The history of written genres of official-business style of speech, orders, collegiate Proceedings of the XV-XVII centuries 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The history of written genres of official-business style of speech, orders, collegiate Proceedings of the XV-XVII centuries



Аннотация. В статье рассматриваетсяистория зарождения и становления письменных жанров официально-делового стиля речи: с какого момента складываются традиции русской системы делопроизводства, какой вклад в развитие официально-делового письма внесло приказное и коллежское делопроизводство.

Ключевые слова: письменные жанры, официально-деловой стиль речи, приказное делопроизводство, коллежское делопроизводство, деловая письменная речь.

Abstract. The article describes the history of origin and formation of genres of written official-business style of speech: the time, by which traditions of Russian case management system had been formed, the contribution, that orders and collegiate records had made into the development of the official-business letter.

Key words: written genres, official-business style of speech, orders processing, clerical work, collegiate business writing.

Русская деловая письменная речь имеет давние традиции и глубокие исторические корни. Первые письменные документы, которые сохранились и до сих пор говорят нам о том, что уже в X веке в древней Руси практиковалось составление официальных документов. В то время в основном документировались документы правового характера также документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения. Например: жалованные, завещания, вкладные грамоты, а также полные и отпускные грамоты, закладные кабалы, заемные [1, С. 254].

По мере накопления опыта делового письма появлялись устойчивые образцы оформления этих документов, то есть создались устойчивые типовые формы. Это касалось особо распространенных документов: из них составлялись своеобразные пособия - формулярники. Начались складываться традиции русской системы делопроизводства, обработки и хранения документов. Нормы оформления документов закреплялись в законодательстве.

Таким образом, вырабатываемые традиции закладывали основу будущей системы делового письма.

Особый вклад в развитие официально-делового письма внесло приказное делопроизводство XV-XVII века. Официально-деловое письмо этого времени приобрело устойчивые текстовые формулировки, информационные элементы, то есть реквизиты, расположенные в определенной последовательности и определенное расположение материала.

Гораздо позже приказное делопроизводство заменила система коллежского делопроизводства. Делопроизводственная деятельность закрепляется за самостоятельным подразделением канцелярией. Возникло множество видов документов. Деловая письменная речь пополнилась большим количеством новых терминов. Существенно изменилась форма документов. Появились генеральные формуляры, то есть образцы, по которым составлялись документы. Кроме реквизитов, выделявшихся из текста, появляется ряд реквизитов, отражающих различные стадии процесса документирования.

Новую эпоху в процессе стандартизации открыла машинная обработка и компьютеризация делопроизводства. Выбор и закрепление в практике одного языкового варианта из нескольких возможных оправдано экономически, диктуется требованиями все усложняющейся экономической и социально-политической жизни общества, техническим прогрессом. Использование устойчивых формул, принятых сокращений, единообразного расположения материала при оформлении документа характерно для типовых и трафаретных писем, анкет, таблиц, текстов-аналогов и т.п., позволяет кодировать информацию, закрепляя определенные языковые средства за типовой ситуацией. Например, необходимость принять участие в выставке товаров предполагает заполнение заявки, изготовленной выставочной организацией типографским способом в форме анкеты. Особой стандартизации подвергаются так называемые тексты-аналоги, бланки, формул.

Трафаретные тексты с постоянным и меняющимися частями именуются бланками. «Бланк - это своего рода идеальная основа деловой бумаги, в заполненном виде это тот эталон, к которому она стремится и которого достигает. В бланке жесткость формы сводит к нулю все возможности нескольких толкований» [2, С. 17].

Стандартизация языка документов выработала особые типы текстовой организации: трафарет, анкета, таблица. Анкета представляет собой свернутый текст в виде номинаций родовидового соответствия. Таблица представляет собой еще более емкую организацию документа: постоянная информация размещена в заголовках граф и боковика (заголовков строк), а переменная - в ячейках таблицы. Данные типы текстовой организации могут использоваться в различных жанрах деловой документалистики: анкетным методом можно смоделировать кадровые анкеты, приказы, докладные, объяснительные записки; в табличной форме могут быть представлены следующие виды документов: штатное расписание, структура штатов, график отпусков, кадровые приказы.

Типизация деловых документов позволяет моделировать текст любой разновидности, ситуации. При этом составляющий текст оперирует некими модулями, типовыми блоками, которые представляют собой клишированные части текста (в текстах договоров это - представление сторон). Все особенности официально-делового стиля, его знаковая природа обусловлены действием доминанты и функцией долженствования, обеспечивающей правовую и социально-регулирующую значимость деловых текстов. Экономическая необходимость, развитие науки и техники обусловливают все возрастающую унификацию и стандартизацию документов, с одной стороны, и тенденцию к упрощению, очищению от устаревших канцелярских штампов и клише языка деловых писем и, шире, деловой корреспонденции, с другой стороны.

