Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Russian policy in the Far East in the XX-XXI centuryСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аннотация. В статье отражены основные направления и опыт Россииво внешней политикена Дальнем Востоке, выделяются основные проблемы взаимоотношений в регионе,перспективы развития межгосударственных отношений с Китаем, Японией и КНДР на мировой арене. Рассмотрено стратегическое партнерство России и Китая, а также трудности и вызовы на современном этапе. Ключевые слова: Внешняя политика, столкновение интересов, территориальные претензии,АТР,Дальневосточный регион. Abstract. The article reflects the main trends and experience in Russian foreign policy in the Far East, highlighted the main problems of relations in the region and prospects of development of bilateral relations with China, Japan and North Korea on the world stage. Considered a strategic partnership between Russia and China, as well as the difficulties and challenges at the present stage. Key words: Foreign policy, conflict of interests, territorial claims, Asiata-Pacific region, the far Eastern region.
Еще с XIX века, Россия, начала проводить полномасштабную деятельность в Тихоокеанском регионе, связанную с усилением экономического, политического и военного присутствия.В период XX-XXI вв. она является главным участником процессов в регионе и стремится диктовать повестку дня. Однако, следует признать, что ей не всегда это удавалось.Если сейчас в дипломатических отношениях России с западноевропейскими государствами можно констатировать определенную нестабильность, то восточные страны готовы к совместному диалогу и сотрудничеству в национальных интересах, от этого во многом зависят перспективы обеспечения мира, безопасности и стабильности в регионе. Этот вектор межгосударственных взаимоотношений является актуальным особенно сегодня. Начало ХХ века ознаменовалось противостоянием в регионе России и Японии. В результате столкновения интересов России и Японии возникла русско-японская война 1904-1905гг. 27 июля 1905 г. по Портсмутскому договору Россия уступила Японии южную часть Сахалина, свои арендные права на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу, соединявшую Порт-Артур с Китайско-Восточной железной дорогой. Японцам разрешалась свободная ловля рыбы в Японском, Охотском и Беринговом морях. Россия также признала Корею японской зоной влияния. В 1910 году, несмотря на протесты других стран, Япония оккупировала Корею. Воспользовавшись ослаблением России из-за начавшейся гражданской войны, Япония начала военную интервенцию, вторгшись в 1918 г. на территорию Дальнего Востока. Японский десант был высажен во Владивостоке в апреле 1918 г.,оккупировала Северный Сахалин, до середины 1925 г. После этого Россия не имела достаточной силы в регионе и утратила позиции в регионе.Япония в марте 1932 г. на захваченных территориях Китая провозгласила марионеточное государство Маньчжоу-го, в состав которого вошла часть земель Внутренней Монголии (Восточная Монголия), Барга и Маньчжурия. Сразу же обострились отношения между Монгольской Народной Республикой (МНР) и Маньчжоу-го, возникли проблемы погранично-территориального характера, вылившись впротиворечияСССР и Японии. Дальнейшие события были закономерны ипревратились в военные действия между ними (на оз. Хасан 1938 г. ир.Халхин-Гол 1939 г.).Также под воздействием России изменилась геополитическая конфигурация в регионе в целом.Победа на Халхин-Голе подтвердила дееспособность советско-монгольского военно-политического союза и эффективность его стратегии национальной безопасности на Дальнем Востоке. Военное поражение Японии означало установление на определенное время мира в регионе и баланса сил между СССР и Японией. Согласно Ялтинским соглашениям трех великих держав (11 февраля 1945г.), по просьбеСША и Великобритании,Советский Союз объявил войну Японии с 9 августа 1945г. Соглашенияпредусматривали в качестве одного из условий вступления СССР в войну против Японии,передачу Советскому Союзу Южного Сахалина и Курильских островов. Япония 15 августа 1945 