Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование из строительного материла «гараж для двух машин»

Поиск

Задачи. Учить самостоятельно создавать конструкцию в соответст­вии с определенными условиями, используя накопленный опыт на прошлом занятии.

Материалы, инструменты, оборудование. Набор строительного материал, по два игрушечных автомобиля разных моделей и размеров на каждого ребенка.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о гаражах, которые они строили для своей машины на прошлом занятии. Предла­гает вспомнить и назвать все части постройки (стены, перекрытие, во­рота), строительные детали, которые могут быть использованы при строительстве каждой части.

Сообщает детям, что сегодня им предстоит выполнить более труд­ное задание: построить такой гараж, чтобы в нем могли уместиться сразу две машины. (Машины заранее расставлены на столах детей, причем, они должны быть разной величины.)

Педагог задает детям вопрос: «Как могут располагаться машины в гараже?» (Стоять рядом или друг за другом.) Просит детей показать оба варианта на своих машинках. «На какую машину вы будете ориен­тироваться при определении высоты гаража?» (На более высокую.) «А при определении ширины гаража?» (На более широкую, если авто­мобили будут стоять друг за другом, или на общую ширину двух ма­шин.) Если дети будут затрудняться с ответом, можно предложить им сгруппировать свои машинки на столе, а затем уже строить гараж.

В процессе самостоятельной работы детей воспитатель помогает со­ветом, просит двух-трех детей объяснить, почему они построили такой гараж. Следует обратить внимание и на подбор детьми деталей для каждой из частей постройки.



В конце занятия все гаражи рассматриваются, находятся самые ин­тересные и необычные решения. Можно раздать детям мелкие игруш­ки, например, фигурки из «Киндер-сюрприза», которые могут быть «водителями» или «пассажирами», предложить поехать в гости к друг Другу, чтобы рассмотреть все гаражи и все машины.

 

91

 

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Мы в городе»

Задачи. Формировать у детей представления о профессиях взрос­лых и их профессиональных принадлежностях, учить детей объяснять маршруты и проходить их по описанию, знакомить с условными знака­ми и символами, используемыми в городе, гербом города, учить со­блюдать правила поведения в общественных местах.

Предварительная работа. Составление панно «Город» на предыду­щих занятиях по аппликации.

Материал. План большого магазина с разными отделами, условные знаки-символы для разных отделов магазина.

Содержание занятия. Воспитатель рассматривает с детьми план магазина, например, супермаркета, и спрашивает, какими могут быть условные обозначения для разных отделов — овощи и фрукты, мясо, рыба, хлеб, посуда, одежда и т. д. Дети разбиваются на группы, каждая группа получает задание что-то купить в супермаркете. Надо спросить у работника магазина (воспитателя), что где продается: «Скажите, по­жалуйста, где я могу купить картошку?» (В овощном отделе, за отделом посуды, около отдела «Молочные продукты».) «Скажите, пожалуйста, где продается робот?» (В отделе «Игрушки», за отделом «Одежда», ря­дом со спортивными товарами.) И т. д.

Воспитатель вспоминает с детьми, какие профессии людей, работа­ющих в городе, они знают (водитель автобуса или трамвая, милицио­нер, дворник, продавец, кассир, врач и т. д.). Предлагает детям послу­шать отрывки из стихотворения «О профессиях» (автор — Л. Заваль-нюк) и угадать, какое слово (название профессии) подходит по рифме (делает паузу):

А вдали на возвышен ье,

Там, где пруд и старый сквер,

Регулирует движенье

Аист-милиционер.

Жезлом он своим взмахнет —

Все машины замирают,

Пешеходов пропускают,

А потом опять — вперед.

А в троллейбусе, глядите,

Лось рогатый. Он водитель.

Вот он ждет у светофора,

Чтоб зеленый вспыхнул свет...

 Вот, внимательный и строгий,

Мчит он быстро по дороге,

92

 

 

Остановки объявляет

И при этом добавляет:

— Не забудьте взять билет!