На сегодняшний день актуальность изучения и применения делового стиля сложно переоценить. Роль делового этикета важна в жизни каждой конкретной организации, а также имеет большую значимость на международном уровне. Грамотное владение официально-деловым стилем повышает статус и авторитет человека, открывая перед ними новые перспективы в областях деловой активности. В общем и целом деловой стиль можно охарактеризовать как формулу успеха, на результат которого влияет речь делового человека, его поведение и форма одежды.

Официально‐деловой стиль - функциональная разновидность языка, для которого характерны стабильность и стандартизированность. Он не допускает неоднозначные и плохо структурированные предложения и фразы. Слова употребляются исключительно в прямом значении. Примерами такого стиля могут выступать доклады деятелей на торжественных и официальных встречах и заседаниях. Он применяется и в рабочей атмосфере на совещаниях, презентациях, собраниях.

    Основные черты официально делового стиля заключаются в следующем. Он закреплен как язык обслуживания социально-правовой сферы и используется в законотворчестве, экономической сфере, управлении административными делами и в международной дипломатической деятельности. Короче говоря, это язык документов, которые управляют действиями людей и обладают большим юридическим значением. Поэтому их содержание должно иметь единое толкование и не вводить людей в заблуждение.

Перечислить все жанры официально делового стиля, как мы уже сказали ранее, очень трудно, но основные назвать можно. К ним относятся: договор, заявление, приказ, постановление, доверенность, объявление, справка, законодательные акты, документы разнообразного масштаба и значения и т.д. Все они характеризуются подчеркнутой логичностью изложения, отсутствием признаков эмоциональности, официальностью и изобилуют стандартизированными оборотами и языковыми клише, составленными с использованием старославянских оборотов и архаичной лексики.

 Все жанры официально делового стиля речи, кроме информационной части, имеют определенную форму заполнения деловой бумаги. Эта форма носит наименование реквизита и является предусмотренной ГОСТом. То есть ни один из документов, имеющих общегосударственное значение, не может быть оформлен в свободном порядке.у каждого из них имеется стандартный вид, которому он строго починяется. Реквизиты, которые имеют жанры официально- делового стиля закрепляются строго в определенной части листа бумаги или на готовом бланке. Наименование документа, дата его создания, регистрационный номер (входящий или исходящий), а также все нужные сведения о лице, составившем данный документ, имеет постоянное местоположение. И выглядит это примерно так: название, дата и номер – в верхней части, а личные сведения - в нижней части документа, причем после подписи, ответственного за составление текста.

 Сегодня жанры официально делового стиля максимально продуманы и существуют специальные наборы реквизитов, которые печатаются на готовых стандартных бланках, которые и рекомендуется использовать при составлении той или иной деловой бумаги. К ним относятся: Государственный герб РФ, эмблема организации, изображение различных правительственных наград, цифровые коды учреждений, наименование министерств и предприятий, а также структурных подразделений. К обязательным реквизитам относятся и почтовые реквизиты: индекс, телеграфный адрес, номера телефонов, телетайпов, факсов и банковских счетов. Некоторые жанры официально делового стиля снабжаются грифом ограничения доступа.

Слово «официальный» значит «правительственный, должностной служебный». «Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков» (Л. В. Щерба). Поэтому в официальных документах неупотребительны слова с переносным значением, а также эмоционально окрашенная и разговорная лексика.

Для официального стиля характерны как раз те специфические слова, устойчивые словосочетания и обороты, которые принято называть канцеляризмами.

Среди книжных стилей языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, вызванным характером самого содержания, но многие его черты, исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, фразеология, синтаксические обороты придают ему в целом консервативный характер.

Использование языковых штампов и стереотипов (клише) в официальных документах являются обязательным, но в разговорной речи или в художественных произведениях неуместно. Официальный документ должен быть кратким и написан таким образом, чтобы в нем сразу можно было бы найти необходимую информацию. Поэтом для того, чтобы понять, о чем документ, кому адресован, ему предается определенная форма [3, С. 48].

 В заключении хотелось бы сказать, что изучая историю официально-делового стиля речи, можно отметить, что составление официальных документов и складывающиеся традиции русской системы делопроизводства, обработки и хранения документов берут своё начало уже в X веке. И со временем эти традиции закладывали основу будущей системы делового письма.

 

Список литературы

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Феникс –2000, 544 с.

2. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2002.

3. Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи: Учебник. - 2-е изд., испр. – М.: Форум: ИНФРА – М., 2006.

4. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 8 – 17.

 

 

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ XIX - XX ВВ.»

 

УДК 347.9:94(47)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.134 (0.011 с.)