г. приняла Потсдамскую декларацию и капитулировала. В конце августа - начале сентября 1945 г. Советский Союз занял острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, и эти территории были включены в состав РСФСР[6]. Вступление СССР в войну против Японии имело огромное значение для исхода всей Второй мировой войны. Таким образом, противоборство России и Японии закончилось поражением последней, оккупацией и потерей территорий завоеванных в русско-японской войне 1904-1905г. Мир с Японией так и не был заключен из-за претензий, по поводу занятых Россией островов. Усилилось влияние СССР в Азиато-Тихоокеанском регионе на новые независимые государства. Таким образом, монгольский вопрос в международно-правовом плане в период Второй мировой войны был решен.В результате реализации решений Ялтинской конференции, положений советско-китайского договора от 14 августа 1945 г, признания Китаем 5 января 1946 г независимости МНР, страна превратилась в суверенное государство[1,С.112].Советско-китайские отношения выстраивались неоднозначно и порой даже напряженно. По вопросу с Внутренней Монголией и Маньчжурией, которые после некоторых споров с руководством Внешней Монголии все же территориально вошли в состав Китая. Советский Союз утверждал, что благодаря Ялтинскому соглашению, а также Сан-Францисским мирным договором от 8 сентября 1951 года,«Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и часть острова Сахалин и Курил»[10,С.90], это все легитимизовано статьей 107 Устава ООН.По этому договору Япония отказалась от Курильских островов и Южного Сахалина с прилегающими островами полностью и окончательно, хотя в нем и не была названа страна — правообладатель этих территорий [7, С.34], сейчас это один из острых юридических вопросов. Дипломатические отношения с Японией проходили в 1955-1956г.,1995 г., 2010г., но безрезультатно. В 1956г. Была заключена Советско-японская декларация, по которой восстанавливался только мир. Только при заключении мирного договора, СССР в дар в качестве жеста доброй воли передавал острова Шикотан и Хабомаи (сейчас Россия придерживается этих договоренностей). Переговоры были сорваны под нажимом США (оккупация Окинавы). Страна восходящего солнца пошла по американскому вектору политики.С 1981 года в Японии развернулось движение за «возврат северных территорий», проходящие под протесты и лозунги против не законной оккупации Курильских островов. Территориальные претензии Японии остаются и по сей день, ведутся переговоры, наша позиция понятна, а вот японская зависит от смены премьер-министров, парламента и третьих сил. Необходимо понимать, что нужны новые подходы к определению приоритетов и направлений во внешней политике: в обеспечении национальной безопасности и национальных интересов.Выстраивание хороших отношений с Японией-одно из приоритетных на восточном направлении. Япония входит в десятку основных стран-инвесторов в экономику России. Стратегической сферой нашего экономического сотрудничества является топливно-энергетический комплекс. Сотрудничество в области автомобилестроения и производства дорожной, дорожно-строительной, горнодобывающей, сельскохозяйственной спецтехники.России удалось приобрести обширные морские территории площадью 52 тыс. кв. км в центре Охотского моря при поддержке Японии 2013г.[7, С.36], теперь эта территория является частью континентального шельфа РФ, богатая нефтегазовыми и биоресурсами. Япония заинтересована осваивать Северный морской путь, так же является наблюдателем Арктического совета. Руководство МИД Японии, выступает против изменения позиции по территориальному вопросу. Японская сторона от своей принципиальной позиции по этой проблеме в ближайшее время вряд ли отойдет[11, С. 2].Резкое обострение в последнее время отношений Японии с соседними странами по поводу спорных островов выводит территориальную проблему на первый план в ее внешней политике [15,С.55].