Магазин, а в нем куница.

Молоко, сосиски, мед —

Все куница продает.

Кто такая та куница?

Та куница — продавщица.

Помогает ей песец.

Кто он? Младший продавец.

Что еще есть в магазине?

Вот кабинка из стекла.

Это касса. В ней — пчела.

За котлеты и конфеты,

За колбасы и за сыр,

За печенье и кефир

Пчелка деньги получает,

Быстро чеки выбивает.

Кто она? Она кассир.

Вот с метлой верблюд идет.

Вот он улицу метет.

Тротуар метет и дворик.

Кто он? Ну конечно, дворник.

Дом большой.

А в нем — больница.

Грач в очках, в халате белом

Занят срочным важным делом.

Лечит он детей и взрослых.

Лечит зубы, лечит десны,

Горло лечит и живот.

Даст лекарство — боль пройдет.

Все он лечит, этот грач.

Кто он? Ну конечно, врач.

Перед дятлом чистый лист.

 Пишет он статью в газету.

Кто такой он, дятел этот?

Дятел этот журналист.

«БАНК» написано на доме.

В банке важный кашалот

Целый день считает деньги

И кредиты выдает.

Занят он, минуты нету,

Чтобы, скажем, съесть конфету,

А тем более пломбир.

Кто такой он? Он банкир....

Кем ты станешь? Неизвестно. \

Но — один тебе совет:

Надо помнить с малых лет —

93

 

Есть работники плохие,

А плохих профессий нет.

В каждом самом скромном деле

Скрыт к большим вершинам путь.

Только первым будь в работе,

В своем деле лучшим будь!

Воспитатель рассказывает детям, что у каждого города есть свой герб — особый символ, который показывает, чем этот город знаменит, чем отличается от других городов. Например, если город был знаменит своими мастерами по камню, то на гербе рисовали инструменты этих мастеров, если в городе делали красивые ткани, то изображали их ин­струменты, если город славился лошадьми, то — лошадь и т. д. Расска­зывает детям, что раньше, если хотели показать, что в городе живут сильные и смелые люди, то рисовали на гербе какое-нибудь сильное животное, например, медведя. Воспитатель вспоминает с детьми, ка­кие знаменитые малыши и малышки жили в Цветочном городе, и об­суждает с детьми, каким бы мог быть герб Цветочного города и почему.

Воспитатель спрашивает у детей, как называется то место, где они живут, объясняет (если это возможно), откуда взялось такое название. Рассматривает с детьми герб их города (для сельских детей — ближай­шего к ним города), рассказывает о нем.

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает и формулиру­ет правила поведения детей в общественных местах.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

1. Следи за тем, где находишься, что происходит вокруг, не теряй из виду тех, с кем вместе пришел.

2. Не толкайся, не пролезай вперед, не мешай другим, не кричи.

3. Будь предупредительным, пропускай вперед тех, кому труднее идти, например, если они несут что-то тяжелое.

4. Будь внимательным к окружающим, смотри, не нужно ли помочь кому-то поднять упавшую вещь.

5. Не бери ничего грязными руками.

После занятия. В свободное время по желанию дети могут допол­нять свои работы по аппликации символикой разных автомобильных фирм — «Волга», «Москвич», «Тойота» и т. д.

94

 

ОКТЯБРЬ. 5 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе дети будут знакомиться с образом жизни людей на селе, сельскохозяйственным трудом, они получат первоначальные представления о росте и развитии растений, выращивании урожая. Акцент в образовательной работе с де­тьми будет сделан на формировании у них умений устанавливать про­стейшие причинно-следственные связи, располагать события в опреде­ленной последовательности, классифицировать предметы по разным признакам, выкладывать сериационные ряды. Речевая работа с детьми будет направлена преимущественно на обогащение словаря вырази­тельными словами и выражениями, на закрепление обобщающих наи­менований, подбор определений к слову. На занятиях изобразительно­го цикла будут решаться задачи развития композиционных навыков, чувства формы и цвета, воображения (умения создавать фантазийные образы). Приобщению детей к родной культуре будет способствовать их знакомство с традиционными блюдами национальной кухни, воспита­ние уважительного отношения к хлебу. На занятии по развитию матема­тических представлений дети составят группы из трех, четырех и пяти предметов, познакомятся с соответствующими цифрами, у них будет развиваться умение ориентироваться во времени.

