Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рисование в технике «по мокрому» (с отражением)

Поиск

«Деревья смотрят в воду»

Задачи. Знакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Со­вершенствовать технику рисования акварельными красками. Расши­рять возможности способа рисования «по мокрому» как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, пере­давая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами.

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению пред­ставлений в изобразительной деятельности.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, репро­дукций картин, художественных открыток, знакомящих с весенними пейзажами известных художников. Наблюдение за деревьями на про­гулке. Экспериментирование с отражением в зеркале. Знакомство с зеркальной симметрией.

Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги разного формата и размера, акварельные краски, фломастеры или цветные карандаши, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой; губки, ватные тампоны, тряпочки.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям весенние пей­зажи и проводит краткую беседу о специфике жанра, содержании кар­тин, особенностях техники, необходимости хорошего знания приро­ды, любви к ней. Дети вспоминают, что пейзажи — это картины, на ко­торых художники изображают картины природы; рассматривая пейзажи, «мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг... И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться нежными листочками...»

Воспитатель читает детям стихотворение Ф. Тютчева «Сияет солнце...»:

Сияет солнце, воды блещут,

 На всем улыбка, жизнь во всем,

 Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Педагог рассказывает детям, что весной бывает особая пора, которая называется «Дружная весна»: «В это время еще лежит снег, но солнце Начинает так сильно пригревать, что снег очень быстро тает, на речках

533

и озерах тает лед, поэтому везде — и на земле и в водоемах — так много воды. В этой воде отражаются небо с облаками, солнце и даже деревья с кустами».

Воспитатель предлагает детям нарисовать пейзажи, на которых деревья смотрят в воду, чтобы устроить в детском саду выставку не­обычных весенних картин. Спрашивает детей, как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде. Дети высказы­вают свои соображения. Воспитатель показывает отражение ветки ли­ственного дерева в зеркале и предлагает освоить новый способ.

— Берем листы белой бумаги, сгибаем пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем листы и очень быстро, но аккуратно смачиваем бу­магу водой (по выбору детей: губкой, тряпочкой, ватным тампоном, кистью или ладошками). Листы располагаем на столе так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода — озеро, речка или просто лужа.

Берем кисточки и быстро рисуем дерево в верхней части: ствол по­толще, ветки потоньше (рисуем кисточками разного размера). Откла­дываем кисточку в сторону и складываем лист пополам, чтобы небо с деревом «окунулось» в воду; раскрываем лист и... видим два дерева: одно стоит на берегу и смотрит в небо, а другое отражается в воде, буд­то смотрит в воду.

После пояснения и показа педагог предлагает детям выбрать бума­гу любого формата, советует размещать бумагу по вертикали, тогда можно будет нарисовать «высокий» рисунок. Дети выбирают материа­лы, кисточки разных размеров и начинают рисовать. Педагог советует смачивать лист и рисовать дерево быстро, но аккуратно, так как отра­жение (отпечаток) не получится, если бумага будет сухой.

В конце занятия дети переносят свои весенние картины на свобод­ный стол, рассматривают, обмениваются впечатлениями.

После занятия. Оформление выставки весенних пейзажей «деревья смотрят в воду». Экспериментирование с отражением. Продолжение освоения техники рисования «по мокрому» и получения зеркально симметричных силуэтов (монотипия, отпечатки).

534

ПРИРОДА

,                               «Какой бывает вода»

Задачи. Формировать представление о значении воды в жизни че­ловека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познако­мить детей с некоторыми свойствами воды.

Материалы, инструменты, оборудование. Карта мира, пластико­вые стаканчики или баночки для каждого ребенка, пресная и подсо­ленная вода, вода разной температуры, молоко, сок, чай, палочки или чайные ложки, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.

Предварительная работа. Наблюдения в детском саду и дома.

Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспита­тель).

Наблюдение в детском саду.

Воспитатель предлагает детям в течение нескольких дней запоми­нать, где и какую они видели воду (в группе, в уголке природы и других помещениях, на прогулке, дома); как они ее использовали. Он напоми­нает им об этом задании, когда они моют руки, рисуют акварельными красками, пьют компот, поливают растения и т. п. Много ли им требу­ется воды? Затем обсуждает результаты наблюдений, просит ребят от­ветить на вопрос, для чего мы используем воду. (Пьем, моем руки, ку­паемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т. п.) Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее человек не может прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.

