Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РИСОВАНИЕ цветными карандашами с элементами обрывной аппликации

Поиск

«По горам, по долам...»

Задачи. Учить передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа.

Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи меж­ду объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаи­модействия.

Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бума­ги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и прост­ранственные отношения между объектами).

Расширить возможности применения техники обрывной апплика­ции из смятой бумаги.

Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента — за­виток или спираль).

Предварительная работа. Беседа о том, как выглядят горы, что на них растет, кто в них живет, во время занятия по ознакомлению с при­родой. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Материалы, инструменты, оборудование. Бумага белого цвета или слаботонированная (альбомный формат), цветные и простые каранда­ши, фломастеры; цветная бумага, клей или клеящие карандаши, сал­фетки матерчатые или бумажные, клеенки.

Воспитатель готовит заранее варианты композиционных основ (фонов) для показа детям на занятии: на листы бумаги разного форма­та, размера и цвета наклеивает кусочки фактурной мягкой бумаги (об­рывной техникой), изображая горную долину (пастбище), горы, обла­ка в небе и пр. (см. рис.).

Содержание занятия. Воспитатель читает детям рассказ Н. И. Сладкова «В горах».

«На горы, как и на море, можно смотреть без конца!

Понизу —- светлые, лиственные леса, похожие на курчавого зелено­го барашка. Выше — леса темные, хвойные, словно вздыбленная щети­на дикого зверя. Еще выше — луга горные, над лугами скалы. А выше лесов и лугов, выше скал и облаков, прямо в небе, висят вершины гор, укутанные сияющими снегами.

Все в горах необычно. Облака и птицы, бывает, пролетают не над головой, а... глубоко под ногами. Когда внизу хлещет дождь — вверху ясное солнце. У подножий гор жаркое и зеленое лето, а на вершинах — белая ледяная зима. И от зимы до лета рукой подать!

В горах можно под радугу пройти, как под арку. Можно подняться так высоко, что до звезд покажется ближе, чем до огоньков в долине.

Интересно в горах!»

631

Педагог предлагает детям нари­совать красивые горные пейзажи. Показывает варианты таких картин,, оформленные в технике обрывной аппликации (см. рис.). Уточняет представление детей о том, как нуж­но построить композицию: лист бу­маги разделить условно на землю и небо (провести линию горизонта посередине листа или выше, ниже —

по своему желанию). Напоминает детям технику создания ооъемнои фигуры из смятой фактурной бумаги и показывает, как ее можно ис­пользовать для аппликации. Разрывает иллюстрацию из старого жур­нала на большие куски, сминает, слегка расправляет и очень быстро формирует горы на заднем плане картины, оставляя свободным про­странство долины, зеленого горного луга или пастбища. Приклеива­ет горы так, чтобы дети увидели варианты сочетания их формы (ос­трые и тупые треугольники) и высоты (размера).

Затем педагог загадывает детям загадку: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». Уточняет с детьми, поняли ли они, что такое «по до­лам» (по долинам). Сообщает, что «по горам, по долам...» ходит стадо овечек, которых мы будем рисовать карандашами. На доске или моль­берте воспитатель рисует кудрявую овечку из завитков (спиралек) и со­ветует детям нарисовать овечек, пасущихся на горном лугу.

— Рисовать мы будем цветными карандашами, пастельными мел­ками или фломастерами.

Но сначала создадим основу (фон) для своих будущих картин, что­бы овечки могли гулять «по горам, по долам» и щипать сочную кудря­вую травку. А в небе поплывут кудрявые облака.

Дети обдумывают свои замыслы, выбирают необходимые материа­лы и начинают создавать сюжетные картины. Воспитатель помогает конкретными советами, вопросами, пояснениями. В конце занятия ус­траивается экспресс-выставка «По горам, по долам».

После занятия. В свободное время дети составляют по своим карти­нам сюжетные рассказы. Воспитатель, по возможности, записывает индивидуальные рассказы детей

632

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Путешествие в горы»

Задачи. Учить детей уважать культуру других народов, отличную от их собственной. Формировать первоначальные представления детей об образе жизни людей в горах, о зависимости образа жизни людей от

климатических условий. Учить подбирать предметы, соответствующие той или иной ситуа­ции (что нужно взять с собой, если отправляешься в поход).

