Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказка П. Бажова «серебряное копытце»

Поиск

Задачи. Познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоцио­нально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображе­ние, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Содержание занятия. Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет читать им сказку «Серебряное копытце».

— Рассказал нам эту сказку замечательный русский писатель Павел
Петрович Бажов. Он жил в маленьком рабочем поселке, затерявшемся
в Уральских горах. С детства он любил слушать «тайные сказы» ураль­ских рабочих, которые добывали из земли руду и различные камни. Ге­
роями многих сказов были добрые помощники, хранители богатств
Уральских гор — Хозяйка Медной горы, Голубая змейка, Огневушка-Поскакушка и др., которые свои тайны открывали только смелым и честным людям, тем, кто не хитрит и не жалуется, кто всегда готов помочь другим людям. Пока Павел Бажов был маленьким, он просто за­оминал эти сказы и рассказывал другим, а когда вырос — он стал
специально ездить по селам, собирать уральские сказы и записывать.
так получилась целая книга сказок под названием «Малахитовая шкатулка».

Воспитатель читает сказку П. Бажова «Серебряное копытце» (в со­кращении).

Вопросы к детям:

— Понравилась вам сказка?

621

— Каким был дед Кокованя? (Добрый, веселый, «мастер сказки сказывать», нежадный — только «пол шапки камней нагреб»).

— А что можно сказать про Даренку, какой она была? («Разумница»; не побоялась одна остаться, пока дед Кокованя за лошадью ходил;
не плакала, любила сказки слушать, очень хотела козлика увидеть'
«в избе прибиралась, похлебку да кашу варила».)

Воспитатель просит детей закрыть глаза и представить себе козлика Серебряное копытце, а потом всем вместе постараться рассказать о нем, в случае затруднения задает вопросы (какого роста козлик, что он ел, какая у него шерстка, и др.). Дети говорят по очереди, каждый — о какой-то одной особенности козлика, а воспитатель подтверждает их высказывания словами из сказки:

— «У него на правой передней ноге серебряное копытце».

— «В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень».

— «Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где нож­кой бить станет — там груда дорогих камней».

— «Ростом козел не больше стола».

— «Ножки тоненькие».

— «Головка легонькая».

— «Рожки у него отменные. У простых козлов на две веточки,а у него на пять веток».

— «Травой да листом кормится».

— «Шерстка летом буренькая, как у Муренки, а зимой серенькая».
Затем воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, почему Се­ребряное копытце показался Даренушке и деду Коковане?»

Завершая занятие, педагог может показать детям некоторые изде­лия (малую скульптуру, женские украшения, предметы быта), выпол­ненные из камней (желательно, чтобы среди них были и блестящие прозрачные камни), дав возможность детям полюбоваться этой красо­той, ощутить руками их энергию, понять истинную красоту творения природы и рук человека.

После занятия. Воспитатель может разыграть с игрушками кульми­национную сцену из сказки: прибежали козлик и кошка Муренка, коз­лик стал «бить копытцем», а кошка Муренка стоит рядом и мурлычет: «Пр-равильно говоришь. Пр-равильно». У игрушки — козлика — должны быть обмотана серебряной фольгой правая передняя ножка. (В процессе драматизации можно также использовать домик, куклы, изображающие Даренку и деда Кокованю.) Игрушки воспитатель ос­тавляет в группе, чтобы дети могли играть с ними по собственной ини­циативе.

622

АПРЕЛЬ. 28 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Работа на этой неделе будет способствовать обогащению представлений детей о горах, их обитателях, особенностях растительного мира, образе жизни людей. Рассказы педаго­га будут поддержаны художественными текстами, в том числе дагестан­ской народной сказкой «Храбрый мальчик». Представления детей найдут воплощение в процессе создания макета гор со «снежными шапками» на вершинах, «горной рекой», впадающей в «море». На следующих занятиях по изобразительной деятельности дети смогут дополнить макет гор выре­занными из бумаги в технике ленточной аппликации хвойными «деревья­ми»; делая аппликации из смятой бумаги, смогут «населить» горы стадами пасущихся барашков и овец, слепленные фигурки человечков из пласти­лина превратить в туристов-альпинистов, горнолыжников, отдыхающих людей на «море» у подножия горы и пр. На занятии по конструированию продолжится работа по закреплению представлений о чертеже, развитию способности детей самостоятельно зарисовывать созданную постройку, использовать при строительстве взаимозаменяемость деталей. На занятии по развитию математических представлений у детей будет закрепляться понимание отношений между числами в числовом ряду от 0 до 10; будет организована работа по знакомству детей с непрерывностью времени.

