Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лепка сюжетная по мотивам богородской игрушкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Косматый мишка» Задачи. Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. Учить лепить медведя в стилистике богородской народной игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам народного искусства. Предварительная работа. Знакомство с богородской игрушкой, искусством резьбы по дереву. Материалы, инструменты, оборудование. Богородские игрушки (желательно, медведь), альбом «Деревянные игрушки»; глина (или соленое тесто, или пластилин желтого, коричневого, серого цвета), стеки, поворотные диски, клеенки, салфетки бумажные и матерчатые. Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми, что и как можно делать из дерева. Рассказывает, что в некоторых городах и селах и поныне живут мастера, которые делают красивые вещи из дерева. В селе Богородском близ города Сергиева Посада живут умельцы, которые с давних времен делают деревянные игрушки. (Воспитатель показывает несколько игрушек.) Для изготовления таких игрушек мастера используют древесину мягких деревьев — липы, ольхи, осины. Она легко режется ножом и позволяет передавать даже самые мелкие детали (шерсть, перья, щеки, когти). Сначала мастера работают топором — вырубают часть дерева, необходимую по размеру, а потом ножом вырезают задуманную фигурку и передают все детали. Богородские игрушки — это фигурки, которые изображают жителей села, барынь, гусаров, всадников, упряжки, а также домашних животных, птиц и зверей. Мастера обычно изображают их за каким-то делом. Во многих игрушках есть специальные приспособления, которые позволяют им двигаться (чаще всего ручки (подвижные планки) с веревочками и пружинки). Самые популярные сюжеты связаны с любимым героем богородской скульптуры — медведем. Обычно он выполняет какую-то работу — бьет молотом по наковальне, наигрывает на балалайке, играет в футбол и даже улетает в космос. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут лепить медведя по сюжетам прочитанных сказок, и по- 186
стараются лепить так, чтобы медведь был похож на богородскую игрушку. Богородские мастера вырезают свои игрушки из дерева с помощью топора и ножа, а мы с вами будем лепить из глины (соленого теста, пластилина) с помощью стеки. Лепить постараемся скульптурным способом — из целого куска, не разделяя его на части. Этот способ позволит нам слепить игрушку, похожую на настоящую скульптуру. (Частичный показ способа лепки.) А стека поможет проработать мельчайшие детали так, как это делают настоящие мастера. (Показ приемов обработки поверхности для передачи фактуры — шерсти.) Стекой можно надрезать или процарапывать поверхность вылепленной фигурки, чтобы стало похоже на шерсть — меховую шубку медведя. (Сравнительный показ богородской игрушки и фигурки, вылепленной и обработанной воспитателем.) МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие № 9 Задачи. Учить детей сравнивать предметы по весу: тяжелее — легче, равные по весу. Показать детям относительность порядкового счета. Упражнять детей в различении цифр, в построении числового ряда. Развивать внимание. Учить детей согласовывать друг с другом темп и ритм при произнесении скороговорки. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма териал: Три пары коробочек: первая пара — коробочка размером со спичечный коробок и коробочка — половина спичечного коробка, обе белого цвета, в маленькой лежит камушек; вторая пара — коробочки того же размера, но другого цвета, камушек лежит в большей; третья пара — две одинаковые коробочки размером со спичечный коробок, одна из них цвета первой, вторая — второй пары. Счетная лесенка. Набор цифр от 1 до 5 (магнитных для доски или на карточках для фланелеграфа, наборного полотна). Содержание занятия. На столе на верхней ступеньке счетной лесенки лежат две коробочки. Обе они обклеены бумагой одного и того же цвета (лучше белого). Одна коробочка размером со спичечный коробок. Другая — половина спичечного коробка. Коробочки отличаются не только по размеру, но и тем, что в маленькой коробочке лежит камушек, и она тяжелее большой. Дети этого не знают: перед ними две коробочки разного размера одного и того же цвета. Воспитатель, обра-
