Technology of construction of individual educational map 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Technology of construction of individual educational map



Аннотация. Современному образованию брошены глобализационные вызовы. В связи с чем появляется потребность в индивидуализации процесса образования и смене знаньевой парадигмы общего образования на деятельностную. Статья посвящена образовательной картографии как одному из способов построения индивидуального образовательного маршрута в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, вызовы образованию, индивидуализация, тьютор, образовательная картография, индивидуальная образовательная карта.

Abstract. Globalization challenges are thrown to modern education. In this connection, there is a need for individualization of educational process and changing from the knowledge - paradigm to the activity-education. The article is devoted to the educational cartography as one of the ways of construction of individual and educational route in a secondary school.

Key words: Secondary school, challenge to the education, individualization, tutor, educational cartography, individual and educational route.

 

Анализируя историю российского образования, можно сказать, что ее практика и теория, так же как и во всем мире, отвечала на вызовы своего времени. Вызовы сегодняшнего дня можно определить как ситуацию неопределенности, поливариантности среды, многогранности мира, множественности механизмов и способов решения проблем, новой активности самостоятельного работника и потребителя, необходимости свободного и инициативного выбора, появления нового типа социальной субъектности.

Мы фиксируем, что реакцией на вызовы становится адекватность человека как субъекта, его самостоятельность, самоактуализация, самоопределение, инициативность и ответственность, компетентность, владение механизмами и способами работы с неопределенностью, с проблемными ситуациями, умение находить и использовать ресурсы, умение познавать себя, утверждать и поддерживать свою индивидуальность в условиях сетевого взаимодействия с другими индивидуальностями.

Поэтому в сегодняшней образовательной ситуации, где государство понимает, что включение человека в профессию зависит от его направленности и целеполагания, особенно важен осознанный заказ школьника на собственный процесс образования. Только реализация собственного внутреннего заказа к образованию может помочь учащемуся преодолеть контекст формального образования и вывести его затем в сферу инновационной деятельности.

Ответом образования, как социального института, на современные вызовы является его индивидуализация ( развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственного образования, предполагает постановку и реализацию индивидуальных образовательных целей ), открытость (содержания образования, процесса, результат и т.д.) и появление новой педагогической профессии как держателя и организатора индивидуализации, которая обеспечивает ресурсное расширение возможностей каждого человека – тьютора [3, с. 24 – 41].

Профессиональное тьюторское сопровождение личности невозможно без права осуществления индивидуальной образовательной программы, в связи с этим, возникают политико-организационные изменения законодательства Российской Федерации в области образования:

1. В Законе об образовании, вступившим в силу 1 сентября 2013 года закрепляется понятие «индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» [6].

2. В федеральном государственном стандарте второго поколения основного общего образования закрепляет понятие «Индивидуальная образовательная траектория обучающегося»,

3. Реализация таких направлений модернизации российского образования (которые заложены как в ФЗ «об образовании», так и в Федеральных государственных образовательных стандартах) как: выбор учащимися индивидуального учебного плана, внедрение моделей непрерывного профессионального образования, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, социальное партнерство, повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования.

Конечно, запрос на индивидуализацию и тьюторское сопровождение не всегда формулируется напрямую, тем не менее, распространена формулировка через образовательные результаты, которые возможны лишь при индивидуализации образовательного процесса и тьюторском сопровождении[1].

Так для реализации принципа индивидуализации в образовании значительное место начинает приобретает такая технология как образовательная картография, которая может позволить построить индивидуальный образовательный маршрут школьника в условиях общеобразовательной школы.

Образовательная картография это технология аналитической и проектной работы, направленная на создание внешней плоскостной формы (модели) реальной действительности [2, с. 136 - 138].

Данные карты необходимы для:

· Диагностики личностного потенциала;

· Анализа достижений;

· Уточнения целей;

· Сравнительного анализа;

· Нахождение нужных ресурсов;

· Выбора приоритетов;

· Построение образовательного маршрута.

Существуют различные методики построение образовательного маршрута. В рамках инновационной образовательной программы МАОУ «СОШ №104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля» была использована модель разрыва реального и идеального образа, где движение от себя в одном качественном состоянии к новому качественному идеалу и есть образовательный маршрут.

