Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

German ethnic component in the Perm State university-bernie.

Поиск

Аннотация. Данная статья посвящена миграционному процессунемцев на территории Пермской губернии в период со второй половины XIX – начала XX века (до I мировой войны). В статье рассмотрены основные этапы расселения, занятия немцев, конфессиональный состав и уровень грамотности. Немаловажным фактором процесса расселения немцев были и отношения с местным населением и государством. Опыт межэтнического взаимодействия XIX века оставил свой след и повлиял на уникальность Пермского региона.

Ключевые слова: миграция, миграционный процесс, этнокультурная группа, этническая группа, конфессии, перепись.

Abstract. This article focuses on the migration process of the Germans on the territory of the Perm province in the period from the second half of XIX – early XX century (before World war I). The article describes the main stages of settlement, occupation of the Germans, religious composition, and literacy. The important factor of the process of resettlement of the Germans were and relations with local population and government. The experience of interethnic interaction of the nineteenth century have left their mark and influenced the uniqueness of the Perm region.

Keywords: migration, migration, ethno-cultural group, ethnic group, denomination, census.

 

С постоянной миграцией в Российскую империю немецкого населения, шел процесс заселения не только районов Поволжья, но и Урала, в том числе и Пермской губернии. Весь процесс заселения губернии можно разделить на два этапа.

Первый этап XVIII – первая четверть XIX века, время особенно активного процесса расселения немцев на территории Прикамья. Он характеризуется появлением первых немцев в регионе, которые были приглашены государством в качестве специалистов, занимающихся разработкой железоделательного производства, управлением заводами, изучением природных богатств Уральских гор и т.д. Регион рассматривался как горнорудный, промышленный. И государство было заинтересовано в его развитии. Среди основного населения к 1856 году в Прикамье проживало 213 немцев, большая их часть являлась жителями губернского города.[14, C. 42] В основном немцы были сосредоточены в губернском и уездных центрах, в заводских поселениях.Вслед за специалистами, служащими, появлялись чиновники, врачи, учителя, служители культа.

Второй этап, середина XIX – начало XX века(до 1917). Этот этап характеризуется появлением на территории Прикамья немцев-колонистов, которые переселялись с территорий Поволжья и осваивали земли. XIX век в истории миграции немецкого населения Пермской губернии мы можем назвать «золотым» веком. Именно в этот период немцами было очень много сделано для развития Пермской губернии, в этот период они стали неотъемлемой частью жизни региона.

По данным переписи населения 1897 года общая численность немецкого населения губернии увеличилась до 947 человек, 256 из них проживало в Перми.[14, C.38] Из 593 иностранных подданных, в губернии 316 человек имели немецкое происхождение.[8, С.3] Наибольшее количество немецких подданных было в Екатеринбурге(99 человек) и в Ирбите (20 человек).[8, C.20] Говоря о происхождении немецкого населения, прибывшего в губернию в конце XIX века, следует отметить, что они имели Австро-Венгерское, либо германское место рождения.[8, С.56]

По сведениям переписи, из 947 человек 519 были отнесены к категории занятого населения Пермской губернии. Остальные 428 человек были не самостоятельными членами семей. Из 519 человек 279 немцев находились на государственной службе (администрация, суд, полиция, вооруженные силы, учебная и воспитательная, врачебная и санитарная деятельность и т.д). Занятие немцами административных должностей характерно для всех уездов губернии, кроме Ирбитского и Камышловского.

Далее следует отметить, что в транспортной сфере работало 54 человека, в большей степени на железных дорогах - 47 человек. В области финансов и работы с капиталами, куда входили доход с капитала и недвижимого имущества, средства от казны, общественных учреждений и частных лиц был занят 91 специалист. В области добычи и промыслового хозяйства работало 76 человек (земледельцы, лесоводство, лесные промыслы, рыболовство и охота, добыча руд и копи). Наибольшая концентрация земледельцев среди немецкого контингента была характерна для южных уездов губернии. В области производства и обработки было занято 258 человек. В области торговли было занято 75 человек, причем самым распространенным была торговля тканями и предметами одежды. В сфере обслуживания насчитывалось 19 человек, в том числе и частные юристы. Служителями церкви, в благотворительных учреждениях, в общественной и сословной службе было занято 10 человек.[8,C.185]