187 щаясь к детям, начинает с загадки: «Какая из коробочек тяжелее, какая легче?» Дети скорее всего говорят: тяжелее та, которая больше. Воспитатель не торопится подсказать правильный ответ. Дает возможность детям поговорить между собой. Может быть кому-нибудь из детей захочется взять коробочки в руки. Воспитатель поддерживает это желание. К столу выходят два-три ребенка. Они поочередно каждый берут коробочки в руки и говорят: «Маленькая тяжелее, большая — легче». Их ответы убеждают других детей, что для того, чтобы определить и сравнить вес предметов, недостаточно на них только посмотреть, надо взять в руки. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и вместо прежней ставит другую пару коробочек того же размера, но другого цвета. Теперь уже камушек лежит в большей коробочке и она тяжелее другой. Воспитатель задает детям тот же вопрос: «Какая тяжелее, какая легче?» Дети предполагая, что ситуация повторяется — покажут на маленькую коробочку. Воспитатель предлагает двум-трем детям подойти к столу и взвесить коробочки на руках. Взвешивают, убеждаются, что большая коробочка тяжелее. Далее воспитатель предлагает следующую пару коробочек, они пустые, одного и того размера, одна из них цвета первой, вторая — второй пары, но одного и того же веса. На этот раз дети поочередно держат коробочки в руках, обсуждают свои впечатления и постепенно приходят к выводу, что коробочки одного и того же веса: «Равные по весу». Сообщают это другим детям. Все три пары коробочек лежат на столе. Воспитатель предлагает всем детям подойти к столу и взвесить в руках каждую пару коробочек. Следующая часть занятия. Воспитатель просит выйти к* своему столу (или доске) пятерых детей (по желанию). Они становятся друг за другом в затылок. Воспитатель предлагает им пересчитаться по порядку: первый, второй и т. д. и уточнить еще раз, кто какой по счету: «Катюша первая, Саша второй... Ванечка пятый». Воспитатель предлагает детям повернуться. И теперь все стоят за Ванечкой, он первый. Ситуацию можно повторить дважды, трижды, при желании — более. Игра «Что изменилось?» На доске (фланелеграфе, наборном полотне) выставлен ряд из цифр от 1 до 5. Воспитатель объясняет детям правило игры: они будут закрывать глаза, а она в это время что-то менять на доске. — Закройте глаза! — В это время воспитатель убирает одну из цифр. В первый раз из середины ряда, например, цифру 3. А оставшиеся цифры сдвигает так, чтобы не было пустого места, которое может подсказать детям, что исчезла цифра 3. Получилось:
188 Дети открывают глаза и определяют, чего не стало. Цифра 3 ставится на место. Ряд восстановлен. Воспитатель вновь предлагает детям закрыть глаза и убирает цифру 5. На третий раз воспитатель убирает цифру 1. А на четвертый, также предложив детям закрыть глаза, ничего не меняет в числовом ряду. Детям же задается тот же вопрос: «Что изменилось?» И дети говорят: «Ничего. Все на своих местах». Чтение скороговорок вдвоем-втроем Методика проведения описана в занятии № 1. Здесь надо взять другие скороговорки, например: «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница». АППЛИКАЦИЯ из бумаги «Лес точно терем расписной» Задачи. Учить детей передавать в аппликации особенности разных деревьев, кустов и составлять из них коллективную композицию «Осенний лес», подбирая красивые цветосочетания. Побуждать к поиску оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор). Формировать композиционные умения (размешать вырезанные элементы ярусами начиная с заднего плана). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства. Предварительная работа. Создание основы для сюжетной композиции (лист бумаги большого формата с намеченной линией горизонта: 2/з ~~ земля и У3 — небо). Материалы, инструменты, оборудование. Наборы цветной и фактурной бумаги, цветные иллюстрации старых журналов, ножницы, коробки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые; основа композиции «Осенний лес», подготовленная заранее в самостоятельной художественной деятельности; репродукции картин русских пейзажистов; пособие «Листопад» (варианты цветосо-четаний). Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми стихотворение И. Бунина «Лес, точно терем расписной». Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. 