1. Диагностический этап

«Спроси себя какой я? Что я умею

На данном этапе целесообразно использовать сборники психологических тестов и методик. В качестве наиболее часто используемых можно назвать тесты для измерения креативности (методика Г. Айзенка, Е. Торренса и Дж. Гилфорда, Э. Вартега), самооценки (Г. Айзенк), мотивации (тематический апперцептивный тест Х. Хекхаузена), мотивации к успеху и избегания неудач (Т. Элерс), самооценки (многофакторный личностный опросник Р. Кеттела), художественно – эстетической потребности (В. С. Авенесов), школы социально – психологической адаптивности (К. Роджерсом, Р. Даймонд, Т.В. Снигерева), тесты профессиональной ориентации а. Е. Климова[4]. Полный методический комплекс можно прочитать в работах Г.В. Резапкиной “Психология и выбор профессии”. А также для диагностики психологического состояния можно использовать анкеты, составленный совместно с психологов и ориентированные на цели ваших занятий.

Вторым, не менее полезным инструментом, для диагностики может стать личностно - ресурсная карта, которая отражает склонности и ориентации школьников через визуализацию их интересов в виде карты по теме. Наиболее подробно тема личностно – ресурсных карт проработа в работах Т. М. Ковалевой и школы “Эврика”.

Например, карта интересов – это форма, которая может быть использованав разных ситуациях и под разные цели:

· Обнаружение образовательного интереса, его актуализация.

· Перевод интереса из разных областей (часто бытовых) в предметно-научную.

· Рефлексия своего блуждающего интереса и фиксация реализации своего интереса.

· Выстраивание образовательной стратегии.

· Профессиональное самоопределение.

Примерами такой карты могут стать – «Карта школы», «Мой идеальный день», «Мои любимые места в городе», «Город моей мечты», «100 желаний по предмету», «Любимая история успеха» и др.

Другим примером является карта целей, которая:

· Является живым, постоянно достраиваемым и развивающимся пространством

· Дает возможности небольшими этапами приходить к системному планированию своей профессиональной деятельности

· Организовать рефлексию образовательного движения и образовательной стратегии

· Удерживать профессиональное самоопределение

Примерами такой карты могут стать – «Мое образование», «Я через год», «Мои школьные проблемы», «Ступени мечты», «Компас мотивации» и др.

2. Этап конструирования идеального образа

«Подумай каким ты хочешь стать?» (Профессионально, личностно)

На данном этапе наиболее эффективнм является использование профессиограм, изучение историй успеха.

Под профессиограммой понимается систематическое и комплексное описание профессии, включающее различные характеристики трудовой деятельости, в том числе, ее цели, средства, процесс, условия и результаты [5, стр. 47]. Профессиограмма не сводится только к психологическому описанию. И поэтому она не может быть заменена набором из нескольких десятков способностей, проранжированных по степени важности. В качестве составной части профессиограммы можно представить психограмму, то есть профиль психологических качествидеального работника, в наибольшей степени соответсвующего требованиям профессии.

3. Этап анализа среды

«Посмотри вокруг! Что может стать источником моего развития – литература, семья, электронные ресурсы, город и его возможности, страна, мир

Важность этого этапа состоит в необходимости выведения школьника из среды школы в пространство города, информационной образовательной среды. Так на первый план выходит сетевой взаимодействие школы с другими учреждениями города или активное участие родителя как наиболее заинтересованного лица в саморазвитии своего ребенка. А задачей учителя становиться предоставление учебно - проблемной ситуации, исследовательского проекта или работа с мотивацией ребенка и родителя.

Инструментом для реализации этого этапа может послужить ресурсная карта вашего города, созданная самими учениками.

4. Этап расставления приоритетов

«Теперь задумайся, какую книгу, мероприятие, дело, курс тебе стоить посетить в первую очередь! Расставь приоритеты!»

Однозначно, после работы с ресурсами появляется необходимость выбора, в связи с тем, что невозможно поучаствовать и посетить абсолютно все учреждения города. Это делать и не нужно. Перед ребенком появляется ситуация выбора, в которой его приоритет будет показателем его интереса и предпрофессиональной ориентации.

5. Этап планирования

«Поставь себе сроки осуществления своего пути - ближние, дальние!»

Данный этап необходим для саморегулирования действий, контроля родителей и педагогов. А также в ситуации пройденных сроков, возникают вопросы «смог ли ты это сделать?», «если нет, то почему?», «насколько качественно и успешно?».

6. Этап визуализации своего развития

«Нарисуй карту своего движения

Это может быть образная (поэтапная) схема (план), того от какого себя к какому себе и как ты идешь. Важным фактором в этой образной схеме являются отметки о том, чему и где ребенок смог научиться.

7. Рефлексивный этап

«В поставленные сроки не забудь взглянуть на свою карту и решить, все ли я сделал? На сколько эффективно я это сделал?»

Данный этап помогает провести коррекцию и с учетом выявленных недостатков построить новую образовательную программу.

