Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказка П. Бажова «серебряное копытце»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи. Познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его. Содержание занятия. Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет читать им сказку «Серебряное копытце». — Рассказал нам эту сказку замечательный русский писатель Павел Воспитатель читает сказку П. Бажова «Серебряное копытце» (в сокращении). Вопросы к детям: — Понравилась вам сказка? 621 — Каким был дед Кокованя? (Добрый, веселый, «мастер сказки сказывать», нежадный — только «пол шапки камней нагреб»). — А что можно сказать про Даренку, какой она была? («Разумница»; не побоялась одна остаться, пока дед Кокованя за лошадью ходил; Воспитатель просит детей закрыть глаза и представить себе козлика Серебряное копытце, а потом всем вместе постараться рассказать о нем, в случае затруднения задает вопросы (какого роста козлик, что он ел, какая у него шерстка, и др.). Дети говорят по очереди, каждый — о какой-то одной особенности козлика, а воспитатель подтверждает их высказывания словами из сказки: — «У него на правой передней ноге серебряное копытце». — «В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень». — «Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней». — «Ростом козел не больше стола». — «Ножки тоненькие». — «Головка легонькая». — «Рожки у него отменные. У простых козлов на две веточки,а у него на пять веток». — «Травой да листом кормится». — «Шерстка летом буренькая, как у Муренки, а зимой серенькая». Завершая занятие, педагог может показать детям некоторые изделия (малую скульптуру, женские украшения, предметы быта), выполненные из камней (желательно, чтобы среди них были и блестящие прозрачные камни), дав возможность детям полюбоваться этой красотой, ощутить руками их энергию, понять истинную красоту творения природы и рук человека. После занятия. Воспитатель может разыграть с игрушками кульминационную сцену из сказки: прибежали козлик и кошка Муренка, козлик стал «бить копытцем», а кошка Муренка стоит рядом и мурлычет: «Пр-равильно говоришь. Пр-равильно». У игрушки — козлика — должны быть обмотана серебряной фольгой правая передняя ножка. (В процессе драматизации можно также использовать домик, куклы, изображающие Даренку и деда Кокованю.) Игрушки воспитатель оставляет в группе, чтобы дети могли играть с ними по собственной инициативе. 622 АПРЕЛЬ. 28 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Работа на этой неделе будет способствовать обогащению представлений детей о горах, их обитателях, особенностях растительного мира, образе жизни людей. Рассказы педагога будут поддержаны художественными текстами, в том числе дагестанской народной сказкой «Храбрый мальчик». Представления детей найдут воплощение в процессе создания макета гор со «снежными шапками» на вершинах, «горной рекой», впадающей в «море». На следующих занятиях по изобразительной деятельности дети смогут дополнить макет гор вырезанными из бумаги в технике ленточной аппликации хвойными «деревьями»; делая аппликации из смятой бумаги, смогут «населить» горы стадами пасущихся барашков и овец, слепленные фигурки человечков из пластилина превратить в туристов-альпинистов, горнолыжников, отдыхающих людей на «море» у подножия горы и пр. На занятии по конструированию продолжится работа по закреплению представлений о чертеже, развитию способности детей самостоятельно зарисовывать созданную постройку, использовать при строительстве взаимозаменяемость деталей. На занятии по развитию математических представлений у детей будет закрепляться понимание отношений между числами в числовом ряду от 0 до 10; будет организована работа по знакомству детей с непрерывностью времени.