Предварительная работа. Знакомство детей с животными и рас­тениями гор на предыдущем занятии по ознакомлению с природой.

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изобра­жением традиционного старинного каменного дома-башни, традици­онной одежды, посуды народов, живущих в горах.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, были ли они когда-нибудь в горах, есть ли горы недалеко от их дома.

Воспитатель рассказывает детям, что горы бывают высокими и низ­кими.

—      Если горы низкие, то летом снег в таких горах тает, и увидеть вы­
сокие заснеженные вершины летом в таких горах мы не можем. В на­
шей стране это Уральские горы.

Воспитатель вспоминает с детьми, какие поделки из камней они рассматривали на прошлом занятии, напоминает, что все эти красивые камни люди добывают в Уральских горах. Под землей на Урале спрята­но много богатств — не только красивые камни, но и очень полезные минералы, из которых человек добывает железо (железная руда) и дру­гие металлы.

— В нашей стране есть и высокие горы, называются эти горы Кав­
каз, Кавказские горы. На вершинах этих гор никогда, даже летом, не та­
ет снег. Воспитатель вспоминает с детьми, как они «путешествовали»
в горы на занятии по ознакомлению с природой, что увидели по пути.

Воспитатель рассказывает детям, что раньше дома в горах часто де­лали из камней. Камни в горах есть повсюду. Их или собирают, или от­калывают от скал.

Очень часто дома в горах строили как башни-крепости. Снизу баш­ни были шире, а сверху уже. Это делает башни устойчивыми, и так Удобнее стрелять сверху по врагам, которые подобрались к дому-баш­не. Вход в такую башню только один, его закрывали большой камен­ной плитой или толстой тяжелой дверью, сделанной из крепкого дере­ва. В такой башне несколько этажей. На первом этаже люди спали и хранили продукты — зерно, масло, вино. Здесь же, когда было холод­но, держали и животных — овец и быков. В центре на первом этаже на каменной подставке разводили огонь. На втором этаже хранили сено.

633

Когда на жителей дома-крепости нападали враги, на верху башни за­жигали сигнальный огонь, чтобы предупредить других об опасности.

Воспитатель рассматривает с детьми традиционную одежду лю­дей, живущих в горах, выясняет, из чего сделаны накидки, которые защищают людей от холода и от дождя, шапки (из овечьей шерсти шкур). Называет народы, живущие в горах Кавказа (народы Дагеста­на и др.).

Воспитатель рассказывает детям, что в горах очень красиво. Поэто­му многие люди отправляются в горы путешествовать. Называют таких людей туристами-альпинистами. Наверху уже нет дорог, туда не могут проехать машины с продуктами, одеждой, лекарствами, поэтому все, что нужно, люди несут с собой сами в своих рюкзаках — еду, палатки, спальные мешки. Воспитатель спрашивает детей, какие вещи нужно обязательно взять с собой, отправляясь в горы. Предлагает детям поду­мать, какую посуду лучше выбрать — глиняную, деревянную, металли­ческую, стеклянную или пластмассовую. Дети рассматривают, напри­мер, разные чашки, взвешивают их и определяют, какая из них легче. Вспоминают, какая посуда хрупкая, можно ли такую посуду брать с со­бой, нагревать на огне и т. д.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ГОРАХ

1. Не рекомендуется ходить по горам в сырую погоду.

2. Нужно иметь специальную нескользкую обувь.

3. Брюки не должны затруднять движения, на голове должна быть
шляпа.

4. Не следует бросать камни: можно в кого-нибудь попасть или вы­
звать обвал.

5. Ставьте ноги только на ровное место, не на катящиеся камни.