189 Обсуждает с детьми, почему поэт сравнивает осенний лес с расписным теремом (лес осенью такой же узорчатый, многоцветный, нарядный, красивый, как сказочный терем). Предлагает детям рассмотреть ажурные кроны деревьев, вырезанные из цветной и фактурной бумаги. Воспитатель выставляет на мольберте несколько пейзажей. Предлагает детям полюбоваться. Проводит краткую беседу о том, как называются картины, изображающие природу (пейзажи), как называются художники, рисующие такие картины (пейзажисты), где можно увидеть пейзажи известных художников (в музеях, на выставках, в художественных альбомах, на открытках и пр.). Воспитатель напоминает детям о том, что в октябре они рисовали эскизы деревьев, лепили листочки и превращали их в деревья. (Выборочный показ детских работ.) Сегодня все, что мы узнали и чему научились, нам пригодится, потому что мы создадим сказочный лес, похожий на расписной терем. Вырежем из цветной бумаги деревья и кустики, приклеим их на общий фон так, чтобы на полянке осталось место для животных, которых мы будем вырезать на следующем занятии. Воспитатель показывает два бумажных прямоугольника — большой и маленький — и спрашивает, как лучше вырезать деревья и кусты. Обращает внимание детей на подготовленные заранее художественные материалы и спрашивает, как еще можно украсить деревья или чем их дополнить. Если дети затрудняются с ответами, задает наводящие вопросы: что можно сделать фломастерами или пастелью? (Нарисовать на кронах листочки или узор.) Дети вырезают или создают обрывной аппликацией кроны деревьев и кустики. По ходу работы воспитатель напоминает способы декорирования образа, усложнения формы кроны, воспитатель оказывает индивидуальную помощь и т. д. Предлагает детям составить из отдельных деревьев лес — «терем расписной». ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Заяц в русских сказках» Задачи. Демонстрировать детям вариативный образ зайца в разных произведениях. Учить сравнивать образы из разных произведений. Развивать эмоциональную отзывчивость, умение передать движениями и мимикой характер героя произведения, желание участвовать в творческой драматизации. Повторить признаки различия между авторской и народной сказкой. Предварительная работа. «Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Н. Мамина-Сибиряка читается детям накануне. 190 Материалы, инструменты, оборудование. Элементы костюмов вороны, зайцев,собаки. Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям прочитанную накануне сказку писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Беседа по содержанию: — Кто главный герой этой сказки? — Каким изображен заяц в начале сказки? — Как он хвастался? (Воспитатель напоминает детям слова из сказки: «...И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь».) Покажите, как он хвастался? (Желающие разыгрывают этюд с этими словами.) — Как вы думаете, в самом начале верили ли другие звери зайцу-хвастунишке? (Воспитатель подтверждает текстом, что звери сначала не верили зайцу: «Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов».) — Что случилось, когда заяц увидел волка? — Что сделал волк? — Почему все звери поверили, что заяц напугал волка? — Был ли заяц храбрым на самом деле? — Кто написал эту сказку? (В случае затруднения воспитатель сам называет автора.) — А теперь давайте послушаем другую сказку про зайца. Это русская народная сказка «Заяц-Хваста», в обработке А. Толстого. (Вспомнить, что такое народная сказка.) Беседа по содержанию: Похож ли этот заяц на зайца из предыдущей сказки и чем? Покажите, как хвастался заяц (этюд со словами зайца: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!») Несколько детей (по желанию) проигрывают эту фразу. — Как ворона ругала зайца за хвастовство? — А как он потом помог вороне? Был ли этот заяц трусишкой, как тот, из первой сказки? Как про него сказала ворона? (Воспитатель помогает детям вспоминать слова из сказки. При желании и наличии времени можно организовать драматизацию сказки «Заяц-Хваста». Дети сами подбирают себе элементы Костюмов. Воспитатель рассказывает сказку от лица автора, дети говорят слова персонажей своими словами). В заключение воспитатель еще раз обсуждает с детьми — чем похожи зайцы — герои этих сказок и чем они отличаются (оба хвастунишки* но один трусливый, а другой — храбрец). После занятия. На следующем занятии по рисованию дети будут создавать разные образы зайцев и затем использовать рисунки при оформлении книжки-самоделки. 191 РИСОВАНИЕ сюжетное «Зайчишки — трусишка и храбришка»