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Кто живет в горах» 2. Рисование. «По горам, по долам» 3. Физкультура № 28.1. Разучивание техники прыжков через короткую скакалку с ноги на ногу на месте. Совер­шенствование техники прыжков в длину с разбега. Разви­тие ловкости (осваивание элементов спортивных игр — настольного тенниса)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры на самокатах Подвижная игра «Совушка»
    После обеда Чтение карачаевской сказки «Приключения охотника» (1-я часть)
    Вечер Игры по инициативе детей
2 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Путешествие в горы» 2. Лепка. «Туристы в горах» 3. Музыка № 28.1. Слушание музыки: И. Морозов «Доктор Айболит» (фрагменты «Медведь», «Петушок», «Сова», «Полька»). Музыкальное движение: этюды «Медведь», «Петушок», «Сова», танец «Полька» (И. Морозов «Доктор Айболит»)

623

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение на прогулке*                                          ~~ Элементы игры в футбол Подвижная игра «Кто лучше прыгнет»
    После обеда Чтение карачаевской сказки «Приключения охотника» (2-я часть)
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 28 2. Аппликация. «Там — сосны высокие» 3. Физкультура № 28.2. Разучивание техники прыжков через короткую скакалку с ноги на ногу с продвижением вперед. Разучивание техники преодоления различных препятствий во время бега. Развитие силы (специальные упражнения для развития мышц спины и брюшного пресса)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Элементы игры в футбол Подвижная игра «Охотники и обезьяны»
    После обеда Чтение чеченской сказки «Три брата, три облака, три вол­шебных коня и три дочери» (1-я часть)  
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Из-за леса, из-за гор» 2. Конструирование. «Строим по чертежу» 3. Музыка № 28.2. Слушание музыки: И. Морозов «Доктор Айболит» (фрагменты «Собака Авва», «Кот Васька»,-«Обезьянка Чичи», «Попугай Карудо»). Музыкальное дви­ жение: этюды «Собака Авва», «Кот Васька», «Обезьянка Чичи», «Попугай Карудо», танец «Полька» (И. Морозов «Доктор Айболит»)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Охотники и обезьяны»
    После обеда Чтение чеченской сказки «Три брата, три облака, три вол­шебных коня и три дочери» (2-я часть)
    Вечер Игры по инициативе детей Физкультурный досуг: ходьба и бег по лабиринту; эстафе­ты с бросками и метанием; игра-задание «Строим дом»; игра «Горный козел» и др.
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Дагестанская сказка «Храбрый мальчик» (вобраб. М. Булатова) 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 28.3. Совершенствование навыка мета­ния на дальность. Разучивание техники езды на велосипе­де по прямой, по кругу, с поворотами. Развитие выносли­вости (подвижные игры «Поезд», «Автогонки», «Кругово­рот» и др.)                                                                      __

624

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры на самокатах, со скакалками Подвижная игра по выбору детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Знания о горах могут побудить детей к играм на темы, связанные с туризмом, путеше­ствием. Такое желание может возникнуть у детей, если педагог обога­тит предметно-игровую: внесет палатки, дощечки для костра, металли­ческую посуду, рюкзаки, веревки и другие принадлежности для путе­шественников.

К пяти годам завершается формирование сюжетно-ролевой игры. Кругозор детей, игровые умения позволяют им свободно пользоваться теми знаниями, которые для них значимы. Трудности же связаны с не-сформированным еще умением согласовывать свои замыслы со свер­стниками, создавать сюжет общими усилиями. Часто из-за неумения это делать игра распадается.

