Ii half of XIX - beginning of XX centuries 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ii half of XIX - beginning of XX centuries



 

Abstract. In this scientific article have been researched the main handicraft features of Ganja on the basis of new scientific materials. Also, were investigated the basic characteristics of local craftsmanship wares as the historic-ethnographical sources.

К ey words: craftsmanship; Ganja; historic-ethnographical research; Azerbaijan.

На основе этнографических исследований, проводимых нами в 2014 году были выявлены некоторые новые для научной общественности аргументы и факты о развитии традиционных ремесел в Гяндже в период второй половины XIX века. Как известно, Гянджа является одним из древних городов Кавказа. Родина великого Азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гяджеви (1141-1209) считается вторым крупным культурно-экономическим центром Азербайджанской Республики. В течение многих веков в этом древнем городе развивались отдельные виды традиционного ремесла. В период второй половины XIX - начала XX веков в Гяндже продолжалось развитие таких ремесленных отраслей как ковроткачество, каменотесное дело, гончарное дело, деревообработка, металлообработка и др. Нужно отметить, что в этот период развитие основных традиционных ремесленных отраслей Гянджи отличалось следующими характерными чертами:

1. Металлообрабатывающее ремесло Гянджи данного периода, безусловно, считается очень важным историко-этнографическим источником. Так как, данное ремесло являлось одним из главных видов ремесла города [5, С.74]. Одним из главных доказательств развития этой отрасли в Гяндже считается долговременное существование отдельных историко-этнографических единиц градостроительства-приходов, то есть местных кварталов мастеров. Эти приходы в течение веков назывались именами отдельных отраслей данного ремесла. Среди местных жителей данные приходы назывались «мехелле» и носили имена такие как «Кузнецы» (демирчилер), «Медники» (мискерлер), «Ювелиры» (зергерлер) [6, С.217].

2. На территории данных приходов-кварталов жыли и работали семьи представителей именно вышеуказанных ремесленных отраслей. Они имели крупные мастерские и здесь изготавливались высококачественные изделия. Данные изделия использовались не только местными жителями, но и продавали покупателям других регионов.

Иностранцы платили огромные суммы за изысканные изделия этого древнего ремесла Гянджи. Нужно отметить, что в период второй половины XIX века металлообрабатывание развивалось с особой скоростью и ускорялось квалифицирование в этой сфере. Основными образцами данных отраслей Гянджи в период XIX-XX веков являлись котел, жбан, поднос (особенно - «меджмеи»-крупный медный поднос), сини (медный поднос средней меры), нимче (художественная медная тарелка), разные виды оружий и ювелирных изделий [3, С.9].

3. Нужно отметить, что гончарное ремесло имело значимую роль в развитии города. Как известно,Гянджа является вторым крупным культурно-экономическим центром страны. На ее территории гончарное ремесло развивалось еще с эпохи неолита, энеолита (восьмые-шестые тысячелетия до нашей эры). Еще в эпоху железного века основными характерными изделиями гончарного ремесла древней Гянджи являлись белоинкрустированные керамические образцы. Блюда со скульптурными головами, триподы, соединенные керамические сосуды тоже были найдены в разных историко-археологических памятниках древ­ней Гянджы и всего Гянджабасарского региона. Эти керамические изделия являют­ся характерными образцами гончарного ремесла данного периода [2]. Ос­новными характерными декоративно-орнаментальными особенностьями гончар­ных образцов данного исторического периода являлись зооморфные, антропоморфные и геометрические элементы. Отдельные, довольно сложные элементы получили очень широкое распространение, выйдя далеко за рамки этнических массивов.