Исходя из данных, можно сделать вывод, что наиболее распространенными занятиями среди немецкого населения было их участие на государственной службе, добывающей и обрабатывающей промышленности. Можно утверждать, что занимая данные должности, немцы были образованны, имели статусное положение в обществе и высокое происхождение.По данным переписи уровень грамотности немецкого населения был значительным. Из 947 человек: 397 человек владели письменностью русским языком, 371 человек имели образование выше начального. Наличие грамотности и образованность были характерны для всех возрастных групп. Основная масса грамотного немецкого населения в возрасте 20 – 60 лет проживала в городах и крупнейших уездах: Пермском, Екатеринбургском и Ирбитском.[8, С.35]

Из общего числа, проживающих на территории губернии немцев, по данным переписи, 90 человек были потомственными дворянами, 162 личными дворянами и чиновниками не из дворян, 59 потомственные и личные почетные граждане, 183 мещанина и 109 крестьян, 32 купца, 6 человек лица духовного звания, 20 человек не указали сословие. Наибольшее количество лиц, имеющих высокий статус, проживало в городах 69 потомственных дворян, 113 личных дворян и чиновников, 145 мещан. Большая часть из них проживала в центральных городах губернии: Перми и Екатеринбурге.[8, С. 67 ]

Целый комплекс причин служил основой миграционных процессов. Для крестьянского населения традиционно значительным фактором существования являлась земля, а в родных местах крестьянам земли не хватало. Постоянный рост арендной платы и цен на землю в Заволжье и Сибири. В Прикамье цены были в 5 раз ниже. Кроме того аграрные и демографические противоречия в старых колониях. И законодательная политика государства 80 – 90-х годов XIX века, которая носила ограничивающий характер всех льгот, которые имели немцы Поволжья.[7, С.3-5]

В основном немцы-крестьяне селились в южных районах губернии, и период их появления на территории губернии относится к началу XX века. Начало значительной миграции немецкого населения на Восток приходится на начало 60-х годов XIX века. Оставив свои обжитые места на Волге, Северном Кавказе, в Новороссии, на Волыни и других регионах Европейской России, немцы устремились к Южному и Среднему Уралу, в Сибирь.

Для приобретения земли немцы объединялись в товарищества, получали название поселения. Это было условное наименование, так как поселенияпредставляли собой «несколько хуторов, состоящих из крестьянской усадьбы и прилегающего земельного надела, расположенных вдоль дороги, притом расстояние между усадьбами доходило до километра».[2, С. 20]Итоги освоения немецкими переселенцами территории Южного Прикамья представлены в статистических материалах о численности хозяйств и населения в немецких поселениях в 1917г.

Общее количество немецких хозяйств насчитывалось 140, где проживало 804 человека. Немцы селились достаточно компактно и проживали в смежных поселениях. Доля немецкого населения в русских деревнях была незначительной. Немцы сохраняли элементы своей традиционной культуры, но транслировали некоторые элементы на соседнее, русское население. Кроме того, немецкое население Прикамья сохраняло этническое самосознание и представление о местах прежнего проживания.[1, С.143 - 145]

Таким образом, во второй половине XIX – начале XX века в Пермской губернии сформировалась этнокультурная группа немецкого населения, обладающая этническим самосознанием и этнической культурой. Несмотря на то, что молитвенных домов в немецких поселениях не было, немцы долгое время сохраняли свои религиозные убеждения. Собрания производились у лидера религиозной общины. Он руководил молитвенными собраниями, совершал все ритуалы, обучал детей письму и чтению на родном языке. В Перми Лютеранская кирха появилась только в 1864 году по проекту ГеральдаЭрнестовича Боссе[13, С.580], и стала центром религиозной и общественной жизни немцев губернии.

На территории Пермской губернии существовало 16 конфессиональных групп. Основная масса населения исповедовала православие. Среди немецкого населения в основном были распространены: римское католичество, лютеранство, реформизм, протестантизм, православие, иудаизм. Большинство немцев исповедовало лютеранство (770 человек), важно отметить, что 682 из них были грамотными и проживали в городах(518 человек).[8, С.56]Лютеране занимали третье место в городе, по количеству верующих.[8, С.4]