Задачи. Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения. Предварительная работа. Чтение «Сказки про храброго зайца...» Д. Н. Мамина-Сибиряка и русской народной сказки «Заяц-Хвас-та». Рассматривание книг, иллюстрированных И. Я. Билибиным, Ю. А. Васнецовым, А. М. Елисеевым, В. М. Конашевичем, В. В. Лебедевым, Т. Д. Мавриной, Е. И. Чарушиным и др. Подготовка основы книжек-самоделок для иллюстрирования детьми на занятиях по рисованию. Материалы, инструменты, оборудование. Книжки-самоделки, художественные материалы на выбор детям — цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь; кисточки, баночки с водой. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить основных героев сказок, которые они прослушали на занятии по литературе: как их зовут, кто из зайцев как выглядит, у кого какой характер. (Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длин-ные уши, косые глаза, короткий хвост» и русская народная сказка «Заяц-Хваста»), Затем воспитатель напоминает детям о том, что они начали делать свои книжки по знакомым сказкам, чтобы подарить их детям младшей или средней группы детского сада. Проводит краткую беседу о том, кто и как работает над созданием детских книг. Уточняет, что сначала авторы пишут тексты, а художники рисуют иллюстрации, потом книжку в издательстве готовят к печати в типографии, где есть специальные печатные станки, на которых можно напечатать много-много одинаковых книг, чтобы у всех детей были красивые интересные книжки. А мы с вами подготовим свои книжку с картинками. По картинкам можно будет рассказать о том, кто герой в этой книжке и что с ним происходит. В наших книжках все будет по-настоящему: обложка с названием и странички с картинками. Обложку мы с вами оформим в самом конце работы. Сегодня мы с вами нарисуем двух 192 зайцев, которые живут в этом лесу. Но нарисуем не просто зайцев, — длинными ушами и коротким хвостом. Мы постараемся показать рисунках, какой характер и какое настроение у каждого зайца: кто храбрый и веселый, а кто трусливый и грустный. Это очень трудно, но я думаю, что вы с этой задачей справитесь, как настоящие художники-иллюстраторы детских книжек. Откройте ваши книжечки, на-писуйте золотую полянку и на ней двух зайцев: на одной страничке трусишку, а на другой — храбреца, будто они встретились и что-то рассказывают друг другу. Дети рисуют, воспитатель помогает словесными описаниями портретов, советами и косвенными вопросами (у храброго зайца грудь колесом, голова смело и гордо поднята вверх, уши торчком, лапки подняты вверх или разведены в стороны, а у зайца-трусишки спина согнута, уши прижаты к спине, а лапки подняты к груди или опущены вниз). После занятия. Оформление книжек-самоделок дети продолжат на следующей неделе.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Встречи в природе» Задачи. Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта. Передавать содержание рассказа своими словами. Подбирать определения к слову. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ш и ж. Материалы, инструменты, оборудование. Картинки: белка, дятел, лягушка, заяц, еж, лось, мяч. Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадки. По мере отгадывания демонстрирует картинки-подсказки. И по елкам ловко скачет, И взлетает на дубы, И в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы. (Белка)1 1 См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвеще-е, 1985. С. 127. 193 Он долго дерево долбил И всех букашек истребил. Зря он времени не тратил, Длинноклювый пестрый... (дятел)1. Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка)2 Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось)3 Воспитатель спрашивает детей, как назвать одним словом и зайца, и белочку, и дятла, и лягушку, и лося. (Животные.) Почему они так называются? Где они живут? (В лесу, в парке.) Видели ли дети когда-нибудь лесных зверей. Предлагает детям рассказать, как и когда они их встречали. После этого организуется игра с мячом в кругу: — Встаньте в круг. Буду бросать вам мяч и называть животное, а вы — перекидывать мяч мне и называть, какое это животное: лиса — Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Е. И. Чарушина о встрече в природе — «Еж» (см.: Книга для чтения малышам. — М.: Улисс, 1993. Ч. 1, с. 55). Затем воспитатель спрашивает детей: — Кого нашли дети в лесу? — Как детям удалось взять колючего ежа в руки? — Что им удалось сделать, чтобы ежик показал свой нос? Предлагает детям послушать, как об этом сказано в рассказе. Зачитывает отрывок еще раз. Спрашивает детей, как удалось ежику убежать. После этого предлагает детям рассказать этот рассказ парами: один начинает, другой завершает, и выслушивает всех желающих. 1 См.: Загадки. Книжка-игрушка. — М: Внешторгиздат, 1990. № 8. 2 См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985. С. 133. 3 См.: Там же. С. 126. 194