Таким образом, исходя из практики инновационной деятельности, можно увидеть качественные изменения личностного самоопределения учащихся и определить образовательную картографию как эффективный инструмент осуществлению процесса индивидуализации в условиях вызовов современности на базе общеобразовательной школы, которые реализуют стандарты второго поколения общего образования и содействуют формирования компетенций необходимых для успеха личности.

Список литературы

  1. Ковалева Т.М., Теров А.А. Некоторые аспекты разработки программ развития образовательных учреждений, направленных на реализацию идей индивидуализации и тьюторского сопровождения (на правах рукописи)
  2. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. /Профессия «тьютор». М.-Тверь: ≪СФК-офис≫; 2012г – стр 136 – 138
  3. Ковалева Т. М. «О становлении новой профессии тьютора»//Театр, кино, музей – для новой школы: матер. Всерос.метод. семинара (г. Пермь, 26 – 27 2011 г.)/отв. Ред. О.В. Игнатьева – Пермь, 2011, стр. 24 – 41
  4. Практикум по возрастной психологии: Учеб пособие/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Спб.: Речь, 2002г – 694с
  5. Соломин И. Л. «Экспресс – диагностика персонала» - Спб.: Речь, 2008. – стр. 47
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст. 2

 


© Демаков Д.А., 2015

Ó Половников Л.В., 2015.

[2]Здесь и далее ссылка на полевые материалы автора устроена следующим образом: указывается год экспедиции, место записи и порядковый номер информанта в соответствии со списком информантов, приведённым в конце статьи, или дата записи в полевом дневнике автора.

[3] Государственный архив Пермского края

[4] Ротмистр Степан Потапов печатал своим перстнем казну (с. 296 III челобитная т. 4) «На перстне у него было печать: суд царя Соломона»

[5] Российский государственный архив древних актов

 

[6] В историографии установилось мнение, что в VII в. во франкских землях под влиянием Колумбана и на основе его устава возникло около ста обителей [2, C.101].

[7] Колумбану приписываются три подобных труда: «Монашеские правила» (Regula monachorum), «Монастырский устав» (Regula coenobialis) и «Пенитенциалий» (Poenitentiale Columbani) [см. 8].

[8] Один из таких эпизодов – визит короля Теодориха в Люксёй, во время которого Колумбан не позволил королю войти в монастырские septa secretoria – «потаенные помещения» (VC, I.19). Это прогневило Теодориха и послужило формальным поводом для изгнания Колумбана из Бургундии.

[9] Эта фраза принадлежит Л.П. Карсавину и в оригинале характеризует монашескую общину святого Бенедикта [1, C.62]. Однако нам кажется уместным применить ее здесь, поскольку Колумбан также стремился к автономии своих монастырей.

[10] Так, Аннегре был основан на месте древнего форта, где «места были неприветливы [своим] запустелым уединением» (VC, I.6). Люксёй также вырос на месте римского укрепления, где ко времени прибытия Колумбана «бродили одни лишь дикие звери и животные: многочисленные медведи, буйволы, волки» (VC, I.10). Боббио же был воздвигнут рядом с базиликой святого Петра «в уединении, [среди] Апеннинских деревень» (VC, I.30).

[11] Для большей убедительности Иона приводит печальный пример того, к чему может привести нарушение этого правила. Когда монахов Люксёя поразил недуг, Колумбан повелел больным, несмотря на слабость, выйти в поле на убор зерна. Те, кто подчинился этому указанию, тотчас выздоровели, а непокорные понесли божественное наказание за свою недостаточную веру: их болезнь продолжалась целый год, так что «они едва спаслись от смерти» (VC, I.12). Этот отрицательный пример должен был послужить дополнительным доказательством того, что указания Колумбана были внушены самим Господом, поэтому нарушать их нельзя.

[12] На континенте была хорошо известна практика публичного покаяния – в церкви, перед епископом. В Британии и Ирландии пенитенциальная традиция была богаче и включала также практику индивидуального покаяния, которая нашла словесное воплощение в жанре пенитенциалия. «Пенитенциалий» Колумбана был первым значительным произведением подобного рода в Галлии. Источниками, повлиявшими на его создание, были островные произведения – «Вступление о покаянии» Гильды Премудрого, а также «Пенитенциалий» Финниана Клонардского [9; 10, P.73]. Хотя на континенте подобная практика не была в новинку, на момент прибытия Колумбана она, по словам Ионы, «едва обнаруживалась в немногих частях страны» (VC, I.5). Именно через Колумбана индивидуальное покаяние стало набирать силу и распространилось на широкие массы населения [10, P.73-74].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.038 с.)