Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Zoomorphic comb of excavation Tomsk KremlinСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аннотация. В данной работе рассматривается зооморфный гребень позднесредневекового сибирского города. Дается типологическая и культурная характеристика костяного гребня с использованием сравнительного анализа. Ключевые слова: Томский кремль; сибирский город; позднее средневековье; гребень; кость. Abstract. In this paper considered the zoomorphic comb late medieval Siberian city. We give a typological and cultural characteristics of the bone comb using comparative analysis. Key word: Tomsk Kremlin; Siberian city; the late Middle Ages; comb; bone. При раскопках Томского кремля на Воскресенской горе (раскопки М.П. Чёрной), на территории воеводской усадьбы, в районе постройки был найден костяной зооморфный гребень с изображением парных коньков. Воеводская усадьба по находкам монет, изразцов, чернолощёной керамики датируется последней третью XVII – серединой XVIII вв. [1, С. 56]. В эти хронологические рамки укладывается бытование костяного гребня (рис.1.1). Гребень по конструкции цельный и представляет собой односторонний тип, имея слегка трапециевидную форму и маленький размер – 4,8 см в длину и 3–3,8 см в ширину, длина зубьев 1,5 см, частота расположения между ними 1 мм. По всему периметру гребень украшен глазковым орнаментом, который наносился циркулем диаметром 3 мм. Между конскими головами изображен двойной диск, имитирующий солярный знак. Облик зооморфного биконькового гребня архаичен и мультикультурен. Подобные гребни широко известны на территории древнерусских городов. Аналогии известны в Архангельской губернии [2, С.50], на городищах Псковском [3, С.306], Камно, Сарском, в Старой Ладоге, в курганах Суздальского Ополья [4, С.104], в Мангазее [5, С.277], и др. На Руси подобные гребни носили сакральный и апотропеический характер. Их могли носить в кармане, подвешивать на веревку или на пояс, а миниатюрные модели гребней подвешивали на цепь [6, С.19, 20]. Описывая художественную архитектонику гребня из Архангельской области, П.С. Ефименко полагал, что зубья гребня символизируют лучи солнца, семиотично связывая образ и назначение, «рабочую» часть [2, С.50]. В славянской мифологии образ коньков отражает культ солнца и плодородия. Согласно преданиям днем по небу светило везут кони, поэтому образ солнца и коня часто изображается вместе [6, С.20; 7, С.264]. Рис.1. 1 – Томск (XVII в.), 2,3,4 – Мангазея (XVII в.), 5 – Суздальское Ополье (IX-X в.), 6 – Вщиж (IX-X в.) Не исключено, что модель билатерального сечения (расчленение фигуры с последующим разворачиванием двух частей) выражала содействие урожаю (отсюда символ изобилия, удачи) посредством образа мирового дерева, заключенного в архитектонике. Образ животных представляется как два геометризованных растительных завитка. Биконьковый образ прижился в культуре русских. Помимо гребней его можно встретить на замках XII в. [8, С.95], медных подвесках в виде гребня XI–XII в., височных серебряных кольцах XIII в. [6, С. 97, 101], деревянных фигурках/прикладах XVII в. [5, С.289], деревянных ковшах XIX в. [9, С.237; 19, С.27], деревянных и медных спицах-зеркалах XIX в. [7, С.267], и др. Альтернативными изображениями могли быть медведи, петухи, лебеди. По мнению О.А. Мурашко и Н.А. Кренке, биконьковые гребни русские косторезы изготовляли как амулеты, специально для торговли с коренным населением Западной Сибири [10, С.47], что характерно для более позднего периода (XVIII–XIX вв.). Однако, и в позднее средневековье русского сибирского города, сакральная функция оставалась жива, и не была направлена лишь на эстетическую функцию, а биконьковый образ не являлся пережитком. По раскопкам Мангазеи, известно, что подобный гребень (рис.1.2) был найден под основанием глинобитной печи в жилищной постройке как приклад, который выступал охранителем дома от злых духов, задабривал домового и призывал счастье. В качестве приклада так же использовалась деревянная биконьковая фигурка [5, С.125, 127]. Сознание было синкретичным, языческие и православные обряды, представления перемешивались и сосуществовали. Бытование гребня вполне укладывается в хронологические рамки XVII–XVIII вв. Архетип томского гребня демонстрирует общерусскую культурную основу европейских и сибирских городов Руси в рамках IX–XIX вв., интегрируя вещи в биконьковом образе (гребни, замки, подвески, височные кольца, приклады, ковши) на разных этапах времени и транслируя традиционное мировоззрение. Исследуемая тема требует дальнейшего углубленного изучения, чтобы проследить типологическую динамику гребней Томского кремля в историко-культурном контексте.
Список литературы 1. Чёрная М. П. Томский кремль середины XVII – XVIII в.: Проблемы реконструкции и исторической интерпретации. – Томск, 2002. – 187 с. 2. Ефименко П. С.Старинныя гребенки въПинежскомъуездеъ, Архангельской губерниiи // Труды московского археологического общества. – М., 1874. – Т. 4., вып.2. – С. 49–57. 3. Чернягин Н. Н. Гребень из Псковского городища // СА, 1948. Вып.10. – С. 305–308. 4. Кондратьева О. А. Зооморфные гребни IX – X вв. // Средневековые древности. – М., 1981. – С. 103–109. 5. Визгалов Г. П., Пархимович С. Г. Мангазея: новые археологические исследования (материалы 2001–2004 гг.) – Екатеринбург – Нефтюганск, 2008. – 296 с. 6. Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X–XIII веков. – Л., 1971. – 128 с. 7. Круглова О. В. Древняя символика в произведениях народного искусства Ярославской области // СА, 1971. – №1. – С. 264–269. 8. Колчин Б. А. Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великго (Продукция, технология) // МИА. Труды новгородской археологической экспедиции. – М., 1959. – №65. – Т.2. – С. 7–120. 9. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М., 1994. – 608 с. 10. Мурашко О. А., Кренке Н. А. Культура аборигенов Обдорского Севера в XIX веке. – М., 2001. – 155 с.
УДК 39 (470,531) Унру Олеся Васильевна магистрант кафедры Древней и Средневековой истории России
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e - mail: mixfive 3@ yandex. ru
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.211 (0.009 с.) |