В конце занятия воспитатель читает детям скороговорку, обсуждает ними, какой звук слышится в этой скороговорке (ж); что получится, ели произнести звук ж шепотом, без голоса (ш) Гриб большой ежихе нужен: Ждут ежата гриб на ужин. (И. Лопухина)1
1 Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития Речи. _ М: Аквариум, 1995. С. 97. 195
НОЯБРЬ. 10 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Продолжится работа, начатая на прошлой неделе. Дети более подробно познакомятся с обитателями леса, получат первоначальные представления о лесе как сообществе живых организмов, связанных между собой, о разнообразии лесов и необходимости их охраны, о правилах поведения людей в лесу. Дети будут учиться устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на примере изготовления бумаги из дерева), познакомятся со свойствами бумаги и узнают о разнообразном ее использовании. Будут учиться делить «предметы» на две равные части. На основе представлений, полученных на разных занятиях, дети будут передавать характерные признаки объектов и явлений природы в рисунке, аппликации, лепке, папье-маше. Завершится работа по созданию и оформлению самодельных книжек, особое внимание будет уделено воспитанию у детей бережного отношения к книге.
196
197
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Дети этого возраста начинают отражать в игре не только реальные представления об окружающем мире, но и те, которые можно додумать, представить. В детских играх начинают соединяться представления из разных сфер действительности. Искусство педагога заключается в том, чтобы оказать поддержку в развитии интересных детям сюжетов, повлиять на них через совместное создание импровизаций. Его задача — научить детей комбинировать разные события. Педагог с разрешения детей может стать их партнером и вместе с ними создавать сюжет, с учетом интересов детей к определенным событиям, действиям и ролям (если они предусмотрены играющими). ПРИРОДА «Лесной дом» Задачи. Формировать первичные представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой, о разнообразии лесов и необходимости их охраны, о правилах поведения во время пребывания в лесу. 198 Предварительная работа. Наблюдения на прогулке. Если недалеко детского сада есть лес или лесопарк, воспитатель проводит с детьми кскурсию «Знакомимся с лесом». Спрашивает, чем лес отличается от л\та. Обращает внимание на разнообразие растений в лесу: здесь есть и деревья, и кустарники, и травы (обычно даже в ноябре в лесу можно обнаружить зимнезеленые травы, вечнозеленые кустарнички, например, бруснику, и мхи, и лишайники, и грибы-трутовики на пнях, поваленных деревьях). Воспитатель показывает, что в лесу есть растения разной высоты: какие из них самые высокие? Самые низкие? Предлагает детям отразить высоту деревьев, подняв руки вверх, высоту кустарников — вытянув руки на уровне груди, небольшие размеры трав, мхов — присев на корточки. Воспитатель вместе с детьми находит как можно больше мест, где могут жить разные животные (например, дупла, трещины в коре деревьев, выемки между корнями деревьев, норки в земле и т. п.). Просит детей помолчать и послушать звуки леса. Материалы, инструменты, оборудование. Карточки с изображениями разных деревьев (сосны, дуба, ели, березы, осины, клена), засушенные листья этих деревьев, коллекции семян и плодов (желуди, шишки и т. п.), сухие листья деревьев, кустарников, грибы-трутовики и другие объекты природы для игры «Посылка из леса», плакаты, фотографии, репродукции картин (например, А. Куинджи, И. Левитана) с изображением разных лесов. Содержание занятия. Педагог просит детей вспомнить, как называются деревья, изображенные на карточках. Какие еще