623
624
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Знания о горах могут побудить детей к играм на темы, связанные с туризмом, путешествием. Такое желание может возникнуть у детей, если педагог обогатит предметно-игровую: внесет палатки, дощечки для костра, металлическую посуду, рюкзаки, веревки и другие принадлежности для путешественников. К пяти годам завершается формирование сюжетно-ролевой игры. Кругозор детей, игровые умения позволяют им свободно пользоваться теми знаниями, которые для них значимы. Трудности же связаны с не-сформированным еще умением согласовывать свои замыслы со сверстниками, создавать сюжет общими усилиями. Часто из-за неумения это делать игра распадается. Как правило, формирование сюжета происходит следующим образом: до своего начала игра никем не планируется, именно это свойство выделяет творческую игру от остальных видов детских игр. Кто-то один из детей выступает с инициативой, обозначает тему — «Давайте играть в...». Остальные дети соглашаются, хотя, редко кто из них может заполнить сюжет какими-либо событиями. Как правило, игру в свои руки берет тот, кто ее предложил. Он объединяет два-три эпизода в линию развития сюжета. И часто получается, что этот ребенок поглощает своей инициативой других детей, навязывает им свой замысел, и, не поддержанная другими детьми, игра распадается, не успев начаться. В таком случае к игре должен подключаться взрослый, который всегда сможет предложить какое-либо подходящее по смыслу событие, действие: «А можно еще так поиграть...». Педагог помогает детям услышать друг друга, принять точку зрения другого, аргументированно высказываться. ПРИРОДА «Кто живет в горах» Задачи. Познакомить детей с некоторыми обитателями гор, их приспособленностью к таким условиям жизни, формировать бережное отношение к животным и растениям. 625 Материалы, инструменты, оборудование. Для макета ландшафта-разноцветный пластилин, большая коробка из плотного картона, пластиковые баночки, стаканчики разной высоты, цвета и диаметра, четыре-пять одинаковых пластиковых баночек (например из-под плавленого сыра), пластиковые бутылки, аквариумный шланг, трубочки для коктейля. Физическая карта мира и России, фотографии, рисунки, слайды гор и горных животных, растений (можно использовать и видеофильмы). Предварительная работа. Просмотр книг о животных, растениях гор, рассматривание фотографий, которые принесли дети, побывавшие в горах. Дети самостоятельно или с воспитателем рассматривают энциклопедии и другие книги о животных и растениях гор, просматривают фрагменты видеофильмов, приносят из дома фотографии о своих путешествиях в горы, из которых оформляется небольшая выставка. Изготавливается флажок с эмблемой группы для игры «Путешествие на вершину горы». Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспитатель). В свободное время воспитатель создает с детьми макет горного ландшафта из бросового материала. Вначале обсуждается будущий ландшафт — в каких местах будут размещены горы разной высоты, в каких потекут реки, где разместится озеро. На картонной основе делается прямоугольная выемка для озера, в которую должна плотно входить пластиковая ванночка. Все остальные элементы рельефа должны быть хотя бы немножко выше, чем уровень кромки этой ванночки, чтобы ручьи и реки текли именно в озеро. Дети с помощью воспитателя закрепляют ванночку пластилиновыми колбасками. Затем размещают на картонной основе стаканчики, баночки и ванночки (в перевернутом положении) и закрепляют, размазывая по их краям пластилин. Для высокой горы подбираются три стаканчика разного диаметра. У двух из них (тех, которые покрупнее), вырезают часть донышка. Из всех стаканчиков составляют что-то наподобие пирамидки. У верхнего стаканчика можно срезать донышко наискосок и соединить края, закрепив их пластилином. Получится будущая вершина горы. Можно попробовать сделать несколько надрезов и вмятин на выступающих краях каждого донышка. Все это помогает придать ландшафту более естественную форму. Комбинируя высокие и низкие упаковки разной формы, воспитатель с детьми делает постепенные, плавные или ступенчатые переходы от горного рельефа к возвышенностям и холмистым равнинам. Когда каркас модели готов, дети изготавливают из пластилина колбаски, плоские лепешки разного цвета и размера, которыми затем покрывают пластиковые стаканчики. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в природе крайне редко бывают вертикальные, прямые склоны гор, поэтому между основанием горы и равниной должен быть плавный переход. Острым кончиком стека проводят на макете извилистые русла ручьев и речек, соединяя их в одну систему. Главная речка впадает в озеро, на дно которого помещают синий пластилин, серебристую фольгу или камешки. На склонах пластилино- 626 вьгх гор делают несколько глубоких вмятин-пещер, в которых шилом прокалывают небольшие отверстия. Такие же отверстия проделывают с нижней стороны модели. Трубочки для коктейля закрепляют одним концом в пещере, а другой выводят в свободное пространство под коробкой. Тонким аквариумным шлангом соединяют трубочки с источником воды (например, большой пластиковой бутылкой, поставленной выше уровня модели) и немного открывают зажим на шланге. В результате из пещеры забьет родник, а по долине ручья потечет вода. Когда вода наполнит ванночку-озеро, шланг перекрывают зажимом и, слив воду другим гибким шлангом или резиновой грушей, повторяют все с самого начала. Более простой вариант: в донышке «озера» делают отверстие и просто сливают воду в раковину или в какую-нибудь емкость. Если есть время и желание, можно создать более сложный вариант макета — с действующим вулканом. Для вулкана лучше всего подходят стаканчики с красным донышком (кратер вулкана). На вершине большой горы делают ямку-кратер, в центре которого укрепляют соломинку для коктейля, как это делали в роднике. Другой ее конец выводят под дно коробки и соединяют с сухой пластиковой бутылкой через отверстие в пробке. В бутылке находится тальк, детская присыпка или пудра. Если резко нажать на бутылку, над кратером вулкана появятся клубы дыма. Наблюдения на прогулке (проводятся в районах, где уже нет снежного покрова или же там, где на территории детского сада или в ближайшем окружении есть крупные камни, не покрытые снегом). Дети изучают крупные камни с помощью лупы. Есть ли на них трещины? Мхи? Лишайники? Если на территории детского сада есть альпийская горка, рассматривают на ней камни, зимующие растения. Воспитатель рассказывает, что для альпийской горки подбирают специальные растения, которые в природе растут в горах. Воспитатель продолжает обращать внимание дошкольников на признаки весны: изменение погоды, высоту стояния солнца, таяние снега, изменения в одежде детей (в южных регионах — появление первоцветов). Содержание занятия. Воспитатель рассматривает с детьми карту мира и России, находит горы. Каким цветом они показаны? Почему в некоторых местах на коричневом фоне гор выделяются белые пятна? Это снег. Вершины самых высоких гор покрыты снегом и льдом. А что такое снег и лед? Это вода, поэтому на вершинах гор берут начало многие реки. Получается, что чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее становится. Если подняться в горы очень высоко, окажешься рядом с облаками! А вот внизу, у подножий многих гор бывает тепло. Поэтому там больше животных и растений, чем наверху. Иногда на вершинах лежат лишь огромные камни, покрытые мхами и лишайниками. Чем выше мы поднимаемся, тем меньше деревьев. Воспитатель рассказывает: — Наше путешествие начинается у подножия горы. Рядом с нами шумит быстрая река, она перекатывает большие камни. Как гремят камни? 