Прошедшие переговоры между Россией и Японией вряд ли приведут к взаимоприемлемому решению проблемы территориального размежевания и подписанию мирного договора, так как Японская сторона всегда действует в фарватере американской политики. Однако известные события на Украине под давлением США вносят негативные коррективы в планы японского руководства. Сохраняется политическая нестабильность, неясны перспективы сохранения у власти, как нынешнего правительства, так и демократической партии[11,С.26].Усилия Синдзо Абэ по сближению с Москвой сталкиваются в последнее время с серьезными трудностями. Несмотря на твердую приверженность идее сближения двух стран, он не смог уклониться от присоединения к антироссийским санкциям Запада[7, С.40]. Не однозначно развивались события на Корейском полуострове. Вопрос объединения между Северной и Южной Кореей стоял остро. Суть вопроса заключалось в том, кто возглавит объединенное государство-коммунистический север, поддерживаемый СССР, или демократический юг, на стороне которого были США. Результатом этого противостояния сталаКорейская война 1950-1953гг. Советский Союзофициально не принимал участия в войне, взял на себя финансирование, помогал военными специалистами, техникой и вооружением. Говоря о перспективах Корейской проблемы можно сказать, что Мы заинтересованы в укреплении безопасности Азиато-Тихоокеанского региона (АТР), и не распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Одни из не многих нацелены решать проблемы силовым путем. Именно Россия предложила в 2002 году «пакетную сделку» (мир и безопасность КНДР- в обмен на ядерное оружие). Мы так же заинтересованы в примирении двух Корей, сотрудничаем в энергетической, транспортной сфере. Россия выступает как гарант, посредник стабильности, который не даетдругим странам решать вопрос с помощью силы.Однако проблемы в российско-северокорейских отношениях тоже присутствуют[12]. Корейский вопросне будет решен в ближайшее время, а может и никогда. Южная Корея, поддерживаемая США, демонстрирует свою силу учениями в Южно-Китайском море перед КНДР. Милитаризованный и воинственный режим (обладающий ядерным оружием) во главе сКим Чен Ыном вряд ли пойдут на сближение, так как постоянно находятся в режиме конфронтации и повышенной боевой готовности. Заголовки газет и телевизоров постоянно пестрят баллистическими запусками, жестокими казнями и угрозой войны со стороны Северной Кореи. Особое место в политике России на Дальнем Востоке занимают отношения с Китаем. 14 февраля 1950г. в Москве был подписан сроком на 30 лет советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, призванный «развивать и укреплять экономические и культурные связи и осуществлять необходимое экономическое сотрудничество»[9, С.36]. Антисталинская политика хрущевского руководства нанесла ущерб отношениям дружбы и сотрудничества. Особо пагубную роль при этом сыграли решения XX (февраль 1956г.), XXI (январь-февраль 1959г.) и XXII (октябрь 1961г.) съездов КПСС,касающиеся осуждения И.В. Сталина (диктатуры, культа личности и т.д.) во внешней и внутренней политике. Как известно, 15 октября 1957г. между СССР и КНР было заключено соглашение о новой оборонной технике, СССР обязался предоставить КНР образцы атомной бомбы и всю техническую документацию - но мы отказались.Не обоснованные и политизированные действия в свертывании экономического и научно-технического сотрудничества подрывали отношения СССР с Китаем. Уже с лета 1960г. на всей советско-китайской границе стали возникать инциденты, провокации. С середины 60-х годов советско-китайские отношения приобрели открыто враждебный характер,инциденты на Даманском(2 марта 1969г.), Жаланашколь (13 августа 1969 г.), когда погибло 58 и 12 советских пограничников соответственно [4,С.33]. Естественно, никто не хотел продлевать Договор 1950г. о дружбе, союзе и взаимной помощи. КПК и КПСС больше не сотрудничали. Территориальный спор с Китаем продолжался с1969 по 2000-е гг. Сторонам, наконец, удалось прийти к компромиссу. Прохождение границы с Китаем по фарватеру Амура и Уссури. В результате 90% восточной части границы с Китаем были согласованы, подписано соглашение о границе, которое было подтверждено в 1996 году договором между РФ и КНР[3, С.6].