Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

T he medial component of comics by Publishing House «bubble»

Поиск

Аннотация. Встатье комикс рассматривается как медиа. На примере, отечественных комиксов «Bubble» мы увидим, как медиа проявляет себя в визуальной поп-культуре.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, «медленные медиа», трансмедиа, интерпретативные сообщества, телесность, реабилитация физической реальности, медиальная откровенность, монтаж.

Abstract: In this article comics considered as media. For example was chosen russian comics by publishing house "Bubble", and in this article we will see how media shows itself in visual pop-culture.

Key words: media, media culture, "slow food", transmedia, interpretive community, physicality, rehabilitation of physical reality, medial frankness installation, montage.

 

Нашу эпоху именуют по-разному: и постиндустриальным обществом, и информационной эпохой, и постмодернистским периодом, но наиболее популярным является «медиа-эпоха». Мы живем в мире медиа – системе массовых коммуникаций, «информационном взрыве», о котором в XXв. говорил Маршалл Маклюэн.

Термин media происходит от лат. medium – «посредник», «средство». Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру её восприятия; она может выступать системой уровня развития личности, читающей, анализирующей, оценивающей медиатексты, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т.д. Медиатекстом является то, что передает медиа. Примером медиатекста может служить кинематограф и СМИ, а также телевидение и, по мнению некоторых экспертов, комикс.

Насчет последнего, всё неоднозначно. Комикс – принадлежит к визуально-словесному виду искусства, его имеют «9» среди списка искусств, но можно ли его назвать «медиа»? Именно ответу на этот вопрос и посвящена данная статья.

Комикс – это рисованная история, характеризующаяся органичным сплавом изображения и текста, как графического способа передачи звука. Слово «комикс» происходит от англ. «comic» - «смешной», и первоначально комиксами называли комические короткие истории в газетах, что читали по утрам за чашкой кофе. Однако со временем комиксы стали эпохальным популярным жанром, в истории комиксов это время назвали «Золотым веком». «Золотой век» - время расцвета супергероев: Бэтмена и Супермена, Человека-Паука и Капитана Америки; вслед за ним шел «Серебрянный век», и сейчас комикс существует в «Медиа-Вселенной»: расцвет комикс стилистики в кино и телевидении, Интернет и социальные сети.

Несмотря на то что «Век Супергероев» давно прошел, тематика «супергероики» никуда не исчезла, она по-прежнему популярна и актуальна. В каждой стране существовали свои супергерои, не обошел этот феномен и нашу страну. В октябре 2012 г. издательство «Bubble» во главе с журналистом и медиа-лицом компании Артемом Габреляновым запустили 4 онгоинга: «Майор Гром», «Инок», «Бесобой» и «Красная Фурия». Официально с этого момента можно говорить о «супергероике» в России.

«Комикс точно кинопленка, только в своей собственной динамике», пишет Уилл Айснер, историк комиксов и критик. И этому стоит верить: графическое искусство возникло раньше кинематографического, и по сути дела кинематограф взял большинство приемов из визуального искусства. Например, на киностудиях по-прежнему существует такая технология как раскадровка – художественный прием композиции -, некоторые режиссеры снимают свои фильмы на пленку и перерабатывают их вручную. Все эти подходы применяются в визуальных искусствах, в том числе и комиксах. Поэтому во многом концепции медиа, разработанные для кинематографа, распространяются и на комиксы. Рассмотрим это на примере отечественных комиксов «Bubble».

Комиксы «Bubble» удивительным образом синтезируют в себе такие понятия как «медленные медиа» и «трансмедиа», существующие на различных уровнях. «Медленные медиа» или «слоу фуд» - это не быстрый способ потребления продукта, вдумчивый подбор ингредиентов и тщательное приготовление информационного продукта. «Медленные медиа» сосредотачиваются на одной цели – в нашем случае восприятии комикса. Для восприятия комикса используется активный диалог с читателями/зрителями и постоянное стремление к совершенству. Читатели «Bubble» могут почувствовать авторов медиатекста, здесь уже выступает следующий механизм «трансмедиа».

Под «трансмедиа» понимают специфический способ медиапроизводства: когда сам медийный «продукт» представляет собой очень специфическое явление, свидетельствующее о жанровых трансформациях и трансформации медиаформатов, и как новый вид культурной практики потребителей и специфический опыт восприятия современных масс-медиа.