 

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «На улице две курицы с петухом дерутся» 2. Рисование. «Загадки с грядки» 3. Физкультура № 5.1. Контрольно-проверочное занятие
    Прогулка Сбор семян разных деревьев на участке детского сада Подвижные игры «Зайцы и волк», «Кольцеброс» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение рассказа Е. Пермяка «Смородинка»
    Вечер Игры по инициативе детей Составление натюрмортов из цветов, овощей и фруктов для украшения группы Работа с родителями: сбор семян разных растений, ис­пользуемых в пищу
2 день Утро Рассматривание репродукций картин и открыток с изображением натюрмортов (предварительная работа к занятию по лепке и аппликации)

95

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Занятия 1. Художественная литература. «Хлеб — всему голова» 2. Лепка из соленого теста. «Натюрморт» 3. Музыка № 5.1. Слушание музыки: Р. Шуман «Веселый крестьянин». Пение: распевки «Баю», «Я пою»; «Осень — гостья дорогая» (муз. и ел. Л. Олифировой), В. Витлин «Серенькая кошечка». Музыкальное движение: творческое движение — Р. Шуман «Веселый крестьянин»
    Прогулка Наблюдение в природе* Разучивание народной игры «Пахари и жнецы» (см. раз­дел «Физкультура») Подвижная игра «Кольцеброс» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение сказки Т. Александровой «Кузька» (главы из первой части книги)
    Вечер Игры по инициативе детей Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Знакомство детей с искусством вырезания силуэтов из бумаги, сло­женной вдвое — воспитатель вырезает силуэты овощей, о которых говорится в стихотворении (предварительная работа к занятию по аппликации)
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математика № 5 2. Силуэтная аппликация «Осенний натюрморт» 3. Физкультура № 5.2. Разучивание построения в колон­ну по два, по три; перестроения из одной колонны в две, три колонны; ползания на четвереньках по ограниченной поверхности. Выполнение специальных упражнений для развития гибкости (статическое растягивание — удержа­ние определенной позы (наклонов, полушпагатов и т. д.)
    Прогулка Народная игра «Пахари и жнецы» Подвижная игра «Зайцы и волк» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение сказки Т. Александровой «Кузька» (главы из первой части книги)
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Рассматривание иллюстраций, репродукций картин о селе (предварительная работа к занятию по конструированию) Разные виды детских игр
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Еда вкусная и полез­ная — Что на грядке растет» 2. Конструирование из бумаги. «Такие разные поделки» 3. Музыка № 5.2. Слушание музыки: Р. Шуман «Веселый крестьянин», Ж. Дандло «Локомотив». Игра на детских музыкальных инструментах: Ж. Дандло «Локомотив». Музыкальное движение: игровое упражнение «Сильный шаг и легкий бег» («В темпе марша» Н. Надененко), танец «Полька» (А. Жилинский «Латышская народная полька»)

 

 

96

  День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Подвижная игра «Встречные перебежки» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение сказки Т. Александровой «Кузька» (главы из первой части книги)
    Вечер Игры по выбору детей
5 день Утро Рассматривание разных семян — яблока, груши, лимона, дыни, арбуза* Организация условий для самодеятельных детских игр
    Занятия 1. Природа. «Для чего нужны семена» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 5.3. Закрепление навыка перестрое­ния из одной колонны в две, три колонны; навыка бега в колонне по одному, по два. Развитие ловкости посред­ством подвижной игры («Салки», «Ловкая подача», «Не замочи ножки» и др.)
    Прогулка Наблюдение в природе* Народная игра «Пахари и жнецы» Подвижная игра «Встречные перебежки» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение сказки Т. Александровой «Кузька» (главы из первой части книги)
    Вечер Игры по инициативе детей