Как правило, формирование сюжета происходит следующим образом: до своего начала игра никем не планируется, именно это свойство выделяет творческую игру от остальных видов детских игр. Кто-то один из детей выступает с инициативой, обозначает тему — «Давайте играть в...». Остальные дети соглашаются, хотя, редко кто из них может запол­нить сюжет какими-либо событиями. Как правило, игру в свои руки бе­рет тот, кто ее предложил. Он объединяет два-три эпизода в линию раз­вития сюжета. И часто получается, что этот ребенок поглощает своей инициативой других детей, навязывает им свой замысел, и, не поддер­жанная другими детьми, игра распадается, не успев начаться. В таком случае к игре должен подключаться взрослый, который всегда сможет предложить какое-либо подходящее по смыслу событие, действие: «А можно еще так поиграть...». Педагог помогает детям услышать друг друга, принять точку зрения другого, аргументированно высказываться.

ПРИРОДА

«Кто живет в горах»

Задачи. Познакомить детей с некоторыми обитателями гор, их приспособленностью к таким условиям жизни, формировать бережное отношение к животным и растениям.

625

Материалы, инструменты, оборудование. Для макета ландшафта-разноцветный пластилин, большая коробка из плотного картона, плас­тиковые баночки, стаканчики разной высоты, цвета и диаметра, четыре-пять одинаковых пластиковых баночек (например из-под плавленого сыра), пластиковые бутылки, аквариумный шланг, трубочки для коктей­ля. Физическая карта мира и России, фотографии, рисунки, слайды гор и горных животных, растений (можно использовать и видеофильмы).

Предварительная работа. Просмотр книг о животных, растениях гор, рассматривание фотографий, которые принесли дети, побывавшие в го­рах. Дети самостоятельно или с воспитателем рассматривают энциклопе­дии и другие книги о животных и растениях гор, просматривают фрагмен­ты видеофильмов, приносят из дома фотографии о своих путешествиях в горы, из которых оформляется небольшая выставка. Изготавливается флажок с эмблемой группы для игры «Путешествие на вершину горы».

Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспи­татель).

В свободное время воспитатель создает с детьми макет горного ланд­шафта из бросового материала. Вначале обсуждается будущий ланд­шафт — в каких местах будут размещены горы разной высоты, в каких потекут реки, где разместится озеро. На картонной основе делается пря­моугольная выемка для озера, в которую должна плотно входить пласти­ковая ванночка. Все остальные элементы рельефа должны быть хотя бы немножко выше, чем уровень кромки этой ванночки, чтобы ручьи и ре­ки текли именно в озеро. Дети с помощью воспитателя закрепляют ван­ночку пластилиновыми колбасками. Затем размещают на картонной ос­нове стаканчики, баночки и ванночки (в перевернутом положении) и за­крепляют, размазывая по их краям пластилин. Для высокой горы подбираются три стаканчика разного диаметра. У двух из них (тех, кото­рые покрупнее), вырезают часть донышка. Из всех стаканчиков состав­ляют что-то наподобие пирамидки. У верхнего стаканчика можно срезать донышко наискосок и соединить края, закрепив их пластилином. Полу­чится будущая вершина горы. Можно попробовать сделать несколько надрезов и вмятин на выступающих краях каждого донышка. Все это по­могает придать ландшафту более естественную форму. Комбинируя вы­сокие и низкие упаковки разной формы, воспитатель с детьми делает по­степенные, плавные или ступенчатые переходы от горного рельефа к воз­вышенностям и холмистым равнинам. Когда каркас модели готов, дети изготавливают из пластилина колбаски, плоские лепешки разного цвета и размера, которыми затем покрывают пластиковые стаканчики. Воспи­татель обращает внимание детей на то, что в природе крайне редко быва­ют вертикальные, прямые склоны гор, поэтому между основанием горы и равниной должен быть плавный переход. Острым кончиком стека про­водят на макете извилистые русла ручьев и речек, соединяя их в одну си­стему. Главная речка впадает в озеро, на дно которого помещают синий пластилин, серебристую фольгу или камешки. На склонах пластилино-

