Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лепка декоративная по мотивам народной пластики «веселые водоноски у колодца»

Поиск

Задачи. Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как одним из видов народного декоративно-прикладного искусства для обо­гащения зрительных впечатлений, формирования эстетического вкуса. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки.

555

Показать обобщенный способ лепки женской фигурки на основе юбки-колокола (полого конуса).

Закрепить представление о характерных элементах декора и цвето-сочетаниях дымковской игрушки.

Предварительная работа. Рассматривание дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки». На занятии по познанию окружающего мира дети под руководством воспитателя готовят худо­жественный материал, замешивая глину или соленое тесто.

Материалы, инструменты, оборудование. Глина, поворотные дис­ки, дощечки или клеенки, стеки, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя — дымковская игрушка (водоноска или барыня, нянька), схема с показом способа лепки; поворотный диск для демонстрации иг­рушек или подставка, дидактическое пособие с характерными цветосо-четаниями и декоративными элементами дымковского промысла (если оно есть в детском саду).

Содержание занятия. Воспитатель обращается к детям:

— Давайте представим себе, что мы попали в мастерскую, где лепят вот такие красивые дымковские игрушки, и понаблюдаем за работой мастерицы. (Воспитатель берет на себя роль мастерицы.) Вот она от­щипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины по­больше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой — по­лучилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведерки вылепила, на голову налепила высокий кокош­ник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку сушиться снача­ла на лавке, а потом в печке. Из печи выходят фигурки закаленные,
крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенном на молоке, затем на­чинают расписывать. И ложатся на белоснежную фигурку узоры кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зе­леные, желтые, оранжевые, синие — пестро и весело, как в хороводе!
Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать зо­лото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место — ба­рыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам — на гребеш­ки... Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

Давайте и мы с вами слепим водоносок и составим композицию «Во­доноски у колодца», — воспитатель поясняет детям, что водоноски — это девушки, которые носят воду из колодца в ведрах на коромысле.

Затем воспитатель объясняет детям, как лепить девушку-водоноску.

— Разделим кусок глины (соленого теста) на три—пять частей. Самый большой кусок превращаем в лепешку, которую сворачиваем в ко­локол. Получаем пышную юбку. Туловище лепим отдельно или вытягиваем из юбки-колокола.

556

Из маленького кусочка глины раскатываем шарообразную или овоид-ную форму — голову. Делаем на ней головной убор: защипываем в виде кокошника или лепим отдельно небольшой валик, прикладываем к голо­ве, прижимаем и щипковыми движениями пальцев формируем кокош­ник. Присоединяем голову к туловищу, примазываем и разглаживаем мокрыми пальцами или влажной салфеткой, чтобы не было видно шва.

Другой кусочек глины делим на две равные части и раскатываем два одинаковых по длине цилиндра — это руки. Прикрепляем их к верхней

»

 части туловища и располагаем так, будто водоноска несет коромысло с ведрами. Все части аккуратно соединяем и разглаживаем. Лепим на­рядный передник с оборками (оттягивание, прищипывание), бусы, во­ротники. Лепим для нашей водоноски коромысло с ведрами и распо­лагаем на одном плече или на двух. Ведра — шарики или короткие столбики с углублениями, сформированным карандашом или мизин­цем. Ручки для ведер делаем из жгутиков или из ниток и продеваем в специально подготовленные отверстия.

Дети лепят водоносок из глины или соленого теста. Воспитатель на­поминает, что во время работы нужно не забывать поворачивать фи­гурки и рассматривать их со всех сторон, стараясь сделать их грациоз­ными и придать им устойчивость.

Дети старшего дошкольного возраста оформляют мелкие детали: изображают лицо стекой или вылепляют его; прорабатывают причес­ку — плетут косу; выкладывают на голове кудряшки-шарики; на лице водоноски делают крохотный носик; лепят детали одежды и украше­ния — фартук, воротник, бусы, узоры на одежде.

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть вылеп­ленных водоносок и рассказать, какие они (веселые, нарядные, яркие, красивые). Сообщает, что на занятии по рисованию дети будут распи­сывать водоносок красивыми узорами.


После занятия. Водоносок высушивают в муфельной печи или про­сто в помещении и через два-три дня на занятии по декоративному ри­сованию оформляют по мотивам дымковских игрушек: точками, коль­цами, кругами, прямыми и волнистыми линиями, клетками, пятнами.