 

 

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. На этой неделе легко могут развернуться игры, связанные с темами «магазин», «кафе». С детьми, проживающими в крупных городах, можно организовать «су­пермаркет» с разными отделами. Для тех, кто живет в небольших селени­ях, — отдельно: булочную, кондитерскую, овощной магазин и пр. Прода­ваемые предметы можно сделать из соленого теста или наделить игровым значением другой материал (так, пирожными могут быть колечки от пи­рамидки), можно также нарисовать их или сделать из бросового матери­ала. Если игра детей строится на одних и тех же действиях (купле-прода­же), воспитатель, подключившись к играм детей, может направить сюжет по другому пути: «Я работаю в рекламе. Какой товар вам надо прорекла­мировать?», или «Я художник по оформлению витрин. Хотите, я помогу вам красиво представить ваш товар?». Можно предложить магазину орга­низовать доставку продуктов на дом. Для этого набираются «сотрудники» по развозу товара, вносятся сумки, разыгрываются некоторые ситуации.

Важно через роль демонстрировать детям правила этикета, образцы культурного поведения, внимания к другим людям, например: «Здрав­ствуйте! Наш магазин обслуживает покупателей на дому. Не хотите ли вы сделать нам заказ на продукты? На какие?..» От лица покупателя:

97

 

«Моему сыночку 3 года. Посоветуйте, пожалуйста, какие фрукты ему купить?» и т. п. Взрослый может включать ребенка в диалог по ролево­му поведению: «Вам каких яблок — красных или зеленых? Эти более полезные. А какие блюда вы из них приготовите?»

Через ролевые отношения можно найти выход из конфликтных си­туаций. Так если дети не смогли договориться о распределении ролей, можно предложить выбрать сразу трех продавцов, организовать круг­лосуточную работу магазина или работу по сменам.

Народная игра «Пахари и жнецы» (Калужская область) По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает ни­ву, другой — пашню. Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда (па­хари) становится по ту сторону черты, где пашня; другая (жнецы) — по ту сторону черты, где нива. В стороне стоит водящий. Пахари, обраща­ясь к жнецам, поют:

Мы пашенку пахали,

Глубокие борозды махали.

Борозды глубокие,

Полосы широкие.

А вы — жнецы худые,

У вас серпы тупые!

У вас пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже лежал,

На меже лежал

Да ворон считал.

А мы — жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали,

Во снопочки вязали,

На ток вывозили,

Цепом молотили,

Зерно выбивали, —

Стали с пирогами!1

Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с ко­рой, с другой — гладко выструганный). Упадет брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит: «Раз, два, три — на ниву бе­ги!» По этой команде жнецы бегут на ниву, а пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на ниву, становятся вне досягаемости соперников. Пойманные жнецы перехо­дят в команду пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте.

1 Науменко Г. М. Русские народные детские игры с попевами. –М.:Либерея, 2003. С. 408-409.

98

 

Водящий опять подбрасывает брусок. Упадет он вверх гладкой сторо­ной а вниз корой, водящий кричит: «Раз, два, три — на пашню беги!» По этой команде пахари бегут на пашню, а жнецы, перебежав черту, до­гоняют их, стараясь поймать, и игра продолжается. Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит всех участников другой команды.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«На улице две курицы с петухом дерутся»

Задачи. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков снцв словах и фразах. Учить различать их на слух, выделять голосом.

Развивать речевое внимание, речевой слух детей.

Закреплять обобщающие наименования «овощи» и «фрукты».

Учить подбирать определения к слову. Обогащать словарь вырази­тельными словами и выражениями.

Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Материал. Кузовок. Петушок и две курицы. Овощи: морковь, реп­ка, картошка, свекла. Фрукты: яблоко, груша, слива. Блюдо с ломтика­ми овощей и фруктов. Вилка.

Содержание занятия. Воспитатель вносит в группу игрушечных петушка и курочек. Предлагает детям посмотреть, кто ним пришел, и послушать о них потешку (в обраб. К. Чуковского).

На улице

Две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются:

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха!

—   Послушайте слова: куриЦа, улиЦа, девиЦа, красавиЦа — какой
звук я выделила голосом? (ц) А в словах: сссмотрят, сссмеются — слы­шится звук... (с).

Предлагает детям поиграть в игру «Эхо»:

—   Я буду называть слова, выделяя звук голосом. Надо повторить
слово, как я, и назвать выделенный звук». (Слова: куриЦа, улиЦа, девиЦа, красавиЦа, Цыпленок, синиЦа, Цветы, птиЦа, колодеЦ, сссо- ловей, молодеЦ, сссарафан, ссстрекоза, сссыроежка, сссвет, Цвет, сссокол, Цокот, Цена, ссслива.)

Будем передавать друг другу курицу со словами: «цо-цо-цо, цо-цо-Цо, снесла курица яйцо».

Затем воспитатель говорит детям:

—   В нашем кузовочке еще что-то есть. Догадайтесь, что это?

99

 

Сладкая, красная,

 На грядке растет.

(Морковка)1

...Когда захочешь

ее добыть,

не надо землю

лопатой рыть.

Добычи способ

довольно прост:

Пойди и дерни ее за хвост.

(Ю. Есаков)

—   Почему вы думаете, что это морковь?

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?... (репка)2.

—   Почему вы думаете, что это репка?

Не шита, не кроена,

А вся в рубцах.

Без счету одежек

И все без застежек.

(Капуста)3

По мере отгадывания загадок воспитатель демонстрирует плоды, доставая их из кузовка. Просит сравнить между собой морковь и репку, какие они на вкус, на цвет, по форме.

...Мне в тишине скучать одной.

Глазки засыпаны землей.

 Моих сестер уже отрыли,

Помыли, поскребли, сварили,

Нарезав, жарили и ели...

А мне во тьме лежать недели.

(Картошка) (Автор — Ю. Есаков)

 

Ни окон, ни дверей,

Полна горница людей. (Огурец)4

1         Русский фольклор / Сост. В. Аникина. — М.: Худ. лит., 1986. С. 45.

2         Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок: Популярное пособие для
родителей и педагогов. — Ярославль: Акад. развития, 1996. С. 63.

3         Отгадай, малыш! Русские народные загадки. — Смоленск: Русич, 2003. С. 29.

4         Русский фольклор / Сост. В. Аникина. — М.: Худ. лит., 1986. С. 45.

100

 

 

Воспитатель спрашивает детей, как назвать одним словом морков­ку репку, картошку; какие еще овощи они знают; где растут овощи.

' Воспитатель предлагает детям придумать свои загадки о фруктах: «Послушайте мою загадку о яблоке. Оно растет на дереве. Круглое, гладкое, красное. На вкус кисло-сладкое. Из него можно приготовить варенье, джем, сок. Расскажите, какая груша. Что из груши можно приготовить? Загадайте загадку о груше. Расскажите, какая слива. Что из нее можно приготовить? Загадайте загадку о сливе.

Воспитатель спрашивает детей, где растут фрукты; какие еще фрук­ты они знают.

Воспитатель организует с детьми игру «Угадай на ощупь»: «У меня в кузовке овощи и фрукты. Надо опустить руку в кузовок, взять плод и на ощупь определить, что это — овощ или фрукт?»

Затем проводится игра «Что попало к нам в роток, что попало на зу­бок?»:

— Оля, закрой глаза, открой рот. Что попало в роток, что попало на зубок? Это овощ или фрукт? (Аналогично ведут игру с другими детьми. Роль ведущего выполняют сами дети.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.01 с.)