626

вьгх гор делают несколько глубоких вмятин-пещер, в которых шилом прокалывают небольшие отверстия. Такие же отверстия проделывают с нижней стороны модели. Трубочки для коктейля закрепляют одним концом в пещере, а другой выводят в свободное пространство под короб­кой. Тонким аквариумным шлангом соединяют трубочки с источником воды (например, большой пластиковой бутылкой, поставленной выше уровня модели) и немного открывают зажим на шланге. В результате из пещеры забьет родник, а по долине ручья потечет вода. Когда вода напол­нит ванночку-озеро, шланг перекрывают зажимом и, слив воду другим гибким шлангом или резиновой грушей, повторяют все с самого начала. Более простой вариант: в донышке «озера» делают отверстие и просто сливают воду в раковину или в какую-нибудь емкость.

Если есть время и желание, можно создать более сложный вариант макета — с действующим вулканом. Для вулкана лучше всего подходят стаканчики с красным донышком (кратер вулкана). На вершине боль­шой горы делают ямку-кратер, в центре которого укрепляют соломинку для коктейля, как это делали в роднике. Другой ее конец выводят под дно коробки и соединяют с сухой пластиковой бутылкой через отверстие в пробке. В бутылке находится тальк, детская присыпка или пудра. Если резко нажать на бутылку, над кратером вулкана появятся клубы дыма.

Наблюдения на прогулке (проводятся в районах, где уже нет снежно­го покрова или же там, где на территории детского сада или в ближай­шем окружении есть крупные камни, не покрытые снегом).

Дети изучают крупные камни с помощью лупы. Есть ли на них тре­щины? Мхи? Лишайники? Если на территории детского сада есть аль­пийская горка, рассматривают на ней камни, зимующие растения. Воспитатель рассказывает, что для альпийской горки подбирают спе­циальные растения, которые в природе растут в горах.

Воспитатель продолжает обращать внимание дошкольников на при­знаки весны: изменение погоды, высоту стояния солнца, таяние снега, изменения в одежде детей (в южных регионах — появление первоцветов).

Содержание занятия. Воспитатель рассматривает с детьми карту мира и России, находит горы. Каким цветом они показаны? Почему в некоторых местах на коричневом фоне гор выделяются белые пят­на? Это снег. Вершины самых высоких гор покрыты снегом и льдом. А что такое снег и лед? Это вода, поэтому на вершинах гор берут на­чало многие реки. Получается, что чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее становится. Если подняться в горы очень высоко, окажешься рядом с облаками! А вот внизу, у подножий многих гор бы­вает тепло. Поэтому там больше животных и растений, чем наверху. Иногда на вершинах лежат лишь огромные камни, покрытые мхами и лишайниками. Чем выше мы поднимаемся, тем меньше деревьев.

Воспитатель рассказывает:

— Наше путешествие начинается у подножия горы. Рядом с нами шу­мит быстрая река, она перекатывает большие камни. Как гремят камни?

627

Интересно, откуда появилась эта река? Попробуем выяснить, когда по­падем наверх. Здесь, внизу, у подножия горы тепло. Давайте посмотрим на вершину, которую будем покорять. До нее еще очень далеко, нам при­дется долго идти по склону горы. Поднимаемся постепенно вверх, вокруг нас шумят листвой деревья, на полянах растут красивые цветы, летают бабочки. Наша тропинка снова поднимается вверх, а склон становится круче. Деревьев с широкими листьями осталось мало, а вот елей еще до­статочно. Бабочки летают все реже, но птицы еще есть. Смотрите, со склона горы падает водопад. Здесь можно отдохнуть: развести костер, пообедать, но мусор не оставляем, берем с собой (собираем в рюкзаки).

Чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее. Можно уже и ша­почки надеть. Какие большие камни! Их невозможно сдвинуть с места. На больших камнях лишь мхи с лишайниками растут.

В горах часто бывают камнепады, нужно быть осторожными. Ма­леньких камешков здесь тоже много.