«Трансмедиа» отличает наличие интерактивного элемента, обратной связи и деятельность «интерпретативных сообществ», где происходит максимальное вовлечение потребителя в со-производство продукта. Издательство «Bubble» сделали правильный ход использовав социальные сети: создали специальный сайт, где комиксы можно прочитать онлайн(за деньги), ознакомится с официальными артами, сделать заказы, и группу в Вконтакте – в самом популярном в нашей стране сайте – и Твиттере. Это послужило хорошим толчком. Использование Интернета как медиаресурса было тактически верным – здесь сработал принцип «сарафанного радио». Тот, кто прочитал комикс на сайте - рассказал об этом в Твиттере и Вконтакте, поделился ссылкой с другими, после чего образовались группы фанатов одного комикса, или одного из художников, например «Фобсово хранилище» посвященный художнице Phobs, и дальше всё пошло по нарастающей. Через два дня после выхода первого выпуска «Майор Гром» на сайте «Дневники.ру» и «Книга Фанфиков» было выложено несколько фанфиков по Вселенной этого комикса, сейчас в сумме насчитывается около 300 работ фанфиков, 2000 артов и 105 официальных и фанатских видеоклипов. Фактически сейчас «Bubble» не занимается рекламой своего продукта, этим занимаются читатели. Огромным плюсом для «Bubble» стала идея объединения всех онгоингов (с октября 2014г. появилось еще 2: «Эксилибриум» и «Метеора») в единую Вселенную, что, кстати, многие поклонники обсуждали в самом начале в блогах и форумах. Фанаты комиксов создают фигурки и украшения в стилистике и сюжетике комиксов. Компания «ПростоТойс» разрабатывает комплект фигурок с главными героями. Среди поклонников устраиваются конкурсы и победителей изображают в самом комиксе. Плюс авторы не раскрывают своих героев до конца, тем самым оставляя пространство для игры и «додумывания», что является отличительной особенностью трансмедиа продукта.

В отечественных комиксах также отражаются и концепции медиа: такие как телесность Мишеля Фуко, где снимаются различия между «внутренним» и «внешним», где телесное отражает социальное. Тело нестолько средство привлечения внимания аудитории, сколько средство коммуницирования с читателем/зрителем. Либидозное существование «социального тела» эпатирует. Ярче всего это проявляется в комиксе «Красная Фурия» рассчитанной по большей части на мужскую аудиторию.

Борис Гройс говорил о феномене медиальной откровенности – проникновение во внутреннее состояние вещей вызывающее у зрителя доверие. Это достигается через диалоги и различные флэшбеки. Откровенность понимается в контексте предъявленному самому себе и, которая требует говорить то, что думает. Но человек незнает, что он думает, поэтому, то, что открывает перед нами персонаж является открытием скрываемого за знакомым. Взгляд другого – взгляд персонажа на то или иное явление, событие или человека. Это и есть медиальная откровенность.

Жиль Делёз в «Кино. Образ-В-движении» пишет о кинематографическом искусстве в частности о монтаже. Монтаж – искусство соединения отдельных фрагментов в единое пространство. Это исконно комиксовое искусство, ведь именно расстановка кадров является важнейшим элементом в комикс искусстве. Множество переменных элементов децентрализуются, входя в одну образную систему. Кадры не статичны, они двигаются, образы героев постоянно движутся: во времени, в пространстве, в сознании и подсознании, и т.д. Персонажи меняются, взрослеют, стареют, молодеют, преобразуются и т.д.

Комиксы способны реабилитировать физическую реальность разработанную Беньямином. Персонажи «Bubble» существуют не в выдуманном мире, а в реальном: в «Майор Гром» действия происходят в Санкт-Петербурге, в «Бесобое» и «Иноке» в Москве. Путешествуя по страницам комиксов, читатели/зрители видят и знакомые места, будь то Красная площадь или сталинские высотки, или Эрмитаж. Реальность перерабатывается и меняется по авторскому медиатексту.

Комиксы удивительным образом синтезированный продукт медиа. В комиксах содержатся медиатексты, отражается реальность и реабилитируется, открываются внутренние состояния и противоречия читателя/зрителя. Тем самым медиальное содержание в комиксах велико, но, к сожалению, в виду архаичности суждений, не оценено по достоинству.

Список литературы

14. Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 2012.

15. «Культурная история медиа», издательство «Эйдос», ст. Н.Л.Соколова, «Трансмедиа и интерпретативные сообщества», вып. 3(4), 2011, С.16 - 21.

16. Библер, В.С. Выступление на конференции «Проблемы монтажа»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //bibler.ru.(дата обращения: 26.12.2014)

 

     УДК 008"312" + 316.72

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.007 с.)