После занятия. Дети дополняют макет гор, который они начали де­лать на занятии по ознакомлению с природой, лепными фигурками лыжников и альпинистов. На прогулке пытаются складывать из кам­ней башни и опытным путем выясняют, что удобнее всего использо­вать большие плоские камни или обломки кирпичей. Устраивают со­ревнование (в двух — четырех командах): у кого получится самая высо­кая башня.

 

ЛЕПКА сюжетная

«Туристы в горах»

Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Вос­питывать навыки сотрудничества.

Варьировать способ лепки из цилиндра (валика), надрезанного с од­ного или двух концов (в зависимости от позы фигурки). Инициировать

634

самостоятельный поиск разнообразных пластических средств для пере­дачи динамики (свободно передавать в лепке движение человека).

Анализировать особенности фигуры человека, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать композиционные умения и спо­собности.

Предварительная работа. Наблюдение во время прогулки за игра­ющими и гуляющими детьми. Беседа о туризме и других видах коллек­тивного спорта. Рассматривание спортинвентаря и снаряжения в мага­зине спорттоваров. Коллективные подвижные игры.

Подготовка общей композиционной основы — импровизирован­ных гор (пластиковые бутылки или банки обклеиваются мятой газетой или облепливаются пластилином (эту работу могут сделать дети сред­ней группы для развития мелкой моторики). На занятии по ознакомле­нию с природой дети получают представление о горах как природном (экологическом) объекте, начинают сооружение композиции «Горы высокие».

Материалы, инструменты, оборудование. У детей: пластилин, сте­ки, подставки, клеенки, матерчатые и бумажные салфетки. У воспита­теля: поворотный диск, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изо­бражением человека в разных позах (руки подняты вверх, опущены, на поясе, одна на поясе, другая вверху, туловище наклонено влево или вправо, ноги вместе, расставлены слегка или широко и т. д.). Компози­ционная основа для коллективной работы (см. рис.).

Содержание занятия. Взрослый показывает детям, сидящим на ковре, иллюстрации или фотографии туристов, совершающих восхож­дение в горы, сплавляющихся по горной реке на байдарках, катающих­ся на горных лыжах и... загорающих на солнце. Предлагает подняться с ковра и принять такие же позы, например, друг за другом «в связке» с тяжелыми рюкзаками, в лодке с веслами, на горных лыжах и пр. Пе­дагог обращает внимание детей на положение рук и ног, просит опи­сать позы словами, чтобы направить внимание на самое существенное, уточнить кинестетические ощущения и визуальные наблюдения.

Затем воспитатель показывает детям композиционную основу, вы­полненную заранее на занятии по ознакомлению с природой («Горы высокие») и дополненную в свободной художественной деятельности, сообщает, что это и есть горы, на которые будут подниматься или с ко­торых будут спускаться (сплавляться) наши дружные туристы.

Педагог предлагает детям вылепить дружных туристов, договорив­шись между собой о размерах лепных фигурок (например, с указатель­ный пальчик или со счетную палочку). Просит объединиться в три-че­тыре команды, чтобы каждая слепила свою группу туристов, занимаю­щихся тем или иным делом в команде (альпинисты, байдарочники, лыжники). Дети распределяются в группы, договариваются о размерах

635

фигурок и начинают лепить. При этом они самостоятельно ищут спо­собы передачи движения. Каждая группа детей лепит свою команду ту­ристов, соединяя человечков в цепочку фигурок, карабкающихся по скалам (совершающим восхождение в горы), сплавляющихся по гор­ной речке на байдарках, катающихся по горным склонам на лыжах и пр. Детям, которые лепят альпинистов, воспитатель может дать вере­вочку (нитку), чтобы все туристы шли в одной «связке». Каждая груп­па детей размещает своих туристов на одной из импровизированных гор. В конце занятия дети составляют коллективную композицию, объединив все «горы» между собой в горную гряду (скрепляют кусоч­ками пластилина, соединив в одном комке несколько цветов).









После занятия. В свободное время дети по своему желанию допол­няют сюжетную композицию «Туристы в горах» новыми лепными фи­гурками. На занятии по аппликации дети будут вырезать деревья лен­точным способом и размещать на разных ярусах гор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.112 (0.01 с.)