Посмотрите, вон за тем камнем спрятался горный козел (фотогра­фии или слайд). Давайте изобразим, как он бегает по скалам. Высоких деревьев вокруг почти не осталось, только ель из стройного дерева пре­вратилась в кустарник, стелется среди камней. Мы поднялись уже до­статочно высоко, здесь еще холоднее. Слышите, как свищет ветер? Чувствуете, как дует? Держите крепче свои шапочки, а то их унесет ветром. При таком ветре насекомые могут летать только у самой земли. Высоким деревьям трудно выжить в таких условиях, поэтому они при­жались к земле: ветер им не мешает, а зимой от морозов спасает снеж­ное одеяло. А какое интересное растение на отвесной скале! (Фотогра­фии или рисунки.) Как будто розовую подушку для сна кто-то приго­товил. Такие цветы так и называются — растения-подушки. Они собрались все вместе, так им теплее, и легче выжить в суровых горах.

Спрячемся среди камней, замрем на минутку и понаблюдаем: вдруг заметим какого-нибудь зверя или птицу. Смотрите, из-за камней пока­зался очень большой бык (слайд, рисунок или фотография). Рассмот­рим его через бинокль. (Дети при помощи ладошек имитируют би­нокль.) Это — як. У него густая, длинная коричневая шерсть. Он двига­ется, не спеша, давайте покажем, как он идет. Подойдем к нему поближе и осторожно погладим. (Дать дошкольникам коричневый мех с длинным ворсом.) Он очень забавно хрюкает! Как вы думаете, для че­го яку такая густая, длинная шерсть? Особенно много волосков под жи­вотом, они у него вместо спального мешка: когда бык ложится, густая шерсть не дает ему замерзнуть. Чем отличаются эти быки от других? На спине у них небольшой горб, рога длинные, загибаются вверх, а хвост похож на лошадиный (попробуем изобразить). Таких быков люди давно разводили в горах, они выносливые, люди пьют их жирное молоко.

Будьте внимательны: вон там спрятался очень редкий зверь, кото­рый живет только в горах — снежный барс (фотография, слайд или ри­сунок). Нам очень повезло: снежного барса увидеть трудно, обычно он охотится ночью, а днем прячется среди скал, в пещерах. Это редкое, животное, его даже в Красную книгу занесли. У барса очень густой пу-

628

шистый, мягкий мех, который не дает ему замерзнуть. На кого он по­хож? Конечно, это родственник нашей кошки. Иногда люди домашних котов называют Барсиками. Давайте попробуем двигаться, как барс. Этот зверь умеет незаметно подкрадываться к своей добыче. Попроща­емся с этой дикой кошкой и продолжим наш путь.

Кто будет внимательным, тот сможет заметить необычный цве­ток — эдельвейс. Он растет высоко в горах, и его трудно найти, поэто­му люди сложили о нем много красивых сказок. (Дети «находят» расте­ние, рассматривают его изображение на фотографии или рисунке, зву­чит красивая музыка.) Вы чувствуете, как стало холодно? (Юные туристы изображают, как они мерзнут.) Давайте оденемся потеплее. Уже немного до вершины осталось, видите, все чаще встречаются пят­на снега. А вон в том овражке тоже лежит снег. Хотите по нему прока­титься? Только осторожно, в горах опасно, нужно не забывать о прави­лах безопасности. (Дети имитируют скольжение по снегу.) Слышите, где-то рядом журчит ручей? Откуда вода в ручейке? На вершине тают лед и снег. Так высоко в горах рождается ручеек, который потом пре­вращается в ту реку, которую мы видели у подножия. Вода в нем очень чистая, только холодная, можем даже попробовать, но осторожно. Ну вот мы и на вершине! Посмотрите вокруг, что вы видите? (Дети расска­зывают.) Блестит снег, сверкает лед, хотя солнышко ярко светит. Здесь совсем нежарко, не то, что у подножия горы! Давайте на вершине оста­вим наш флажок. Так делают путешественники, которые покоряют го­ры. Вот и окончилось наше путешествие!

После занятия. На следующем занятии по рисованию дети создают композицию «По горам, по долам», дополняют сделанный макет гор вырезанными в технике ленточной аппликации деревьями и лепными фигурками человечков — туристов-альпинистов, лыжников и др.