Самой чувствительной потерей для России явилась, очевидно, передача Китаю в 2005 году 174 квадратных километров территорий близ Хабаровска. Остров Тарабаров и половина острова Большого Уссурийского под Хабаровском, а также остров Большой на реке Аргунь в Читинской области, были переданы Китаю по соглашению между руководством России и КНР в 2004 года.Пограничный вопрос, оставшийся России и Китаю в качестве исторического наследия, «получил окончательное и полное разрешение», говорится в соглашении[2, С.20]. В 2005 году был подписан договор о демаркации российско-китайской границы, мы передали около 340 квадратных километров «спорных» территорий [2, С.102].Но не все так хорошо, в 2012 года в процессе демаркации границы, появился алтайский прецедент. Китайпотребовалвернуть «исконно китайские» 17 гектаров алтайской горной местности. По мнению исследователей, территориальные уступки, сделанные Россией Китаю, могут стать опасным прецедентом и спровоцировать Японию из-за принадлежности Южных Курил. «Новый курс» России и Китая и перспективы развития отношений.Сближение наших стран очевидно по ряду причин. Именно взаимодействие России и Китая удержало США от чрезвычайно опасной авантюры на Корейском полуострове. Очевидно что, фактор российско-китайских отношений становится одним из главных при российской стратегии в АТР и в сочетании с укреплением экономического, военно-политического и иного взаимодействия со странами Восточной Азии (включая Вьетнам, Монголию, Корею, Япония).Это дает России значительные преимущества при обеспечении национальных интересов. В перспективе необходимо найти способ адаптации наших интересов и предотвратить превращение России в сырьевой придаток Китая.Значительнаядоля экспорта России в Китай — это сырьевые товары: сырая, не переработанная нефть, древесина, руда, уголь. Одна из задач, которая стоит перед российскими экономистами - изменить структуру нашего экспорта, структуру торговли с Китаем, сделать ее наукоемкой. Таким образом, стратегическим центром российско-китайских отношений должно стать международно-политическое, энергетическое и экономическоесотрудничество, являющееся долгосрочным, взаимовыгодным и всесторонним. Мегапроекты должны не только служить фундаментом отношений, но и отражать реальную взаимную выгоду и общую судьбу двух цивилизаций, народов и государств. Это придаст отношениям России и Китая новые жизненные силы [8, С.29]. Необходима конкретная проработка одобренной сторонами в сентябре 2009 г. «Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо‑Востока Китая на 2009—2018 гг.»; в ней сейчас прослеживается явный крен в сторону использования лишь наших сырьевых ресурсов [13,С.180].Широкие возможности открывает сотрудничество России и Китая в рамках таких структур, как ШОС, БРИКС, РИК, ЕАЭС иАзиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ)- выступает конкурентом МВФ. Фронтальное наступление Запада на права и интересы России после событий зимы-весны 2014 г. на Украине увеличивает потребность Москвы в более тесном взаимодействии с Пекином[5, С.25]. Не следует заблуждаться по поводу того, что официальный Пекин воздерживается от открытой поддержки России в украинском вопросе - там считают, что это могло бы быть расценено как косвенное поощрение сепаратистских настроений в Тибете и Синьцзян-Уйгурском автономном районе (по этой же причине Китай ранее воздержался от признания независимости Абхазии и Южной Осетии). Кроме того, Китаю не хочется рисковать, если он вступит в открытую конфронтацию с Западом из-за России и Украины [14, С.39]. Международная обстановка в условиях кризиса, а так жеусиление США в юго-восточной Азии и позиция по ряду спорных вопросов с Китаем,объективно способствует дальнейшему сближению Китая и России. Кризис и западные санкции подталкивают к поиску новых путей совместного экономического и энергетического развития двух стран.