Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема возрастной периодизации психического развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существуют различные теоретические основания возрастной периодизации: 1) биогенетические теории психич. роазвития. Ст. Холл – теория рекапитуляции В.Штерн – теория конвергенции 2х факторов (внут. Задатков и внеш. Условий жизни. 2) психогенетические теории: а) психодин. т. З.Фрейда. б) психоанализ А.Фрейд – детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка. в) персоналистские теории Бюлера г) когнитивистскикие Ж.Пиаже, Кольберг, Валлон 1) социогенетические теории Эриксон (о факторах, характере, природе объекта развития), Левин. Решают 3 спорных вопроса: 1) природа или воспитание, наследственность или среда 2) непрерывность или скачкообразность 3) организм или механизм Общие закономерности псих. Развития: неравномерность, гетерохронность, пластичность. Периодизация по выделению существенных закономерностей психологического развития. 3 кита отечественной периодизации: · социальная ситуация развития (отнош. Между реб. И окружающей средой) · новообразование- то есть личностные изменения, которые возникают в результате изменившейся социальной ситуации · по Выготскому – кризис - это период времени, в котором происходит быстрое изменение личности ребенка. Кризисным является ограниченное точками периодов. Леонтьев опустил понятие кризис, ввел понятие ведущей деятельности, смена ведущей деятельности и есть периоды. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО ЭЛЬКОНИНУ – ребенок формируется внутри системы Р – О.П. и Р – О.В. поочередно. Деятельности внутри которых усвоения норм и действий с предметами, позволяют ориентироваться ребенку в предметном мире. Деятельность, внутри которой происходит ориентирование в основных смыслах человеческой деятельности, во взаимоотношении норм между людьми. 1) Младенческий возраст до года. Ведущая деятельность – общение с матерью, новообразование – формирование потребности в общении, деятельность направлена на отношения, потребностно-мотивационная сфера личности. 2) Раннее детство 1-3 года – в.д. предметно-манипулятивная на познание предмета, сфера – развивается познавательный процесс. Новообразования: речь и наглядно-действенное мышление. 3) Дошкольный возраст 3-7 лет – в.д. ролевая игра на познание отношений, сфера – потребностно-мотивационная, новообразование – стремление к общению, значимой деятельности. 4) Младший школьный возраст 7-11 лет – в.д. учебная деятельность на познание начал наук, сфера – интеллектуально-познавательная психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль. 5) Подростковый возраст 11-15 лет – в.д. общение на познание системы отношений в разных ситуациях, сфера – потребностно-мотивационная, новообразование - стремление к взрослости, самооценка. 6) Старший школьный возраст 15-17 лет – в.д. учебно-профессиональная на познание профессий, сфера – познавательная, новообразование – мировоззрение, самосознание. ФРЕЙД – развитие по Фрейду – развитие сексуальности, которая влечет за собой все остальное развитие. Этапы развития жестко детерменированы. 1) Оральный периуд – эрогенная зона – рот, 0-1 год. 2) анальный периуд – анус, 1-3 года 3) фаллическая, 3-5лет 4) латентный – активное развитие морали, 5-12 лет 5) генитальный, 12-18 лет. ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭРИКСОНА Понятие нормативного кризиса – конфликт двух противоположных тенденций. В случае преобладания позитивной тенденции, происходит благополучное расширение кризиса. Кризисы идентичности: Первый год жизни – младенчество +-доверие к окружаещему миру; - недоверие Ранний возраст (второй кризис) – опыт преобщения к чистоте (+ - автономия, - стыд, сомнения) Дошкольный период (3 кризис) – самоутверждение ребенка (+ - инициатива; - покорность и вина) Младший школьный возраст (4 кризис) (+ - трудолюбие; - чувство неполноценности) Подростковый возраст (+ - идентичность; - диффузия идентичности) Молодость (+ - интимность; - изоляция) Зрелость(+ - творчество; - застой) Старость (+ - интеграция; - разочарование) Эгоидентичность – у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». (целостность) «Модус