Информация для педагога. В разных горах обитают разные растения и животные. Ваш выбор живых организмов для знакомства будет зави­сеть от особенностей природы вашей местности и доступности того или иного иллюстративного материала.

Як — бык, который живет очень высоко в горах (на Тибете), родст­венник домашних быков и коров. Обратите внимание ребят на его гус­тую (особенно под брюхом) шерсть. Ее сравнивают с меховой «юбкой», которая согревает яка, когда он ложится на холодную землю. В своей теплой шубе як прячет от холода и своих детенышей. Яки очень вынос­ливы, могут питаться только мхами и лишайниками. (Если в вашей коллекции есть эти растения, покажите их детям.) Это животное может даже не есть и не пить в течение довольно длительного периода.

Горный козел — предок наших домашних коз и, конечно, похож на них, хотя намного больше. (Сравните этих животных). У горных коз­лов большие и прочные рога, густая борода. Они обитают на крутых скалах, едят траву, листья кустарников. Эти животные необычайно бы­стро и проворно бегают и прыгают по крутым склонам и камням. В на-

629

шей стране водится сибирский горный козел. Он живет на Алтае, в Са­янах. Им питается снежный барс.

Снежный барс, или ирбис, живет высоко в горах Азии, в нашей стране обитает в Южной Сибири. Считается символом гор, как и рас­тение эдельвейс. Похож на леопарда, но мех светлый, с хорошо выде­ляющимися черными пятнами. Теплая шуба защищает снежного барса от холода. Это очень крупный зверь, который прекрасно переносит су­ровые условия. Родственник нашей домашней кошки. Охотится на горного барана. Ноги у снежного барса короткие, хвост длинный, тол­стый, с густым мехом. Такой хвост помогает ирбису удерживать равно­весие, когда он прыгает. Прячется снежный барс в пещерах и ущельях. Охотится на зайцев, горных баранов, сурков (как правило, ночью). Снежный барс — редкий зверь, он занесен в Международную Красную книгу и Красную книгу нашей страны.

Сеноставки — очень забавные существа, которые, несомненно, за­интересуют ребят. Свое имя они получили за то, что некоторые пред­ставители рода запасают еду своеобразным способом — ставят неболь­шие стожки сена. Кроме того, в преддверии холодов сеноставки соби­рают траву, веточки, и, как рачительные хозяева, кладут их на камни, чтобы подсушить. В горах они прячут свои запасы между камнями. Этих грызунов еще называют пищухами: в случае опасности зверьки громко свистят.

Сеноставки — родственники хорошо известного детям зайца, только с короткими и широкими ушами. Хвост у них тоже очень короткий, а усы длинные. Селятся пищухи среди камней, между которыми делают гнез­да. Живут вместе, их «города» насчитывают сотни и тысячи зверьков.

Сурков — симпатичных пушистых зверушек — знают все дети, тем более что в последние годы и в нашей стране стали отмечать День сур­ка. Когда эти грызуны неподвижно сидят среди травы на задних лап­ках, то становятся похожими на рыжие мохнатые столбики. Сурки — трусишки, как только им угрожает хотя бы небольшая опасность, они исчезают в норе. Зимой эти животные спят полгода и больше, не зря говорят: «Спит, как сурок». Некоторые представители этого рода живут в горах.

Орлы, грифы, кондоры — хищные птицы, которые парят высоко среди гор, высматривают добычу. У них загнутые клювы, острые когти. Охотятся только днем, так как летают с помощью потоков теплого воз­духа, который нагревается от скал.

Эдельвейс — типичное для гор растение, их символ. Его бело­снежные цветки, окруженные острыми, густо опушенными листья­ми, похожи на звездочки. Эти растения обычно встречаются там, где начинается снеговая линия. От холода их защищает толстый слой бе­лых волосков, удерживающих тепло. Когда-то в Закарпатье засушен­ный цветок эдельвейса был обязательной частью гуцульского нацио­нального костюма — его прикрепляли к мужским шляпам. Сейчас растение стало редким, и охраняется во многих странах Европы. Вы­ращивают эдельвейс и в культуре, например на альпийских горках.

630



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.013 с.)