деревья они знают? Предлагает поиграть в игру «Что от чего». Детям дается задание подобрать листья и плоды с одного дерева. Игра может проводиться как с использованием засушенных листьев и плодов (семян) деревьев, так и карточек с их изображениями. В лесу растет много деревьев. Если в нем больше всего дубов, то лес — дубовый. Если много берез, то (дети продолжают) — березовый, а если много разных деревьев, то — смешанный и т. д. Деревья с обычными листьями называются лиственными (показать карточки с изображением таких растений: березы, осины, дуба, липы, клена). Точно так же — лиственными — называются и леса из этих пород. Деревья, у которых есть особые листья — хвоинки (ель, сосна, лиственница, пихта), называются хвойными, как и леса, в котором много таких Деревьев. В дубовом лесу обитают одни растения, животные и грибы, в сосновом — другие, в еловом — третьи. Например, грибы маслята и белые чаще растут в сосновом лесу, а грузди — в еловом. Дети рассматривают плакаты, фотографии, репродукции картин с изображением Разных лесов. Воспитатель приносит в группу посылку от лесных обитателей (в посылке — шишки, палочки, грибы-трутовики, лишайники, сухие осенние листики, кусочки коры деревьев, объеденная белкой шишка, желудь, сухие ягоды рябины и т. п.). Дети внимательно изучают содержимое посыл- 199
ки, определяют все предметы и предполагают, какое животное могло прислать тот или иной предмет (белка * дятел — шишку, жук — кору и т. п.)' Можно добавить к содержимому посылки предмет, не имеющий отношения к лесу, например пластиковую бутылку, куклу, пластилин. Перед детьми ставится задача найти предмет который не может быть прислан из леса, и объяснить почему. Поскольку в лесу есть свои жители, его можно назвать домом. Как и в других домах, в нем есть этажи. На самом нижнем растут травы, мхи, грибы, ползают муравьи, ужи, жуки, прыгают птицы, бегают звери. На втором этаже много кустарников. В их зарослях строят гнезда некоторые птицы, плетут паутину пауки, по веткам ползают жуки. И, наконец, на самом последнем этаже растут деревья. И здесь есть свои обитатели: звери, птицы, жуки. Самые верхние ветки деревьев — это крыша лесного дома. Они защищают лесных обитателей от жары, от сильного дождя и ветра. Под землей, «в подвале», живут кроты, дождевые черви, личинки жуков, растут корни растений. А еще у каждого жильца есть своя квартира: у белки и дятла — дупло, у медведя — берлога, у лисицы, крота, барсука — нора. И меняться своими квартирами они не любят. Педагог обсуждает с детьми правила поведения в лесу. Лес — это дом, все жильцы которого зависят друг от друга. Зачем мы ходим в лес? (Отдыхать, наблюдать, дышать свежим воздухом, любоваться природой, за грибами, ягодами.) Значит, мы в лесу — гости, а гости должны соблюдать правила. Эти правила можно отобразить в серии природоохранных знаков. При этом правила поведения не должны ограничиваться только запретами (нельзя рвать, нельзя ловить!), а знаки не должны быть только запрещающими. У детей должна быть альтернатива: что делать нельзя, а что — можно и нужно. Природоохранные знаки делаются двух видов: в красных кружках (запрещающие) и в зеленых (разрешающие). Например: — не нужно шуметь, брать с собой магнитофон; можно — послушать тишину леса, пение птиц, шум листвы; — не нужно рвать цветы; можно — понюхать их, рассмотреть через лупу, зарисовать, сфотографировать, понаблюдать, какие насекомые к ним прилетают; — нельзя разорять муравейники, можно — понаблюдать за работой муравьев; — нельзя разводить костер на траве, можно — в специально отвевенном для этого месте. 200
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что такое хорошо чТ0 такое плохо». Дети делятся на две команды. Участники первой называют все, что для леса «хорошо», второй — все, что для леса «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями. В заключение воспитатель делает вывод: лес — это дом для растений, животных, грибов. Леса бывают разными: еловые, сосновые, дубовые. В них обитают разные растения, животные, грибы. У лесных жильцов есть свои «квартиры» на разных этажах. В лесу все связаны друг с другом. Когда люди приходят отдохнуть в лес, они должны вести себя как гости, соблюдать правила, чтобы не нарушить жизнь в лесном доме.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.015 с.) |