органа» – зона концентрации сексуальной энергии, втягивания, вторжения, удержания, влечения. «Модальность поведения» – отчуждение обществом значения модуса, отрыв от органа и превращение в модальность поведения. Периодизация развития личности. Младенчество(о-1) (область социальных отношений)мать, (полярные качества личности)доверие-недоверие к миру –(результат развития) энергияи жизн. ….. Ранний возраст(1-3) родители, самостоятельность-стыд; независимость Дошкольник(3-6) родители, братья, сестры, инициатива- пассивность, вина; целеустремленность. Предпубертат(6-12) школа, соседи, компетентность-неполноценность; овладение знаниями, умениями. Юность(13-18) группы сверстников, идентичность-непризнание; самоопределение, преданность, верность. Эриксон считает, что развитие личности связаны с ожиданиями общества. Ценности и нормы передаются во время воспитания. В одинаковом обществе различия черт личности появляются из-за разных культур, иных традиций, связанных с основным видом занятий и принятым стилем воспитания. Созревая ребенок проходит ряд стадий, преобретая определенные качества. Они фиксируются в системе личности и сохраняются в последующих годах жизни. ЖАН ПИАЖЕ Изучение психологических механизмов логических операций. Развитие – это развитие мышления, а все остальное надстраивается. Стадии развития интеллекта. Мышление осуществляется через действие ассимиляции (уподобление окружающего моим структурам) и аккомодации (уподобление себя окружающим структурам) Ребенок имеет определенную схему действий. Центральное понятие – структура умственного развития. Используется 2 механизма: ассимиляция и аккомодация, их объеденяет адаптация, завершение адаптации – равновесие со средой. Интеллектуальное развитие по Пиаже. Стадии – это уровни развития сменяющие друг друга. 1) Сенсомоторная (до 2л.) репрезентативный интеллект…. 2) дооперациональная (2-7л.) 3) Конкретных операций (7-12л.) 4) Формальных операций (12-17л.) Интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО КОЛБЕРГУ Колберг продолжил эксперименты Ж.Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления. Детям предлогалось оценить поступки героев рассказа. Развитие морального сознания Колберг рассматривал как последовательный прогрессивный процесс. Выделил 6 стадий развития и объединил их в 3 уровня. 1 уровень – доморальный до 7 лет– ориентация на внешние предпосылки – хорошо себя вести, чтобы избежать наказания, ориентация на поощрение. 2 уровень - конвенциональная мораль до 13 лет – ориентация на одобрение, ориентация на авторитет. 3 уровень – автономная (моральные нормы становятся внутренними) Ориентация на общественное благополучие, законы, на общечеловеческие этические принципы. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ПЕТРОВСКОМУ Становление личности связано с референтной группой. На каждом этапе своя референтная группа. Сначала семья, детский сад, школа,неформальные подростковые объединения. Для каждой группы характерна своя деятельность. 1 фаза – становление личности в социальной группе – адаптация. Утрата индивидуальных черт. 2 фаза – индивидуализация – способы выражения себя в группе. 3 фаза – интеграция – сохранение тех личностных черт, которые отвечают групповым потребностям. Преодоление трудностей – появление новых + личностных качеств. Возрастные этапы: эпоха детства до 11 лет; эпоха отрочества 11-15 лет; эпоха юности 15-17 лет. ЭЛЬКОНИН 1. Младенчество а) Новорожденность (0-1мес.) · преобладание безусловных рефлексов: защитные и ориентировочные · появление условных рефлексов (к концу первого месяца) · возникновение слухового и зрительного сосредоточения · комплекс оживления (к концу 1мес.) б) Младенчество (1мес.-1год) · восприятие – формы предметов посложности, цвету (4мес.), пространственное восприятие, потребность в новых впечатлениях. · Движения и действия – целенаправленное хватание, функциональные действия (после10мес.), появление наглядно-действенного мышления, память – узнавание (3-4мес.), воспроизведение (после 8мес.); речь – гуление (первое полугодие), лепет (второе полугодие), пониманиеи активная речь (конец 1 года).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.12 (0.008 с.) |