627 Интересно, откуда появилась эта река? Попробуем выяснить, когда попадем наверх. Здесь, внизу, у подножия горы тепло. Давайте посмотрим на вершину, которую будем покорять. До нее еще очень далеко, нам придется долго идти по склону горы. Поднимаемся постепенно вверх, вокруг нас шумят листвой деревья, на полянах растут красивые цветы, летают бабочки. Наша тропинка снова поднимается вверх, а склон становится круче. Деревьев с широкими листьями осталось мало, а вот елей еще достаточно. Бабочки летают все реже, но птицы еще есть. Смотрите, со склона горы падает водопад. Здесь можно отдохнуть: развести костер, пообедать, но мусор не оставляем, берем с собой (собираем в рюкзаки). Чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее. Можно уже и шапочки надеть. Какие большие камни! Их невозможно сдвинуть с места. На больших камнях лишь мхи с лишайниками растут. В горах часто бывают камнепады, нужно быть осторожными. Маленьких камешков здесь тоже много. Посмотрите, вон за тем камнем спрятался горный козел (фотографии или слайд). Давайте изобразим, как он бегает по скалам. Высоких деревьев вокруг почти не осталось, только ель из стройного дерева превратилась в кустарник, стелется среди камней. Мы поднялись уже достаточно высоко, здесь еще холоднее. Слышите, как свищет ветер? Чувствуете, как дует? Держите крепче свои шапочки, а то их унесет ветром. При таком ветре насекомые могут летать только у самой земли. Высоким деревьям трудно выжить в таких условиях, поэтому они прижались к земле: ветер им не мешает, а зимой от морозов спасает снежное одеяло. А какое интересное растение на отвесной скале! (Фотографии или рисунки.) Как будто розовую подушку для сна кто-то приготовил. Такие цветы так и называются — растения-подушки. Они собрались все вместе, так им теплее, и легче выжить в суровых горах. Спрячемся среди камней, замрем на минутку и понаблюдаем: вдруг заметим какого-нибудь зверя или птицу. Смотрите, из-за камней показался очень большой бык (слайд, рисунок или фотография). Рассмотрим его через бинокль. (Дети при помощи ладошек имитируют бинокль.) Это — як. У него густая, длинная коричневая шерсть. Он двигается, не спеша, давайте покажем, как он идет. Подойдем к нему поближе и осторожно погладим. (Дать дошкольникам коричневый мех с длинным ворсом.) Он очень забавно хрюкает! Как вы думаете, для чего яку такая густая, длинная шерсть? Особенно много волосков под животом, они у него вместо спального мешка: когда бык ложится, густая шерсть не дает ему замерзнуть. Чем отличаются эти быки от других? На спине у них небольшой горб, рога длинные, загибаются вверх, а хвост похож на лошадиный (попробуем изобразить). Таких быков люди давно разводили в горах, они выносливые, люди пьют их жирное молоко. Будьте внимательны: вон там спрятался очень редкий зверь, который живет только в горах — снежный барс (фотография, слайд или рисунок). Нам очень повезло: снежного барса увидеть трудно, обычно он охотится ночью, а днем прячется среди скал, в пещерах. Это редкое, животное, его даже в Красную книгу занесли. У барса очень густой пу- 628 шистый, мягкий мех, который не дает ему замерзнуть. На кого он похож? Конечно, это родственник нашей кошки. Иногда люди домашних котов называют Барсиками. Давайте попробуем двигаться, как барс. Этот зверь умеет незаметно подкрадываться к своей добыче. Попрощаемся с этой дикой кошкой и продолжим наш путь. Кто будет внимательным, тот сможет заметить необычный цветок — эдельвейс. Он растет высоко в горах, и его трудно найти, поэтому люди сложили о нем много красивых сказок. (Дети «находят» растение, рассматривают его изображение на фотографии или рисунке, звучит красивая музыка.) Вы чувствуете, как стало холодно? (Юные туристы изображают, как они мерзнут.) Давайте оденемся потеплее. Уже немного до вершины осталось, видите, все чаще встречаются пятна снега. А вон в том овражке тоже лежит снег. Хотите по нему прокатиться? Только осторожно, в горах опасно, нужно не забывать о правилах безопасности. (Дети имитируют скольжение по снегу.) Слышите, где-то рядом журчит ручей? Откуда вода в ручейке? На вершине тают лед и снег. Так высоко в горах рождается ручеек, который потом превращается в ту реку, которую мы видели у подножия. Вода в нем очень чистая, только холодная, можем даже попробовать, но осторожно. Ну вот мы и на вершине! Посмотрите вокруг, что вы видите? (Дети рассказывают.) Блестит снег, сверкает лед, хотя солнышко ярко светит. Здесь совсем нежарко, не то, что у подножия горы! Давайте на вершине оставим наш флажок. Так делают путешественники, которые покоряют горы. Вот и окончилось наше путешествие! После занятия. На следующем занятии по рисованию дети создают композицию «По горам, по долам», дополняют сделанный макет