осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. Поэтому проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающегося, в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.006 с.)