Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Diagnostics macrosigns of chasing on examples of medieval Perm Cis- Ural jewelry.

Поиск

Аннотация. В предлагаемой статье представлены основные виды древней ювелирной техники – техники чеканки. В статье рассмотрены категории средневековых ювелирных изделий с территории Пермского Предуралья с чеканкой, такие как: погребальные маски, медальоны, браслеты. Выделены характерные признаки данной техники (макропризнаки).

Ключевые слова: Средневековье, Пермское Предуралье, ювелирные украшения, техника, чеканка, макропризнак, погребальная маска, медальон, браслет.

Annotation:  In this article show general view of ancient jewelry technic – technic of chasing. In the article involved the category of medieval jewelry from Perm Cis – Ural with chasing, such as funerary masks, medallions, bracelets. The characteristics of the technic (macrosigns) are secern.

Key words: The Medieval, Perm Cis – Ural, jewelry, technic, chasing, macrosign, funerary mask, medallion, bracelet.

Среди ювелирных украшений, происходящих с территории Пермского Предуралья, выделяется группа изделий, в изготовлении которых применялась техника чеканки. Техника чеканки широко применялась в декорировании ювелирных изделий различных категорий изделий, таких как: погребальные маски, бляхи с сокольничим, ромбовидные подвески. Некоторые из данных категорий, например, бляхи с сокольничим неоднократно становились объектом внимания ученых, другие – до сих пор остаются не введенными в научный оборот.

Изучение изделий с определенным техническим признаком (в нашем случае – техника чеканки), требует анализа всего массива изделий с данным техническим признаком, поэтому был произведён предварительный сбор и технический анализ изделий с чеканкой из материалов Пермского Предуралья эпохи средневековья. Изделия, с применением техники чеканки, зафиксированы в материалах Бояновского и Рождественских могильников, Редикорского клада, также достаточно много предметов атрибутированых как ювелирные изделия с территории Пермского края (чердынский район), хранятся в частных коллекциях.

Техника чеканки – способ получения рельефных изображений, орнамента на листовом металле, при помощи ударов по чекану (стержню различного сечения и разной формой рабочего окончания) [5, С.312].

 Выделяют три вида чеканки: пуансонная чеканка, плоская чеканка и рельефная чеканка.

Пуансонная чеканка представляет собой выбивание рисунка, фона фигурным чеканом - пуансоном.

Плоская чеканка - получается при выбивании фона изделия, так, что сам рисунок кажется объёмным, литым. Одним из подвидов плоской чеканки можно считать контурную чеканку. Контурная чеканка может быть выполнена как вогнутой, опущенной вниз, так и выпуклой поднятой над фоном линией [7, С.54].

Рельефная чеканка – представляет собой чеканенную поверхность изделия с обеих сторон.

На территории Пермского Предуралья наиболее часто применялась пуансонная или точечная чеканка. Это можно проследить на таких изделиях как погребальные маски. Изучая проблему, связанную с использованием лицевых покрытий в погребальном обряде, ученые всегда поднимали вопрос об этнической принадлежности данной традиции. Сторонники угорской теории относят к носителям данного обряда угро-мадьярские племена. Такой интерпретации придерживаются Голдина Р. Д., Казаков Е. П., Белавин А. М., Крыласова Н. Б. и многие другие. Казаков Е. П. утверждает, что истоки погребальной обрядности с использованием лицевых покрытий следует искать в Сибири. Он приходит к выводу, что памятники с таким видом обрядности располагаются по дуге Евразии в зонах леса и лесостепи (от Алтая до Паннонии). Ученый связывает маски с уграми, хотя не исключает тюркского и самодийского влияния. Белавин А. М. и Крыласова Н. Б. относят погребальные лицевые покрытия к важнейшим маркерам угорской этнической погребальной традиции [1, С.19-20]. Изделия происходит из могильников Пермского Предуралья, датируемых второй половиной IX- начала XI веков и выполнены из высокопробного серебра. Чаще всего, с помощью техники чеканки в масках выделяли основные части лица – рот и глаза (рис.1). Реже встречаются маски с выделением чеканкой глаз, бровей, усов, бороды (рис.2-3).

Так же, к группе, в которой использовалась точечная чеканка, относятся медальоны. Любопытно, что чаще всего, имитировалась вставка камня в центре (большим чеканом), вокруг следа пуансонная чеканка. На внешнем крае медальона чеканка может представлять, как два ряда пуансонных следов (рис.8), так и следы в виде пирамидок (рис.9).

Имеется один медальон ромбовидной формы, где чеканка проходит по краю медальона, дважды вокруг центрального круга и соединяет эти пуансонные круги с краем украшения по сторонам света (рис.10). Также интересны медальоны, где прослеживается зигзагообразная гравировка и золочение внутри отрывочного рисунка (рис. 6-7). Вероятно, основа этих изделий также была вырезана из больших предметов (торевтики) и в дальнейшем, по контуру основы круглой формы была нанесена точечная чеканка.