Ряд орнаментальных мотивов керамики древней Гянджи связывается с орнаментом крашеной керамики всего обширного переднеазиатского региона. Таковы, например, отдельные эле­мен­ты геометрических, а также антропоморфных орнаментов белоинкрустированных керамических изделий. В данной эпохе развитие художественной керамики являлось результатом традиционного продолжения мастерства гончар­ного искусства, преемственного от предыдущих поколений. Одним из основных конструктивно – пластических форм художественной керамики древней Гянджи Эллинистического периода (IV – I вв. до н.э.) является фигурная керамика. В эту группу входят те зооморфные сосуды, которым древние мастера придали форму различных животных и птиц, а также керамические сосуды, имеющие над ручками, венчиками и сливами фигуры животных, которые состав­ляют завершающую часть пластических композиций. Кроме того, зооморфные керамические сосуды, к которым присоединены пластические полуфигурки и головки животных также являются характерными образцами гончарного ремесла древней Гянджи и Гянджабасара данной исторической эпохи.

Данные декоративно-орнаментальные особенности характер­ны и для ряда других видов конструктивно-пластических форм художественной керамики Гянджи и всего Гянджабасара. Примером могут служить разные виды сообщающихся сосудов, а также керамических фляг [4]. Декоративно-орнаментальные особенности худо­жествен­ной керамики Гянджи Эллинистического периода отличаются оригиналь­ностью. Гравировка керамических сосудов характеризуется применением белой массы и таких орнаментальных мотивов, как кружки, треугольники и др. Среди художественных керамических изделий античной Гянджи IV-I вв.до н.э. были обнаружены сосуды красного и черного цветов. Известно, что цвет обожженной глины, в основном, зависит от примеси разного количества железных солей и их соединений. Керамика, созданная на этой древней территории отличается своеобразной художественной керамикой. Нужно отметить, что эта керамика богата оригиналь­ными способами, приемами и мотивами декорировки сосудов, а также многими типовыми моментами [9-10].

А также в период XIX-XX веков гончарное ремесло Гянджи развивалось на основе местных традиций. Так как, в этот период в Гяндже существовало более 35-и мастерских, где представители данного ремесла изготавливали качественные, неоднородные глиняные изделия. [5].

4. На рубеже XIX-XX веков каменотесное дело в Гяндже также развивалось и главных, довольно видных образцов данного ремесла данной эпохи можно проследить в таких отраслях как архитектура и строительное дело, эпиграфические памятники и эпитафии. Важно отметить, что в Гяндже это ремесло отличалось древней историей и богатыми ремесленными традициями. В период второй половины XIX - начала XX веков в Гяндже особенно развивалось ремесло каллиграфов-резчиков. На территории Гянджи до сих пор сохранилось довольно много образцов надгробных стел-произведений художественной резьбы по камню. Эпитафии этого древнего города являются прекрасным отражением поэтического творчества местных мастеров-поэтов-художников и каллиграфов-резчиков[4].Основными показателями каменотесного ремесла Гянджи в сфере архитектуры и строительного дела являются экстерьеры жилых домов, а также общественных зданий, которые считаются историческими памятниками местной значимости. Главными эпиграфическими образцами города данной исторической эпохи считаются каменные шебеке и каменные стелы гробниц и мечетей [3].

5. В указанный период в Гяндже развивалось в основном оружейное дело, ковроткачество, ткацкое дело, ремесло портного, тискальщика, кузнечное и ювелирное дело, профессии красильщика, бондаря и кожевника и другие подобные ремесленные отрасли. Среди этих ремесел особо развивалось ковроткачество. Ковры очень широко использовались в быту населения и как мебель, и как занавесь, и как постель и как покрытые для пола[7]. Главными ремесленными видами Гянджинских ковров в данном периоде считались палаз, килим, шедде, чувал, хурджун и др.

Нужно иметь в виду тот факт, что начиная со второй половины XIX века разные качественные ковры и ковровые изделия Гянджи были показаны на международных выставках неоднократно. Примерами могут служить данные факты:

    В 1850, 1852, 1912 годах в Тбилиси [5]

    В 1896 году в Нижнем Новгороде

    В 1900 в Париже

    В 1911 году в Турине [7].