Взаимодействиев сфере экономики, банковского дела, в сфере энергетики и военно-технического сотрудничества остается самым актуальным аспектом на сегодня между нашими странами. Это правильный в нынешних обстоятельствах курс, позволяющий в максимальной степени учитывать национальные особенности каждого государства, их интересы и нужды. Таким образом, влияние России на регион и геополитическую ситуацию в Центральной Азии и на Дальнем Востоке в XX-XXI вв., было в том, что происходила борьба Российской и Японской Империи за экономические и стратегические сферы влияния. Эта борьба завершилась перекройкой политической карты обретением независимости Монголии, ликвидацией Маньчжоу-го, становлением нового сильного государства Китай. Новые события, происходившие в регионе, вызвали ряд новых проблем: территориальные претензии, сепаратизм, терроризм и политические разногласия, в результате которых порождаются войны. С тех пор Япония встала на путь пацифизма, и не имеет своей регулярной армии. В течение XX века АТР наращивал свою экономическую мощь и превратился в один из главных геополитических и геоэкономических центров. Уже в XXI веке Дальний Восток превратился в главное звено мировой экономики. Политические отношения России с разными странами складывались не однозначно, а порой и противоречиво. Теперь дляРоссии, и особенно для российского Дальнего Востока, есть шанс выстроить правильные и взвешенные решения, направить свои силы на сотрудничество, и для этого уже много сделано, внутренние и внешние, экономические и политические аспекты отношений тесновзаимосвязаны между собой, и уже воплощаются на практике. На современном этапе Россия один из главных участников процессов в регионе и регулятор отношений со странами Дальневосточного региона. Список литературы 1. Автономный Район Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики. М.: 1980. -С.151. 2. Афанасьев Е.В. Российско-китайские отношения: от нормализации к партнерству // Проблемы Дальнего Востока.- 2009.- № 2. - С.20. 3. Ларин В. Россия и Китай на пороге третьего тысячелетия // Проблемы Дальнего Востока.-2007.- № 1.- С.6. 4. Мусалов А. Даманский и Жаланашколь 1969. М.: Экспринт,2005. -С.40. 5. Портняков В. О некоторых аспектах совершенствования российско-китайского стратегического партнерства//Проблемы Дальнего Востока.- 2007.- №5.- С. 25. 6. Посольство Японии в России/ Японо-Российские отношения/ Предисловие к совместному сборнику документов МИД Российской Федерации и МИД Японии по истории территориального размежевания между Россией и Японией: сайт- URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/compilation.html (дата обращения: 11.04.2015). 7 7. Райков Ю. Россия - Япония: тяга к сотрудничеству//Международная Жизнь.- 2014.-№10.-С.34-40. 8. Российско-китайский диалог: модель 2015 //Российский совет по международным делам (РСМД).- 2015.- № 18. - С.32. 9. Сборник российско-китайских договоров. 1949 – 1999 гг./Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой 1950г. Ст.5.М.:1999.-С. 36. 10. Сборник документов и материалов по Японии 1951-1954 гг./ Сан-Францисский мирный договор 1951, глава II. Территория. Ст. 2с.ДВО МИД СССР.: 1954.- С.90. 11 11. Современные российско-японские отношения и перспективы их развития// Российский совет по международным делам(РСМД).- 2012. - №6. - С.2 -26. 12. ТоркуновА.В чем значение корейского вопроса для России?// Российский совет по международным делам(РСМД).- URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3447#top-content (дата обращения: 15.04.15). 13. Титаренко М. Л.. Россия и Китай/ Стратегическое партнерство и вызовы времени. - М.:Ид Форум, 2014.- С. 180 - 224. 14. Титаренко М. Л. Россия, Китай и новый мировой порядок// Международная Жизнь.-2015.- URL: https://interaffairs.ru/virtualread/ia_rus/032015/index.html#/24/ (дата обращения: 10.04.15). 15. Ткаченко Б. И.Зачем нужен мирный договор с Японией?// Москва №4.- 2013. - URL: http://www.moskvam.ru/publications/publication_863.html(дата обращения: 9.04.15). 16. Япония в поисках новой глобальной роли/ Ин-т востоковедения РАН; Ин-т Дальнего Востока РАН; Ассоциация японоведов. М.: Наука-Восточная литература, 2014.- C. 55.
УДК 355/359 Каримов Евгений Романович студент исторического факультета Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет, Пермь, Россия, e-mail:djosef@bk.ru
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.28 (0.011 с.) |