ТОП 10:

Методологические принципы теории Жана Пиаже.(1896-1980)



Психическое развитие детерминировано стремлением адаптироваться к социальной среде. Адаптация – активное приспособление.

2 механизма адаптации – аккомодация – изменение сложившихся структур под воздействием ситуации; ассимиляция – это наложение уже имеющихся структур поведения на новую ситуацию.

Адаптация сводится к формированию адекватной схемы окружающей среды. Схема отражает основы общества, связи и соотношения предметов окружающего мира или конкретной ситуации. Схема формируется при помощи интеллекта – мышление главный психологический процесс, развитие есть развитие мышления. Схема появляется в результате активного взаимодействия человека с окружающим миром. Схема не интериоризируется, не присваивается. Она открывается конкретному человеку при помощи внешнего мира.

Адаптация – это схема аккомодации и ассимиляции. У взрослого человека достаточно схем, чтобы все объяснить, ассимиляция – игра, аккомодация-обучение.

1. Все психические процессы производные от схемы. Схема определяет память, речь, внимание, возникновение когнитивных процессов представляет собой процесс перераспределения информации.

2. Рассматривал генезис интеллекта. 2 этапа.

1 – ранний – по уровню развития речи можно определить уровень развития мышления; 3 этапа развития:

а) аутизм до 1,5 г. – без речи, замкнутость;

б) эгоцентрическая речь и мышление 1-8лет, различение себя и мира, смотрит на мир со своей точки зрения (речь направленная другому)

в) социализированная мысль 8-60лет, логически аргументированная

2 – поздний период – пересматривает методологию – мышление и речь два разных процесса. Интересует операциональная сторона мышления. Операция – обратимое действие.

Стадии развития интеллекта.

Сенсомоторный интеллект до 2,5 – 3 лет.

Мышление осуществляется в плане внешних предметных действий; константность восприятия; вырабатывается представление об объекте, физические действия к концу становятся обратимыми.

Стадия дооперационального интеллекта. Символического.

Этап подготовки конкретных операций до 7-8 лет – образное мышление, феномен эгоцентрического мышления, формирование структур логического мышления.

Стадия конкретных операций до 11-12 лет.

Формирование операции, только с тем предметом, который ребенок может видеть

Наглядно-образное мышление

Стадия формальных операций

Отрыв от конкретики, ребенок понимает, что есть много решений задач.

Особенности директивной и недирективной психотерапии.

Недерективный тип психотерапии (гуманистическая, гештальт, психоан.)

1. У каждого человека есть ресурсы для самоизучения.

2. У клиента и терапевта свое поле.

3. Клиент-терапевт – партнерские отношения

Создание климата самораскрытия. Клиента побуждают к экспериментированию (в гештальттерапии). Терапевт большую часть времени слушает, он гибок, с уважением относится к жалобам клиента. Создает атмосферу безопасности. Он эмпатичен. Здесь нужна не поддержка, а коррекция личности в сторону ответственности. Темпы задает клиент в отличие от директивной. Приемы общие независимо от школ (парафраз, прояснение смысла, выделение эмоционального переживания).

Не директивная триада по Роджерсу: принятие, эмпатия, аутентичность.

Психотерапевт в недитективной терапии – партнер, консультант, помощник, эксперт.

Директивная психотерапия (бихевиоризм, когнитивная, НЛП, гипноз).

Психотерапевт в директивной психотерапии – руководитель, учитель, организатор. Используется власть, авторитет специалиста.

Стиль работы – влияющий, позиция – доминирующая. Терапевт определяет позиции и права, требует сотрудничества в роли «Родителя». Психотерапевт задает эталоны взглядов. Механизм идентификации в терапевтическом процессе.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.005 с.)