В период XIX-XX веков Гянджинские национальные ковры сохраняли свои главные характерные декоративно-ремесленные особенности и Гянджинские ковры отличались некоторыми свойствами в течение веков [6, С.217].

На основе проведенных исследований были выявлены точные сведения о широком развитии ювелирного дело в Гяндже в конце XIX – в начале XX веков. Ювелиры в основном изготовляли украшения на заказ. Развитие торговых и экономических отношений с соседними государствами способствовали признанию местных ювелирных изделий за границей. Примером этому служат уникальные образцы ручной работы азербайджанских ювелиров, хранящиеся в музеях Санкт-Петербурга (России), Франции и Грузии.

Также еще одной особенностью ремесленного дела в Гяндже была его наследственная передача потомкам. Особо выделялись потомственные ювелиры, ткачи, изготовители ковров, башмачники, гончары и камнетесы[8, С.66].Кроме вышеуказанных ремесленных отраслей в Гяндже на рубеже XIX-XX веков развивались такие традиционные народные профессии как деревообработка, ткачество, шапочное дело, занятия войлочников, шорников и др. Данные ремесленные отрасли считаются важными историко-этнографическими источниками исследования прошлого Гянджи и ее развития.

Этнографическое изучение ремесленных задач актуально и в современном мире в смысле решения профессиональных проблем. Традиционные сферы ремесел являются неоценимыми и надежными источниками изучения культуры, эстетического вкуса, мировоззрения азербайджанского народа. Поэтому очень важно продолжение научных исследований в сфере изучения историко-этнографических особенностей местных ремесленных традиций Гянджи.

Список литературы

1. Акунова Л. Ф. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий: учеб. пособие / Акунова Л. Ф., Приблуда С. З. – М.: Высшая школа, 1979. – 216 с.

2. Кулиева Н. М., Гасанов Э. Л.О развитии художественной керамики в древней Гяндже // Вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.: сб. материалов Междунар. науч. конф. - Новосибирск: Априори. - 2011. - C. 132-135.

3. Azərbaycan incəsənəti. VIII cild, Bakı: Elm. - 1959. - 276 s.

4. Burton-Brown T. Excavations in Azerbaijan, 1948. London - 1951. - 250 p.

5. Guliyeva N. M., Hasanov E. L. About ethnographic-archaeological research of some handicraft branches of Ganja during XIX - XX centuries // Progressive scientific explorations - 2012: Proceedings of the 8th International scientific-practical conference. - Prague: Publishing House - Education and Science. - 2012. - P. 73-75.

6. Hasanov E. L. Risultati ricerca innovativa su taluni professionale industries Ganja XIX - inizio XX Secolo // Italian Science Review. 2014. - № 2 (11). - P. 216-218.

7. Hasanov E. L. Innovational ethnographic facts on investigation and teaching of some basic decorative - applied arts of Ganja of the XIX - XX centuries // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference. - Saint Louis: Publishing House - Science and Innovation Center, Missouri. - 2012. - P. 400-403.

8. Hasanov E. L. About fundamental studies on local cultural traditions of Ganja // European Journal of Natural History. - 2013. - № 3. - P. 65-68.

9. Taylor P. M., HasanovE. L. Ethnological features of cultural heritage of Ganja (On the basis of Mahsati Ganjavi¢s creation) // International scientific journal Theoretical & Applied Science. - 2013. - № 12 (8). - P. 41-44.

10. The dawn of Art. Leningrad: Aurora Art Publishers. - 1974. - 196 p.

 

«ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ»

 

УДК 94(470.53)«1809/1842»

 

Бушмакина Юлия Владимировна

ведущий специалист

Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия), Пермь, Россия,
e - mail: yuiyabushmakina @ gmail. com

ПЛАНЫ С. НОВОЕ УСОЛЬЕ ИЗ ФОНДОВ ГАПК КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Yuliya V. Bushmakina

leading specialist

Perm regional scientific and production center on defense of monuments (cultural heritage), e-mail: yuiyabushmakina@gmail.com



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.018 с.)