Следует подчеркнуть, что, как правило, деятельность немцев в социально-экономической и культурной жизни города вызывала уважение со стороны местного населения, формировала позитивные взаимоотношения этнически разных групп. В начале XX века, даже известны случаи заключения брака между представителями разных конфессий. Так, например, в 1911 г. преподаватель Пермского реального училища Николай Александрович Несслер евангелическо-лютеранского вероисповедания, заключил брак с дочерью священника Ниной Николаевной Зосимовская, православной. Таинство было совершено в православной церкви.[4, С.7] Или Леонард Николаевич Ватеркампф, сын немца аптекаря, женился на Александре Васильевне Серебряковой, дочери учителя Василия Яковлевича Серебрякова, члена Пермской губернской земской управы.[6, С.7]

Можно, конечно, встретить и примеры другого рода, особенно в связи с начавшейся I мировой войной. Особенный акцент государственные структуры делали на происхождение человека и его религиозные убеждения. В 1915 г. Совет министров постановил прекратить прием германских и австро-венгерских подданных в учебные заведения всех наименований и ведомств как казенных, так и частных, пользующихся правами казенных или получающих пособие из средств Государственного казначейства. Но данное постановление не распространялось на лица, имеющие христианское исповедание, и тех, кто получил разрешение на постоянное место жительства.[3, С.70] То есть немцы, исповедовавшие православное христианство, проживающие в губернии, не теряли право на получение образовании. Можно предположить, что немцы – лютеране ограничивались в получении образования, не смотря на срок проживания в губернии. А подданные, другого исповедания, принадлежащие к народам, воюющим на стороне Тройственного Союза, абсолютно лишались возможности получить образование.

Несмотря на имеющиеся поблажки для местных немцев, за их деятельностью осуществлялся контроль и можно наблюдать усиление давления, как со стороны местных органов власти, так и населения.

 Вследствие донесения Попечительского Оренбургского учебного округа о том, что преподаватель Златоустовской женской гимназии Вильгельм Вильгельмович Гагеман публично распространял ложные сведения о русской армии учащимся, вследствие чего на него было наложено административное взыскание и запрет на дальнейшую педагогическую деятельность.[3, С.23]

30 мая 1915г. ученик Камышинской низшей ремесленной школы Виктор Миллер, евангелическо-лютеранского вероисповедания был исключен из школы и лишен права поступления в какое-либо учебное заведение за неблагопристойное выражение об императоре.[5, С.149]

Ограничивались немцы в возможности осуществления своей профессиональной деятельности. Так в 1915 г. Министр народного Просвещения объявил нежелательным назначение на должность классных наставников лиц из числа преподавателей немецкого языка и принадлежащих к немецкой национальности.[3, С.249]Но в тоже самое время лица римско-католического вероисповедания, которые желали устроиться на должность учителя, как и все претенденты, сдавали экзамены. Одним из экзаменов был церковно-славянский язык. Если немец желал стать учителем начального училища, он мог быть освобожден от испытания, но с соответствующей отметкой в выдаваемом свидетельстве [3, С.1]. То есть с одной стороны мы можем отметить шаги государства направленные на ограничения деятельности немцев, с другой же наоборот по сравнению со всеми не православными конфессиями, лицам римско-католического вероисповедания, среди которых были и немцы, предоставляются определенные поблажки.

Однако, не только государство оказывало давление на немцев, но и само общество. В «Пермской земской неделе» от 29 июня 1917 года повествуется о случае, касающемся увольнения земского агронома-немца – Э.К. Лейриха за неисполнение своих профессиональных обязанностей по инициативе самих жителей деревни. Сами жители села СалдинскогоКрасногорской волости, которые явились на собрание в количестве 579 человек, внесли предложение об его увольнении и агроном был уволен.Однако, сам автор статьи указывает на то, что происхождение и фамилия человека не так важны. «Э.К Лейрих – «немец» только по фамилии,...если судить по газетам Камского края, он, наоборот, является ценным общественным и литературным работником. Об этом свидетельствуют те же крестьяне Верхотурского уезда, да и неужели, провозглашая по всему миру «о самоопределении народностей», - мы будем «гнать» и «травить» трудовую интеллигенцию с немецкими фамилиями у себя дома…». [3, С.24]

Если обратить внимание, что данные прецеденты происходили с 1915 – 1917 годы становится понятно, что именно внешнеполитические процессы влияли на такое противоречивое отношение к немцам. На первое место сейчас выходила этническая принадлежность. События I мировой войны и участие в ней Российской империи в корне изменило отношение к местным немцам, которые стали восприниматься как представители вражеского лагеря. Всплеск национализма, характерный для населения всех стран-участниц войны, порождал подозрительность, враждебное отношение к немцам «только по фамилии» или религии. Негативное отношение к Германии и немцам в период I мировой войны доходили до абсурдных проявлений, выражавшихся даже в переименовании населенных пунктов. К примеру, «Журнальным постановлением Пермского губернского присутствия, состоявшимся 14 февраля сего года за №331, определено

1. Дер. Шашинбург, Каменского общества, Комаровской волости Осинского уезда, переименовать в дер.Горка.