Внимание: между занятиями по лепке и рисованию должно пройти два-три дня, чтобы вылепленные игрушки успели подсохнуть

557

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«Страшный мостик»
                            .

Задачи. Побуждать детей поддерживать диалогическое общение со взрослыми и сверстниками, рассуждать.

Учить передавать содержание рассказа близко к тексту. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Учить регулировать темп речи, силу голоса, интонацию.

Материалы, инструменты, оборудование. Схемы: 1) мост с пери­лами через речку; 2) у моста оторвана доска, по нему идет девочка; 3) то же, идут два мальчика; 4) дети в кругу (беседуют).

Мяч.

Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадку:

На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее.

В руках ее не удержать —

И на коне не обогнать. (Вода)1

Дети высказывают разные предположения. Воспитатель спрашивает их, почему они так думают. Подсказывает детям, делая жест руками — ла­дошками «с водой». Повторяет последние две строчки загадки.

— Кто думает, что это вода? Почему в руках не удержать воду? (Высказывания детей.)

Педагог загадывает загадку:

Летом бежит,

Зимою спит,

Весна настала —

Опять побежала.

(Река)2

— Почему вы думаете, что это река?
(Рассуждения детей.)

Я над речкою лежу,

 Оба берега держу.

(Мост)3

Затем воспитатель предлагает детям послушать, какую историю о речке и мосточке рассказал писатель Ю. Ермолаев***.

1 См.: Литература и фантазия / Сост. Стрельцова Л. Е. — М.: Просвещение,
1992. С. 129.

2 См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвеще­
ние, 1985. С. 116.

3 Там же. С. 112.

558

Страшный мостик1

«Бежала через лесную дорожку речка. А через речку был мостик. Хороший мостик, с перилами. Но прошла по нему девочка Таня и чуть Не упала. У мостика доска оторвалась.

„Вот какая плохая доска!" — подумала Таня и пошла по другой сто­роне мостика.

Прошли по мостику два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.

— Вот противный мостик! — рассердились мальчики.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всем своим дру­зьям сказали:

— Не ходите по мостику. Там одна доска оторвалась.
Хорошо сделали, что сказали.

А можно было еще лучше сделать».

Воспитатель задает детям вопросы по тексту:

— А как лучше было сделать? Почему? (Рассуждения детей.)

— В рассказе описан мостик через лесную речку: «хороший мостик, с перилами». И что же случилось с ним? (Ответы детей.)

— Как поступила в этой ситуации Таня? (Ответы.) Послушайте, как об этом говорится в рассказе. (Зачитывает.)

— А что случилось потом? Что советовали Таня, Николка и Петя своим друзьям? Послушайте, как об этом сказано в рассказе. (Зачитывает.)

— В рассказе сначала описывается мостик, — говорит воспитатель.
Вот на этой схеме речка и мостик с перилами. (Выставляет схему.) По мостику пошла Таня. В это время оторвалась у мостика доска. Вот на этой схеме мостик с оторвавшейся доской и Таня.

 

— Потом о чем говорится? (Высказывания детей.) Вот на этой схеме мостик и мальчики.

— Чем завершается рассказ? (Ответы.) Вот на этой схеме дети раз­говаривают друг с другом.

Далее воспитатель предлагает рассказывать «Страшный мостик», используя схемы. А окончание истории можно придумать свое. (Вы­слушать одного ребенка.)

Затем дети разбиваются на команды по четыре человека. Первый рассказчик рассказывает по первой схеме, второй — по второй, тре­тий — по третьей. А четвертый придумывает свой конец. (Выслушать Две-три команды детей.)

Воспитатель предлагает послушать скороговорку: «Водовоз вез воду из водопровода».

Дети читают скороговорку, стоя в кругу. Помогают себе пальцами РУК, сжимая и разжимая кулаки (соотнося слово и движение). Произ­носят скороговорку очень медленно, шепотом. Потом медленно и чуть громче. Чуть быстрее.

1 См.: Искорка / Под ред. Михеевой А. А. — Л.: Просвещение, 1984. С. 10.

559

Воспитатель передает мяч и задает вопросы по скороговорке. Тот, кому передают мяч, отвечает тем словом, которое выделено.

Водовоз вез воду из водопровода? — Водовоз.

Водовоз вез воду из водопровода? — Вез. И т. д.

Затем воспитатель предлагает поиграть в эту игру самим: задавать вопросы и отвечать на них. (Детям предоставляется свобода выбора.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.008 с.)