Содержание занятия. Дети с воспитателем вспоминают результаты своих наблюдений. Педагог предлагает детям рассмотреть карту мира и выяснить, какого цвета на карте больше всего, поясняет детям, что голубой цвет — это цвет воды. Есть ли большие реки, озера, моря не­вдалеке от вашего населенного пункта? Если да, найдите их. Воспита­тель подчеркивает, что в реках (озерах) и морях вода разная: безвкус­ная, пресная в первых, и солоноватая во вторых. Дети пробуют обыч­ную и подсоленную воду.

Воспитатель подводит дошкольников к водопроводному крану, включает его ненадолго и спрашивает, откуда берется вода в кране. (В одних регионах питьевая вода поставляется из озер, рек, прудов, в других ее добывают из-под земли.) Кажется, что воды на Земле очень много, на самом деле воды, которая нужна человеку, очень мало. Ка­кую воду мы пьем? Соленую или пресную? Человек не может пить со­леную вода, а ее-то как раз на Земле намного больше, чем пресной.

Педагог предлагает детям «стать» учеными и провести опыты с водой.

Опыт 1. «Вода прозрачная». Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика нужно опустить

535

палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в ка­ком — нет? Почему? (В стаканчике с водой видны, а с молоком — нет.) Воспитатель с детьми делает вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Затем он предлагает подумать о том, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?

Опыт 2. «У воды нет вкуса». Дети пробуют воду, молоко и сок и срав­нивают их вкус. Воспитатель с детьми делает вывод: у воды нет вкуса.

Опыт 3. «У воды нет запаха». Дети нюхают воду и выясняют, пахнет ли она. Воспитатель с дошкольниками делает вывод: у воды нет запаха. (Вода из водопроводного крана иногда может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.)

Опыт 4. «Пар — это вода». Воспитатель осторожно берет термос или другую емкость с горячей водой, открывает его и обращает внима­ние детей на пар. Чтобы доказать, что пар — это вода, нужно подер­жать над паром стекло (зеркальце). На стекле появляются капельки. Воспитатель убирает термос и дает детям по очереди потрогать зер­кальце, чтобы убедить их: пар — это вода. Все вместе делают соответ­ствующий вывод.

Опыт 5. «Вода — жидкая, может течь». Дошкольники получают по два стаканчика — один с водой, другой — пустой и аккуратно перели­вают воду из одного в другой. Воспитатель спрашивает, что при этом с водой происходит? (Она льется.) Почему вода может литься? (Пото­му что жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Воспитатель с детьми делает вывод: вода жидкая, может течь.

Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей». Детям дают ста­канчики с теплой и холодной водой и водой комнатной температуры. Пальчиком они пробуют воду и определяют, в каком стаканчике какая вода находится. Если дети уже знакомы с принципом действия термо­метра, можно измерить вместе с ними температуру воды в разных ста­канчиках. Все вместе делают вывод: вода бывает разной температуры — холодная, горячая, прохладная, теплая. Воспитатель подчеркивает, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температуры: и теплая, и холодная. Одни рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной. В холодных морях и реках живет меньше разных животных.

Воспитатель вспоминает с детьми, что на морозе вода замерзает, превращается в лед. Крошечные капельки воды, когда замерзают, пре­вращаются в снежинки. Весной снег и лед начинают таять, разливают­ся реки, начинается половодье. В это время вода может быть опасной для человека и животных.

В заключение воспитатель еще раз напоминает о роли воды в нашей жизни, о том, где она встречается, и как мы ее используем, перечисля­ет вместе с детьми свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов.

536

После занятия. Воспитатель предлагает детям по желанию нарисо­вать «воду». Кто-то изобразит дождь, кто-то — снег, кто-то реку, кто-то — пар, идущий из чайника. Чем больше вариантов выберут дети, тем интереснее получится результат. Педагог подчеркивает, что воду мож­но назвать волшебницей, так как она умеет «превращаться», бывает очень разной. Поэтому нарисовать ее «портрет» одному человеку не под силу. Каждый ребенок выполняет свой рисунок. (Он может это сделать дома или в течение недели в группе.) Все рисунки прикрепля­ются к одному стенду или листу ватмана — получается «портрет» воды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.008 с.)