2. Селение Юго-Крауфского завода той-же волости, Осинского уезда, переименовать в селение Юго-Осокин, а самою волость вместо Юго-Крауфской назвать Юго-Осокиной».[11, С.25]

Однако, подчеркнем, что такого рода негативные проявления в отношениях пермского населения к немцам, вызванные I мировой войной, носили ситуационный характер. Положительный опыт межэтнического взаимодействия в предшествующий период перечеркнуть нельзя. Вероятно, именно поэтому действия местных властей носят такой противоречивый, двойственный характер. С одной стороны эти меры ограничивают деятельность и возможности немецкого населения, с другой наоборот носят смягчительный, освобождающий характер, упрощают деятельность, поступление на службу. Во многом данное отношение было спровоцировано еще и действиями центральных органов власти, против Министерских и императорских указов, постановлений местные органы власти не могли пойти, и вынуждены были подчиняться.

Положительный опыт межэтнического взаимодействия показателен еще и тем, что к концу XIX века численность немецкого населения возросла практически в четыре раза по сравнению с серединой века. Изменился характер миграционных процессов. Первые немцы оказывались на территории губернии, во многом не по своей воле, а по государственному назначению, отправлялись на службу. К концу же XIX века немцы осознанно и самостоятельно переселяются в губернию, особенно крестьяне. Пермская губерния XIX века была полиэтничным регионом Российской империи, в котором отмечался положительный опыт взаимодействия народов. Что вероятно привлекало немцев в губернию.

Список литературы

  1. Вайман Д.И. Традиционная культура немецкого населения Южного Прикамья: Межэтническое взаимодействие как фактор формирования этнокультурной специфики//Проблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке: Материалы Санкт-Петербургских этнографических чтений. - СПб, 2006.
  2. Вайнман Д.И., Черных А.В. Немецкое население Южных районов Прикамья: история и традиционная культура//Общественные слушания. «Участие российских немцев в развитии культуры, науки и образования в прошлом и настоящем города Перми и Пермского края». – Пермь,2005.
  3. ГАПК. Ф. 171. Оп.1 Д.2.
  4. ГАПК.Ф. 33. Оп.1 Д.16.
  5. ГАПК. Ф.693. Оп.1 Д.75.
  6. ГАПК.Ф.1610. Оп.1 Д.648.
  7. Костюк М.П.Миграция волынских немцев в Сибирь (конец XIX – первая половина XX века)//Немцы Сибири: история и культура. Материалы V Международной научно-практической конференции. - 16 – 18 мая 2006г. - Омск. 2006.
  8. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897г// XXXI Пермская губерния – изд-е центрального статистического комитета министерства внутренних дел, под ред. ТройницкогоН.А 1904г.
  9. Пермская земская неделя еженедельное издание Пермского губернского земства. – 1917. - №23.
  10. Пермская земская неделя еженедельное издание Пермского земства. – 1915. - №11.
  11. По Пермскому краю. «Переименование немецких названий»// Пермская земская неделя еженедельное издание Пермского земства. – воскресенье, 22 марта 1915. №.11.
  12. «По Пермскому краю, Немца нашли»// Пермская земская неделя еженедельное издание Пермского губернского земства. - четверг 29 июня, 1917. №.23.
  13. Спешилова Е. А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723-1917. Пермь: Курсив, 1999.
  14. Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: Очерки этнокультурного развития. Пермь. 2002.

 

УДК 94(47).084.8

Сысолятина Татьяна Викторовна,

студентка 1 курса,

специальность «Коммерция (по отраслям)»

ГАОУ СПО СО «Уральский колледж технологий и предпринимательства», Екатеринбург, Россия

e-mail: stanyuha@mail.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.108 (0.01 с.)