К группе плоской чеканке можно отнести медальоны с изображением всадника, так называемые «бляхи с сокольничим» и медальоны с растительным орнаментом (рис.4). Известная категория изделий с чеканкой – медальоны с «охотничьим» сюжетом. Изображен всадник с заострённой головой в анфас сидящий на лошади идущий в левую геральдическую сторону (вправо от зрителя), слева и справа от головы всадника – изображения солнца и луны в виде условных солярных знаков (круг и полумесяц), на согнутом локте правой руки, которой всадник опирается на спину лошади, сидит ловчая птица, левая рука, как правило, согнута в локте и поднята к верху [2, С.93]. Аналогичные украшения известны на сопредельных территориях - Республики Коми, в Зауралье и Западной Сибири. Датируются они достаточно широко и условно – XI-XIV вв. [2, С.94-97]. В настоящее время вопрос об их происхождении поднят снова и пока остается открытым [6, С.54]. Данные украшения неоднократно становились объектом внимания исследователей [6, С.50]. Обобщая краткие описания техники их изготовления [2, С.94-97] и результаты визуального поверхностного анализа экземпляров доступных нам, можно сделать вывод, что на некоторых изделиях с помощью плоской и точечной чеканки наносился основной орнамент – фигура всадника, животных.

Интересны художественные произведения металла эпохи сасанидов, где изображены борьба различных зверей, рыбы, растительность. Четко обозначен контур рисунка, чистый фон, а всё изображение прочеканено различной фактурой, штрихами, которые усиливают характер предмета [7, С.54]. В виду этого интересен медальон с растительным орнаментом (рис.5). Фон украшения заполнен мелко – пуансонной чеканкой, контуры орнамента выполнены плоской чеканкой. Растительный узор имеет свои особенности. У пальметт выступающие края лепестков образуют завитки. Характерен мотив трех кружков на коротком стебельке внутри каждого лепестка. От волнистых стеблей отходят спиральные завитки с массивными пальметтовидными цветками. Вероятнее всего, основа данного украшения была вырезана из импортной торевтики. Данный орнамент характерен для Фергано – Семиречной группы торевтики, датируемой второй половиной VIII – первой половиной IX веков [3, С.87]. Металлическую посуду с заполнением фона мелкими окружностями Б.И. Маршак датирует началом IX- началом XIII веков. [4, С.59]

Тем не менее, данную технику довольно просто спутать с такими техниками как металлопластика и басма. «Рельефные изображения, выдавленными стилями (металлопластика) или на матрицах (басма), зачастую называют чеканкой, но это не верно» [5, С.315].

Басма – техника выдавливания рельефов в листовом металле на литых металлических или деревянных матрицах [5, С.226]. Отличительной особенностью одного из способов басмления является применение более тонкого листа, чем при чеканке. Данный лист накладывается на заготовку, затем вбивается в него, переводя при этом рисунок заготовки на металл. Другой же вариант – это выдавливание «вручную деревянными, костяными или металлическими инструментами» [5, С.227], что, вероятно, и путают с чеканкой.

Металлопластика – ручной способ изготовления рельефов на тонком листовом металле путём деформаций, осуществляемых давлением металлическими, костяными или деревянными инструментами – стилями [5, С.257]. «Если работа производится стилем, то это металлопластика. Если работа производится чеканами, то это чеканка» [5, С.257].

Таким образом, рассмотрев все известные ювелирные изделия территории Пермского Предуралья, в изготовлении которых применялась техника чеканки, можно выделить следующие признаки (следы):

- частая деформация изнаночной стороны изделия;

- наличие идентичных друг другу следов от применения одного чекана (при пуансонной чеканке);

- образование так называемых «валков» на месте удара чекана;

- получение более однородного контура рисунка;

- при плоском виде нанесения чеканки «наблюдается некоторая аморфность фона» [5, С.315];

Список литературы.

1. Безматерных И. В. Классификация, хронология и этническая атрибуция погребальных лицевых покрытий Пермского Предуралья //Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов ПГГПУ. И. В. Безматерных – Пермь, 2012. – с. 17-20.

2. Белавин А. М. Камский торговый путь. Средневековое Приуралье в его экономических и этнокультурных связях. / А. М. Белавин. – Пермь: ПГПУ, 2000. – 200 с.

3. Даркевич В. П. Художественный металл востока VIII – XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. /В. П. Даркевич. – Москва: Наука, 1976. – 198 с.

4. МаршакБ. И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. / Б. И. Маршак. – М.: 1971. – 191 с.

5. Минасян Р. С. Металлообработка в древности и Средневековье./ Р. С. Минасян. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2014. – 472 с.: илл.

6. Шатунов Н. В. Медальон с сокольничим из сибирской коллекции Ф. Р. Мартина //Барсова гора: древности таежного Приобья. Н. В. Шатунов – Екатеринбург-Сургут: Уральское издательство, 2008. – с. 50-55.

7. Флёров А. В. Техника художественной эмали, чеканки и ковки / Флёров А. В., Дёмина М. Т., Елизаров А. Н., Шеманов Ю. А. Техника художественной эмали, чеканки и ковки Высшая школа, 1986 – 191 с.: илл.

 

 

УДК 903.222



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.007 с.)