гор вырезанными в технике ленточной аппликации деревьями и лепными фигурками человечков — туристов-альпинистов, лыжников и др. Информация для педагога. В разных горах обитают разные растения и животные. Ваш выбор живых организмов для знакомства будет зависеть от особенностей природы вашей местности и доступности того или иного иллюстративного материала. Як — бык, который живет очень высоко в горах (на Тибете), родственник домашних быков и коров. Обратите внимание ребят на его густую (особенно под брюхом) шерсть. Ее сравнивают с меховой «юбкой», которая согревает яка, когда он ложится на холодную землю. В своей теплой шубе як прячет от холода и своих детенышей. Яки очень выносливы, могут питаться только мхами и лишайниками. (Если в вашей коллекции есть эти растения, покажите их детям.) Это животное может даже не есть и не пить в течение довольно длительного периода. Горный козел — предок наших домашних коз и, конечно, похож на них, хотя намного больше. (Сравните этих животных). У горных козлов большие и прочные рога, густая борода. Они обитают на крутых скалах, едят траву, листья кустарников. Эти животные необычайно быстро и проворно бегают и прыгают по крутым склонам и камням. В на- 629 шей стране водится сибирский горный козел. Он живет на Алтае, в Саянах. Им питается снежный барс. Снежный барс, или ирбис, живет высоко в горах Азии, в нашей стране обитает в Южной Сибири. Считается символом гор, как и растение эдельвейс. Похож на леопарда, но мех светлый, с хорошо выделяющимися черными пятнами. Теплая шуба защищает снежного барса от холода. Это очень крупный зверь, который прекрасно переносит суровые условия. Родственник нашей домашней кошки. Охотится на горного барана. Ноги у снежного барса короткие, хвост длинный, толстый, с густым мехом. Такой хвост помогает ирбису удерживать равновесие, когда он прыгает. Прячется снежный барс в пещерах и ущельях. Охотится на зайцев, горных баранов, сурков (как правило, ночью). Снежный барс — редкий зверь, он занесен в Международную Красную книгу и Красную книгу нашей страны. Сеноставки — очень забавные существа, которые, несомненно, заинтересуют ребят. Свое имя они получили за то, что некоторые представители рода запасают еду своеобразным способом — ставят небольшие стожки сена. Кроме того, в преддверии холодов сеноставки собирают траву, веточки, и, как рачительные хозяева, кладут их на камни, чтобы подсушить. В горах они прячут свои запасы между камнями. Этих грызунов еще называют пищухами: в случае опасности зверьки громко свистят. Сеноставки — родственники хорошо известного детям зайца, только с короткими и широкими ушами. Хвост у них тоже очень короткий, а усы длинные. Селятся пищухи среди камней, между которыми делают гнезда. Живут вместе, их «города» насчитывают сотни и тысячи зверьков. Сурков — симпатичных пушистых зверушек — знают все дети, тем более что в последние годы и в нашей стране стали отмечать День сурка. Когда эти грызуны неподвижно сидят среди травы на задних лапках, то становятся похожими на рыжие мохнатые столбики. Сурки — трусишки, как только им угрожает хотя бы небольшая опасность, они исчезают в норе. Зимой эти животные спят полгода и больше, не зря говорят: «Спит, как сурок». Некоторые представители этого рода живут в горах. Орлы, грифы, кондоры — хищные птицы, которые парят высоко среди гор, высматривают добычу. У них загнутые клювы, острые когти. Охотятся только днем, так как летают с помощью потоков теплого воздуха, который нагревается от скал. Эдельвейс — типичное для гор растение, их символ. Его белоснежные цветки, окруженные острыми, густо опушенными листьями, похожи на звездочки. Эти растения обычно встречаются там, где начинается снеговая линия. От холода их защищает толстый слой белых волосков, удерживающих тепло. Когда-то в Закарпатье засушенный цветок эдельвейса был обязательной частью гуцульского национального костюма — его прикрепляли к мужским шляпам. Сейчас растение стало редким, и охраняется во многих странах Европы. Выращивают эдельвейс и в культуре, например на альпийских горках. 630
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.013 с.) |